8 простых узлов, которые выручат в любой ситуации
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
В жизни случается всякое. Скажем, вам нужно забраться на небольшую высоту, привязать груз или вытащить машину из ямы. В подобных случаях не обойтись без правильно связанной веревки, поэтому умение вязать надежные узлы — крайне полезный навык.
AdMe.ru решил помочь вам освоить 8 самых простых и полезных узлов, которые пригодятся в любой ситуации.
Затягивающий узел
Как делать. Берем край веревки и складываем его буквой «Z». Коротким концом делаем 3–4 оборота вокруг веревки и продеваем его в нижнюю петлю. Затягиваем веревку с помощью верхней, рабочей петли.
Где применить. Такой узел удобно крепить к различным предметам. Например, поднимать или опускать предметы с узким горлышком.
Связывание шестов
Как делать. Для начала делаем обычный узел на одной из планок. Затем прикладываем к ней вторую и делаем 5–8 оборотов вокруг. Оставшимся концом стягиваем обвязку, продевая его между жердей.
Где применить. Такие обвязки довольно прочные и могут быть использованы для получения одного длинноного шеста, устранения перелома или простого связывания двух и больше палок.
Узел «Констриктор»
Как делать. По центру веревки делаем петлю. Затем одну из сторон переворачиваем так, чтобы веревка была в форме восьмерки. Теперь берем за центр этой восьмерки (место пересечения) и просто складываем петли в готовый узел.
Где применить. Особенность этого узла в том, что после затяжки в обратную сторону он сам не развяжется. «Констриктор» подходит, чтобы затягивать мешки, пережать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, можно даже пользоваться им как жгутом.
Узел «Лестница»
Как делать. В левую руку берем конец веревки. Правой рукой обратным хватом переворачиваем петлю и фиксируем веревку в левой руке. То же повторяем с оставшейся веревкой. Затем конец веревки (который болтается снизу) продеваем в петлю, хватаем за него, бросая остальное. Теперь вся веревка в узлах, промежуток которых равен величине петли.
Где применить. Такую веревку можно использовать при спуске, подъеме на высоту или чтобы вытянуть машину из ямы.
«Бочечный» узел
Узел для бельевой веревки к крючку — kak.hepcinat-vp.ru
Доброго здравия всем. В данной публикации будет много букв и картинок о том как вязать узлы.
Кому трафик особо не жмёт добро пожаловать.
Доброго времени суток.
На сайте уже были попытки приобщить местных к такому занятию как вязание узлов,
это от гнома часть 1, часть 2, это от randori (заклевали всего мужика), немного альпинизма от мессершмита, и ненавязчивый опрос от Darkhelgi. Но данные публикации носили скорее случайный характер, представляя вниманию несколько узлов не особо связанных между собой. Как говорилось в одном из комментариев мол это в советское время было трудно достать литературу, а сейчас хоть тоннами с iнета качай. Вот я и решил немного расширить кругозор себе, за одним решил поделиться и с вами (самообразование наше Фсё
Итак, предлагаю Вашему вниманию то, что может послужить хорошую службу любому пользователю этого ресурса (по моему скромному мнению ). Сразу оговорюсь о том для каких задач я отбирал те или иные узлы для представления. Задача это ПВД. И верёвка которая используется во время вылазки должна пройти до конечной точки и вернуться домой. То есть узлы, после того как отпала необходимость, развязываются не методом Александра Македонского (гордиев узел его заслуга) а ручками, и желательно не 3 последующих часа после пользования.
«Как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к профессиям горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол-узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.
Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: «О! Завязано морским узлом!»»
Способы вязки узлов показаны в виде схем, состоящих из двух-трех позиций и стрелок, указывающих движение троса при вязке. Часть узлов представлена, помимо схем, изометрическими рисунками, дающими понятие, как должен выглядеть завязанный узел и как его применять.
ПРОСТЫЕ УЗЛЫ
Призваны для утолщения троса. Что может пригодиться для либо для утяжеления троса, либо для стопорения скользящей петли при вязании ошейника для собаки 🙂
Содержание статьи:
Кровавый узел
Утяжеляет трос (эффект усиливается при смачивании). Если сделать витков поболее, то получится неплохая ручка на конце веревки.
Восьмёрка»
Служит стопором, легко развязывается после нагрузки.
Юферсный
Так же работает стопором. Особенность в том что сравнительно легче развязать даже если сильно затянут. (лично мне удобнее завязывать этот узел способом а))
Пожарная лестница
Применяется когда срочно нужно спуститься по тросу или подняться по отвесной стенке, если нет лестницы. За узлы держаться легче чем за «просто» веревку. Или нужно вытащить застрявший в грязи автомобиль. Есть длинная веревка и люди, готовые оказать помощь. Чтобы им было удобнее тянуть, завяжите на земле «пожарную лестницу» с таким расчетом, чтобы узлы шли примерно через каждый метр.
Незатягивающиеся узлы
Простой штык
Этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля. Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.
Коечный штык
Как понятно из названия таким узлом подвешивались койки на кораблях. Завязывание узла для подвешивания койки — дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля.
На рисунке представлено 2 варианта узла.
Якорный узел
Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
Штык с обносом
У этого узла шлаги размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.
УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ
Фламандский узел
Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. Применяется для соединения как тонких так и толстых тросов. Соединение считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того не скользит и надежно держит на синтетической рыболовной леске.
Прямой узел
а — обычный способ вязки; б — морской способ вязки.
Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва.
Для развязывания этого узла нужно взяться за концы одного троса выходящие из узла и дернуть их в разные стороны, после чего вывести «распрямлённый» конец не составит особого труда. При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать.
Однако Эшли и Ризенберг предупреждают: «этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не может быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет».
Плоский узел
Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины.
Способ а)незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным называют «узлом Жозефины» не меняет своей формы даже при сильной тяге и легко развязывается после снятия нагрузки. Способ б)применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Травяной узел
Несмотря на свое название, этот элементарный узел вполне надежен и может выдерживать сильную нагрузку. Кроме этого, он легко развязывается при отсутствии тяги.
Пакетный узел
Его название говорит о том, что он удобен для завязывания пакетов и свертков. Он прост, оригинален и рассчитан на быструю вязку. Пакетный узел чем-то напоминает травяной. По своей прочности он не уступает последнему. (Из собственного опыта использования узла: удобно завязывать что либо мягко-упругое поскольку удобно затягивать трос и не требуется третьей руки для удерживания узелка в затянутом состоянии, пока завязываешь. Вот только второй конец заводить лучше сложенным вдвое. Прочности узел не потеряет, зато развязывать несравненно легче чем оригинальный с рисунка).
Шкотовый узел
Шкотовый узел прост и очень легко развязывается. Сильно затягиваясь, он не портит троса. Следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли.
Брам шкотовый узел
Брам-шкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. Брам-шкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.
Докерский узел
Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть (или поднять на палубу с берега) тяжелый швартов, и быстро развязывается. Его лучше всего применять как временный узел когда необходимо прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. На рисунке представлены 2 варианта вязания этого узла.
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ
Самозатягивающийся узел
Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется «проще не придумаешь». К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки. Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если это усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может вы¬скользнуть из-под коренного конца троса.
Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.
Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызу¬нов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.
Выбленочный
Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например просто бревно. Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на стройке). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки. Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.
Констриктор
«Боа констриктор» — это зоологическое название удава по-латыни. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. «Констриктор» хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим.
Вот вариант его применения
Справа вариант вязания лестницы изображен некорректно. (Как держится перекладина?)
Как смог так поправил.
Двойной констриктор
Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный «констриктор», считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.
Питонов узел
Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от «констриктора». По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и «констриктор». С одним уточнением, развязывается он легче, потому что слабее затягивается даже при сильном усилии затягивания.
Гафельный узел
Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.
Лисельный узел
Отличается от предыдущего узла заведенным под шлаг ходовым концом, что затрудняет его выскальзывание при нагрузке.
НЕЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ ПЕТЛИ
Фламандская петля
Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса.
Австрийский проводник
Петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса.
Беседочный узел он же булинь
На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. В английской морской технической литературе его часто именуют «королем узлов» (King of Knots). Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается «намертво», не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах).
В жизни всегда может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2—3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.
Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступая от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью, с зажатым в ней ходовым концом, обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец. Узел завязан вокруг вашей талии по схеме. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе в темноте или с закрытыми глазами.
Двойной беседочный узел
Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.
В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Здесь представлен наиболее простой.
Узел «заячьи ушки»
Диапазон использования такой же как у предыдущего узла. Только затягивается сильнее.
Калмыцкий узел
Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о том, что он появился в нашей стране. И хотя калмыцкие степи не вызывают ассоциации с морем и кораблями, он издавна применяется на флоте. Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом. Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывается, если дернуть за ходовой конец. Его применяют для временного крепления бросательного конца к огону швартова при подаче последнего с судна на причал. Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошади в конюшне.
ЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ
Скользящая глухая петля
Этот простой и прочный узел может служить в повседневной жизни для затягивания различных тюков и свертков при их упаковке. Вязка узла предельно проста и не требует каких-либо комментариев.
узел «Браконьер»
Этот узел я достал из книги Эшли. Понравился мне тем, что изначально узел на коренном конце затягивается слабо. Впоследствии узел затягивается соразмерно силе приложенной при рывке удавки. Чем существенно затрудняет её снятие. Говоря простыми словами сначала затягиваешь узел слабо, что бы веревка легко в нём скользила. После рывка (дичи например) сначала затягивается удавка, обхватывая конечность попавшую в петлю, а потом узел. Затягиваясь и не давая удавке распуститься.
Пьяный узел
Этот узел на Руси испокон веков назывался «пьяным». Его применяли для усмирения не в меру разгулявшихся людей, надевая петли на запястья рук за спиной и связывая концы на груди.
Кандальный узел
Он очень схож с «пьяным» узлом. Его название на английском языке обозначает «наручники». Узел может служить для тех же целей. Несмотря на внешнее сходство, это два разных узла. Во всяком случае, не развязывая их и не вынимая концов из центральной петли, один узел превратить в другой невозможно.
БЫСТРОРАЗВЯЗЫВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ
Практически любой узел становиться быстроразвязывающимся если ходовой конец в последнюю петлю заводить сложенным вдвое. Например простая восьмерка становится быстроразвязывающейся восьмёркой.
вот что получается из рифового узла
вот что из шкотового
в некоторых случаях узел может поменять своё название как это например произошло с казачьим узлом, когда ходовой заводят сложенным вдвое то узел становится калмыцким
Поэтому как то особо останавливаться на этих узлах я не буду.
ОСОБЫЕ УЗЛЫ
Мешочный узел
Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному — в мешках, рундуках и «чемоданах». Например, по традиции военного королевского флота Великобритании одежда матросов хранилась исключительно в парусиновых мешках. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые «чемоданы», сшитые из серой парусины № 6. Оба имели от четырех до семи люверсов и парусиновый клапан. Брезентовые мешки английских военных матросов имели 12 люверсов, которые затягивались куском линя. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.
Колышка (баранья нога)
В английском морском языке этот узел называется «Sheepshank», что означает «баранья ляжка». Такое название узел получил у англичан ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой. В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют «узлом для укорачивания троса».
Известный русский капитан дальнего плавания В. В. Бахтин в своем «Объяснительном морском словаре», этот узел называет «колышкой». По традиции моряки разрезают трос при исключительных обстоятельствах. А если, например, на судне требуется для какой-нибудь работы 25 метров троса, а под рукой есть свободный кусок длиной 40 метров, то его резать не будут, а укоротят до 25, сделав на нем обычную «баранью ногу» одним из двух представленных способов. Его используют и в тех случаях, когда при ответственной операции с тросом есть сомнения в его прочности: допустим, в одном месте перетерта одна прядь или трос надрезан. Пользуясь этим полезным узлом, не нужно забывать, что он прочен и надежен только под нагрузкой, и как только последняя снята, возникает опасность, что узел распадется. Поэтому перед каждым применением троса с завязанной колышкой узел следует проверять.
Курьерский-водительский узел
Используют для крепления и перевозки грузов так как даёт преимущество в силе примерно в 2 раза без использования блоков. Он легко делается и распадается, как только исчезает натяжение.
Вот ещё вариант вязки.
Кулак обезьяны
Он был придуман во времена пиратов, когда судну терпящему бедствие нужно было бросить спасительный конец веревки с другого судна. Кто пробовал бросать веревку в шторм тот знает, что без утяжелителя на конце это практически бессмысленное занятие. И тогда возникла идея использовать в качестве утяжелителя пушечное ядро. Вот для того чтобы закрепить ядро на верёвке и был разработан этот узел. Кроме того, «Узел Кулак обезьяны» стал символом взаимовыручки и братства. Также эта конструкция стала применяться в качестве холодного оружия.
узел Маршара(французский прусик)
Главное применение узла заключается в том, чтобы по веревке можно было спускаться и подниматься. Особенности узла: при нагружении за выходящие из узла концы, узел затягивается и не скользит по основной веревке, а когда берешься руками за сам узел, то он легко передвигается.
Гардинный узел
Этот узел здесь для красоты название не оригинальное так что можете поправить в комментариях. Используется в качестве подхватов для штор.
и немного юмора
Благодарю за Ваше внимание, смею надеяться что статья будет полезна.
Источник: nepropadu.ru
Читайте также
Самозатягивающийся узел для веревки, основные виды и особенности
Одним из первых умений, которым овладело человечество, является вязка разнообразных узлов. Наиболее простым и популярным в плане применения является самозатягивающаяся петля. Она представляет собой самую простую форму удавки, чья петля служит креплением для веревки. Имеется очень много видов такой петли, затягивающаяся узловая конструкция весьма простая и надежная.
Использование узлового соединения
Самозатягивающийся узел для веревки нашел наибольшее применение на флоте. Они наиболее простые и надежные, научиться их вязать не составляет особого труда. Кроме того, такие петли активно применяются в альпинизме и морском деле, однако, их применение вполне возможно и в домашнем быту.
Основное использование таких затягивающихся узлов помогает в следующих случаях:
- Для того чтобы повесить гамак или прикрепить навесные конструкции;
- Закрепить веревку для сушки белья или разнообразных трав;
- С его помощью можно привязать животное на улице или выгуливать различных коз или коров;
- На рыбалке помогает привязать лодку и леску к удочке;
- Также часто применяется при изготовлении различной бижутерии по типу браслетов или иных изделий.
Главное предназначение самозатягивающихся узловых соединений состоит в фиксировании веревки на стационарном объекте или возможность зафиксировать груз на самом тросе, при этом сам груз будет перемещаться вдоль узлового изделия.
Как сделать такую конструкцию
Основная особенность такой петли состоит в том, что она будет надежна при наличии нагрузки на ходовой конец. При этом она должна быть на постоянной основе, иначе такая узловая конструкция без особых проблем развяжется. Последовательность действий для создания такого узла:
- Выбираем опору для закрепления узла, например, ствол дерева, столб или иная опора. Делаем полукольцо вокруг основания;
- Далее, проводим конец под основной веревкой и просовываем в созданную петлю;
- Натягиваем ходовой конец и затягиваем узловое соединение.
В результате получается действительно качественный узел, который будет прижимать ходовой конец к основе, не давая ему развязываться.
Разновидности самозатягивающихся петель
Имеется немалое количество различных самозатягивающихся узлов, но мы рассмотрим наиболее популярные и применяемые в различных сферах:
- Узловая конструкция c полуштыком. Она аналогична классическому узлу, но свободный конец снова пропускают внутрь опоры, заводят за основную веревку и затягивают в образовавшуюся петлю. Если длина веревки позволяет, то можно сделать и большее количество обвязок;
- Узловое соединение коровьего типа. Такая разновидность узла активно применяется в морском флоте, однако, ее вполне можно применить на суше. Завязывать такой узловой вариант следует в форме перевернутого штыка;
- Глухая петля не зависит от постоянной нагрузки, чтобы она держалась крепко, нужно ее просто завязать и хорошо затянуть. Вязка узловой конструкции происходит так, что одна петля просовывается в другую и затягивается;
- Констриктор является наиболее крепким из представленных вариантов, так как после затягивания он не развязывается. Обычно его разрубают его, чтобы освободить тот или иной объект. Наиболее применим в быту, с его помощью завязывают разнообразные шланги, мешки, круглые предметы.
Стандартная самозатягивающаяся петля применяется на тросе, который закреплен на перекладине для разнообразных мешков. Это помогает уберечь припасы от сырости и грызунов. Он может стать и легко развязывающимся. В петлю нужно просунуть ходовой конец сложенной петлей, в таком случае, его при необходимости быстро развязать достаточно потянуть за конец узловой конструкции.
Для браслета
При изготовлении различных изделий ручной работы требуется закрепить нить самозатягивающимися узлами.
Популярны украшения, которые застегиваются скользящим узловым соединением, позволяющим регулировать длину браслета.
Делать самозатягивающиеся узловые соединения для ручных изделий нужно по следующей схеме:
- Сложить концы шнура параллельно друг другу, дабы они смотрели в разные стороны;
- Обхватить проходящий шнур одним из концов. Проходя через себя, конец выходит в получившуюся петлю;
- Вторым концом аналогично завязываем узловое соединение;
- Затягиваем узловые конструкции и получаем готовый браслет с регулировкой длины.
Подобные конструкции присутствуют в различных сферах, одной из них является рыбалка. С их помощью привязывают лески, крючки, воблеры и другие рыбацкие принадлежности. Получается качественный узловой вариант, не требующий особых навыков в вязке. При этом он надежен, так как на одном из концов располагается небольшой груз.
Можно сказать, что петля самозатягивающегося типа является достаточно распространенным и надежным, применяется как в быту, так и в морском деле. Но надо помнить, что некоторые конструкции могут быть надежными только при наличии постоянной нагрузки на ходовой конец. Кроме того, они способны выдержать нагрузку пропорциональную плотности материала, из которого делается веревка для завязывания узла. Желаем удачи в деле создания самозатягивающихся соединений для веревки!
Узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)
Узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)
Битенговый
Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.
Рис. 15. Битенговый
Последовательность завязывания битенгового узла
1. Ходовой конец троса обнести вокруг битенга или причальной тумбы, сложить свободный конец в форме открытой петли и завести под корневой конец.
2. Сформированную закрытую петлю перекрутить на 180° и, обведя вокруг корневого троса, набросить сверху на битенг.
3. Затянуть узел.
Выбленочный
Выбленки – вантовые ступеньки из троса для подъема на мачты. Именно для их привязывания моряки парусных судов первоначально использовали этот узел. Кроме того, выбленочный узел используют для швартовки лодки, подачи нетяжелого груза на высоту, увязки поклажи, плетения сетей. Это надежный затягивающийся узел, хорошо держит нагрузку и не проскальзывает даже на гладких поверхностях. Однако нужно учитывать, что такие свойства узла проявляются, только если к нему приложена постоянная нагрузка, в противном случае он может ослабнуть и начнет проскальзывать. Существует два варианта завязывания выбленочного узла: первый используют, когда конец предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт, второй – когда трос обносят вокруг самого предмета.
Рис. 16. Выбленочный: а – вариант 1; б – вариант 2
Последовательность завязывания выбленочного узла
Вариант 1
1. В данном варианте узел может быть завязан как на конце, так и на середине троса.
2. Сформировать закрытую петлю с проходом корневого конца над ходовым концом троса и надеть его на опору.
3. Сформировать вторую закрытую петлю, пропустив ходовой конец под корневым концом троса и также надеть ее на опору.
4. Затянуть узел.
Вариант 2
1. Отступив от края троса, его ходовым концом сделать обнос вокруг опоры. Поднять по диагонали вверх свободный конец троса.
2. Сделать еще один оборот вокруг опоры, проведя ходовой конец троса под диагонально расположенной частью троса.
3. Затянуть узел.
Гафельный
Свое название этот морской узел получил от наклонного рея, закрепленного в верхней части мачты. Хотя в современном флоте для этой цели узел уже не используют, его продолжают применять тогда, когда необходимо быстро прикрепить трос к гладкому цилиндрическому предмету.
Рис. 17. Гафельный
Последовательность завязывания гафельного узла
1. Ходовым концом троса сделать двойной оборот вокруг опоры и обнести его вокруг корневого конца троса. Петли троса сильно не затягивать.
2. Провести трос между опорой и петлями троса.
3. Затянуть узел.
Узел «задвижной штык»
Узел известен и распространен не меньше, чем выбленочный. Он имеет больший диапазон применения: его вяжут для подъема длинноразмерных грузов на палубу или реи при установке дополнительных парусов, привязывают шлюпки к борту судна при их транспортировке. Как и многие затяжные узлы, «задвижной штык» хорошо работает только при наличии постоянной нагрузки, без которой он постепенно ослабевает и может развязаться. Однако этот узел имеет одну особенность, выгодно отличающую его от остальных узлов группы: он хорошо работает даже в тех случаях, когда тяга троса находится под острым углом или почти параллельна грузу. Узел прост в завязывании, хорошо выдерживает большие нагрузки. Надежность этого узла связана с его конструкцией и особенностью расположения шлагов при завязывании. Он состоит из трех шлагов, охватывающих груз, причем два из них вяжут со стороны приложения тяги.
Рис. 18. «Задвижной штык»
Последовательность завязывания узла «задвижной штык»
1. Ходовым концом троса сформировать шлаг вокруг груза с прохождением корневого конца над ходовым концом троса.
2. Поднять трос выше первого шлага и сделать еще один шлаг в противоположном направлении.
3. Провести ходовой конец троса под тросом, расположенным вдоль груза, и сделать третий шлаг.
4. Обвести свободный конец троса вокруг параллельного грузу участка троса.
5. Затянуть узел.
Констриктор
Название этого узла произошло от латинского названия разновидности удава, известного в зоологии, – боа констриктор. Среди затягивающихся узлов существует целая группа, имеющая сходные характеристики и сферу применения, что также нашло отражение в их названии: констриктор, двойной констриктор, питон. Такое название закрепилось за узлами благодаря тому, что в основе их конструкции лежат петли, охватывающие привязываемый предмет, что напоминает кольца удавов, убивающих свою жертву. Констриктор считается одним из самых сильно затягивающихся узлов, его превосходит только усиленная версия – двойной констриктор. Лучше всего его применять при соединении веревок и тросов с круглыми, не имеющими граней предметами. Но в то же время нужно учитывать, что это «одноразовый» узел, так как после приложения к нему сильной нагрузки развязать его будет практически невозможно. В современном морском деле констриктор из-за сложностей с развязыванием используют редко. В основном его применяют как временную марку, не допускающую расплетения тросов в случае их рассечения, или для пакетирования мягких тюков с грузом.
Рис. 19. Констриктор
Последовательность завязывания узла констриктор
1. Ходовым концом сделать оборот вокруг стойки и, обведя корневой конец троса по диагонали, провести его за первый шлаг.
2. Сделать второй шлаг и, проведя ходовой конец троса над корневым, завести в петлю, образованную вторым шлагом, снизу вверх.
3. Провести свободную часть троса в петлю, образованную первым шлагом.
4. Затянуть узел.
Лисельный
Это старинный морской узел, применяемый на парусных судах для крепления прямых дополнительных парусов к лисель-рейке. На данный момент узел выполняет вспомогательные задачи – им соединяют тросы с цилиндрическими предметами.
Рис. 20. Лисельный
Последовательность завязывания лисельного узла
1. Ходовым концом троса сделать два оборота вокруг опоры.
2. Ходовым концом троса провести обвод вокруг корневого конца троса и провести его через две петли.
3. Ходовой конец развернуть на 180° и, обведя вокруг троса второй петли, завести между тросом первой петли и опорой.
4. Затянуть узел.
Паловый
Пал – это тумба из чугуна, бетона или деревянные сваи, забитые в грунт, за которые заводят швартовые. Из названия узла видно, что основная функция этого узла – закрепление тросов судна за швартовые приспособления на берегу. Узел очень прост в вязке и хорошо выдерживает постоянные и рывковые нагрузки.
Рис. 21. Паловый
Последовательность завязывания палового узла
1. Сложить ходовой конец открытой петлей и обвести вокруг опоры.
2. Петлю обвести вокруг корневого и ходового концов и сверху набросить на опору.
3. Затянуть узел.
Самозатягивающийся
Этот узел часто называют простой удавкой. Он очень быстро вяжется и предназначен для крепления троса к цилиндрическим предметам. Однако работать такое соединение будет только при наличии постоянной, равномерной нагрузки, приложенной к корневому концу троса. При прекращении тяги или же появлении переменной (рывковой) нагрузки узел начинает проскальзывать и ходовой конец троса выходит из-под корневого конца троса, что приводит к его самороспуску.
Рис. 22. Самозатягивающийся
Последовательность завязывания самозатягивающегося узла
1. Ходовым концом троса сделать шлаг вокруг опоры. Завести свободную часть троса между петлей и опорой.
2. Потянув за корневой конец троса, затянуть узел.
Удавка с полуштыками
Из всех затяжных узлов, применяемых в парусном флоте для работы с цилиндрическими грузами, удавку с полуштыками использовали чаще всего. Ее использовали для буксировки и подъема стеньг, гафелей, рей, для крепления снастей, крепления швартового. В современных условиях этот узел продолжают применять при такелажных работах, а также в тех случаях, когда нет возможности применять металлические стропа или есть опасность повреждения при погрузке не очень тяжелых круглых длинноразмерных грузов. Достаточно часто его применяют в лесной и строительной промышленности, где он известен под названием «лесной» или «бревенчатый узел». Такая популярность удавки с полуштыками обусловлена ее высокой надежностью, высокой степенью фиксации даже на скользких круглых предметах и в то же время щадящим по отношению к тросам характером узла. Несомненным плюсом этой удавки является и простота ее развязывания после снятия нагрузки. Но для того чтобы использовать все эти положительные качества и не допустить схода привязанного груза, необходимо правильно вязать и размещать этот узел. Удавку с полуштыками завязывают не на середине груза, а с небольшим смещением, и ходовой конец троса при выходе из узла тянется в сторону конца поднимаемого предмета, куда будет приложена тяга. Необходимо выбирать слабину между узлом и полуштыками и формировать их по ходу спуска троса.
Рис. 23. Удавка с полуштыками
Последовательность завязывания удавки с полуштыками
1. Ходовым концом троса сформировать вокруг груза открытую петлю. Сделать обвод вокруг корневого конца троса и завести его в закрытую петлю.
2. Ходовым концом троса сделать три-четыре оборота вокруг передней стороны петли и провести его через основную петлю в направлении конца груза, в сторону которого будет тяга.
3. Затянуть узел и сформировать вокруг груза два полуштыка в направлении приложения тяги.
Фаловый
Фаловый, как лисельный и гафельный узлы, получил свое название по наименованию парусных снастей, для крепления которых их применяли. Этим узлом в парусном флоте крепили к реям грот-марс-фал и фор-марс-фал элементы оснастки для управления прямыми парусами. Схемы завязывания фалового и лисельного узлов очень похожи и отличаются только количеством витков на привязываемой опоре: у фалового их делают три, а у лисельного – два. На сегодняшний момент фаловый узел используют в такелажных работах и в быту.
Рис. 24. Фаловый
Последовательность завязывания фалового узла
1. Ходовым концом троса сделать три оборота вокруг опоры.
2. Ходовым концом троса провести обвод вокруг корневого конца троса и провести его через три петли.
3. Ходовой конец развернуть на 180° и, обведя вокруг троса второй и третьей петли, завести между тросом первой петли и опорой.
4. Затянуть узел.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
5 простых узлов, которые могут вам пригодиться
В повседневной жизни мы частенько сталкиваемся с необходимостью что-либо упаковать, закрепить или связать. Обычно в такой ситуации мы берём в руки бечёвку и начинаем увлечённо придумывать немыслимые конструкции из узлов, скруток и переплетений, которые потом решительно невозможно распутать. Поэтому давайте научимся завязывать ещё несколько популярных узлов.
Беседочный узел
Это один из основных узлов, которым издревле крепили тетиву лука. Иногда он именуется королём узлов за простоту и универсальность. Используется для получения незатягивающейся (!) петли на конце прямой верёвки, для крепления верёвки к кольцам или проушинам, для связывания верёвок.
Простой штык
Узел «Простой штык» тоже позволяет завязать незатягивающуюся петлю, причём она используется преимущественно в тех местах, которые требуют особенно надёжного крепления. Например, такие узлы давно применяются на флоте для закрепления швартовных концов за причальные приспособления, для крепления буксировочных тросов и тяжёлых грузов и так далее.
Таутлайн
Если вам необходимо привязать что-либо, но впоследствии иметь возможность регулировать длину верёвки, то на помощь придёт специальный узел, позволяющий легко изменять величину петли. Особенно часто его применяют туристы для установки палаток и натяжения тентов.
Восьмёрка
Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.
Узел «Восьмёрка» имеет два варианта. Первый применяется в тех случаях, когда у вас есть один свободный конец. Он выглядит довольно сложным, однако стоит вам только один раз разобраться в последовательности действий, как всё получится само собой.
Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.
Водительский узел
Действительно легендарный узел, который имеет много различных названий и ещё больше практических применений. Этот узел используется в строительных работах, при транспортировке, в туризме и других случаях, когда вам необходимо плотно и туго закрепить какую-либо вещь.
Для тех читателей, которым сложновато ориентироваться в анимированных рисунках, имеется дополнительная инструкция, содержащая статичные фото каждого шага. Вы сможете найти её по этой ссылке.
А какие ещё узлы вы считаете практически полезными и необходимыми для освоения?