Установка или монтаж как правильно – монтаж кронштейнов под телевизоры или монтаж кронштейнов для телевизоров? в множественном числе…» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Монтаж и установка это одно и тоже

Не секрет, что многие из нас до сих пор живут в квартирах и зданиях, техническое состояние которых далеко от идеального и особенно остро во многих квартирах стоит вопрос качества работы электропроводки. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда электропроводке столько же, сколько и самому зданию.

Монтаж оборудования

Никто не будет спорить, что состояние электрики во многом определяет не только то, насколько комфортная атмосфера окружает собственников, но и во много влияет на их безопасность. Если электрика в Вашей квартире нестабильно работает, либо не работает вовсе, следует немедленно заняться ее ремонтом, который оптимально проводить с помощью квалифицированного специалиста.

Ремонт электрики в квартире подразумевает проведение определенного комплекса работ и операций по восстановлению работоспособности электрических систем, оборудования и устройств. Ремонт электрики, в отличие от монтажа (процесса изначальных работ по сборке и установке), относят к поддержанию в работоспособном состоянии различных устройств  и оборудования, учитывая их  номинальные параметры и характеристики.

Следует принимать в расчет, что любые устройства не застрахованы от случайных поломок и неполадок, а ремонт электрики в квартире гарантирует их последующую нормальную трудоспособность, пока не наступит необходимость провести полную замену электросистемы (обычно в случаях, когда она морально устарела либо восстановление ее стало невозможным). 

Рассмотрим, в чем же заключается специфика ремонта электрики. В принципе ремонт электрики, также как  и электромонтажные работы обычно разделяют на определенные шаги и этапы. Профессионалы  ремонт электропроводки начинают с выявления существующих неисправностей. Процесс начинается с визуального осмотра, который может помочь выявить явно заметные повреждения (механические дефекты, обгорелости, видимые обрывы электрических контактов прочее).

Если такие повреждения выявлены, их устраняют, заменяя непригодные части, либо, если это возможно, восстанавливая старые элементы и части (обычно в случаях, если повреждения незначительны).
Если же явные, видимые признаки неисправности не выявлены, используются различные методики измерения рабочих, основных параметров и характеристик, а также проводится тестирование и логический анализ.

Оптимально иметь нарисованную схему либо знать общие принципы действия восстанавливаемых систем, что позволяет максимально быстро выявить места существующих поломок.

Главная / Про окна / Монтаж или установка пластикового окна

Монтаж или установка пластикового окна

Что такое монтаж или установка пластиковых окон? Попробуем разобраться в этом, с самого начала.

В разных компаниях предлагая «монтаж или установку под ключ» — подразумевают весь объем работ, то есть и демонтаж старых окон и установка новых.

Первый этап установки пластиковых окон – подготовка рабочего места к демонтажу и монтажу:

  1. Рабочее пространство возле оконного проема, должно быть свободно от мебели и вещей, на расстоянии около 2.5 или 3 метров.
  2. Мягкую мебель и аппаратуру необходимо защитить от мелкой строительной пыли, накрыв увлажненной тканью или полиэтиленом.
  3. Паркетный пол или ламинат защитить от грязи и мелкой пыли – стыки в напольном покрытии хорошо натереть сухим мылом, после проведения работ мыло вместе со слоем грязи и пыли легко удаляется.
  4. Позаботиться о своих близких – людям, аллергически реагирующим на строительную и домашнюю пыль, в момент монтажа окон, дома лучше не находиться.

Второй этап установки пластиковых окон – демонтаж (основные работы):

1. Старые створки аккуратно снимают с петель.

Чем отличается монтаж от демонтажа?

Аккуратно раздалбливается стена вокруг оконного проема, вынимается старая рама.

3. Старая рама освобождается от дюбелей, удерживающих старую раму.

4. Снимается и удаляется старый подоконник.

5. Монтажный проем очищается от грязи, пыли и остатков цемента.

Третий этап установки пластиковых окон — монтаж (технология установки окна в проем)

  1. В раме пластикового окна просверливаются отверстия для анкеров. На краю, с внешней стороны рамы, на боковую поверхность и сверху.
  2. Пластиковая рама устанавливается в пустой оконный проем с помощью распорных клиньев
  3. Рама выравнивается по горизонту (по уровню).
  4. Рама крепится в оконном проеме с помощью крепежа и специальных опорных рамок, чтобы вертикальные части рамы устанавливались на расстоянии в глубь проема, на одинаковую величину за четвертями стены. Рама закрепляется с помощью анкеров и анкерных пластин, корректируется выравнивание по вертикали и горизонтали.
  5. Далее, удаляются вспомогательные установочные прокладки и рамки.
  6. Прикручивается металлический отлив на саморезы.
  7. Навешиваются на раму и устанавливаются створки.
  8. Устанавливаются стеклопакеты в створки.
  9. Заполняют пустой зазор между рамой и оконным проемом монтажной пеной вглубь рабочей области оконного проема.
  10. Регулируется фурнитура и петли рабочих открывающихся створок
  11. Далее, установить водоотливные колпачки, декоративные накладки на петли.
  12. Устанавливается пластиковый подоконник.

Последний, четвертый этап монтажа, установка пластиковых откосов:

  1. Пластиковые откосы вырезаются из ПВХ сендвич-панелей.
  2. С лицевой стороны на откосную панель аккуратно наносится монтажная пена, потом прижимается на рабочую поверхность стены к краю рамы.

По всему периметру откосной кромки устанавливаются декоративные откосные уголки.

Другие сказочки про пластиковые окна

Пластиковые окна, окна ПВХ, евроокна: много шума — и ?…
О чем много говорят, что рекламируют — без прикрас и с техническими характеристиками.

Стеклопакеты: 3 камеры лучше 5 камер?
Выбирая окно, пытаешься учесть все моменты. И конечно, обращаешься за помощью к менеджерам-консультантам компании. Но чем больше углубляешься в эти, так сказать моменты, тем больше уходишь от основных требований к своему новому окну.

Оконный пластик: родной или не родной
Часто от продавцов оконных компаний можно услышать: «Родной, немецкий, везут из Германии». Многие оконные фирмы, даже самые крупные, выдают российский профиль за немецкий. Что подразумевает продавец, и что клиент под словосочетанием

На рынке окон возможен новый рост цен
В этом году рынок пластиковых окон показывает рост в 30-40%, а в некоторых районах России этот показатель достигает…

Окна MONTBLANC
Окна MONTBLANC, отличается от других профильных систем, улучшенными эксплуатационными характеристиками.

Окна Salamander
Когда видишь этот неповторимый белоснежный глянец пластика SALAMANDER, и элегантные округлые формы окна, смятения по вопросу выбора исчезают.

Описание профиля MONTBLANC eco 60
Постоянно возрастающий интерес потребителя к эстетической стороне и разнообразию потребовал появление новой легкой и эргономичной конструкции MONTBLANC eco 60.

Окна из пластика, ПВХ окна
Есть ли разница между понятиями — пластиковые окна и окна ПВХ.

Почему именно профиль Montblanc?
Многие наши соотечественники уже отметили высокое качество продукции Montblanc.

Монтаж оборудования

Монтаж оборудования

Когда оборудование доставлено к заказчику и выгружено, его необходимо установить. Именно на этом этапе вам обязательно понадобится команда опытных монтажников. Почему именно команда, а не один или несколько разных специалистов? По той причине, что команда людей, которые работают вместе несколько лет, умеет быстро и качественно справляться с любыми задачами.

Монтаж оборудования – это комплекс мер по сборке и установке конструкций и механизмов. Специалисты, занимающиеся монтажом оборудования, должны обладать рядом технических знаний. Как правило, большинство оборудования разных отраслей промышленности имеет внушительные габариты и соответствующий вес. Также для различного оборудования могут предъявляться различные требования по установке. Одни агрегаты требуют установки на специальном фундаменте, другие в углублении ниже уровня пола, некоторые, наоборот, на определенной высоте монтируются с помощью специальных конструкций. Помимо того, что в паспорте станка указаны эксплуатационные условия, и эти условия созданы, кто-то должен правильно поместить оборудование на свое место. Вот в этом случае вам и понадобится высококвалифицированная бригада, способная осуществить монтаж оборудования. Кроме монтажников для грамотной установки агрегатов потребуется также всевозможное такелажное оборудование.

Наши специалисты по монтажу оборудования

В нашей компании вы найдете грамотных специалистов и наиболее современное оборудование. В каждом конкретном случае мы находим свое оптимальное решение. Таким образом при меньших затратах времени и средств наша бригада совершает идеальный монтаж.

При попытке самостоятельного осуществить монтаж оборудования у вас может возникнуть масса сложностей. Если габариты агрегата не позволяют его внести на территорию предприятия через двери, то, возможно, понадобится демонтаж и монтаж стен, окон или перекрытий. Некоторые такелажные приспособления для многотонных станков предполагают специальный укрепленный фундамент, для поднятия грузов на высоту необходимо собрать определенные прочностные конструкции или воспользоваться специальной техникой. В технологии работы нет секретов, однако ее применение требует от исполнителя большого опыта и узкоспециальных знаний. И это только несколько наиболее распространенных случаев, которые для нас легко решаемы.

Монтаж (значения)

Монтаж оборудования дело профессионалов!

Поэтому если у вас нет времени на самостоятельную организацию монтажных работ, на прочностные расчеты, на приобретение специальной техники и вы хотите поскорее ввести в работу новое или перевезенное оборудование, вам необходимо обратится к нам. Мы снимем с вас множество трудных задач, решение которых по плечу только опытным такелажникам.

Современные технологии монтажа оборудования

Высший пилотаж монтажа оборудования

Интересные статьи

монтаж — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.монта́жмонтажи́
Р.монтажа́монтаже́й
Д.монтажу́монтажа́м
В.монта́жмонтажи́
Тв.монтажо́ммонтажа́ми
Пр.монтаже́монтажа́х

мон-та́ж

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 4b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -монт-; суффикс: -аж [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. действие по значению гл. монтировать; установка, закрепление чего-либо в назначенном месте ◆ Монтаж оборудования начался на следующий день.
  2. спец. этап создания кино- или видеофильма, заключающийся в отборе и соединении фрагментов исходного материала ◆ После записи восьми монтажных кадров исходная лента может быть размечена ещё столько раз, сколько вам понадобится для монтажа всего фильма.
  3. разг. то же, что фотомонтаж ◆ Оказалось, например, что большинство фотографий, иллюстрирующих ужасы голодного времени в Украине, относились на самом деле к голоду в Поволжье 1921 года, а некоторые и вовсе оказались монтажом.
  4. техн. совокупность радиодеталей и всех соединений между ними ◆ Разглядывая монтаж, я пришёл к выводу, что по сигналу с процессора открывается транзистор в транзисторной сборке ULN2803A и замыкает на корпус плюс питания.
Синонимы[править]
  1. сборка, установка
Антонимы[править]
  1. демонтаж
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
  1. видеомонтаж

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: гидромонтаж, демонтаж, киномонтаж, литмонтаж, монтажёр, монтажник, монтажница, радиомонтаж, фотомонтаж, шиномонтаж, электромонтаж
  • прилагательные: монтажный
  • глаголы: монтировать, демонтировать, размонтировать

Этимология[править]

Происходит от франц. montage «поднимание, подъём; монтаж», далее из monter «подниматься», далее из вульг. лат. montare «поднимать, подниматься», далее из класс. лат. лат. mons (montis) «гора», далее из праиндоевр. *men- «выдаваться».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Морфологические и синтаксические свойства[править]

мон-таж

Существительное, мужской род.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. монтаж (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от франц. montage «поднимание, подъём; монтаж», далее из monter «подниматься», далее из вульг. лат. montare «поднимать, подниматься», далее из класс. лат. лат. mons (montis) «гора», далее из праиндоевр. *men- «выдаваться».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

мон-таж

Существительное, мужской род.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. монтаж (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от франц. montage «поднимание, подъём; монтаж», далее из monter «подниматься», далее из вульг. лат. montare «поднимать, подниматься», далее из класс. лат. лат. mons (montis) «гора», далее из праиндоевр. *men- «выдаваться».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Монтаж или установка как правильно !

26.09.2018

Не секрет, что многие из нас до сих пор живут в квартирах и зданиях, техническое состояние которых далеко от идеального и особенно остро во многих квартирах стоит вопрос качества работы электропроводки. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда электропроводке столько же, сколько и самому зданию.

Монтаж оборудования

Никто не будет спорить, что состояние электрики во многом определяет не только то, насколько комфортная атмосфера окружает собственников, но и во много влияет на их безопасность. Если электрика в Вашей квартире нестабильно работает, либо не работает вовсе, следует немедленно заняться ее ремонтом, который оптимально проводить с помощью квалифицированного специалиста.

Ремонт электрики в квартире подразумевает проведение определенного комплекса работ и операций по восстановлению работоспособности электрических систем, оборудования и устройств. Ремонт электрики, в отличие от монтажа (процесса изначальных работ по сборке и установке), относят к поддержанию в работоспособном состоянии различных устройств и оборудования, учитывая их номинальные параметры и характеристики.
Следует принимать в расчет, что любые устройства не застрахованы от случайных поломок и неполадок, а ремонт электрики в квартире гарантирует их последующую нормальную трудоспособность, пока не наступит необходимость провести полную замену электросистемы (обычно в случаях, когда она морально устарела либо восстановление ее стало невозможным).

Рассмотрим, в чем же заключается специфика ремонта электрики. В принципе ремонт электрики, также как и электромонтажные работы обычно разделяют на определенные шаги и этапы. Профессионалы ремонт электропроводки начинают с выявления существующих неисправностей. Процесс начинается с визуального осмотра, который может помочь выявить явно заметные повреждения (механические дефекты, обгорелости, видимые обрывы электрических контактов прочее).

Если такие повреждения выявлены, их устраняют, заменяя непригодные части, либо, если это возможно, восстанавливая старые элементы и части (обычно в случаях, если повреждения незначительны).
Если же явные, видимые признаки неисправности не выявлены, используются различные методики измерения рабочих, основных параметров и характеристик, а также проводится тестирование и логический анализ.

Оптимально иметь нарисованную схему либо знать общие принципы действия восстанавливаемых систем, что позволяет максимально быстро выявить места существующих поломок.

Главная / Про окна / Монтаж или установка пластикового окна

Монтаж или установка пластикового окна

Что такое монтаж или установка пластиковых окон? Попробуем разобраться в этом, с самого начала.

В разных компаниях предлагая «монтаж или установку под ключ» — подразумевают весь объем работ, то есть и демонтаж старых окон и установка новых.

Первый этап установки пластиковых окон – подготовка рабочего места к демонтажу и монтажу:

  1. Рабочее пространство возле оконного проема, должно быть свободно от мебели и вещей, на расстоянии около 2.5 или 3 метров.
  2. Мягкую мебель и аппаратуру необходимо защитить от мелкой строительной пыли, накрыв увлажненной тканью или полиэтиленом.
  3. Паркетный пол или ламинат защитить от грязи и мелкой пыли – стыки в напольном покрытии хорошо натереть сухим мылом, после проведения работ мыло вместе со слоем грязи и пыли легко удаляется.
  4. Позаботиться о своих близких – людям, аллергически реагирующим на строительную и домашнюю пыль, в момент монтажа окон, дома лучше не находиться.

Второй этап установки пластиковых окон – демонтаж (основные работы):

1. Старые створки аккуратно снимают с петель.

Чем отличается монтаж от демонтажа?

Аккуратно раздалбливается стена вокруг оконного проема, вынимается старая рама.

3. Старая рама освобождается от дюбелей, удерживающих старую раму.

4. Снимается и удаляется старый подоконник.

5. Монтажный проем очищается от грязи, пыли и остатков цемента.

Третий этап установки пластиковых окон — монтаж (технология установки окна в проем)

  1. В раме пластикового окна просверливаются отверстия для анкеров. На краю, с внешней стороны рамы, на боковую поверхность и сверху.
  2. Пластиковая рама устанавливается в пустой оконный проем с помощью распорных клиньев
  3. Рама выравнивается по горизонту (по уровню).
  4. Рама крепится в оконном проеме с помощью крепежа и специальных опорных рамок, чтобы вертикальные части рамы устанавливались на расстоянии в глубь проема, на одинаковую величину за четвертями стены. Рама закрепляется с помощью анкеров и анкерных пластин, корректируется выравнивание по вертикали и горизонтали.
  5. Далее, удаляются вспомогательные установочные прокладки и рамки.
  6. Прикручивается металлический отлив на саморезы.
  7. Навешиваются на раму и устанавливаются створки.
  8. Устанавливаются стеклопакеты в створки.
  9. Заполняют пустой зазор между рамой и оконным проемом монтажной пеной вглубь рабочей области оконного проема.
  10. Регулируется фурнитура и петли рабочих открывающихся створок
  11. Далее, установить водоотливные колпачки, декоративные накладки на петли.
  12. Устанавливается пластиковый подоконник.

Последний, четвертый этап монтажа, установка пластиковых откосов:

  1. Пластиковые откосы вырезаются из ПВХ сендвич-панелей.
  2. С лицевой стороны на откосную панель аккуратно наносится монтажная пена, потом прижимается на рабочую поверхность стены к краю рамы.

По всему периметру откосной кромки устанавливаются декоративные откосные уголки.

Другие сказочки про пластиковые окна

Пластиковые окна, окна ПВХ, евроокна: много шума — и ?…
О чем много говорят, что рекламируют — без прикрас и с техническими характеристиками.

Стеклопакеты: 3 камеры лучше 5 камер?
Выбирая окно, пытаешься учесть все моменты. И конечно, обращаешься за помощью к менеджерам-консультантам компании. Но чем больше углубляешься в эти, так сказать моменты, тем больше уходишь от основных требований к своему новому окну.

Оконный пластик: родной или не родной
Часто от продавцов оконных компаний можно услышать: «Родной, немецкий, везут из Германии». Многие оконные фирмы, даже самые крупные, выдают российский профиль за немецкий. Что подразумевает продавец, и что клиент под словосочетанием

На рынке окон возможен новый рост цен
В этом году рынок пластиковых окон показывает рост в 30-40%, а в некоторых районах России этот показатель достигает…

Окна MONTBLANC
Окна MONTBLANC, отличается от других профильных систем, улучшенными эксплуатационными характеристиками.

Окна Salamander
Когда видишь этот неповторимый белоснежный глянец пластика SALAMANDER, и элегантные округлые формы окна, смятения по вопросу выбора исчезают.

Описание профиля MONTBLANC eco 60
Постоянно возрастающий интерес потребителя к эстетической стороне и разнообразию потребовал появление новой легкой и эргономичной конструкции MONTBLANC eco 60.

Окна из пластика, ПВХ окна
Есть ли разница между понятиями — пластиковые окна и окна ПВХ.

Почему именно профиль Montblanc?
Многие наши соотечественники уже отметили высокое качество продукции Montblanc.

Монтаж оборудования

Когда оборудование доставлено к заказчику и выгружено, его необходимо установить. Именно на этом этапе вам обязательно понадобится команда опытных монтажников. Почему именно команда, а не один или несколько разных специалистов? По той причине, что команда людей, которые работают вместе несколько лет, умеет быстро и качественно справляться с любыми задачами.

Монтаж оборудования – это комплекс мер по сборке и установке конструкций и механизмов. Специалисты, занимающиеся монтажом оборудования, должны обладать рядом технических знаний. Как правило, большинство оборудования разных отраслей промышленности имеет внушительные габариты и соответствующий вес. Также для различного оборудования могут предъявляться различные требования по установке. Одни агрегаты требуют установки на специальном фундаменте, другие в углублении ниже уровня пола, некоторые, наоборот, на определенной высоте монтируются с помощью специальных конструкций. Помимо того, что в паспорте станка указаны эксплуатационные условия, и эти условия созданы, кто-то должен правильно поместить оборудование на свое место. Вот в этом случае вам и понадобится высококвалифицированная бригада, способная осуществить монтаж оборудования. Кроме монтажников для грамотной установки агрегатов потребуется также всевозможное такелажное оборудование.

Наши специалисты по монтажу оборудования

В нашей компании вы найдете грамотных специалистов и наиболее современное оборудование. В каждом конкретном случае мы находим свое оптимальное решение. Таким образом при меньших затратах времени и средств наша бригада совершает идеальный монтаж.

При попытке самостоятельного осуществить монтаж оборудования у вас может возникнуть масса сложностей. Если габариты агрегата не позволяют его внести на территорию предприятия через двери, то, возможно, понадобится демонтаж и монтаж стен, окон или перекрытий. Некоторые такелажные приспособления для многотонных станков предполагают специальный укрепленный фундамент, для поднятия грузов на высоту необходимо собрать определенные прочностные конструкции или воспользоваться специальной техникой. В технологии работы нет секретов, однако ее применение требует от исполнителя большого опыта и узкоспециальных знаний. И это только несколько наиболее распространенных случаев, которые для нас легко решаемы.

Монтаж (значения)

Монтаж оборудования дело профессионалов!

Поэтому если у вас нет времени на самостоятельную организацию монтажных работ, на прочностные расчеты, на приобретение специальной техники и вы хотите поскорее ввести в работу новое или перевезенное оборудование, вам необходимо обратится к нам. Мы снимем с вас множество трудных задач, решение которых по плечу только опытным такелажникам.

Современные технологии монтажа оборудования

В чём разница в договоре между установкой и монтажом. :

Хочу заключить договор с организацией на продажу и монтаж межкомнатных дверей, по договору купли продажи, в котором будет указанно, что Я загружаю, привожу, устанавливаю и гарантирую — они в свою очередь предлагают мне заключить договор субподряда. Я не могу его заключить, т.к. нет у меня разрешений СРО и т.д.

Суть вопроса: Чем отличаются понятия Монтаж и Установка и могу ли я при какой-либо из этих формулировок, заключить договор купли продажи?

Я Идивидуальный Предприниматель (розничная торговля), монтажники наемные люди.

Монтаж — это сборка и установка сооружений, конструкций, технологического оборудования, агрегатов, машин, аппаратов, приборов и другие устройств из готовых частей и элементов.

Установка — это совокупность взаимосвязанных приборов, аппаратов и оборудования, действий, согласованная работа которых обеспечивает выполнение заданных операций.

Данные виды деятельности договором купли-продажи не регулируются, т.к. по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Как правильно следует писать:»по установки» или «по установке»?»и» или «е»?

Как пишется по установке или по установки, с буквой «е» или «и» в окончании, выясним, определив падежную форму этого существительного.

Слово «установка» имеет женский род (она, моя установка) и окончание -а. По этим грамматическим признакам отнесем это существительное к первому склонению.

Поставив ударение, убедимся, что в безударной позиции оказалось окончание этого слова. Чтобы правильно написать безударные окончания, возьмем существительное «стена» этого же склонения с ударными падежными окончаниями и изменим оба слова по падежам:

и. п. что? установка, стена

р. п. нет чего? остановки, стены

д. п. по чему? по установке, по стене

в. п. вижу что? установку, стену

т. п. любуюсь чем? установкой, стеной

п. п. расскажем о чём? об установке, о стене.

Теперь несложно выбрать слово «по установке» с окончанием -е как единственно правильное написание. Окончание -и имеет форма родительного падежа, с которой не употребляется предлог «по».

По установке оборудования мы советуемся со специалистами другого предприятия.

монтаж — это… Что такое монтаж?

3.7 монтаж : Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление конструкций (конструктивных элементов).

3.10 монтаж : Комплекс производственных операций, обеспечивающих установку заранее подготовленных элементов конструкций, оборудования, машин и т.д. и их крепление соединениями и связями в соответствии с рабочей документацией.

3.11 монтаж : Комплекс производственных операций, обеспечивающих установку заранее подготовленных элементов конструкций, оборудования, машин и т.д. и их крепление соединениями и связями в соответствии с рабочей документацией.

[ title=»СТО НОСТРОЙ 2.15.8-2011 Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Устройство систем локального управления. Монтаж, испытания и наладка. Требования, правила и методы контроля», пункт 3.10]

3.10 монтаж : Сборка, установка в проектное положение с последующим постоянным закреплением конструкций или конструктивных элементов здания, сооружения, технологического оборудования.

1.42. МОНТАЖ

Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление конструкций (конструктивных элементов) инженерного или технологического оборудования с присоединением к нему средств контроля и автоматики, а также коммуникаций, обеспечивающих подачу сырья, воды, пара, энергии и т.д. и удаление отходов производства

²

3.36 монтаж (installation (activity)): Операции, связанные с монтажом оборудования, трубопровода или конструкции, например укладка трубопровода, стыковка плетей трубопровода, устройство свайных (шпунтовых) конструкций и т.п., включая заключительное испытание и подготовку к эксплуатации.

16.3. Монтаж

Процедуры монтажных работ, включая предостережения, должны быть документированы. Документы должны содержать положения, исключающие неправильный монтаж или факторы, отрицательно влияющие на качество, надежность, безопасность и эксплуатационные характеристики любой продукции или любого материала.

5.2. Монтаж

Монтаж реле должен осуществляться в соответствии с пп. 3.1.6 и 5.1.1.

Электрические провода должны присоединяться в соответствии с табл. 6.

4.1 Монтаж

4.1.1 Монтаж электроустановок должен производиться квалифицированным персоналом.

Безопасность при производстве монтажных работ должна быть обеспечена в соответствии с ГОСТ 12.0.004, ГОСТ 12.3.003, ГОСТ 12.3.032, «Правилами устройства электроустановок ( title=»Правила устройства электроустановок»)», утвержденными Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР, title=»СНиП III-4-80* Техника безопасности в строительстве», утвержденными Госстроем СССР, «Правилами пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ title=»ППБ 05-86 Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ»», утвержденными МВД СССР 26.02.1986 г., и эксплуатационной документацией на электрооборудование.

4.1.2 Характеристики электрооборудования, устанавливаемые согласно разд. 3 (ч. 2), не должны ухудшаться в процессе монтажа.

4.1.3 Защитные и нулевой рабочий проводники должны иметь соответствующую цветовую или иную маркировку зажимов. Эти же проводники в гибких шнурах и кабелях должны иметь цветовую или цифровую маркировку.

4.1.4 Соединения между самими проводниками, а также между проводниками и другим электрооборудованием должны выполняться таким образом, чтобы обеспечивался безопасный и надежный контакт.

4.1.5 Условия охлаждения должны быть запроектированы таким образом, чтобы была обеспечена нормальная работа электрооборудования.

4.1.6 Все электрооборудование, создающее высокие температуры или электрическую дугу, должно быть установлено или защищено таким образом, чтобы исключить опасность воспламенения горючих материалов. Если температура любых доступных частей электрооборудования может быть причиной травматизма людей, эти части должны быть так расположены, чтобы предупредить случайный контакт с ними.

Смотри также родственные термины:

355 монтаж (видеофонограмм) по видеоряду:

Технологический прием монтажа видеофонограмм, при котором очередность фрагментов записываемого звукового сигнала находится в соответствии с ранее сформированным видеорядом программ изображения

356 монтаж (видеофонограмм) по звукоряду:

Технологический прием монтажа видеофонограмм, при котором очередность фрагментов записываемого изображения находится в соответствии с ранее сформированным звукорядом звуковой программы

301 монтаж (фонограммы [видеограммы, видеофонограммы]):

Объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных фонограмм [видеограмм, видеофонограмм] путем перезаписи, при котором могут вноситься изменения в записываемую информацию и может изменяться очередность фрагментов

3.5 монтаж «чистый» : Монтаж ТМО, требующий чистоты монтируемого оборудования и помещений, в которых он производится.

Примечания

1 «Чистый» монтаж производится в помещениях, в которых выполнены строительные работы, сделана окончательная отделка и осуществлены организационные и технические мероприятия по обеспечению режима, охраны помещений и пожарной безопасности.

2 Для «чистого» монтажа ТМО используются монтажные грузоподъемные механизмы.

6.3.1. Монтаж аппаратов в одно крепежное отверстие

Нажимные кнопки и световые индикаторы, предназначенные для монтажа в одно крепежное отверстие, устанавливают в отверстие круглой формы, имеющее вырез прямоугольной формы для выступа.

Размеры крепежного отверстия указаны в таблице 2.

Таблица 2. — Диаметр крепежного отверстия и размеры выреза под имеющийся выступ

Размер элемента

Диаметр крепежного отверстия d

Размер выреза под выступ

Высота h

Ширина b

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

D30

30,5

+0,5

0

33,0

+0,5

0

4,8

+0,2

0

D22

22,3

+0,4

0

24,1

+0,4

0

3,2

D16

16,2

+0,2

0

17,9

+0,2

0

1,7

D12

12,1

13,0

6.3.1.1. Положение выреза под имеющийся выступ.

Стандартным считают положение выреза сверху (положение 12 ч, соответствующее 12-часовой отметке циферблата), связанное с размером b в таблице 3.

6.3.1.2. Толщина панели.

Аппарат, снабженный герметической прокладкой, предусмотренной изготовителем, или без нее, должен допускать возможность монтажа на панели толщиной от 1 до 6 мм, при необходимости, с помощью одной или нескольких поставляемых для этой цели деталей.

Примечание — Герметизирующая прокладка — по документам изготовителя.

6.3.1.3. Группировка аппаратов.

Если несколько аппаратов с установочными размерами, приведенными в 6.3.1, устанавливают в ряд на одной панели, межосевые расстояния а в одном ряду и расстояния b между осевыми линиями рядов не должны быть менее значений, указанных в таблице 3, если нет иных указаний со стороны изготовителя.

Таблица 3. — Предпочтительные минимальные расстояния между центрами установочных отверстий в миллиметpах

Размер элемента

a

b

D30

50

65

D22

30

50

D16

25

25

D12

20

20

Расстояния а и b могут быть взаимозаменяемыми.

Эти значения служат основой для модернизации аппаратов, однако когда аппараты, разные по конструкции, должны быть установлены в одной системе, заказчику необходимо проверить взаимозаменяемость этих аппаратов и убедиться в выполнении требований к расстояниям по изоляции и путям утечки, установленным для соединенных аппаратов в технической документации.

Примечание — Вследствие особенностей конструкции, соединений и т.д. некоторые аппараты допускают установку с расстояниями менее приведенных в таблице 4 по согласованию с изготовителем. С другой стороны, некоторые типы аппаратов могут устанавливаться на больших расстояниях, чем указано в таблице 3.

3.5. Монтаж аппаратов для цепей управления

Аппараты для цепей управления по способу монтажа допускается классифицировать в зависимости от размеров отверстий (например, D12, D16, D22, D30) (см. 6.3.1).

19 монтаж блоками

Монтаж опалубки, осуществляемый с помощью предварительно собранных блоков

3.13 монтаж испарительных и компрессорно-конденсаторных блоков (монтаж) : Процесс установки оборудования в местах, предназначенных для инженерных сетей в зданиях и сооружениях.

113 монтаж кабеля местной связи: Комплекс работ, проводимых при соединении кабелей местной связи между собой, ремонте и постановке их под воздушное давление

3.1. Монтаж крана — комплекс операций, необходимых для перевода крана из транспортного положения в рабочее с проведением необходимых пусконаладочных работ и испытаний.

3.1 монтаж лифта : Операции по установке и сборке лифта из его составных частей (оборудования) на объекте капитального строительства.

30. Монтаж мобильного (инвентарного) здания, сооружения или комплекса

Сборка и соединение плоских, линейных и объемных элементов, а также инженерных сетей здания, сооружения или комплекса, установка в рабочее (для зданий и сооружений контейнерного типа) или проектное (для зданий и сооружений сборно-разборного типа) положение с закреплением конструкций и различного рода оборудования, мебели, размещение здания или сооружения на опорах (основании) с подключением к зданию или сооружению инженерного технологического оборудования, обеспечивающих подачу сырья, воды, пара и энергии, устройство заземления и выполнение других работ, обеспечивающих подготовку и эксплуатацию мобильного (инвентарного) здания, сооружения или комплекса

Монтаж мобильного здания контейнерного типа — установка здания в проектное положение с подключением к нему инженерных сетей, с выполнением заземления и других работ, обеспечивающих использование здания по назначению.

3.26 монтаж НФС : Сборка, установка в проектное положение и крепление элементов НФС к строительному основанию.

Определения термина из разных документов: монтаж НФС

309 Монтаж оборудования

Документ, составляемый в случаях, когда дефекты оборудования выявлены в процессе монтажа, наладки и испытаний

18 монтаж опалубки

Сборка и установка в рабочее положение опалубки и ее элементов

3.4 монтаж основной : Этап монтажа ТМО, на котором производится монтаж большей части ТМО.

Примечания

1 Основной монтаж ТМО выполняется в помещениях, принятых от строительной организации «под монтаж», в которых выполнены, при необходимости, проемы для подачи оборудования и сделана предварительная отделка.

2 Для монтажа ТМО на этом этапе используются строительные и монтажные грузоподъемные механизмы.

20 монтаж отдельными элементами (щитами)

Монтаж опалубки, осуществляемый поэлементно (щиты, схватки, подкосы и др.) вручную или с помощью подъемного механизма

21 монтаж панелями

Монтаж опалубки, осуществляемый с помощью предварительно собранных панелей, состоящих из щитов, несущих, соединительных и других элементов

монтаж натяжного двухэтажного полка

3.2 монтаж с ограниченной подвижностью проводов и кабелей: Прокладка провода или кабеля свободно в трубах, желобах, коробах, металлорукавах и т. п., при этом на концах проводов и кабелей или другом месте по длине может быть свободная петля, периодически изгибаемая на угол 180° с радиусом изгиба не менее пяти диаметров кабеля или провода с одновременным закручиванием.

6.1.1. МОНТАЖ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ

Выполнение работ по монтажу (см. п. 1.42) технических средств систем автоматизации

3.3 монтаж совмещенный : Строительные работы и монтаж ТМО, выполняемые на одном объекте строительной площадки, в одном помещении одновременно.

3.4 монтаж технологического трубопровода (монтаж трубопровода) : Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление технологического трубопровода, подсоединение его к оборудованию или коммуникациям.

3.2 монтаж ТМО : Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление ТМО.

Примечание — После установки и закрепления ТМО в проектное положение к нему подсоединяются средства контроля и автоматики, а также технологические трубопроводы, обеспечивающие транспортировку различных сред, необходимых для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.

Определения термина из разных документов: монтаж ТМО

1.43. МОНТАЖ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Метод монтажа конструкций заводского изготовления, при котором они доставляются в рабочую зону строительной площадки в определенное время и непосредственно с транспортных средств устанавливаются в проектное положение

²

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

монтаж — это… Что такое монтаж?

  • монтажёр — монтажёр …   Русское словесное ударение

  • монтажёр — монтажёр, а …   Русский орфографический словарь

  • монтажёр — монтажёр …   Словарь употребления буквы Ё

  • монтажёр — монтажёр, монтажёры, монтажёра, монтажёров, монтажёру, монтажёрам, монтажёра, монтажёров, монтажёром, монтажёрами, монтажёре, монтажёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Монтажёр — монтажёр, работник цеха монтажа фильма, входящий в постановочную группу и осуществляющий под руководством режиссёра монтаж фильма. Монтажёр отвечает за художественно техническое качество монтажа, располагает позитивами будущего фильма и всеми… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • МОНТАЖ — МОНТАЖ, монтажа, муж. (франц. montage). 1. Сборка и установка машин (тех.). 2. Подбор и соединение различных частей в одно целое (иск.). Литературный монтаж. Музыкальный монтаж. || Фильм, картина, литературное произведение, составленное путем… …   Толковый словарь Ушакова

  • МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, монтажёра, муж. (спец.). Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • монтаж — сборка, компоновка, ассемблирование, установка, подгонка, соединение; монтировка, монтирование. Ant. разборка Словарь русских синонимов. монтаж см. сборка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алексан …   Словарь синонимов

  • МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, а, муж. Специалист по монтажу (в кинематографии, фотографии). М. кинофильма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МОНТАЖ — (Assembling, mounting) сборка отдельных частей машины и установка ее. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Монтаж сборка вооружения, механизмов, систем, устройств и оборудования… …   Морской словарь

  • монтажёр — а, м. montage m. Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Уш. 1938. Есть художники кашировщики и монтажеры визуальных эффектов. ИК 1999 5 91. Монтажер Полиграфической промышленности. Сл. зан. 2002. Соседка работала монтажером и клеила пленки… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • установка — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падежед. ч.мн. ч.
    Им.устано́вкаустано́вки
    Р.устано́вкиустано́вок
    Д.устано́вкеустано́вкам
    В.устано́вкуустано́вки
    Тв.устано́вкой
    устано́вкою
    устано́вками
    Пр.устано́вкеустано́вках

    у-ста-но́в-ка

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

    Приставка: у-; корень: -станов-; суффикс: ; окончание: [Тихонов, 1996].

    Приставка: у-; корень: -ста-; суффиксы: -н-ов-к; окончание: [Кузнецова, Ефремова, 1986].

    Произношение[править]

    • МФА: ед. ч. [ʊstɐˈnofkə]  мн. ч. [ʊstɐˈnofkʲɪ]

    Семантические свойства[править]

    Установка [1] космического корабля Ветроэлектрическая установка [4] Установка [4] залпового огня
    Значение[править]
    1. действие по значению гл. устанавливать, установить; размещение, приладка ◆ Или другой пример: известно, что на русских дорогах чрезвычайно часто причиной несчастий служат стрелки вследствие неправильной установки их стрелочниками, тогда как на английских дорогах случается весьма мало несчастий от передвижения поездов на другие пути. Ф. Ф. Эрисман, «Профессиональная гигиена», 1871–1908 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ На берегу встретились Скобелев и Струков, издали наблюдавшие за установкою мин: первый, с которым мы расцеловались, только и повторял: «Какие молодцы, какие молодцы! В. В. Верещагин, «Дунай», 1899 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Работник Стёпа был ― теперь его у меня нет, сам хозяином сделался ― отличнейший пахарь на сохе, каких редко, любящий пахоту, щеголяющий своей работой, установкою сохи, подобранною лошадью, подобно тому, как любит свою работу хороший сапожник-немец, который, сделав хорошие сапоги, кажется, жалеет расстаться с ними. А. Н. Энгельгардт, «Письма из деревни. Письмо первое», 1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. определение, задание каких-либо параметров, настройка, наладка (прибора и т. п.) ◆ Результаты опытов приведены в единицах мбар; под каждой наблюдённой величиной приведено в тех же единицах и среднее колебание в установках приборов, причём все колебания, меньшие чем 0,15 мбар, обозначены 0,1 мбар, ниже 0,25 мбар обозначены 0,2 мбар и т. д. П. Н. Лебедев, «Опытное исследование светового давления», 1901 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    3. внедрение, установление, закрепление, насаждение, приведение к устойчивому, равновесному состоянию ◆ Приступить к этому уравнению предстояло снизу, законодательной установкой крестьянских повинностей, особенно платежей и работ крепостных крестьян на господ. В. О. Ключевский, «Русская история. Полный курс лекций. Лекции 66-75.», 1904 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Только после закрепления революционных приобретений, после твёрдой установки общих основ нового строя отдельным народностям должно быть предоставлено право ― определить свою политическую связь с целым государством. Народная воля. Социально-революционное обозрение., «Народная воля», 1882 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Только в нынешнем столетии, после установки элементарного анализа, белковые тела были подвергнуты этому анализу одними из первых, и в короткое время литература обладала большим количеством определений элементарного состава белковых видов. А. Я. Данилевский, «Исследование состава, физического и химического строения, продуктов распадения белковых веществ и генетических отношений между различными их видами», 1871 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    4. устройство, механизм, приспособление ◆ Настоящим я прошу Вас изготовить для физического кабинета Московского университета одну лабораторную установку для сжижения воздуха в той же самой комбинации, в которой Вы его поставили для Государственного физико-технического института в Шарлоттенбурге, а именно противоточный аппарат наименьшего размера № I и компрессор в 5 лошадиных сил № II вместе со всеми прилагаемыми соединительными частями. П. Н. Лебедев, «Письма», 1898 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    5. целевая направленность чего-либо, ориентация на что-либо ◆ Дворянство пало. Все форменные установки лучшего человека ― пали. Остались народные идеалы (юродивый, простенький, но прямой, простой. Ф. М. Достоевский, «Записные книжки», 1850–1881 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    6. физиол. направленность деятельности организма и отдельных его органов ◆ Если мы примем во внимание, что ноги в жизни лошади, можно сказать, все, ибо они обеспечивают ей в диком состоянии спасение путем бегства от врагов и в то же время являются главным органом нападения при посредстве удара копытом, то можно не удивляться тому, что воспитание сочетательных рефлексов, или двигательная установка, у лошади должно быть развито в совершенстве и, вероятно, даже лучше, чем у человека. В. М. Бехтерев, «Внушение и его роль в общественной жизни», 1898–1925 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    7. выявление, определение, описание, раскрытие, установление ◆ Понятно, что субъективный образ, принадлежащий идеальному пространству, может вступить в соотношение с предметами, находящимися в реальном пространстве, только тогда, когда мы произвольными умственными усилиями постараемся искусственно установить такое соотношение; однако для этого необходимо, чтобы сам субъективный зрительный образ вполне зависел от нашего произвола и потому установка упомянутого искусственного соотношения возможна только для произвольно вызванного образа воспоминания или фантазии. В. Х. Кандинский, «О псевдогаллюцинациях», 1886 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Необходима установка точного понятия о галлюцинации. Галлюцинация есть, прежде всего, субъективное (безобъективное) чувственное восприятие, и потому содержание ее всегда конкретно: абстрактных галлюцинаций (как, например, допускавшиеся Кальбаумом) не бывает. В. Х. Кандинский, «О псевдогаллюцинациях», 1886 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Тем не менее учение о белковых веществах по второстепенным вопросам подвигалось вперед, особенно в отношении очистки, отделения тел и установке признаков, отличающих одно белковое тело от другого. А. Я. Данилевский, «Исследование состава, физического и химического строения, продуктов распадения белковых веществ и генетических отношений между различными их видами», 1871 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    8. вынесение, заключение, оглашение, определение, сформирование ◆ К сожалению, в настоящую минуту я не считаю возможным решить этот вопрос, потому что факты (см. ниже), которые могли бы служить основой для установки решения, добыты мною тогда, когда я не знал о необходимости соблюсти некоторые условия. А. Я. Данилевский, «Исследование состава, физического и химического строения, продуктов распадения белковых веществ и генетических отношений между различными их видами», 1871 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Искания мои, правда, не пропали даром ― я нашёл некоторые из подобных веществ, ― но тут ещё более убедился, что как ни интересны эти находки, они почти ничего мне не дали ни для разъяснения природы белкового тела, и даже для установки нового способа, который бы дал возможность двинуться вперед на этом трудном пути. А. Я. Данилевский, «Исследование состава, физического и химического строения, продуктов распадения белковых веществ и генетических отношений между различными их видами», 1871 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы[править]
    1. установление
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]
    1. аглоустановка, ветроустановка, электроустановка

    Родственные слова[править]

    Список всех слов с корнем «-станов-/-станав-»
    • существительные: становье, становище, становление, становщик, восстановитель, восстановительница, восстановление, остановка, обстановка, перестановка, постановка, постановление, постановщик, повстанец, повстанчество, приостановка, приостановление, расстановка, расстановщик, росстань, установитель, установка, установление, установочка, установщик
    • прилагательные: становой, становищный, безостановочный, восстановительный, остановочный, обстановочный, постановочный, повстанческий, предустановленный, установочный
    • глаголы: становать, становить, становиться, восстанавливать, восстанавливаться, восстановить, восстановиться, восстановлять, восстановляться, останавливать, останавливаться, остановить, остановиться, перестанавливать, перестанавливаться, постанавливать, постановить, постановлять, постановляться, приостанавливать, приостанавливаться, приостановить, приостановиться, расстанавливать, расстанавливаться, расстановить, расстановиться, устанавливать, устанавливаться, установить, установиться

    Этимология[править]

    Происходит от гл. установить ??

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    устройство, механизм
    направленность деятельности организма

    Библиография[править]

    Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Монтаж медиаконтента — Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Монтаж.

    Монта́ж медиаконте́нта — творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно цельное произведение[1]. Аналогичная переработка видеозаписей на телевидении называется словом «видеомонта́ж», однако во всех отраслях медиа общепринят более короткий термин монта́ж (фр. montage). Монтаж является важнейшей частью кинематографического языка, способной придать повествованию выразительность и внятность минимальными средствами[2].

    Теоретик кинематографа Лев Кулешов в 1917 году написал о монтаже:

    «Для того, чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребёнок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу.»
    »

    Кроме межкадрового монтажа, получаемого склеиванием отдельных монтажных кадров в общую последовательность, в кино и на телевидении существует также понятие внутрикадрового монтажа.

    Внутрикадровым монтажом называется композиционное построение внутри одного монтажного кадра, объединяющее происходящие в нём действия в единый мизанкадр[3]. Это достигается организацией действия в кадре режиссёром и оператором, и не требует отдельной технологии, необходимой при межкадровом монтаже.

    За время существования кинематографа, телевидения и радио технологии монтажа совершенствовались одновременно с теми отраслями, в которых применялись, и если на заре кино существовал только механический монтаж, то в настоящее время используется, главным образом, электронный.

    Механический и электронный монтаж[править | править код]

    На заре кинематографа единственным способом создания монтажной последовательности был механический монтаж, то есть физическая склейка отрезков киноплёнки с разными сценами. Таким же образом происходил монтаж оптических и магнитных фонограмм: плёнка разрезалась в нужных местах и затем склеивалась в заданном порядке. До начала XXI века в кинопроизводстве преобладала так называемая «оптическая» технология, основанная на физическом монтаже оригинального негатива. В этом случае разрезку и склейку негативов изображения и фонограммы в соответствии с указаниями режиссёра-постановщика осуществляет монтажёр[4].

    В профессиональном кинематографе сначала монтируются рабочие позитивы изображения и фонограммы, отпечатанные с соответствующих негативов[5][6]. В случае использования магнитной фонограммы также монтируется её копия[7]. Такой способ позволяет свести повреждения оригиналов к минимуму. После отбора удачных дублей из всего отснятого материала на монтажном столе определяются точные места склеек, в которых позитив разрезается. Затем его отобранные фрагменты при помощи склеечного пресса соединяются в последовательности, соответствующей режиссёрскому сценарию. Общая длина склеенных таким образом роликов должна соответствовать стандартной части фильма[8][9]. Склеенные позитивы просматриваются и прослушиваются съёмочной группой, а затем используются для дальнейшего монтажа и сведе́ния фонограммы. В случае поправок склеенные части вновь разрезаются и соединяются в другом порядке.

    После утверждения фильма на двух плёнках, содержащих отдельно изображение и фонограмму, происходит разрезание и склейка исходных негативов в точном соответствии с футажными номерами, пропечатанными на смонтированных позитивах[6]. Одновременно в цехе звукозаписи с фонограммы перезаписи печатается негатив оптической дорожки фильма[10]. Со склеенного негатива изображения и негатива фонограммы перезаписи печатается монтажная фильмокопия, а после её утверждения — совмещённый интерпозитив («лаванда»), предназначенный для печати дубльнегативов, с которых тиражируются фильмокопии. При съёмке на обращаемую киноплёнку монтируется непосредственно отснятый и проявленный оригинал. Однако, количество склеек, допустимое для негатива, проходящего через кинокопировальный аппарат всего несколько раз, для обращённого позитива, предназначенного для многократной демонстрации, неприемлемо. Поэтому, кинооператоры, снимавшие на обращаемую плёнку на телевидении, а также кинолюбители, были вынуждены проводить съёмку таким образом, чтобы свести последующий монтаж к минимуму[11].

    »

    С появлением видеомагнитофонов технология не изменилась. Сказывалась громоздкость аппаратуры и сложности с синхронизацией положения магнитофильмов. Дело осложнялось тем, что поперечно-строчная видеозапись должна быть разрезана без нарушения её отдельных строк, и склеена так, чтобы не вызвать сбоев синхронизации видеосигнала. Для этого магнитные дорожки проявлялись специальным порошком, а склейка происходила по шаблону под микроскопом[12].

    Кроме сложности и дороговизны ещё одним недостатком такой техники монтажа была низкая долговечность смонтированных плёнок, терявших прочность в местах склеек. Технические сложности разрезки и склейки магнитной видеозаписи вынуждали так же, как при съёмке на обращаемую киноплёнку, применять предварительный монтаж, когда порядок и длительность сцен тщательно определялись заранее, а многокамерные съёмки записывались непосредственно через видеомикшер. Такие меры позволяли свести количество склеек к минимуму. Несмотря на недостатки, поперечно-строчная система записи долго оставалась международным стандартом под названием «формат Q». Добавление блоков кадровой памяти позволило осуществлять электронный монтаж без нарушения целостности плёнки.

    Развитие новых наклонно-строчных форматов позволило сделать технологии электронного видеомонтажа более удобными, не требующего разрезания и склейки магнитной ленты, с возможностью отсмотра и позиционирование магнитофильма по изображению с точностью до кадра. Электронный монтаж осуществляется перезаписью исходных монтажных кадров на другую магнитную ленту в нужном порядке. Существуют два основных приёма такой перезаписи: «продолжение», когда мастер-аппарат «дописывает» следующий кадр к концу предыдущего, и «вставка», когда фрагмент в середине одного монтажного кадра стирается, а на его место записывается другой. При электронном видеомонтаже технические сложности превосходят механическую склейку: в её момент лентопротяжные механизмы обоих видеомагнитофонов должны работать с высокой степенью синхронности, а барабаны видеоголовок вращаться синхронно и синфазно. Несмотря на недостатки, на телевидении электронный монтаж быстро вытеснил механический, поскольку не требует проявления дорожек и разрезания магнитной ленты. При электронной разновидности монтажа кроме простого стыка двух кадров возможны сложные переходы типа «шторка», «наплыв» и т. д.

    Совершенствование электронного монтажа и внедрение в кинопроизводство телевизиров позволили использовать эти технологии для чернового монтажа кинофильмов, укорачивающего монтажно-тонировочный период. Просмотр и монтаж материала кассет видеоконтроля может проводиться в перерывах между съёмками, не дожидаясь проявки киноплёнки. В дальнейшем на основе чернового электронного монтажа осуществляется монтаж рабочего позитива или даже негатива.

    Линейный и нелинейный монтаж[править | править код]

    » Контроллер линейного монтажа
    «Sony BVE-910»

    Понятия линейного и нелинейного монтажа относятся только к его электронной разновидности. Исторически первым появился линейный монтаж, предполагающий создание монтажной последовательности перезаписью исходных фрагментов на новый носитель в нужном порядке[13]. При этом каждая склейка предполагает предварительную подгонку монтажных точек обоих исходных кадров, что замедляет процесс из-за перемоток и замены разных видеокассет с нужными фрагментами. Продолжительные монтажные кадры требуют для перезаписи промежутка времени, равного их длительности.

    Ещё больше технология усложняется при покадровой точности монтажа, необходимой в профессиональном видеопроизводстве. Для управления видеомагнитофонами в этом случае используется сложный и дорогой контроллер, обеспечивающий точную подгонку монтажных точек, откат магнитных лент для предварительного разгона, синхронизацию механизмов перед осуществлением склейки, которая происходит точно в момент кадрового гасящего импульса. Создание усложнённого монтажного перехода типа «шторки» и «наплыва» невозможно без трёх видеомагнитофонов, два из которых служат источниками, а на третьем «собирается» готовый фильм. Склеиваемые фрагменты при этом должны быть на разных кассетах, и в случае, если первоначально записаны на одной магнитной ленте, требуется копирование одного из них на ещё одну ленту (англ. B-roll), снижающее качество при аналоговой видеозаписи[14].

    Два таких перехода подряд требуют трёх видеомагнитофонов в качестве источников для четвёртого. Синхронизация и управление таким количеством сложных аппаратов крайне затрудняет процесс, вынуждая упрощать монтажные решения. Кроме того, весь смонтированный фильм даже без промежуточного копирования отдельных кадров оказывается копией, а не оригиналом[15]. Именно эта причина служила препятствием для распространения электронного монтажа в аналоговой звукозаписи, особенно чувствительной к потерям качества. При создании сложных трюковых монтажных переходов требуется двух- и трёхкратная перезапись видео. Например, наложение сплошных титров возможно только на уже смонтированный фрагмент, и его включение в итоговый фильм означает двойное копирование. Большинство недостатков многократного копирования при линейном монтаже ушли в прошлое с появлением цифровых видеомагнитофонов[14].

    »

    На телевидении нелинейный монтаж стал возможен с появлением компьютеров, способных обрабатывать цифровое видео в реальном времени. Технология работает за счёт мгновенного доступа к произвольному месту любого из монтажных кадров, хранящихся в цифровой памяти. Для этого все исходные материалы переводятся на общий жёсткий диск или другой накопитель, и создаётся лист монтажных решений[13]. Последний представляет собой фактически инструкцию для компьютера о последовательности воспроизведения заданных исходных фрагментов в готовом фильме. Последний полностью готов к просмотру уже в момент завершения создания листа монтажных решений. Кроме границ монтажных кадров и их последовательности, лист содержит информацию об изменениях уровней звуковых дорожек и типах монтажных переходов, которые могут быть любой сложности без ограничения их количества. Спецэффекты генерируются непосредственно компьютером, а титры и надписи накладываются на любые части фильма.

    Нелинейный монтаж осуществляется при помощи специальных компьютерных приложений, получивших общее название видеоредакторов. Важное достоинство нелинейного монтажа заключается в ненужности полной перезаписи готовой программы для изменения монтажной последовательности, сокращения или удлинения фрагментов[14]. В этом случае достаточно отредактировать лист монтажных решений[15][16]. Воспроизведение смонтированного сюжета может быть осуществлено сразу же после создания листа, многократно повышая оперативность новостного вещания. Нелинейный монтаж возможен и на маломощных компьютерах, непригодных для обработки видео в реальном времени. В этом случае новый файл, соединяющий исходные фрагменты в нужной последовательности, генерируется компьютером и при необходимости выводится на магнитную ленту или оптический видеодиск. При невысокой мощности компьютера длительность вывода файла с готовым фильмом может превышать его хронометраж в несколько раз, однако и в этом случае нелинейный монтаж технологичнее линейного, предоставляя профессиональные возможности даже в домашних условиях.

    Технология пригодна не только для видеопроизводства, но и для кинематографа[17]. В последнем случае исходные монтажные кадры могут быть как цифровыми копиями отсканированной киноплёнки (Digital Intermediate), так и файлами, созданными цифровой кинокамерой. После создания листа монтажных решений и цветокоррекции исходные ролики объединяются компьютером в общий файл, служащий в качестве мастер-копии, пригодной как для цифрового театрального показа, так и для фотовывода интернегатива для тиражирования фильмокопий на плёнке[18]. В настоящее время такой способ монтажа почти вытеснил классическую «оптическую» технологию кинопроизводства. Это исключает накопление механических повреждений киноплёнки и градационных искажений при многократном контратипировании, а также даёт более широкие возможности цветокоррекции и создания спецэффектов.

    Классический линейный монтаж до недавнего времени считался предпочтительным в новостном видеопроизводстве, поскольку не требовал дополнительных затрат времени на оцифровку магнитных лент, обязательную при нелинейном монтаже[15]. С распространением видеокамер с твёрдотельными накопителями, позволяющих загружать исходный материал сразу или осуществлять монтаж непосредственно с носителя, линейный монтаж перешёл в разряд устаревших технологий[16]. На крупных телекомпаниях черновой нелинейный монтаж материала, поступающего на видеосерверы, может проводиться непосредственно журналистами по локальной сети[19]. Созданные ими монтажные решения служат основой при выдаче в эфир чистового материала, смонтированного уже профессиональными монтажёрами[20]. В кинопроизводстве весь контент сохраняется на киностудиях в общем, чаще всего облачном, цифровом хранилище с доступом по высокоскоростной локальной сети[21]. Нелинейный монтаж используется также в современной звукозаписи и радиовещании, если работа ведётся с цифровыми источниками фонограмм. В этом случае в качестве листа монтажных решений выступает плейлист.

    »

    Монтаж любого видеоряда подчиняется некоторым законам, выработанным за годы развития кино- и телевизионного производства. Некоторые из этих законов считаются простейшими, но их нарушение приводит к искажённому восприятию происходящего на экране и потере ориентации зрителем. Например, при монтаже кадров, в которых движутся одни и те же персонажи или транспортные средства, направление их движения до и после склейки должно совпадать[22]. Монтажные кадры, на которых объект снят с противоположной стороны и движется в обратном направлении, использовать нельзя. В противном случае у зрителя может возникнуть впечатление, что действия происходят в разных обстоятельствах[23]. Тот же принцип относится к направлению съёмочного освещения, которое должно приблизительно совпадать в соседних кадрах одной сцены. В связи с этим, любая смена точки съёмки должна быть оправдана не только соображениями композиции кадров, но и соответствием логике повествования.

    Таким же образом, монтаж диалога двух актёров предполагает, что на крупных планах, где они сняты отдельно друг от друга, их взгляд должен быть направлен в противоположные стороны, а перед лицом должно оставаться свободное пространство. При несоблюдении этого принципа, получившего название «правило 180 градусов» (на профессиональном жаргоне — «восьмёрка»), зритель будет дезориентирован, предполагая, что общение происходит с третьим лицом[24]. Склейка эпизодов одной и той же сцены, снятых с незначительной разницей в крупности плана, также неприемлема, поскольку создаёт ощущение «скачка». Напротив, резкий переход от общего плана к крупному может разрушить ощущение единства места и времени действия[25]. К тому же эффекту приводит резкая смена фона позади персонажей вследствие перемены точки съёмки. В монтируемых кадрах должны повторяться хотя бы некоторые ориентиры, подсказывающие зрителю, что события происходят там же. При несоответствии исходного материала всем этим требованиям принято говорить, что кадры «не монтируются».

    Аналогичные правила относятся к монтажу кадров с панорамированием и снятых движущейся камерой. Ещё одним требованием монтажа является поддержание ощущения непрерывности действия, не допускающее пропуска его частей. Например, если в предыдущем кадре человек входит в дверь, то в следующем он должен выходить из неё с другой стороны. Если после склейки он окажется уже сидящим на стуле в комнате, в которую вошёл, это нарушит целостность сцены[25]. Для устранения такого логического скачка необходима вклейка между соседними кадрами смысловой «перебивки», имеющей отношение к обоим монтируемым кадрам[26]. Такие перебивочные планы специально снимаются операторами кинохроники и телевидения для облегчения работы монтажёров.

    Необходимость соблюдения перечисленных законов вынуждает прибегать к тщательному предварительному планированию съёмок на стадии создания режиссёрского сценария. При документальной событийной съёмке правила монтажа должны учитываться операторами, которые обязаны представлять себе будущую монтажную последовательность[27]. Нарушение базовых монтажных принципов возможно в альтернативных школах киноискусства, но требует продуманного подхода к решению картины. Так, «правило 180 градусов» намеренно многократно нарушено в фильме Стэнли Кубрика «Сияние», в результате чего создаётся мистическая атмосфера[28].

    Понятие «монтаж» в кинематографе происходит от слова фр. Montage, одно из значений которого — «сборка», «соединение». На сегодняшний день известны как минимум три основных направления в подходе к монтажу фильма:

    1. Во французском кинематографе соответствует буквальному значению «сборка фильма»;
    2. В советском кинематографе 1920-х годов монтаж подразумевает получение нового смысла объединением исходных кадров, этим смыслом не обладающих;
    3. В голливудском кинопроизводстве понятие «монтажная последовательность» описывает сжатый пересказ сюжета;

    Советский режиссёр Лев Кулешов одним из первых в мире теоретически обосновал значение монтажа в кинематографе[3]. Он считал, что монтаж — наиболее сильная сторона кино среди других видов искусства, присущая только ему, и позднее телевидению. Широко известные эффект и географический эксперимент Кулешова доказывают, что авторы фильма могут заставить зрителя неосознанно прийти к тем выводам, которые заложены в монтаже и даже противоречат изображению в кадре или обстоятельствам съёмки.

    Американский режиссёр Дэвид Гриффит был не столько теоретиком киноискусства, сколько сторонником новаторских монтажных методов, и изобрёл параллельный монтаж, когда друг с другом монтируются изображения из совершенно разных мест, повествуя о событиях, происходящих одновременно[29]. Такая техника, использованная Гриффитом, делала его фильмы непохожими ни на одну из современных им кинокартин. Известно, что на режиссёра оказали огромное влияние исследования Кулешова и достижения советских кинематографистов тех лет.

    Собственный метод интеллектуального монтажа разработал один из учеников Кулешова Сергей Эйзенштейн, считавший монтаж диалектическим способом создания смысла[30]. Противопоставляя несвязанные друг с другом кадры, он провоцировал зрительские ассоциации, вызванные неожиданностью их сочетания[3].

    Советский кинематографист Всеволод Пудовкин также считал, что возможности монтажа уникальны и свойственны только кинематографу, в то время как все остальные выразительные средства присущи и другим видам искусства: фотографии, театру, литературе и звукорежиссуре. Его метод строящего монтажа предполагает вложение в смонтированную последовательность кадров смысла, которым они первоначально не обладали[30]. Стенли Кубрик заявлял, что любит монтаж больше, чем все остальные стадии кинопроизводства, считая их лишь подготовительными.

    Канадец Эдуард Дмитрык перечислял семь правил монтажа, которым должен следовать хороший режиссёр[31]:

    • Правило 1: любая склейка должна быть оправдана;
    • Правило 2: если не уверен, где отрезать монтажный кадр, оставляй запас;
    • Правило 3: заканчивай кадр, по возможности, во время движения;
    • Правило 4: лучше оригинально, чем банально;
    • Правило 5: каждая сцена должна начинаться и заканчиваться продолжением действия;
    • Правило 6: содержательная склейка всегда лучше, чем «подходящая»;
    • Правило 7: вначале — содержание, потом — форма;

    Американский звукорежиссёр Уолтер Мёрч выделял шесть критериев выбора места и значения склейки. Они располагаются в порядке убывания значимости[28][31]:

    • Эмоциональный (51 %) — отражает ли склейка настроение аудитории, нужное режиссёру в этот момент?
    • Сюжетный (23 %) — выигрывает ли сюжет от склейки?
    • Ритмический (10 %) — происходит ли склейка в момент, ритмически «интересный и правильный»?
    • Направление взгляда (7 %) — оправдана ли склейка, исходя из положения и перемещения фокуса внимания аудитории в пределах кадра?
    • Экранная плоскость (5 %) — отвечает ли склейка правилу 180 градусов?
    • Пространство действия (4 %) — отвечает ли склейка пространственным и физическим взаимоотношениям внутри действия?

    Классический и альтернативный монтаж[править | править код]

    В современном кинематографе преобладает голливудская школа монтажа, созданная в первой половине XX века, и называемая «непрерывным монтажом». Школа предусматривает временную и пространственную взаимосвязь, придавая выразительность повествованию использованием правила 180 градусов, «адресного» и «обратного» планов.

    Советский режиссёр Сергей Эйзенштейн разработал альтернативную технику, получившую название «интеллектуальный монтаж». Свои творческие методы применяли при монтаже ранние сюрреалисты и дадаисты, такие как Луи Бунюэль и Рене Клер. Оба начали экспериментировать в стилистике, впоследствии получившей название «стиль MTV», задолго до его появления.

    Кинематографисты французской новой волны, такие как Жан Люк Годар и Франсуа Трюффо, как и их американские оппоненты Энди Уорхол и Джон Кассаветис значительно расширили границы монтажной культуры в 1950-х и 1960-х годах. Фильмы французской новой волны и бессюжетные фильмы 1960-х монтировались в беспорядочном стиле и являли собой полную противоположность традиционной голливудской монтажной этике. Продолжая традиции сюрреализма и дадаизма, монтаж во французской новой волне привлекал к себе внимание нарушением непрерывности действия и использованием скачков изображения на склейках или не относящихся к сюжету монтажных планов.

    1. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 194.
    2. ↑ Справочная книга кинолюбителя, 1977, с. 29.
    3. 1 2 3 Компонуем кинокадр, 1992, с. 194.
    4. ↑ Коноплёв, 1975, с. 145.
    5. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 159.
    6. 1 2 Технология Kodak Keykode и её применение, 2007, с. 151.
    7. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 11.
    8. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 164.
    9. ↑ Коноплёв, 1975, с. 146.
    10. ↑ Технология монтажа кинофильмов, 1968, с. 30.
    11. ↑ Кудряшов, 1952, с. 10.
    12. В. Маковеев. От чёрно-белого телевидения к киберпространству (рус.). Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения 30 августа 2012. Архивировано 15 октября 2012 года.
    13. 1 2 Питер Уорд. АППАРАТУРА ДЛЯ МОНТАЖА (рус.). Статьи. Московская студия видеозаписи. Дата обращения 8 октября 2014.
    14. 1 2 3 Юрий Иванов, Александр Панфилов. Линейный монтаж в цифровую эпоху? (рус.). Оборудование для линейного монтажа. Журнал «Broadcasting» (2005). Дата обращения 9 октября 2014.
    15. 1 2 3 Линейный или нелинейный? (рус.). Теория и практика. Студия «Видеотон». Дата обращения 9 сентября 2014.
    16. 1 2 Линейный и нелинейный монтаж (рус.). Техника телесъёмок. Радиочастотный центр МО. Дата обращения 9 сентября 2014.
    17. ↑ Цифровое постпроизводство, 2007, с. 168.
    18. Эдуард Гимпель. Digital intermediate: технологии на службе у творчества (рус.). Каталог «Техника кино». Журнал «Broadcasting» (2008). Дата обращения 9 октября 2014.
    19. Дмитрий Иванов. Новая идеология монтажа (рус.). Каталог «Оборудование для видеомонтажа» (2005). Дата обращения 9 октября 2014.
    20. Андрей Колмогоров. Быстрее! Выше! Сильнее! (рус.). Оборудование для видеомонтажа. Журнал «Broadcasting» (2005). Дата обращения 8 октября 2014.
    21. Владимир Петров. 4K, HDR, HFR: где и как хранить информацию в новых форматах (рус.). Tvkinoradio (17 января 2017). Дата обращения 20 января 2017.
    22. ↑ Справочная книга кинолюбителя, 1977, с. 144.
    23. ↑ Компонуем кинокадр, 1992, с. 209.
    24. ↑ Справочная книга кинолюбителя, 1977, с. 41.
    25. 1 2 Справочная книга кинолюбителя, 1977, с. 142.
    26. ↑ Компонуем кинокадр, 1992, с. 204.
    27. ↑ Мастерство кинооператора, 1965, с. 85.
    28. 1 2 Nicole Boyd. Walter Murch and the ‘Rule of Six’ – Film Editing (англ.). Tutorials. Video&Filmmaker (28 May 2014). Дата обращения 2 декабря 2014.
    29. Заварова Н. Параллельный монтаж: искусство требует жертв (рус.). Статьи. «Кинокадр» (15 сентября 2010). Дата обращения 30 сентября 2015.
    30. 1 2 Справочная книга кинолюбителя, 1977, с. 39.
    31. 1 2 7 правил монтажа Эдварда Дмитрыка (рус.). Техники, виды и приёмы монтажа. Сними фильм (21 февраля 2013). Дата обращения 11 сентября 2014.
    • Г. Андерег, Н. Панфилов. Глава VI. Техника съёмки фильма // Справочная книга кинолюбителя / Д. Н. Шемякин. — Л.: «Лениздат», 1977. — С. 103—151. — 368 с.
    • Я. Бутовский, И. Вигдорчик. Технология монтажа кинофильмов / Т. С. Зиновьева, Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1968. — 127 с.
    • А. Д. Головня. Мастерство кинооператора / И. Н. Владимирцева. — М.: «Искусство», 1965. — 239 с.
    • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 194. — 447 с.
    • Е. А. Иофис. Глава I. Киноплёнки // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.: «Искусство», 1964. — С. 5—23. — 300 с.
    • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
    • Н. Кудряшов. Глава I. Путь создания любительского кинофильма // «Как самому снять и показать кинофильм». — 1-е изд. — М.: Госкиноиздат, 1952. — С. 10—20. — 252 с.
    • С. Е. Медынский. Компонуем кинокадр / В. С. Богатова. — М.: «Искусство», 1992. — С. 194—220. — 239 с. — ISBN 5-210-00236-5.
    • Р. И. Салганик, А. Г. Раппопорт, В. В. Иванов. Монтаж (рус.). Энциклопедия «Дежавю». Дата обращения 11 сентября 2014.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *