Существенность и неустранимость нарушения строительных норм при возведении самовольной постройки – отказ в иске о признании права
«Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года (извлечение):
Вопросы применения материального права
Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
Как показало изучение судебной практики, существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судами на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.
Кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, суды выясняют, учтены ли при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
Для установления наличия (отсутствия) отступлений от градостроительных и строительных правил при возведении самовольной постройки судами, как правило, назначаются судебные строительно-технические экспертизы. Учитывая содержащиеся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснения о недопустимости постановки перед экспертом (экспертами) вопросов правового характера, разрешение которых относится к компетенции суда, вопросы существенности допущенных при возведении самовольной постройки градостроительных норм и правил не могут ставиться на разрешение эксперта.
К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Несоблюдение конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, несоответствие избранного истцом способа защиты характеру и степени допущенного нарушения прав или законных интересов, публичных интересов послужило, например, основанием для отмены судебных постановлений, состоявшихся по делу по иску администрации муниципального образования к К. о сносе самовольной постройки и по встречному иску К. к администрации муниципального образования о признании права собственности на незавершенный строительством дом.
Решением районного суда в удовлетворении первоначального и встречного исков было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда решение суда первой инстанции было в части отменено, вынесено новое решение о возложении на К. обязанности снести за его счет самовольно возведенный капитальный объект недвижимости.
Отменяя апелляционное определение в части отмены решения районного суда и вынесения нового решения об удовлетворении требований администрации муниципального образования, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала следующее.
Установлено, что площадь спорного объекта незавершенного строительства составляет 304,8 кв. м. Согласно результатам судебной строительно-технической экспертизы этот объект расположен в границах принадлежащего ответчику земельного участка и лишь незначительная часть пристройки к нему, размером 0,2 м x 6 м, размещена с выступом за красную линию. Общая площадь застройки составила 50% площади земельного участка, что удовлетворяет требованиям схемы планировочной организации земельного участка. При этом спорный объект незавершенного строительства не препятствует владельцам соседних строений в пользовании ими своими строениями и земельными участками, а также не препятствует проходу по тротуару и не создает опасность возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспорта по этой улице.
Удовлетворяя исковые требования о сносе спорного объекта капитального строительства, суд апелляционной инстанции исходил из того, что он имеет все установленные ст. 222 ГК РФ признаки самовольной постройки, поскольку К. без получения разрешительных документов возводит второй этаж и часть самовольного строения выступает за границы правомерного земельного участка.
Не соглашаясь с данным выводом суда апелляционной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала, что он сделан без учета разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22, поскольку для правильного разрешения этого дела необходимым является установление обстоятельства, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила землепользования и застройки и т.д.
Судебная коллегия указала, что возведение второго этажа строения без разрешительных документов само по себе не является основанием для сноса строящегося объекта недвижимости при отсутствии данных, свидетельствующих о том, что именно этим постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Обращаясь в суд со встречным иском, а также в судебном заседании К. утверждал, ссылаясь на имеющееся в материалах дела заключение экспертов, проводивших судебную строительно-техническую экспертизу, что выявленное нарушение, связанное с неправильным размещением объекта, может быть устранено без сноса объекта строительства.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции при принятии решения о сносе всей самовольной постройки не обсуждено и не установлено, насколько избранный истцом способ защиты прав соответствует допущенному ответчиком нарушению, заключающемуся в осуществлении строительства без необходимого разрешения, а также в размещении этого объекта с выступом за красную линию на 0,2 м на протяжении 6 м, и возможно ли устранение данного нарушения без сноса объекта незаконченного строительства. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 18-КГ13-14.)
По другому делу суд, придя к выводу о том, что возведение гаража с нарушением требований отступа от межевой границы не является существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, противопожарные и санитарные разрывы соблюдены, опасности для жизни и здоровья людей указанный объект не представляет, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о сносе гаража, одновременно возложив на ответчиков обязанность по устранению выявленных недостатков постройки путем переустройства ее конфигурации и установления по краю ската крыши снегозадерживающих заграждений.
Вернуться к началу документа: «Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»
Обобщение характерных нарушений требований строительных норм и правил, Письмо ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 21 декабря 1995 года №24-10-3/331
Обобщение характерных нарушений требований строительных норм и правил
ПИСЬМО
Главгосэкспертиза России направляет для использования в практической деятельности Обобщение характерных нарушений требований строительных норм и правил, подготовленное на основе анализа результатов экспертизы проектной документации.
Первый заместитель начальника
Главгосэкспертизы России
Ш.М.Гордезиани
Приложение. Обобщение. Характерные нарушения требований строительных норм и правил при проектировании предприятий, зданий и сооружений
Приложение
Результаты экспертизы проектов строительства свидетельствуют о том, что при их разработке допускаются многочисленные нарушения требований строительных норм и правил.
В данных материалах обобщены наиболее характерные недостатки, отмеченные в экспертных заключениях по проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Инженерные изыскания
По большинству рассмотренных проектов отмечаются нарушения требований СНиП 1.02.07-87 «Инженерные изыскания для строительства». Основными из них являются следующие.
При проведении инженерных изысканий на площадке (трассе) строительства не обеспечивается комплексное изучение природных условий, не соблюдаются этапность, состав и объемы изысканий для различных стадий проектирования.
Не выполняются требования по порядку проведения и объему инженерных изысканий на застроенных территориях при расширении и реконструкции объектов, не проводится анализ изменения природных условий за период освоения территории.
Не соблюдаются требования по количеству необходимых выработок (скважин) и расстояний между ними в пределах контуров проектируемых зданий и сооружений, глубине скважин при проектировании свайных фундаментов, а также условиям отбора образцов грунта для лабораторных исследований.
не учитываются дополнительные требования к изысканиям в районах развития опасных геологических процессов (карсты, оползни, сели и др.).
Имеет место разработка проектов без проведения инженерных изысканий непосредственно на площадке строительства, с использованием только обзорных данных или материалов изысканий на соседних участках.
Не соблюдаются нормативные требования в части уточнения сейсмичности площадки строительства при отсутствии карт сейсмического микрорайонирования, с учетом конкретных гидрогеологических условий данной площадки.
Состав и содержание технических отчетов (заключений) по инженерным изысканиям не соответствуют рекомендациям СНиП 1.02.07-87 (приложение 9).
В пояснительных записках к проектам строительства не освещаются с достаточной полнотой результаты проведенных изысканий, на которых базируются принципиальные технические решения (данные о геологической структуре и физико-механических характеристиках грунтов основания, режиме уровней грунтовых вод и их агрессивности по отношению к строительным конструкциям и материалам).
Фундаменты
При проектировании фундаментов допускаются нарушения СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений», СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты» и СНиП 2.02.04-88 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах». В основном эти нарушения обусловлены низким качеством проведенных изысканий, неполнотой учета характеристик грунтового основания и недостоверной оценкой его несущей способности. Допускаются ошибки в выборе несущего основания, размеров и глубины заложения фундаментов, определении величины осадки сооружения, особенно при разновысотности его конструктивных элементов.
В случаях, когда основанием фундаментов служат вечномерзлые грунты, не предусматриваются мероприятия по предотвращению изменения их природного состояния.
Наиболее характерны ошибки при проектировании свайных фундаментов, в том числе в определении нагрузки на сваю, несущей способности ростверка, длины и поперечного сечения сваи и т.д.
В проектах реконструкции зданий (особенно при изменении их функционального назначения) не всегда проводятся необходимые обследования состояния основания и фундаментов, не выполняются поверочные расчеты нагрузок, допускаются ошибки в решении узлов примыкания существующего и проектируемого фундаментов, не учитываются возможные осадки.
Конструкции зданий
По принятым в проектах строительства конструктивным решениям отмечаются нарушения требований СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», СНиП 2.09.02-85 «Производственные здания», СНиП 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий» и СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах».
Во многих проектах отсутствуют данные по принятой конструктивной схеме здания, условиям обеспечения пространственной жесткости и устойчивости конструкции в целом и ее отдельных элементов как в период строительства, так и эксплуатации.
Не приводятся также сведения о принятых нормативных нагрузках и результатах выполненных расчетов. При применении типовых конструкций не выполняется проверка на местные нагрузки от технологического оборудования. Конструкции зданий принимаются со значительным превышением несущей способности по отношению к фактическим технологическим нагрузкам.
При проектировании несущих стен из кирпича и каменной кладки допускаются ошибки в определении категорийности зданий, их этажности, размеров элементов стен, конструкциях осадочных и деформационных швов, отмечается занижение толщины стен из кирпича. Отсутствуют поверочные расчеты конструкций в зоне образования «снеговых мешков».
В проектах, разрабатываемых для сейсмоопасных районов, отмечается недостаточная проработка антисейсмических мероприятий (антисейсмические швы и пояса, крепление сборных конструкций, обрамление проемов, армирование кладки стен и фундаментов).
Противопожарные мероприятия
Одним из наиболее серьезных недостатков проектов строительства является нарушение нормативных требований, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, прежде всего основных положений СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы».
Отмечается несоблюдение требований строительных норм и правил при определении степени огнестойкости зданий в зависимости от минимальных пределов огнестойкости строительных конструкций и максимальных пределов распространения по ним огня, путей эвакуации: по максимальному удалению рабочего места от выхода, по ширине проходов и их оборудованию дверями, назначении количества эвакуационных выходов из здания и отдельных помещений, расположении противопожарных стен, особенно в местах примыкания зданий под углом.
С нарушением нормативных требований принимается ширина лестничных маршей и площадок, не обеспечиваются условия незадымляемости и отделения лестничных клеток противопожарными перегородками; в лестничных клетках располагаются помещения кладовых и электрощитовых; вход в лифт предусматривается из общего вестибюля, а не из лифтового холла, отделенного противопожарными дверями.
Не предусматриваются решения по защите конструкций от огня, отмечается применение горючих материалов в качестве утеплителя.
Имеет место невыполнение требований СНиП 2.09.02-85 «Производственные здания» о категорировании помещений по степени взрыво- и пожароопасности, отделении их противопожарными стенами, перегородками, перекрытиями и входными тамбурами, а также об устройстве в помещениях категории «А» и «Б» легкосбрасываемых ограждающих конструкций.
Допускаются отступления от требований СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» при выборе этажности и степени огнестойкости общественных зданий, определении площадки отсека между противопожарными стенами, степени огнестойкости отдельных элементов зданий.
Не предусматривается в необходимых случаях (в нарушение требований СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений») установка систем автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации и отключения систем вентиляции при пожаре, а также устройство аварийного освещения путей эвакуации, машинных отделений лифтов и т.д.
Жилые и общественные здания
При разработке проектов отмечаются отступления от требований СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», а также отраслевых нормативных документов в части назначения размера земельного участка для размещения игровых, хозяйственно-бытовых площадок и зон отдыха, временных стоянок автотранспорта, шумозащитных насаждений и т.д.
Не соблюдаются санитарные и пожарные разрывы между зданиями с учетом их высоты и очертания в плане, от зданий общественного назначения до жилых домов, предельные расстояния от зданий до транспортных и инженерных коммуникаций, не обеспечивается проезд пожарного автотранспорта.
Зачастую технологическая часть проекта разрабатывается без плана-программы или организационно-структурной схемы, из-за чего не выполняются нормативные требования по составу, количеству и площадям помещений основного и вспомогательного назначения, их пропускной способности, мощности устанавливаемого оборудования и т.д.
Имеют место нарушения норм проектирования в части размещения помещений и их ориентации: помещения с постоянным пребыванием людей располагаются над источникам шума (венткамеры, насосные), не обеспечивается необходимая инсоляция жилых помещений, классных комнат, операционных и др.
Допускается размещение лечебных учреждений в зонах повышенного шумового воздействия и превышения предельно допустимых концентраций по вредным веществам; не соблюдается требование функционального зонирования территории, не обеспечивается удобство транспортных и пешеходных подходов.
При проектировании комплексов, включающих гаражи-стоянки автотранспорта не предусматриваются: мойка машин, устройства для стоков, локальные очистные сооружения и оборотное водоснабжение.
Промышленные предприятия
В проектах строительства промышленных предприятий отмечаются нарушения отдельных положений следующих строительных норм и правил: СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий», 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания», 2.09.02-85* «Производственные здания».
При проектировании предприятий, в ряде случаев, их проектная мощность не подтверждается соответствующими расчетами и необходимыми обоснованиями; не всегда определяются потребность в сырье, полуфабрикатах, источники их поступления и условия реализации готовой продукции. Не предусматриваются мероприятия по снижению энергопотребления, утилизации отходов и использованию вторичных ресурсов.
При составлении генпланов недостаточно прорабатывается схема технологических и транспортных потоков на территории предприятия, ее зонирование с учетом санитарных и пожарных норм, не соблюдаются требования по плотности застройки.
Не производится категорирование помещений по взрывной и пожарной опасности производственного процесса, не предусматриваются мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, удаление рабочих мест от путей эвакуации принимается с нарушением нормативных требований по безопасности.
Для определения оптимальных высот и пролетов производственных помещений не составляются габаритные схемы, не во всех проектах проводится расчет грузоподъемности и производительности грузовых механизмов и транспортных средств, отсутствуют решения по обеспечению рабочих мест и технологических процессов средствами механизации грузоподъемных операций. Не всегда достаточны предусматриваемые в цехах площади для складов готовой продукции, комплектовочных материалов и инструмента.
При проектировании помещений с высоким уровнем звукового давления не предусматриваются необходимые меры по шумоглушению и защите работающих от его воздействия.
Во многих проектах не разрабатывается раздел по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны, не соблюдается порядок согласования и оформления этой документации.
Инженерные системы, сети и оборудование
В проектах строительства предприятий, зданий и сооружений нарушаются требования положений следующих строительных норм и правил: СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация», 2.04.03-85 «Канализация зданий. Наружные сети и сооружения», II-35-76 «Котельные установки», 2.04.07-86 «Тепловые сети», 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», II-3-79** «Строительная теплотехника», а также ПУЭ-85 «Правила устройства электроустановок».
При проектировании систем водоснабжения и канализации не всегда рассматривается целесообразность кооперирования систем водоснабжения и канализации объектов, независимо от их ведомственной принадлежности, а также возможность их дальнейшей эксплуатации с учетом реконструкции и интенсификации работы.
Подземные воды питьевого качества без соответствующих обоснований и необходимых согласований намечаются к использованию в системе производственного и поливочного водоснабжения.
Проектирование центральных систем водоснабжения и их отдельных элементов часто ведется без учета категорийности по степени обеспеченности подачи воды, а локальных систем водоснабжения без учета технологических требований и конкретных условий объекта. Отмечаются нарушения в установлении границ зон санитарной охраны (санитарно-защитные зоны и полосы, санитарные пояса источников водоснабжения).
При расчетах совместной работы водопроводных сетей, водоводов, регулирующих емкостей и насосных станций не устанавливаются режимы подачи воды.
При комплексном проектировании систем водоснабжения и канализации не составляется баланс водопотребления по отдельным сооружениям и объекту в целом, не предусматриваются системы и оборудование для учета расхода воды.
Имеются случаи несоответствия мощности источника водоснабжения, пропускной способности водоводов, установленной мощности насосного оборудования расходу воды на потребление и пожаротушение.
В проектной документации не указывается напор воды в сети в точке подключения; расчетное давление для запорной арматуры принимается меньшим, чем рабочее в водоводах; не предусматриваются мероприятия по защите сетей от гидравлических ударов; глубина прокладки коммуникаций из-за неувязки с проектами вертикальной планировки и автодорог оказывается меньше нормативной глубины промерзания, особенно в местах пересечения в кюветами; не соблюдаются требования к герметичности водоводов и вводов в здания в условиях просадочных грунтов; прокладка коммуникаций вдоль зданий осуществляется на расстояниях меньше предусмотренных нормами, что усложняет их эксплуатацию и может оказать отрицательное воздействие на фундаменты.
В системе дождевой канализации не обеспечивается очистка загрязненных стоков.
В проектах канализационных очистных сооружений не приводятся данные о химическом составе сточных вод, концентрации содержащихся в них загрязнений и их ПДК, а также результаты проведенных расчетов по степени очистки стоков; не решаются вопросы обеззараживания и дегельминизации осадков, определения мест складирования и возможного использования или утилизации шламов, в том числе собранных нефтепродуктов; не обосновываются расчетом мощность, количество фильтров, а также другое оборудование очистных сооружений, размеры иловых площадок, биопрудов, применяются нерациональные технологии очистки и устаревшее оборудование.
При прокладке безнапорных канализационных сетей допускается применение стальных напорных труб без необходимой антикоррозийной защиты; не предусматриваются соответствующие меры по предотвращению утечек и деформаций канализационных сооружений и сетей в условиях просадочных, пучинистых и вечномерзлых грунтов.
При проектировании отопительных и производственных котельных не выполняются требования СНиП в части обоснования их производительности с учетом утвержденных схем теплоснабжения и максимальным кооперированием потребителей тепла.
Не приводятся данные о категорировании котельных по надежности отпуска тепла, а потребителей — по надежности теплоснабжения.
Во многих проектах котельных предусматривается применение устаревшего или снятого с производства оборудования, а в проектах реконструкции не проводится анализ возможности использования существующего оборудования, не выработавшего нормативные сроки.
Не обеспечивается возможность увеличения мощности котельных как путем расширения, так и замены основных агрегатов на более мощные; не соблюдаются санитарные нормы по их удалению от жилых и общественных зданий, особенно при проектировании складов резервного топлива; не проводится расчет эксплуатационного персонала с определением количества рабочих мест и сменности работы; допускаются нарушения при определении состава и площадей бытовых помещений для персонала.
Не предусматривается автоматическое регулирование отпуска тепла в тепловых пунктах, местное регулирование отопительных приборов, учет и контроль расхода тепла. При привязке типовых проектов не производится корректировка систем теплоснабжения с учетом расчетных метеорологических условий района строительства.
В проектах тепловых сетей не всегда учитывается рельеф местности и не составляется пьезометрический график; отсутствует в необходимых случаях гидроизоляция каналов и попутный дренаж; неправильно определяются виды покрытий для защиты труб от коррозии; допускаются ошибки в расчетах компенсаторов и неподвижных опор теплосети; на вводах в здания предусматривается установка чугунной арматуры вместо стальной; отсутствуют или неправильно решаются узлы по сбросу воды и воздуха из трубопроводов.
При проектировании систем вентиляции общественных и производственных зданий допускаются нарушения требований СНиП в части определения расчетных параметров наружного воздуха и вредностей, выделяемых внутри помещений; объединение в системах вентиляции групп помещений различных производственных категорий, чистых и грязных помещений по санитарному состоянию и т.п.
На системах вентиляции не предусматриваются устройства для автоматического их отключения, допускаются ошибки в установке огнезадерживающих клапанов и противодымных устройств.
Не определяется состав и концентрация вредных веществ, содержащихся в выбрасываемом воздухе, не решаются вопросы по его очистке и рассеиванию, не всегда разрабатываются мероприятия по использованию вторичных энергетических ресурсов.
В проектах систем электроснабжения не выполняются требования Правил устройства электроустановок в части разработки однолинейных принципиальных схем электроснабжения с указанием элементов сети и их параметров, токов короткого замыкания, нагрузок и аварийных режимов фидеров.
При проектировании ЛЭП не прорабатываются принципиальные схемы с ТП, РП и РУ, схемы и расчеты релейной защиты, Допускаются случаи неправильного определения категорий надежности электроснабжения, выбора количества и сечений питающих линий, защиты питающих и распределительных сетей, проектной мощности электроустановок.
Неверно определяются категории помещений и электроустановок по взрывной и пожарной безопасности, не предусматриваются вторые вводы для питания пожарных насосов и сигнализации.
Допускается размещение электрощитовых и распределительных устройств под помещениями с мокрыми процессами.
Имеются ошибки в проектировании заземления и молниезащиты сооружений, электроустановок и оборудования.
При определении потребляемой электроэнергии завышаются единичные устанавливаемые мощности, не учитывается одновременность их работы.
Автомобильные дороги и мосты
Отмечаются нарушения требований СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и 2.05.03-84 «Мосты и трубы».
При проектировании автомобильных дорог не устранен такой существенный недостаток, как составление заданий на разработку ТЭО и проектов строительства или реконструкции коротких участков автодорог, не имеющих самостоятельного транспортно-экономического значения.
При таком подходе не может быть обеспечен выбор оптимальной трассы, рациональное размещение объектов дорожной и автотранспортной служб, затрудняется отвод земли и определение экономической эффективности строительства всей автодороги в целом.
Недостаточное обоснование объемов грузовых и пассажирских перевозок, интенсивности движения и транспортных связей приводят к ошибкам при назначении категорий автодороги или класса сооружений.
Во многих проектах предусматривается прокладка трасс без учета возможности обхода населенных пунктов, сохранения целостности сельскохозяйственных угодий, а также перспективного повышения категорийности дорог.
В связи с низким качеством проведенных изысканий отмечаются ошибки в определении уровня грунтовых вод, в решениях по водоотводу и снегозащите, в расчетах пропускной способности искусственных сооружений.
В проектах автодорог, прокладываемых в пучинистых, просадочных и вечномерзлых грунтах не всегда предусматриваются достаточные меры по предупреждению деформаций искусственных сооружений.
Рекомендуемые к строительству проектные решения не имеют достаточных обоснований конструкции земляного полотна и дорожной одежды.
Не прорабатываются вопросы рекультивации нарушенных земель вдоль трассы и в местах карьеров и резервов.
В проектах организации строительства дорог принимаются нерациональные транспортные схемы доставки материалов и конструкций.
В проектной документации на строительство мостовых переходов и путепроводов отмечается отсутствие обосновывающих расчетов для определения их категории, габаритов, конструктивных решений сооружений, допускаются ошибки в назначении класса нагрузки, в расчетах свайных оснований, антикоррозийной защите конструкций.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка
Как предотвратить нарушение строительных норм и правил
В этом обзоре – о юридических аспектах реализации программы «Благоустроенная махалля».
В целях улучшения инфраструктуры г. Ташкента реализуется программа «Благоустроенная махалля», направленная на такие благородные цели, как:
- улучшение качества жизни населения;
- модернизация районов г. Ташкента;
- предоставление актуальных услуг в шаговой доступности.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, Республиканскому совету, фонду «Махалла» было поручено в срок до:
- 1 декабря 2018 года принять меры по строительству (реконструкции, ремонту) зданий комплексов «Центр махалли» в центрах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов;
- 1 декабря 2021 года – зданий органов сходов граждан на основе типовых проектов и предъявляемых к ним требований (п. 8 УП–4944 от 3.02.2017 г.)
В рамках вышеуказанной программы в районах г. Ташкента развернулись масштабные строительные работы.
Однако, по свидетельству республиканских СМИ (см. например, сайты gazeta.uz, sreda.uz и nuz.uz), нередко под видом махаллинских центров инвесторы пытаются построить коммерческую недвижимость для извлечения прибыли.
Это вызывает протесты жителей близлежащих многоэтажных домов, условия жизни которых ухудшаются не только в процессе строительства, но и после ввода коммерческой недвижимости в эксплуатацию. Тем более, что в этой ситуации вызывает много вопросов непрозрачность выделения земельных участков под коммерческую застройку и возможные нарушения градостроительных норм.
Во избежание неоднозначного понимания и толкования законодательных актов, регулирующих сферу, связанную с осуществлением строительных работ в рамках программы «Благоустроенная махалля», рассмотрим нормативно-правовую базу и обратим внимание на неурегулированные вопросы.
Предоставление прав на земельные участки осуществляется в порядке отвода на основании решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, хокимов областей, города Ташкента, районов, городов (статья 23 Земельного кодекса).
С 1 июля 2018 года:
- предоставление земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности производится посредством электронного аукциона через единую электронную торговую площадку «E-IJRO AUKSION»;
- сбор, рассмотрение и согласование материалов по предоставлению земельных участков с уполномоченными органами и организациями осуществляются исключительно в электронной форме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (п. 8 ПП–3677 от 20.04.2018 г.).
Во исполнение постановления Президента от 20.04.2018 г. № ПП–3677 принято Положение о порядке предоставления земельных участков посредством электронного аукциона в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности (прил. №1 к ПКМ РУз от 30.06.2018 г. № 493, далее – Положение).
Казалось бы, теперь никаких вопросов по поводу непрозрачности процедур выделения земельных участков возникать не должно. Однако в Положении есть исключение. Его требования не распространяются на случаи предоставления земельных участков для строительства объектов, возводимых для государственных и общественных нужд, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан, хокимов областей, районов и городов (подпункт «б» пункта 2 Положения).
Указанная норма предполагает возможность предоставления земельных участков для строительства зданий махалли, минуя электронную торговую площадку. При этом на законодательном уровне:
- не детализирован порядок предоставления земельных участков для обустройства махаллей в рамках действующей программы;
- не установлены критерии отбора будущих застройщиков;
- не утверждены типовые проекты и требования к зданиям махаллей.
Подобная неурегулированность негативно влияет на взаимоотношения местных органов государственной власти и жителей, приводит к возникновению спорных ситуаций, препятствует корректному исполнению поручений руководства страны. Под видом махаллинских центров, не думая об интересах людей, ради которых принималась программа «Благоустроенная махалля», инвесторы нередко пытаются построить бизнес-центры и другие объекты коммерческой недвижимости.
Но дело не только в правовой неурегулированности ситуации. Поддержанные местной властью строительные проекты на практике нередко реализуются с нарушением требований градостроительных норм. Между тем любое строительство должно осуществляться в строгом соответствии с градостроительными нормами (статья 3 Градостроительного кодекса). О неукоснительном соблюдении требований градостроительных норм говорится и в постановлении Президента о программе «Благоустроенная махалля» (пункты 2, 3 УП–5467 от 27.06.2018 г.).
А в стандартах четко прописано: «Размещение в микрорайонах между жилыми домами объектов любого назначения не допускается. Исключение составляют специальные сооружения (игровые площадки для детей, спортивные площадки, площадки для сушки белья, временные стоянки для автомобилей) (п. 21.1.ШНК 2.07.01-03).
Существующая практика противоречит и нормам Градостроительного кодекса. Интересами общества в области градостроительства, среди прочих, являются:
- обеспечение населения благоприятными условиями проживания;
- недопущение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшение экологической обстановки;
- открытость и прозрачность градостроительства.
В случае если градостроительная деятельность противоречит интересам общества, то она должна быть прекращена (статья 4 Градостроительного кодекса).
Юридические и физические лица при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также санитарных норм и правил (статья 8 Градостроительного кодекса).
Чтобы исключить нарушения, необходимо законодательно урегулировать вопрос отвода земельных участков под строительство в рамках программы «Благоустроенная махалля». Для этого нужно утвердить нормативно-правовой акт, регулирующий:
- этапы, сроки и критерии отвода земельного участка;
- разрешенные территории в разрезе махаллей для осуществления строительно-монтажных работ;
- разработку типовых проектов зданий сходов граждан махалли;
- детализацию видов деятельности, которые могут осуществляться в построенных помещениях.
Напоминаем, что граждане защищены в своих правах, и в случае нарушения законодательства уполномочены обращаться в судебные органы (статьи 4, 26, 27 Кодекса об административном судопроизводстве), а также в органы прокуратуры, которые являются гарантом защиты прав и интересов общества (статья 7, главы 1, 2 раздела 3 Закона «О прокуратуре»).
Бахром Зайтаев, юрист.
Типовые нарушения при строительстве | Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области
В нарушение требований ч.3 ст. 34 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.10.3.2 СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003» местами нарушена (отсутствует) толщина защитного слоя бетона для рабочей арматуры стен, лоджий (составляет менее 40 мм для стен, менее 30 мм для лоджий).
В нарушение требований проектной документации для устройства опалубки конструкций перекрытий применены не инвентарные стойки. Нарушена технология монтажа опалубки. Вследствие чего, произошел отказ стоек опалубки, повлекший обрушение строительных конструкций
На объекте капитального строительства отсутствовал проект производства работ и технологические карты на бетонные работы, следовательно, производство работ на данном объекте осуществлялось в отсутствие надлежащей разработанной и утвержденной организационно-технологической документации.
Застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, не осуществлялся должным образом строительный контроль, что является нарушением ч. 6 ст. 52, ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ.
В нарушение требований ч. 2, ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, п. 3.4, 3.6, 6.1, 6.1.1 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», проекта шифр 2012-111-ПОС.6 лист 9 раздел 6 п. 1.7, лист 10 раздел 6 п.2.7.3 (производственный контроль (операционный, входной контроль документации) осуществляется не должным образом. Вследствие чего была нарушена организационно — технологическая схема возведения здания. Свайное ограждение котлована не было выполнено, откосы котлована выполнены вертикально, не раскреплены. Произошло обрушение откосов котлована в непосредственной близости одноэтажного жилого дома. Безопасный проход к одноэтажному жилому вдоль котлована фактически повис в воздухе (в настоящее время демонтирован). Сложившаяся ситуация на строительной площадке является прямой угрозой жизни и имуществу граждан.
Выполнены не типовые и не проектные решения по устройству проемов в кирпичной стене. Вертикальные и горизонтальные растворные швы кирпичных стен не соответствуют требованиям п. 9.2.4 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», а именно: толщина горизонтальных швов кладки из кирпича и камней правильной формы должна составлять 12мм, вертикальных швов — 10мм.
В нарушение требований проекта в опорной части балки на кирпичную стену отсутствует железобетонная опорная подушка, предусмотренная проектом.
В нарушение требований п. 9.2.4, п. 9.12.2 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» укладка кирпича выполнена не с полным заполнением вертикальных и горизонтальных швов; толщина горизонтальных швов кладки из кирпича и камней правильной формы должна составлять 12 мм, вертикальных швов — 10 мм. В соответствии с п. 9.2.3 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» применение кирпича-половняка допускается только в кладке забутовочных рядов и мало нагруженных каменных конструкций (участки стен под окнами и т.п.) — не более 10%.Некачественная кладка стен из облицовочного кирпича, швы неодинаковы и не соответствуют требованиям СНиП, применен кирпич-половняк, что является не допустимым в данном случае.
В нарушение требований п. 10.3, п. 10.3.2 СП 63.13330.2012 «Свод правил. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003» защитный слой бетона не обеспечивает совместную работу арматуры с бетоном, а толщина защитного слоя бетона принята менее диаметра стержня арматуры и менее 10 мм.
Поврежден защитный слой бетона, оголены рабочие арматурные стержни, что приводит к ослаблению несущей способности конструкции бетонной стены.
В нарушение требований проектной документации для устройства опалубки конструкций перекрытий были применены опорные стойки-домкраты (не предусмотренные заводом-изготовителем). Изменены технические характеристики стоек, уменьшилась устойчивость стойки при нагрузке, в результате чего несколько стоек сломались. Затем произошло обрушение перекрытия на площади около 380 м2.
В нарушение ч.4 ст.53 Градостроительного кодекса РФ Федерального закона №190-ФЗ от 29.12.2004г, п.7.1 СП 48.13330.2011 в процессе строительства не в полной мере осуществлялся строительный контроль лица, осуществляющего строительство за безопасностью строительных конструкций, качеством и правильностью использования применяемой опалубки.
Возведение объекта недвижимости в нарушение градостроительных и строительных норм и правил в охранной зоне инженерных коммуникаций влечет признание его самовольной постройкой и снос. Критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную (обслуживающую) функцию. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 88-КГПР13-10 (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации
1. Возведение объекта недвижимости в нарушение градостроительных и строительных норм и правил в охранной зоне инженерных коммуникаций влечет признание его самовольной постройкой и снос. Критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную (обслуживающую) функцию Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 88-КГПР13-10 (Извлечение) Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд с иском к Б. и М. о признании права общей долевой собственности на объект недвижимости отсутствующим и возложении обязанности осуществить снос самовольно возведенного строения, указав в обоснование исковых требований следующее. Объект недвижимости возведен собственниками на земельном участке с нарушением его целевого назначения, без получения соответствующего разрешения, само возведенное строение создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, в связи с чем этот объект является самовольной постройкой, подлежащей сносу. Решением Советского районного суда г. Томска от 23 августа 2012 г. требования прокурора удовлетворены. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 26 октября 2012 г. решение суда первой инстанции отменено и по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В кассационном представлении ставился вопрос об отмене апелляционного определения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 сентября 2013 г. признала, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения представления и отмены обжалуемого судебного постановления. Разрешая дело по существу и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что возведение спорного объекта недвижимости осуществлено в нарушение требований ч. 2 ст. 51 ГрК РФ, без получения соответствующего разрешения, размещение данного строения на земельном участке, являющемся охранной зоной инженерных коммуникаций, противоречит требованиям п. 7.23 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пп. 2.3.85, 2.4.57 и 4.2.131 "Правил устройства электроустановок", а также сам объект недвижимости не является в силу п. 3.1 СНиП 21-02-99 строением для хранения индивидуальных автотранспортных средств, не требующим получения разрешения на его возведение. Отменяя решение суда первой инстанции и вынося по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебная коллегия указала, что выводы суда первой инстанции о возведении спорного объекта недвижимости с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил ввиду его возведения в охранной зоне инженерных коммуникаций основаны на недостаточных доказательствах, а также судом не учтено, что разрешения на возведение данного объекта в силу п. 1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не требовалось. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с вынесенным апелляционным определением по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объекта. Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Отменяя решение суда и принимая новое решение по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный объект недвижимости является сооружением, в отношении которого не требуется разрешения на строительство. Вместе с тем мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к такому выводу, в нарушение требований ст.ст. 67, 198 ГПК РФ в определении не приведены. Составной частью жилого дома как объекта индивидуального жилищного строительства помимо основного жилого строения и жилых пристроек являются также вспомогательные строения, сооружения, предназначенные для обслуживания жилого здания (сараи, гаражи, бани, колодцы и т. п.), следующие судьбе главной вещи (ст. 135 ГК РФ). Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. В соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в частности, в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. По смыслу приведенных положений закона критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию. Судом первой инстанции установлено, что спорный объект является двухэтажным нежилым строением с видом деятельности - административная деятельность. Согласно свидетельствам о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок его целевое назначение - многофункциональные деловые и обслуживающие здания, при этом строение не соответствует определению объектов для хранения индивидуальных автотранспортных средств, данному п. 3.1 СНиП 21-02-99. Судом апелляционной инстанции не принят во внимание Перечень градостроительных регламентов по видам использования земельных участков и объектов капитального строительства, в котором разрешенное использование земельных участков с объектами "многофункциональные деловые и обслуживающие здания" и "сооружения для хранения транспортных средств" разделено. В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Указав в определении, что выводы суда первой инстанции о нарушении строительных норм и правил ввиду нахождения объекта недвижимости в охранной зоне инженерных коммуникаций основаны на недостаточных доказательствах, суд апелляционной инстанции в нарушение требований ст. 67 ГПК РФ не привел доводы, по которым их отверг, а, давая оценку показаниям свидетеля, являющегося начальником цеха сетей водопровода ООО "Томскводоканал", указал, что они не имеют доказательственной ценности, поскольку документально не подтверждены. Вместе с тем именно разрешение вопроса о наличии или отсутствии инженерных коммуникаций на территории, занимаемой возведенным объектом недвижимости, является существенным обстоятельством для разрешения спора о признании объекта самовольной постройкой и возложении обязанности на собственников данного сооружения по его сносу, что судом апелляционной инстанции сделано не было. Для правильного разрешения данного спора суд обязан с достоверностью установить наличие либо отсутствие инженерных коммуникаций под возведенным объектом недвижимости. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 26 октября 2012 г. отменила, направила дело на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции. _______________
Статья 99. Нарушение строительных норм и правил
Нарушение строительных норм и правил, технических условий при выполнении и приемке работ,
влечет наложение штрафа на должностных лиц от одного до трех минимальных размеров заработной платы.
Нарушение правил приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, а также утвержденных проектов планировки и застройки городов и районных центров,
влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до семи минимальных размеров заработной платы.
Статья 100. Расточительное расходование электрической и тепловой энергии
Расточительное расходование электрической и тепловой энергии, то есть систематическая, без производственной необходимости недогрузка или использование на холостом ходу электродвигателей, электропечей и другого электро- и теплооборудования, систематическая потеря сжатого воздуха, воды и тепла, использование без разрешения энергоснабжающей организации электрической энергии для отопления служебных и других помещений, а также для непредусмотренных производственным процессом целей, бесхозяйственное использование электрической энергии для освещения,
влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы.
Статья 101. Нарушение правил пользования электрической, тепловой энергией, газом
Самовольное подключение к электрическим, тепловым, газовым сетям или иные нарушения правил их пользования, либо умышленная порча приборов учета электрической, тепловой энергии, природного газа или вмешательство в приборы учета извне с целью изменения их показателей
влечет наложение штрафа на граждан от двух до трех, а на должностных лиц — от трех до семи минимальных размеров заработной платы.
Статья 102. Нарушение правил охраны электрических сетей
Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт (воздушных, подземных и подводных линий электропередач, вводных и распределительных устройств), которое вызвало или могло вызвать перерывы в обеспечении потребителей электрической энергией, повреждение электрических сетей или причинение иного ущерба народному хозяйству,
влечет наложение штрафа на граждан от одной десятой до одной второй, а на должностных лиц — от одной второй до двух минимальных размеров заработной платы.
Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, которое вызвало или могло вызвать перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, повреждение электрических сетей или причинение иного ущерба народному хозяйству,
влечет наложение штрафа на граждан от одной третьей до одного, а на должностных лиц — от одного до трех минимальных размеров заработной платы.
Статья 103. Нарушения, связанные с использованием газа в качестве топлива или сырья
Пуск газа на газоиспользующие установки без разрешения или несоблюдение установленного режима потребления газа либо потребление газа на газоиспользующих установках без утвержденных удельных норм расхода газа или превышение этих норм,
влечет наложение штрафа на должностных лиц от двух до трех минимальных размеров заработной платы.
Эксплуатация газоиспользующих установок без учета расхода газа или без учета тепловой энергии и продукции, вырабатываемых с применением газа, либо отсутствие (неисправность) предусмотренных проектом газоиспользующей установки, средств автоматического регулирования процессов горения газа, приборов теплотехнического контроля или теплоутилизационного оборудования, обеспечивающих рациональное и эффективное использование газа,
влечет наложение штрафа на должностных лиц от одного до двух минимальных размеров заработной платы.
Неподготовленность к работе предусмотренного для газопотребляющего предприятия, учреждения, организации резервного топливного хозяйства или неподготовленность газоиспользующих установок к работе на установленных резервных видах топлива,
влечет наложение штрафа на должностных лиц от одного до двух минимальных размеров заработной платы.
Глава X. Административная ответственность за правонарушения в сельском хозяйстве, нарушения ветеринарно-санитарных правил
Статья 104. Потрава посевов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений
Потрава посевов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений скотом или птицей,
влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех, а на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров заработной платы.
Проезд по посевам или насаждениям на всех видах передвижных средств,
влечет наложение штрафа от трех до пяти минимальных размеров заработной платы.
Совершение правонарушений, предусмотренных частью первой или второй настоящей статьи, повторно в течение года после применения административного взыскания,
влечет наложение штрафа на граждан от пяти до семи, а на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.
Статья ГП РФ о нарушении строительных норм и правил
Законодательством Российской Федерации обязательная сертификация программ не предусмотрена, так как данный объект не входит в Перечень товаров, для которых предусмотрено обязательное подтверждение качества, утверждённый Правительством РФ 01.12.2009 года в постановлении № 982.Сертификация программных продуктов проводится исключительно по желанию заказчика (разработчика или распространителя).
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
1. Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации.
Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.
2. Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора).
При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о ее поступлении.
Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
1. В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).
В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ в пункт 2 статьи 38 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.
Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям, в том числе потребителям, осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по разработке и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденные приказом Росстандарат от 5 июля 2016 г. N 847
3. В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.
4. На весь период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) за свой счет обязан обеспечить приобретателям, в том числе потребителям, возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.
Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации
Орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, или причинило заявителю убытки, включая упущенную выгоду, в результате необоснованного отказа в выдаче сертификата соответствия, приостановления или прекращения действия сертификата соответствия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором о проведении работ по сертификации.
Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.