Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс специальных упражнений для развития подвижности, силы и точности движений органов, участвующих в речевом процессе. К ним относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Основные цели артикуляционной гимнастики:
- Улучшение подвижности артикуляционных органов
- Увеличение силы и амплитуды движений
- Выработка точности и дифференцированности движений
- Подготовка к правильному произношению звуков
- Устранение дефектов звукопроизношения
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:
- Улучшить дикцию и четкость речи
- Подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков
- Исправить речевые дефекты
- Предотвратить возникновение нарушений звукопроизношения
Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики
Чтобы артикуляционная гимнастика была эффективной, важно придерживаться следующих правил:
- Заниматься регулярно, желательно ежедневно по 5-10 минут
- Выполнять упражнения перед зеркалом
- Следить за точностью и правильностью выполнения движений
- Начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их
- Следить за чистотой выполнения каждого упражнения
- Не допускать переутомления мышц артикуляционного аппарата
- Заниматься в эмоционально положительной обстановке
При работе с детьми важно превратить гимнастику в увлекательную игру. Можно использовать стихи, сказки, наглядные пособия.
Базовый комплекс артикуляционной гимнастики
Существует базовый комплекс упражнений, который подходит для развития артикуляционного аппарата в целом. Он включает следующие упражнения:
«Улыбка»
Цель: развитие подвижности губ.
Выполнение: улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать улыбку 5-10 секунд.
«Хоботок»
Цель: развитие подвижности губ.
Выполнение: вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать 5-10 секунд.
«Лопаточка»
Цель: расслабление мышц языка, выработка умения удерживать язык широким.
Выполнение: открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать 10-15 секунд.
«Чашечка»
Цель: научить поднимать боковые края языка.
Выполнение: открыть рот, высунуть широкий язык и поднять его боковые края, образуя форму чашечки. Удерживать 10-15 секунд.
«Маятник»
Цель: развитие подвижности языка.
Выполнение: открыть рот, высунуть язык и двигать его от одного уголка рта к другому. Повторить 10-15 раз.
Комплексы упражнений для постановки конкретных звуков
Помимо базового комплекса, существуют специальные наборы упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению конкретных звуков:
Комплекс для свистящих звуков (С, З, Ц)
- «Заборчик» — растянуть губы в улыбке, обнажив зубы
- «Трубочка» — вытянуть губы вперед
- «Чистим зубки» — провести языком по верхним и нижним зубам
- «Горка» — упереть кончик языка в нижние зубы, выгнуть спинку языка
Комплекс для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)
- «Чашечка» — поднять широкий язык к верхней губе
- «Грибок» — присосать язык к нёбу
- «Фокус» — подуть на кончик носа языком-чашечкой
- «Вкусное варенье» — облизать верхнюю губу широким языком
Комплекс для звука Р
- «Маляр» — водить языком по нёбу вперед-назад
- «Лошадка» — пощелкать языком
- «Грибок» — присосать язык к нёбу
- «Дятел» — стучать языком за верхними зубами со звуком Д-Д-Д
Техники выполнения артикуляционной гимнастики
Существует несколько основных техник выполнения артикуляционной гимнастики:
Пассивная гимнастика
При этом виде гимнастики движения выполняются с механической помощью (рукой, шпателем). Используется при сильных нарушениях моторики артикуляционного аппарата.
Активная гимнастика
Упражнения выполняются самостоятельно под контролем взрослого. Это основной вид артикуляционной гимнастики.
Игровая гимнастика
Упражнения проводятся в игровой форме, что особенно эффективно при работе с детьми. Используются стихи, сказки, наглядные пособия.
Сопряженная гимнастика
Упражнения выполняются одновременно с логопедом по подражанию. Эффективна на начальных этапах работы.
Особенности выполнения артикуляционной гимнастики у детей
При проведении артикуляционной гимнастики с детьми важно учитывать следующие моменты:
- Проводить гимнастику в игровой форме
- Использовать наглядные пособия, картинки
- Сопровождать упражнения стихами и потешками
- Начинать с простых упражнений, постепенно усложняя
- Выполнять движения медленно, плавно, без резких движений
- Следить за правильностью выполнения
- Помогать ребенку, если у него не получается
- Хвалить за старания и успехи
Важно превратить гимнастику в увлекательное занятие, чтобы у ребенка возникло желание заниматься.
Артикуляционная гимнастика для взрослых
Взрослые также могут выполнять артикуляционную гимнастику для улучшения дикции и устранения речевых дефектов. Особенности гимнастики для взрослых:
- Более длительное выполнение упражнений (до 1-2 минут)
- Большее количество повторений
- Использование более сложных упражнений
- Самостоятельный контроль за правильностью выполнения
- Сочетание с дыхательной гимнастикой
- Выполнение перед зеркалом для самоконтроля
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет взрослым улучшить дикцию, четкость речи, исправить речевые дефекты.
Эффективность артикуляционной гимнастики
Правильно подобранный комплекс упражнений и регулярные занятия артикуляционной гимнастикой позволяют достичь следующих результатов:
- Улучшение подвижности органов артикуляции
- Увеличение силы и точности движений языка, губ, челюсти
- Подготовка к правильному произношению звуков
- Устранение дефектов звукопроизношения
- Улучшение дикции и четкости речи
- Предотвращение возникновения нарушений речи
Для достижения максимального эффекта важно заниматься регулярно, правильно выполнять упражнения и соблюдать рекомендации специалистов.