Лепнина своими руками на стене – варианты применения в современном дизайне. 70 фото и идеи украшения своими руками

Содержание

Барельефы/лепнина на стены своими руками из гипса и других материалов

Содержание

  1. Новые материалы
  2. Виды барельефов
  3. Инструмент
  4. Технологии барельефа

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Барельефы современной работы

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему. Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Виды барельефов

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»



Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Лепной плафон под люстру

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Обратное литье из гипса

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Мини обратное литье из гипса

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

Низкая лепка из гипса

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Ветки на барельефах из гипса

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Лепка из гипса по каркасу

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Пробу готовим так: накалываем гвоздем с небольшим наклоном по еще пластичному покрытию ГКЛ ровные ряды лунок в шахматном порядке и вплотную друг к другу. Наклон гвоздя и ориентацию ребер его острия относительно направлений рядов нужно выдерживать как можно точнее, чтобы лунки получились одинаково асимметричными.

Следующий шаг – выносим пробу на прямой солнечный свет и, поворачивая так и этак, и еще как-нибудь, наблюдаем игру светотени. При этом стараемся вообразить, как надо бы наколоть лунок, чтобы получился меняющийся рисунок. И, как знать, может быть, у вас обнаружатся способности к этому редкому, но необычайно эффектному искусству – теневому барельефу.

как сделать своими руками в квартире

Размещение лепнины на стенахИздавна лепнина на стенах использовалась в роли оформления интерьера помещения. Были времена, когда для изготовления объёмных фигур применялся мягкий камень. В настоящее время пользуются популярностью такие материалы, как гипс и полиуретан.

Из них в заводских условиях изготавливаются элементы, которые помещают в качестве декора для стен. Используют такие образцы и для украшения потолков, каминов, арок и окон.

Стили изделий

Раньше профессиональные мастера все элементы лепнины выполняли самостоятельно. Первая композиция была выработана в стиле барокко, затем популярностью стал пользоваться классицизм. В настоящее время используются множество стилей, в том числе ультрасовременный и модерн.

стиль классицизмИнтерьер в классическом стиле

Самостоятельное изготовление изделия

гипсовая лепнинаОсобый эффект будет иметь лепнина на стене, своими руками изготовить которую для украшения интерьера несложно. Нужно просто немного пофантазировать, приобрести необходимые материалы и инструменты, изготовить макет и олицетворить задуманное в реальность. Лучше всего для этих целей использовать гипс по следующим причинам:

  • он экологичен;
  • обладает стойкостью к повреждениям;
  • в нём не заведутся вредные микроорганизмы.

Однако нужно не забывать, что изделие может получиться достаточно тяжёлым, поэтому будут необходимы добавочные способы крепления.

Что нужно для работы

строительный гипсПеред тем, как сделать лепнину, нужно запастись необходимыми материалами и инструментами. Для этого потребуются:

  • строительный гипс;
  • цемент;
  • клей ПВА;
  • силиконовое масло и силикон;
  • рулетка;
  • мерный стакан;
  • ножи, стеки, шпатели; кисть.

Поверхность для работы необходимо правильно подготовить, её защищают толстой плёнкой от силикона и гипсовой пыли.

Без опыта не стоит приступать к деятельности, лучше потренироваться на пробных экземплярах, а затем выполнять работу вчистую.

Процесс изготовления

Самостоятельное выполнение лепнины из гипса на стене можно осуществить в несколько этапов. Сначала создаётся эскиз, затем подготавливаются формы и выполняется лепнина, далее монтируется готовое изделие.

Формирование эскиза

эскиз лепниныВылепите макет лепнины из пластилина или глины

Создать готовый эскиз для оформления интерьера в квартире, можно, либо развив собственное воображение или отыскав нужную информацию в Интернете и в архитектурных книгах.

По распечатанной версии с помощью глины или пластилина вылепливается макет большего размера, чем будет сама лепнина.

Пластилиновую версию можно будет видоизменять. В случае невозможности выполнения работы, можно купить готовую модель из полиуретана в строительных магазинах.

Приготовление формы

форма для отливкиПромажьте форму смесью силикона и масла

При создании формы для отлива используется силикон. Макет из пластилина нужно обработать специальной смазкой и отделить от него форму. Далее, силикон смешивают с маслом для повышения эластичности и покрывают модель, скрупулёзно промазав все трещинки.

Мазки необходимо совершать ровно, не допуская попадания воздуха, чтобы не испортить изделие. Нанося первый слой, форму укрепляют марлей и дают просохнуть 2-3 часа. Толщина образца должна быть не меньше 3 мм. На получившееся мощное изделие наносят толстый слой силикона. Затем форму нужно залить в основание из гипса:

  • пристроить форму к фанерной рамке;
  • образовавшийся промежуток залить клеем, гипсом и цементом.лепнина на стенах

Данное сооружение может помочь прочно закрепить форму во избежание деформации, когда будет происходить заполнение гипсом.

Изготовка лепнины

готовая лепнинаГотовую форму необходимо хорошо промазать разделительной смазкой, чтобы гипс не пристал к ней. Следующим этапом является приготовление гипсового раствора: 7 частей холодной воды соединяют с 10 частями гипса, хорошо перемешивают миксером с насадкой, желательно быстро, т.к. гипс стремительно застывает.

В раствор добавляют часть клея ПВА для достижения пластичности и крепости, смесь получается, как сметана. Раствор нужно залить в форму, распределяя его движениями с вибрацией. Небольшие детали обрабатывают кисточкой или небольшим шпателем.

Теперь нужно дать изделию просохнуть минут 20. Лепнину удастся быстро достать из формы в случае, если она была хорошо обработана разделительной жидкостью.

Изготовленный экземпляр оставляют до полного просыхания ещё на сутки.

Как смонтировать готовое изделие

монтаж на стенуМонтируйте лепнину на ПВА или столярный клей

Сделать лепнину на стене для оживления интерьера можно и самостоятельно. Процесс монтажа может выглядеть так:

  1. Стену очищают от прежней отделки, определяют линии, где будет располагаться изделие с помощью насечек на стене.
  2. На лепнине тоже можно наметить насечки на внутренней стороне, чтобы изделие лучше сцепилось со стеной.
  3. Стену и обратную сторону лепнины увлажняют водой и наносят клей ПВА или гипс в смеси со столярным клеем.
  4. Деталь прикрепляется к стене движениями, напоминающими притирание. Лишнюю смесь удаляют шпателем.
  5. Крупные детали можно крепить саморезами, а сверху шляпок поместить гипс.
  6. Образовавшиеся стыки замаскировывают гипсом. Подробное описание процесса приготовления гипсовой лепнины смотрите в этом видео:

Готовый декор очищается от пыли, затем его красят водорастворимой эмульсионной краской. В помещении с повышенной влажностью лепнину стоит ещё покрыть водоотталкивающим раствором.

Особенности финишной отделки лепки

проем двернойИзготовленная гипсовая лепка на стенах в интерьере квартиры должна быть грамотно завершена. Как правило, её чистую белую поверхность оформляют краской. Перед её нанесением элемент необходимо загрунтовать. Краска используется та же, что и для стен – акриловая или на водной основе. Кисточка должна быть с длинным ворсом.

Допуская полёт фантазии, используются различные приёмы декорирования: состаривание изделия, нанесение позолоты или другие эффекты. Применяется имитация под различные фактуры: мрамор, природный камень. Реально даже создание целых картин на стенах.

Лепнина, выполненная своими руками для украшения интерьера помещения, сможет придать ему интересный и законченный вид. Кроме того, подобный вариант будет существовать только в единственном экземпляре.

Лепнина на стенах своими руками

Лепнина на стенах

Издавна для убранства жилища в архитектуре применялись технологии с использованием гипса. И в настоящее время обустройство интерьеров частных и общественных помещений не обходится без применения лепнины из гипса. Лепнина на стенах используется в виде высокохудожественного декорирования и придает любому зданию оттенок аристократизма и элегантности.

Лепнина на стенахЛепнина на стенах

Виды лепнины

Для создания эксклюзивного интерьера гипсовую лепнину изготавливают в форме разнообразных скульптурных очертаний, выступов, потолочных узоров, рельефов, орнаментов, ваз и многих других компонентов. В определенных ситуациях лепнина из гипса способна привнести фундаментальные штрихи в создании интерьера помещения. Изготовление гипсовых элементов в настоящее время ведется по разным направлениям:

  • классическому
  • барокко
  • ультрасовременному

Сейчас можно изготовить лепнину своими руками в домашних условиях. Правда, на создание изделий придется потратить определенное время, зато материальные затраты будут минимальными.

Несмотря на то что гипс является весьма ломким и своевольным декоративным материалом, именно он выбран при создании лепнины, благодаря такому качеству, как разбухание. Это свойство позволяет гипсу пробираться в самые маленькие щели, обеспечивая высокую точность отлитым шедеврам.

При операции заливки формы гипсом необходимо ее встряхнуть, что позволяет удалить пузырьки воздуха и целиком заполнить углубленный орнамент. Во избежание эффекта коробления, используют состав с применением обыкновенного известкового раствора. Во время процесса изготовления раствора для отлития применяется пропорция воды и гипсовой смеси 1:0,7. Операция удлинения требует применения более плотного состава (коэффициент воды и гипса 1:2).

Новейшие украшения интерьера из лепнины изготавливаются с применением особенных форм. Вполне подойдут формы из металла, имеющие плоскую внутреннюю грань, что позволяет изготовить изделия, не нуждающейся в корректировке. Использование металлических емкостей целесообразно также в больших количествах, поскольку металл способен выдерживать без преобразования почти 2500 повторений при заполнении и очищении емкости.

Существуют более дешёвые варианты форм – на латексной основе. Силиконовые формы отличаются более низкой надежностью, а гипсовая лепнина, сформированная в таких формах, нуждаются в сверхплановой обработке, поскольку их внешний вид является незаконченным.

Работа с гипсом

Лепнина из гипса изготавливается поэтапно. Требуется заранее предусмотреть присутствия всех требуемых приспособлений и сырья. Нам потребуются:

  • декоративный пластилин, обладающий свойством не прилипать к поверхностям рук
  • совочек
  • силиконовая смазка
  • кисточка
  • строительный гипс
  • прозрачный лак

Предварительно нужно сделать модель детали, т. е. слепить ее из пластилина. Сделать такую модель можно своими руками, или воспользоваться рисунком или готовым изделием. После этого ее внутренняя грань промазывается силиконовой смазкой с помощью кисточки. Модель необходимо установить на ровную основу так, чтобы она не перевернулась во время заполнения ее гипсовым раствором.

Консистенция полученной смеси должна напоминать сметану, что будет способствовать хорошей наполняемости формы. Первый слой желательно накладывать при помощи кисточки, после чего заливать форму целиком. Можно пользоваться специальной лопаточкой. По технологии при создании крупных форм медальонов или колонн после укладывания первого слоя необходимо поместить прослойку из медной сетки для армирования.

Работа с гипсомРабота с гипсом

Обратная сторона готового изделия выравнивается, после чего форма оставляется для просушивания, на период от 1-го до 4-х часов. После просушки готовое изделие извлекается из емкости, которую при необходимости можно сломать. Добытый шедевр сперва шлифуется, а потом покрывается слоем прозрачного лака.

Покраска гипсовой лепнины

Поверхность гипса практически идеально белая, в связи с чем орнамент выходит жемчужно-чистым и изысканным. В интерьерах часто приминают окрашенную лепнину, под фон стен или являясь их полным контрастом. При покраске лепнины из гипса предпочтительнее воспользоваться теми же красками, которые были задействованы при окрашивании стен в квартире например на водной основе. В случае если гипсовую лепнину обрабатывали лаком, рекомендуется предварительно нанести на нее два слоя грунтовки, а затем красить.

При подготовке к работе краску необходимо размешать и, в случае надобности, разбавить водой. Краска накладывается при помощи кисти, имеющей удлиненный ворс – это очень практично при нанесении краски на выпуклые поверхности.

Для придания изделиям дополнительных эффектов (например, эффект старения, позолоты, вытертости), применяют технологию «налет времени». Используя кусочки ткани, синтетические материалы или губку на гипсе можно выполнить создание различных натуральных фактур: камня змеевика, искусственного мрамора, гранита.

Лепнина на стенах мастер класс

Лепнина своими руками. Как сделать в домашних условиях

Отделка стен лепниной — современные решения необычного интерьере (75 фото)

Весьма популярно использование лепнины в отделке интерьера. Порой, просматривая фото отделки лепниной, хочется незамедлительно попробовать и себя в этом деле, начать делать ремонт и преобразование интерьера.

Содержимое статьи:

Лепнина

Отделка стен лепниной заметно преображает любое помещение.

Потолочный декор – это разнообразные профили, розетки, корзины. Розетки используют для обрамления люстр и ламп. Используют корзины как украшение, так и с целью придать потолку высоты.

Лепнина — декоративная отделка, может быть ручной, гипсовой, а также выполненной из искусственно созданных материалов. Все отдельные детали лепнины можно купить в строительном магазине, гипсовые детали выполняются исключительно на заказ, а ручная лепнина выполняется мастерами своего дела на поверхности.

Гипсовая лепнина выполняется из натурального продукта, что не горит.

Трещины на изделиях из гипса, что могут образоваться в ходе неправильной транспортировки, при выполнении монтажа, легко устраняются.

Материал легко впитывает влагу, и чтобы не допустить этого, заготовку предварительно окрашивают.

Выполненная из искусственного материала лепнина отличается своей эластичностью. Кроме того, она твердая, морозоустойчивая. Такой лепниной возможна отделка даже не идеально ровной поверхности. При монтаже она удобная, легкая. Материал «дышит».

Крепление

Отделка лепниной потолочной поверхности выполняется лишь профессионалами, потому как не обойтись без опыта и должного мастерства.

  • Штукатурка и обои удаляются, потолок выравнивается.
  • Для дальнейшего монтажа деталей выполняется разметка.
  • Шероховатой делается как поверхность потолка, так и обратная сторона каждой детали из гипса, чтобы прочность склеивания возросла.
  • Монтаж декора выполняется на шурупы или же гвозди.
  • Крепится плинтус.
  • Отверстия от крепежных деталей заделываются обычном раствором гипса.
  • После того как работа высохнет, лепнина окрашивается.

Окрашивание

Традиционная окраска – та же цветовая гамма, что и весь интерьер – полная гармония.

Современная окраска – используется мозаичная краска, создается как бы эффект гранита.

Краска наносится специальным пистолетом, используют нередко трафареты с рисунками, что оригинальности придают работе. Есть немало красителей, позволяющих получить эффект как бы под старину.

Эффект «хамелеона» легко получить при окраске перламутровой краской.

Отделка комнат лепниной снова становится востребованной.

Как оформляются стены?

Для оформления стен используется всего шесть видов лепнины – угловые элементы, молдинги, орнаменты, полуколонны, разнообразные ниши и кронштейны.

Лепнина, выполненная из дюрополимера, а также лепнина, выполненная из полиуретана, внешне схожи. Разница есть, и видна только при монтаже. Полимер спустя пару лет не утратит первоначального вида, не даст усадку. Перед тем как лепниной начать оформлять стены, необходимо произвести ряд предварительных работ.

Поверхность должна быть идеально ровной.

  • Делается разметка на поверхности.
  • Все размеры должны быть перенесены на молдинги.
  • В момент отпиливания молдинга по размеру, виден сразу минус полимера – на срезе будут заусеницы. Такого нет на изделиях из полиуретана.
  • Выполняется нанесение клея.
  • Лепнина тщательно прикладывается на поверхность.
  • Клеем проклеиваются и все соединения, стыки.

Клей наносится с избытком, а далее состыковывается с лепниной. Все излишки клея выдавливаются, изделия притягиваются один к другому настолько плотно, насколько возможно.

  • В местах стыков и примыканий отделка шпаклюется.
  • Спустя сутки после монтажа лепнина окрашивается.

Украшение поверхности

Лепнина из полиуретана – универсальный материал для декора. Такая лепнина отлично впишется в любой интерьер. Нередко встречается отделка арок лепниной.

  • Цена на заготовки более чем доступная, а работу может выполнить даже новичок.
  • Из заготовки нужно сформировать будущий элемент.
  • Лобзиком нужно удалить все излишки на заготовке, сформировав фрагмент с мягкими и очень плавными изгибами.
  • Гравером на заготовке удаляют выступы.
  • Доводка делается шлифовальной машинкой.

Составляется рисунок. Все элементы клеятся на клей, а после того как композиция просохнет, она красится.

Лепнина высокого качества при температурном перепаде совсем не расширяется и не сжимается, от времени не трескается, на стыках не дает зазоров. Монтаж производится на клей, что работает как «жидкие гвозди».

Фото красивой отделки лепниной

 

Помогите проекту, поделитесь с друзьями 😉

Изготовление гипсовой лепнины своими руками

Интерьер в античном, классическом, барочном стилях требует изящных деталей, таких как, например, гипсовая лепнина. Выполненная руками профессиональных скульпторов, она невероятно красива, однако изготовление ее очень дорого. При помощи нехитрых приспособлений, материалов и небольшого художественного опыта можно сделать этот декоративный элемент своими руками.

Гипс имеет массу преимуществ – это натуральный, экологичный материал, не выделяющий вредных веществ и устойчивый к грибкам, так что изделия из него можно использовать в детских и спальнях. Из недостатков можно отметить только большой вес лепнины и некоторую хрупкость.

lepnina

Материалы и инструменты

Перед созданием лепнины нужно запастись некоторым оборудованием и расходными материалами.

  1. Для работы необходим стол с абсолютно ровной поверхностью, так как декор будет на нем застывать, и даже небольшой уклон станет причиной брака
  2. Плотная пленка для защиты стола и прилегающих предметов, так как сухой гипс сильно пылит, а силикон прилипает к поверхностям
  3. Набор шпателей и инструментов для лепки (стеков, ножей), узкая кисть, канцелярский нож
  4. Линейка или рулетка, мерный стакан
  5. Пластилин, лучше строительный, или глина
  6. Строительный гипс, клей ПВА, цемент для больших элементов
  7. Силикон и силиконовое масло, разделительная смазка (встречаются в строительных и художественных магазинах, а также местах, где продается все для рукоделия, производства бижутерии и мыловарения), можно воспользоваться «пистолетом» для силикона
  8. Цемент

Если опыта работы с лепкой, формами и гипсом нет, то вначале нужно потренироваться, создавая небольшие элементы гипсовой лепнины: розетки маленького диаметра, вензеля, цветы и т.п.

eskiz

 Эскиз

 Прежде, чем приступать к созданию лепнины, необходимо определиться с ее дизайном и размерами. Для того чтобы найти источник вдохновения, можно обратиться к интернету, книгам по дизайну или истории. Дизайн и размер элементов лепнины должен гармонично вписываться в интерьер и соответствовать общему стилю. Размер следует выбирать так, чтобы декор не выглядел громоздко и не перекрывал розеток и прочих конструкций.

Выбранный эскиз нужно распечатать в натуральную величину и по нему из пластилина или глины вылепить модель будущего элемента чуть большего размера, чем предполагается сам декор.

Те, кто уверен в своих силах или имеет художественное образование, могут сделать эскиз лепнины полностью самостоятельно. Если же опыта недостаточно, в качестве модели можно использовать лепнину из полиуретана, широкий выбор которой есть в строительных магазинах. Использовав лишь один элемент, можно создать любое количество собственных гипсовых деталей, к тому же полиуретановый образец легко модифицировать, отрезав лишнее или добавив детали при помощи пластилина.

eskiz-2

 Форма

Когда модель готова, можно приступить к созданию формы для отливки будущей лепнины. В домашних условиях оптимально изготовить формы из силикона, они обойдутся чуть дороже, но работать с ними легче. Предварительно обрабатывают модель разделительной смазкой, чтобы будущая форма легко отошла от нее.

Для формы смешивают силикон и силиконовое масло, чтобы повысить эластичность (для простых форм можно этого не делать). Затем силикон кистью наносится на модель, не допуская пропусков, промазывая все углубления и поры. Мазки должны быть плавными и мягкими, чтобы под силиконом не оставалось пузырьков воздуха. Пузырьки приведут к тому, что на форме останутся углубления, которые в дальнейшем испортят всю лепнину. После того, как нанесен первый слой силикона, нужно укрепить форму, например, при помощи марли. Она должна располагаться плотно, но не внатяжку, ее следует, как бы, впечатывать в слой силикона.

После высыхания наносят еще несколько слоев, давая каждому подсыхать 2-3 часа. Суммарная толщина слоев силикона должна получиться около 3 мм. Там, где предполагается большая масса гипса, слои силикона следует сделать потолще. В местах, где требуется уплотнение, удобно наносить силикон при помощи «пистолета».

Большие, сложные и объемные элементы нуждаются в гипсовом основании, чтобы форма сохраняла задуманный вид и не «гуляла». Для этого сооружается из досок или фанеры рамка по размеру формы или подбирается подходящая коробка, в них на силикон прикрепляется форма. Затем смешивают клей ПВА с водой, прибавляя гипс и немного цемента для прочности, смесь потихоньку выливают в опалубку, разравнивая подручным инструментом, выравнивают поверхность и дают застыть. После высыхания готовая форма с основанием легко снимается с модели.

forma

Если хочется украсить комнату небольшими декоративными элементами из гипса, стоит обратить внимание на готовые силиконовые формы в магазинах, предлагающих товары для рукоделия. Среди форм для мыловарения, свечей и даже кулинарных изделий можно найти немало вариантов розеток, цветов, бантов и бордюров.

Изготовление лепнины

Готовую форму тщательно промазывают разделительной смазкой, так как в непрокрытых местах гипс может сцепиться с силиконом так, что повредит форму.

После приготавливают сам гипс. Необходимо помнить, что он застывает очень быстро, буквально за 2-3 минуты теряя текучесть, а за 7-8 – пластичность, поэтому растворять и наливать в форму его нужно быстро. Если разводить гипс горячей водой, то он застынет еще быстрее. Для приготовления гипса 10 объемных частей сухого материала небольшими порциями всыпают в 7 частей воды и быстро перемешивают, лучше при помощи дрели с насадкой-миксером. Небольшое количество клея ПВА, предварительно растворенного в воде, сделает смесь более пластичной, и готовая лепнина не будет растрескиваться. Консистенция смеси должна быть близка к жидкой сметане.

Готовым раствором заливают подготовленную форму, равномерно распределяя по ней гипс вибрирующими движениями. Это делается для того, чтобы выпустить попавшие пузырьки воздуха, которые становятся причинами «раковин» на поверхности лепнины. Поверхность наполненной формы тщательно разравнивают широким шпателем. Сохнет изделие среднего размера 15-20 минут.

Высохший гипсовый элемент легко извлекается из формы, если она хорошо была промазана разделительной жидкостью. Гипсовую лепнину необходимо оставить для окончательной просушки при комнатной температуре в течение суток.

obrazci

 Доводка элементов лепнины

Когда гипсовая лепнина начала белеть, можно оценить качество работы и приступить к доводке и коррекции. На этом этапе можно исправить мелкие недочеты, зашкурить мелкой наждачкой неровности и шероховатости, заполнить небольшие раковины.

На обратную сторону элемента наносят сетку для лучшего сцепления со стеной, полностью грунтуют. Покрасить гипсовую лепнину можно водоэмульсионной краской в 2-4 слоя после полного высыхания грунтовки.

dovodka

 Монтаж лепнины

Устанавливать гипсовую лепнину лучше через 2-3 дня после отливки. Перед установкой необходимо подготовить потолок или стены. Для этого сперва намечаются места установки декора, затем поверхность увлажняется водой и промазывается ПВА. Детали лепнины также увлажняются и промазываются клеем, а затем притирающими движениями соединяются со стеной или потолком. Излишки клея убираются тканью. Крупные элементы лепнины фиксируются при помощи саморезов. Стыки между различными элементами лепнины и поверхностями шпаклюются гипсом. В заключение гипсовая лепнина покрывается еще одним слоем краски, желательно той же марки, что и потолок или стены.

Изготовление гипсовой лепнины это не только способ украсить дом, но и прекрасный способ творческого самовыражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *