Википедия реконструкция это – Историческая реконструкция — Википедия. Что такое Историческая реконструкция

Содержание

Историческая реконструкция — Википедия

Историческая реконструкция — процесс воссоздания материальной или духовной культуры определённой исторической эпохи и региона (допустим, создание образца римского доспеха) либо воспроизведения исторического события (например, битвы при Аустерлице).

Движение исторической реконструкции получило распространение в кругу людей, увлекающихся историей и искусством. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей (по возможности из того же материала затрагиваемой эпохи) некоторого региона и исторического периода. Каждый элемент комплекса должен быть подтверждён какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов[1]

.

Терминология

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

  1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Говоря более просто, имеется в виду научно-исследовательская работа и процесс создания объекта (допустим, изучение средневековых миниатюр и летописей и пошив аутентичного худа XIV века).
  2. Деятельность, направленная на восстановление исторических событий и быта в комплексе и вживую.

Историческая реконструкция связана с некоторыми другими явлениями и движениями, образованными вокруг исторического фехтования, стрельбы из лука и арбалета, исторического танца, ролевой игры, страйкбола, хардбола, косплея, бардовской и менестрельской песни. Основное отличие исторической реконструкции от ролевой игры заключается в том, что мероприятие исторической реконструкции требует полной исторической достоверности (часто вплоть до ручных швов на одежде), а на ролевой игре эта достоверность условна. То есть, говоря усреднённо, историческая реконструкция отображает внешнюю сторону, а ролевая игра внутреннюю.

Направления исторической реконструкции

В рамках исторической реконструкции существуют различные направления:

  • Историческое фехтование;
  • Живая история (англ.) (или англ. living history) — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определённый исторический период[1], обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно всё, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времён.
    • Бытовая / гражданская реконструкция — воссоздание копий материальных предметов, различных культурных моделей (обряды, праздники) и даже отдельных событий прошлого[1].
    • Кулинария и сервировка[2][3],
    • Музыкальная (с опорой на музыкальную археологию[4]) и танцевальная (с опорой на этнохореологию) реконструкции.
    • Игры.
  • Турниры (а также бугурты — реконструкция полевых сражений). Сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определённой эпохи. Многое берётся из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.
  • Медицинская реконструкция[5].
Лазаре Понтичелли — последний оставшийся в живых подтверждённый участник Первой мировой войны со стороны Франции (скончался 12 марта 2008 года) с участниками исторической реконструкции, одетыми в униформу солдат той эпохи

Эпохи

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определённым историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Реконструкторы

Реконструкторы — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себе доспехи и оружие. Многие также занимаются историческим фехтованием.

Историческая реконструкция близка к ролевой игре, и сообщества реконструкторов и ролевиков нередко пересекаются. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Случается и так, что в клубах реконструкторов организуются ролевые отделения, что позволяет и ролевикам и реконструкторам без особых усилий смешивать свою деятельность. Однако это два разных занятия, и их не следует путать и отождествлять.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ещё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфических имиджевых аксессуаров исторической направленности, таких, как историчные кольца и амулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войска вермахта.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура раннесредневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д. (например, пиры и балы). Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример — фильм «Александр. Невская битва»). Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют

эсэсэрами (ССР — «Сам Себе Реконструктор»).

История

Среди истоков исторической реконструкции стоит отметить французский обычай воспроизведения Битвы при Ватерлоо, зародившийся спустя несколько десятилетий после самой битвы.

Историческая реконструкция как хобби в СССР появилась в 1976 г. в Ленинграде. Это была группа молодых друзей и единомышленников во главе с Олегом Валерьевичем Соколовым, которые занимались «живой» историей армии Наполеона[6]. В 1987 году в связи с 175-летием Отечественной войны 1812 года первые клубы реконструкторов СССР устроили поход по местам боевой славы этой войны. Это считается началом организованного движения реконструкции в России

[7].

В России

В России движение военно-исторической реконструкции возникло на рубеже 1970-х/1980-х годов — во времена позднего СССР — и довольно быстро получило распространение в кругу людей, увлекающихся историей и искусством.

В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В России существует[когда?] несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры по историческому средневековому бою.

Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции, при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Так, в Москве с 2011 года в музее-заповеднике «Коломенское», а с 2017 года — на различных площадках по всей Москве проводится фестиваль «Времена и эпохи».

Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России, или реконструкция Грюнвальдской битвы за границей).

Помимо открытых публичных мероприятий клубами или ассоциациями могут проводиться закрытые, без участия зрителей, ориентированные сугубо на самих участников движения. А крупные фестивали проходят в течение нескольких дней, но только один или два из них являются «открытыми» для посторонних людей. В эти дни проводят постановочные сражения, организуют разнообразные исторические мастер-классы, проводят лекции и демонстрации.

Существуют и российские проекты формата «живая история» (living-history).

24 июня 2017 года на противоположном от Нижнего Новгорода берегу Волги, в городе Бор Нижегородской области, состоялось открытие парка живой истории «Pax Romana». Парк рассчитан, в первую очередь, на популяризацию римской истории и, являясь по сути реконструкторским, содержит элементы стилизации. Вторая важная функция парка — надежная база для мероприятий: фестивалей, маневров, реконструкторских экспериментов, мероприятий в стиле living history и т. п.

Раннее средневековье («Эпоха Викингов») в частности представлено проектом «Славянская деревня X века» в Любытино Новгородской области, историко-культурным центром «Варяжский двор усадьба Сваргас» в Ленинградской области, подмосковным проектом «Один в прошлом» и его продолжением.

В различных регионах России движение развивалось неоднородно по времени.

В Сибири движение реконструкции впервые зародилось в Красноярске в конце 1990-х, и в начале 2000-х в там был проведен первый Сибирский военно-исторический фестиваль.

Во Владивостоке и Новосибирске реконструкция возникла в 2000-х годах.

В Саратовской области посёлке Увек 3 — 4 сентября каждого года, проходит проходит live-history фестиваль посвящённый жизни в Золотоордынском городе Укек. Проходит фестиваль на горе Каланча.

Фестивали

Ежегодно в России проводится более ста мероприятий связанных с исторической реконструкцией[8]. Среди них:

  • Белый город — фестиваль исторической реконструкции XIII—XIV веков в Белгородской области.
  • Былинный берег — фестиваль исторической реконструкции IX—XI веков в Тверской области.
  • Русборг — международный фестиваль исторической реконструкции IX—XI веков в Липецкой области.
  • Старая Ладога — серия фестивалей исторической реконструкции IX—XI веков в Старой Ладоге Ленинградской области.
  • Времена и эпохи — серия фестивалей в Коломенском, начиная от Античности и заканчивая XX веком.
  • Фестиваль «Поле Куликово» — международный военно-исторический фестиваль посвященный годовщинам Куликовской битвы и амуниции времён Куликовской битвы, I-й и II-й Отечественной войн.

В странах СНГ

Историческая реконструкция в странах СНГ…

В Европе

Регулярные исторические реконструкции битв и событий:

В США

Регулярные исторические реконструкции битв и событий Гражданской войны и освоения Дикого Запада.

Фотогалерея

  • Австрийская реконструкция римской центурии

  • Они же, роль немецкого БТРа Sd Kfz 251 исполняет его чехословацкая послевоенная копия OT-810 (польск.)русск.

  • Реконструкторы, изображающие красноармейцев (приграничное сражение 1941 года), 2008

См. также

Примечания

Литература

Реконструкция мостов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Реконструкция моста — это комплекс мероприятий, направленных на восстановление работоспособности или исправного состояния как всего моста, так и отдельных его элементов. Реконструкция или усиление моста требуется, когда необходимо продлить срок службы конструкции в условиях исчерпания первоначальной грузоподъемности, а также для адаптации моста к новым эксплуатационным нормам и требованиям.

Срок службы моста определяется физическим и моральным износом конструкции. Физическим износом считается накопление дефектов и расстройств элементов моста, из-за чего сооружение перестает воспринимать необходимую нагрузку. Моральный износ — это несоответствие возможностей моста возросшим требованиям по грузоподъемности, интенсивности, скорости и безопасности движения.

Реконструкция мостов обусловлена:

  • ростом грузонапряженности;
  • возрастанием скоростей движения и осевых нагрузок;
  • сроком службы и возрастом сооружения;
  • износом конструкции.

Первый этап реконструкции — это обследование сооружения, которое проводится перед испытаниями моста, вводом его в эксплуатацию и во время эксплуатации. Главная цель обследования — оценить физическое состояние конструкции и проверить ее соответствие установленным требованиям.

Комплекс мероприятий по реконструкции и усилению мостов[править | править код]

Для восстановления и усиления конструкции моста проводятся следующие мероприятия:

  • усиление металлических пролетных строений;
  • увеличение поперечного сечения элементов с одновременным усилением (при необходимости) их прикреплений.
  • усиление и изменение системы ферм или балок;
  • установка дополнительных временных или постоянных опор;
  • превращение стального пролетного строения в сталежелезобетонное.

При реконструкции мостов применяются новые экономичные методы усиления с помощью установки в опасных зонах дополнительной арматуры, объединяющейся с уже имеющейся в конструкции арматурой и бетоном. Для скрепления элементов используются эпоксидные и полиэфирные смолы. В качестве дополнительного усиления используется листовая сталь, обладающая более развитой площадью контакта, чем стержневая арматура. Это преимущество обеспечивает равномерное включение приклеенной арматуры в зону бетонного сечения.

Реконструкция мостов производится несколькими способами в зависимости от повреждений.

Уширение пролетных строений: проводится, если уже имеющиеся конструкции обладают достаточной несущей способностью и увеличение их количества в поперечном направлении не приведет к снижению их грузоподъемности.

Уширение пролетных строений с усилием: применяется, когда несущие элементы моста имеют недостаточную грузоподъемность или утратили ее.

Усиление элементов моста без уширения проезжей части подходит, когда существующие элементы конструкции утратили несущую способность.

Полная замена существующих пролетных строение или полная перестройка моста требуются, когда необходимо увеличить отверстия моста или увеличить высоты подмостового габарита.

Реконструкция моста с помощью композитных материалов[править | править код]

Композитные материалы — это перспективные строительные технологии, которые пока считаются новыми.

К способам реконструкции моста композитными материалами относится:

  • Композитное армирование. Метод подразумевает, что вместо стальной арматуры используются стержни из углепластика. Композитная арматура не создает «мостиков холода», химически инертна к воздействию воды, кислот и солей, не подвержена коррозии и появлению сколов и трещин, характерных для бетона. Благодаря высокой прочности углепластиковой арматуры можно снизить общую площадь армирования.
  • Система внешнего армирования (СВА). Технология предполагает использование углеродных лент, которые наклеиваются на предварительно подготовленную поверхность усиливаемой конструкции с помощью эпоксидных компаундов. Таким образом повышается несущая способность моста и компенсируются дефициты прочности бетона. Система внешнего армирования значительно проще в монтаже, чем стандартные методы усиления стальными обоймами, шпренгелями и пр. Также углеродные ленты не подвержены коррозии благодаря химической инертности и имеют низкий удельный вес.
  • Использование трубобетонных конструкций, армированных углеволокном. Несущие элементы представляют собой трубобетонные конструкции с оболочкой из углепластика. Такая технология позволяет максимально использовать прочность бетонного ядра за счет ограничение поперечных деформаций. Несущая способность трубобетонного сечения выше, чем у бетона и оболочки по отдельности.
  • Композитный шпренгель. Шпренгель — это стержневая конструкция, в которой за счет совместных деформация с усиливаемой железобетонной конструкций возникает растягивающее усилие. Усиление балок шпренгелем дает эффективное использование стали, работающей на растяжение. Чем прочнее затяжка, тем эффективнее усиление. Шпренгель из углепластика имеет в семь раз более высокий потенциал усиления по моменту, чем у стальной арматуры. При этом композитная шпренгельная затяжка имеет в 5 раз меньшую массу. По соотношению потенциала усиления к массе шпренгеля углепластик превосходит арматуру А400 в 37 раз. Это подтверждает высокую эффективность реконструкции мостов углеродными материалами.

Углепластик — это рациональная и эффективная замена или дополнение к существующим материала и методам реконструкции и усиления мостов. Главные преимущества использования композитных материалов — это простая технология монтажа, легкий вес элементов, стойкость к коррозии, возможность применения для архитектурных проектов любой сложности.

  • Румянцев Н. И. Применение композитных материалов в строительстве и реконструкции мостов на примере углепластика. Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, 2018
  • Дементьев, В. А. Усиление и реконструкция мостов на автомобильных дорогах. Учебное пособие, Воронеж, 2006.
  • Казарян В. Ю. Уширение мостовых сооружений с применением стальных канатов — интернет-журнал «Науковедение», 2014.
  • Соловьев Б. В., Малясова Е. Н. Особенности проектирования и эксплуатации железобетонных автодорожных мостов с учетом возросших нагрузок от транспорта — Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: строительство и архитектура, 2009.
  • Гулуев Г. Г., Журавлев А. В. Мероприятия по совершенствованию транспортной инфраструктуры города — международный научный журнал «Символ науки», 2017.

Ссылки[править | править код]

РЕКОНСТРУКЦИЯ — это… Что такое РЕКОНСТРУКЦИЯ?

  • Реконструкция — Изменение конструкции пути, вызывающее необходимость корректировки его паспорта Источник: РД 10 117 95: Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов Реконструкция комплекс строительн …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Реконструкция —         (от лат. re приставка, означающая повторение, возобновление, и constructio построение), 1) перестройка здания для улучшения его функционирования (например, реконструкция театральных зданий в соответствии с требованиями современной… …   Художественная энциклопедия

  • Реконструкция — Реконструкция: Реконструкция  процесс изменение объектов настоящего с целью придания новых свойств в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования. Реконструкция  воспроизведение процессов,… …   Википедия

  • РЕКОНСТРУКЦИЯ — (от ре… и лат. constructio построение) 1) коренное переустройство, перестройка чего либо с целью улучшения, усовершенствования (напр., реконструкция предприятий, реконструкция города).2) Восстановление первоначального вида, облика чего либо по… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕКОНСТРУКЦИЯ — (от ре… и латинского constructio построение), 1) коренное переустройство, перестройка чего либо с целью улучшения, усовершенствования (например, реконструкция предприятий, реконструкция города). 2) Восстановление первоначального вида, облика… …   Современная энциклопедия

  • РЕКОНСТРУКЦИЯ — (ново лат., от лат. re вновь, и construere строить, созидать). Перестройка, восстановление здания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКОНСТРУКЦИЯ новолатинск., от лат. re, вновь, и construere,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • реконструкция — и, ж. reconstruction f., нем. Rekonstruktion. Не верю в нее <твою философию> потому что знаю твою реконструкцию жизни и распространение амнистии на нас самих. 1867. Герц. 30 29 (1) 158. 1. Коренная перестройка, переоборудование чего л.;… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реконструкция — – обновление, модернизация, перестройка зданий, улиц, площадей, городов. [Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969 1978] Реконструкция – значительное переустройство, перестройка чего л.(зданий, сооружения) с… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Реконструкция — (от ре… и латинского constructio построение), 1) коренное переустройство, перестройка чего либо с целью улучшения, усовершенствования (например, реконструкция предприятий, реконструкция города). 2) Восстановление первоначального вида, облика… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • реконструкция — восстановление, возрождение, реставрация; перестройка, переделка, реорганизация, преобразование, переустройство, реформа, изменение; воссоздание, пересоздание, обновление Словарь русских синонимов. реконструкция 1. см. перестройка. 2. см …   Словарь синонимов

  • РЕКОНСТРУКЦИЯ — РЕКОНСТРУКЦИЯ, реконструкции, мн. нет, жен. (лат. reconstructio) (книжн.). Действие по гл. реконструировать и реконструироваться; переделка, коренная перестройка чего нибудь, организация по совершенно новым принципам. Реконструкция Москвы по… …   Толковый словарь Ушакова

  • Атомная реконструкция поверхности — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июня 2015; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июня 2015; проверки требуют 2 правки.

    Атомная реконструкция поверхности (англ. Surface reconstruction) — процесс, в результате которого атомы поверхности кристалла изменяют свои устойчивые положения (по сравнению с объемом образца) таким образом, что на поверхности образуется периодическая структура отличающаяся от объёмной периодичностью и/или типом симметрии. Характерна для кристаллов с ковалентной связью.

    Самые элементарные соображения позволяют утверждать, что расположение атомов в поверхностном слое, вообще говоря, не такое, как внутри кристалла. В объёме идеального кристалла все валентные связи насыщены, но в процессе образования поверхности, например, при раскалывании кристалла, связи между атомами разрываются, а создававшие их электронные пары распадаются на независимые электроны, готовые образовать новые связи — их называют оборванными связями. Такая ситуация энергетически очень невыгодна, поэтому, стремясь к равновесию, поверхностные электроны будут образовывать дополнительные связи между атомами на самой поверхности с тем, чтобы число оборванных связей существенно сократилось. В частности, соседние атомы, образуя дополнительные связи между собой, объединяются в пары — димеры, вследствие чего атомы каждого димера сближаются друг с другом, удаляясь от соседних атомов. В результате на поверхности изменяется порядок кристаллической решётки и происходит реконструкция (т.е. образуется новая сверхструктура).

    РЕКОНСТРУКЦИЯ — это… Что такое РЕКОНСТРУКЦИЯ?

  • Реконструкция — Изменение конструкции пути, вызывающее необходимость корректировки его паспорта Источник: РД 10 117 95: Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов Реконструкция комплекс строительн …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Реконструкция —         (от лат. re приставка, означающая повторение, возобновление, и constructio построение), 1) перестройка здания для улучшения его функционирования (например, реконструкция театральных зданий в соответствии с требованиями современной… …   Художественная энциклопедия

  • Реконструкция — Реконструкция: Реконструкция  процесс изменение объектов настоящего с целью придания новых свойств в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования. Реконструкция  воспроизведение процессов,… …   Википедия

  • РЕКОНСТРУКЦИЯ — (от ре… и лат. constructio построение) 1) коренное переустройство, перестройка чего либо с целью улучшения, усовершенствования (напр., реконструкция предприятий, реконструкция города).2) Восстановление первоначального вида, облика чего либо по… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕКОНСТРУКЦИЯ — (от ре… и латинского constructio построение), 1) коренное переустройство, перестройка чего либо с целью улучшения, усовершенствования (например, реконструкция предприятий, реконструкция города). 2) Восстановление первоначального вида, облика… …   Современная энциклопедия

  • РЕКОНСТРУКЦИЯ — (ново лат., от лат. re вновь, и construere строить, созидать). Перестройка, восстановление здания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКОНСТРУКЦИЯ новолатинск., от лат. re, вновь, и construere,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • реконструкция — и, ж. reconstruction f., нем. Rekonstruktion. Не верю в нее <твою философию> потому что знаю твою реконструкцию жизни и распространение амнистии на нас самих. 1867. Герц. 30 29 (1) 158. 1. Коренная перестройка, переоборудование чего л.;… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реконструкция — – обновление, модернизация, перестройка зданий, улиц, площадей, городов. [Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969 1978] Реконструкция – значительное переустройство, перестройка чего л.(зданий, сооружения) с… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Реконструкция — (от ре… и латинского constructio построение), 1) коренное переустройство, перестройка чего либо с целью улучшения, усовершенствования (например, реконструкция предприятий, реконструкция города). 2) Восстановление первоначального вида, облика… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • реконструкция — восстановление, возрождение, реставрация; перестройка, переделка, реорганизация, преобразование, переустройство, реформа, изменение; воссоздание, пересоздание, обновление Словарь русских синонимов. реконструкция 1. см. перестройка. 2. см …   Словарь синонимов

  • РЕКОНСТРУКЦИЯ — РЕКОНСТРУКЦИЯ, реконструкции, мн. нет, жен. (лат. reconstructio) (книжн.). Действие по гл. реконструировать и реконструироваться; переделка, коренная перестройка чего нибудь, организация по совершенно новым принципам. Реконструкция Москвы по… …   Толковый словарь Ушакова

  • Историческая реконструкция — Википедия. Что такое Историческая реконструкция

    Историческая реконструкция — процесс воссоздания материальной или духовной культуры определённой исторической эпохи и региона (допустим, создание образца римского доспеха) либо воспроизведения исторического события (например, битвы при Аустерлице).

    Движение исторической реконструкции получило распространение в кругу людей, увлекающихся историей и искусством. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей (по возможности из того же материала затрагиваемой эпохи) некоторого региона и исторического периода. Каждый элемент комплекса должен быть подтверждён какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов[1].

    Терминология

    Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

    1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Говоря более просто, имеется в виду научно-исследовательская работа и процесс создания объекта (допустим, изучение средневековых миниатюр и летописей и пошив аутентичного худа XIV века).
    2. Деятельность, направленная на восстановление исторических событий и быта в комплексе и вживую.

    Историческая реконструкция связана с некоторыми другими явлениями и движениями, образованными вокруг исторического фехтования, стрельбы из лука и арбалета, исторического танца, ролевой игры, страйкбола, хардбола, косплея, бардовской и менестрельской песни. Основное отличие исторической реконструкции от ролевой игры заключается в том, что мероприятие исторической реконструкции требует полной исторической достоверности (часто вплоть до ручных швов на одежде), а на ролевой игре эта достоверность условна. То есть, говоря усреднённо, историческая реконструкция отображает внешнюю сторону, а ролевая игра внутреннюю.

    Направления исторической реконструкции

    В рамках исторической реконструкции существуют различные направления:

    • Историческое фехтование;
    • Живая история (англ.) (или англ. living history) — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определённый исторический период[1], обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно всё, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времён.
      • Бытовая / гражданская реконструкция — воссоздание копий материальных предметов, различных культурных моделей (обряды, праздники) и даже отдельных событий прошлого[1].
      • Кулинария и сервировка[2][3],
      • Музыкальная (с опорой на музыкальную археологию[4]) и танцевальная (с опорой на этнохореологию) реконструкции.
      • Игры.
    • Турниры (а также бугурты — реконструкция полевых сражений). Сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определённой эпохи. Многое берётся из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.
    • Медицинская реконструкция[5].
    Лазаре Понтичелли — последний оставшийся в живых подтверждённый участник Первой мировой войны со стороны Франции (скончался 12 марта 2008 года) с участниками исторической реконструкции, одетыми в униформу солдат той эпохи

    Эпохи

    Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

    Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определённым историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

    Реконструкторы

    Реконструкторы — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себе доспехи и оружие. Многие также занимаются историческим фехтованием.

    Историческая реконструкция близка к ролевой игре, и сообщества реконструкторов и ролевиков нередко пересекаются. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Случается и так, что в клубах реконструкторов организуются ролевые отделения, что позволяет и ролевикам и реконструкторам без особых усилий смешивать свою деятельность. Однако это два разных занятия, и их не следует путать и отождествлять.

    В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ещё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфических имиджевых аксессуаров исторической направленности, таких, как историчные кольца и амулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войска вермахта.

    В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура раннесредневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

    Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д. (например, пиры и балы). Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример — фильм «Александр. Невская битва»). Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР — «Сам Себе Реконструктор»).

    История

    Среди истоков исторической реконструкции стоит отметить французский обычай воспроизведения Битвы при Ватерлоо, зародившийся спустя несколько десятилетий после самой битвы.

    Историческая реконструкция как хобби в СССР появилась в 1976 г. в Ленинграде. Это была группа молодых друзей и единомышленников во главе с Олегом Валерьевичем Соколовым, которые занимались «живой» историей армии Наполеона[6]. В 1987 году в связи с 175-летием Отечественной войны 1812 года первые клубы реконструкторов СССР устроили поход по местам боевой славы этой войны. Это считается началом организованного движения реконструкции в России[7].

    В России

    В России движение военно-исторической реконструкции возникло на рубеже 1970-х/1980-х годов — во времена позднего СССР — и довольно быстро получило распространение в кругу людей, увлекающихся историей и искусством.

    В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В России существует[когда?] несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры по историческому средневековому бою.

    Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции, при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Так, в Москве с 2011 года в музее-заповеднике «Коломенское», а с 2017 года — на различных площадках по всей Москве проводится фестиваль «Времена и эпохи».

    Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России, или реконструкция Грюнвальдской битвы за границей).

    Помимо открытых публичных мероприятий клубами или ассоциациями могут проводиться закрытые, без участия зрителей, ориентированные сугубо на самих участников движения. А крупные фестивали проходят в течение нескольких дней, но только один или два из них являются «открытыми» для посторонних людей. В эти дни проводят постановочные сражения, организуют разнообразные исторические мастер-классы, проводят лекции и демонстрации.

    Существуют и российские проекты формата «живая история» (living-history).

    24 июня 2017 года на противоположном от Нижнего Новгорода берегу Волги, в городе Бор Нижегородской области, состоялось открытие парка живой истории «Pax Romana». Парк рассчитан, в первую очередь, на популяризацию римской истории и, являясь по сути реконструкторским, содержит элементы стилизации. Вторая важная функция парка — надежная база для мероприятий: фестивалей, маневров, реконструкторских экспериментов, мероприятий в стиле living history и т. п.

    Раннее средневековье («Эпоха Викингов») в частности представлено проектом «Славянская деревня X века» в Любытино Новгородской области, историко-культурным центром «Варяжский двор усадьба Сваргас» в Ленинградской области, подмосковным проектом «Один в прошлом» и его продолжением.

    В различных регионах России движение развивалось неоднородно по времени.

    В Сибири движение реконструкции впервые зародилось в Красноярске в конце 1990-х, и в начале 2000-х в там был проведен первый Сибирский военно-исторический фестиваль.

    Во Владивостоке и Новосибирске реконструкция возникла в 2000-х годах.

    В Саратовской области посёлке Увек 3 — 4 сентября каждого года, проходит проходит live-history фестиваль посвящённый жизни в Золотоордынском городе Укек. Проходит фестиваль на горе Каланча.

    Фестивали

    Ежегодно в России проводится более ста мероприятий связанных с исторической реконструкцией[8]. Среди них:

    • Белый город — фестиваль исторической реконструкции XIII—XIV веков в Белгородской области.
    • Былинный берег — фестиваль исторической реконструкции IX—XI веков в Тверской области.
    • Русборг — международный фестиваль исторической реконструкции IX—XI веков в Липецкой области.
    • Старая Ладога — серия фестивалей исторической реконструкции IX—XI веков в Старой Ладоге Ленинградской области.
    • Времена и эпохи — серия фестивалей в Коломенском, начиная от Античности и заканчивая XX веком.
    • Фестиваль «Поле Куликово» — международный военно-исторический фестиваль посвященный годовщинам Куликовской битвы и амуниции времён Куликовской битвы, I-й и II-й Отечественной войн.

    В странах СНГ

    Историческая реконструкция в странах СНГ…

    В Европе

    Регулярные исторические реконструкции битв и событий:

    В США

    Регулярные исторические реконструкции битв и событий Гражданской войны и освоения Дикого Запада.

    Фотогалерея

    • Австрийская реконструкция римской центурии

    • Они же, роль немецкого БТРа Sd Kfz 251 исполняет его чехословацкая послевоенная копия OT-810 (польск.)русск.

    • Реконструкторы, изображающие красноармейцев (приграничное сражение 1941 года), 2008

    См. также

    Примечания

    Литература

    Исторические реконструкторы — это… Что такое Исторические реконструкторы?

    Лазаре Понтичелли — последний оставшийся в живых (подтверждённый) участник Первой мировой войны со стороны Франции с участниками исторической реконструкции, одетыми в униформу солдат той эпохи

    Реконструкторы во время маневров на линии Молотова — системе укреплений, вокруг которой развивались события во Второй мировой войне
    • Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.
    • Историческая реконструкция — это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

    Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

    1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также — его (восстановления) результат.
    2. Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

    Историческая реконструкция в странах СНГ

    Историческая реконструкция как хобби появилась в странах СНГ (тогда ещё — СССР) в конце 1980-х годов. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.

    Направления исторической реконструкции

    В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:

    • живая история;
    • турниры (бугурты) — в наполеоновской реконструкции не присутствует.

    Живая история (или англ. living history) — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

    Турниры (а также бугурты — реконструкция полевых сражений) — сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделятся на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

    Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

    В последнее время активно развиваются новые направления:

    Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

    Реконструкторы

    Реконструкторы (иногда применяется сленговое «реконы») — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себе доспехи и оружие. Многие также занимаются историческим фехтованием.

    Благодаря тому, что многие ролевики также зачастую занимаются своего рода «частичной реконструкцией» исторических реалий на ролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое, несколько ироничное отношение к ролевикам, как к неким «недореконструкторам». Вместе с тем, однако, многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками, либо были ими ранее. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Уход же реконструкторов в ролевики является гораздо более редким явлением.

    В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ешё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфических имиджевых аксессуаров исторической направленности, таких, как историчные кольца и амулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войска вермахта.

    В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клубы исторической реконструкции» (КИР), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

    Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д.

    Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример — фильм «Александр. Невская битва»).

    Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР — «Сам Себе Реконструктор»).

    См. также

    Ссылки

    «Военно-исторические исследования»] — военные реконструкции в Санкт-Петербурге. История событий.

    Статьи

    Wikimedia Foundation. 2010.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *