Строительство монолитных зданий – Монолитное и сборно-монолитное домостроение. Наружные монолитные и сборно-монолитные стены гражданских зданий.

3. Технология возведения монолитных зданий

Фото 3 Пяти этажный жилой дом по ул Парина «Деревня универсиады»

Большую часть объема монолитного бетона и железобетона применяют для возведения конструкций нулевого цикла и толь­ко 20…25% расходуют на надземные части зданий и сооруже­ний. Наибольшая эффективность монолитных конструкций проявляется при реконструкции промышленных зданий и соо­ружений, а также при возведении объектов жилищно-коммунального строительства. Применение монолитного бетона позволяет уменьшить расход стали на 7…20%, бетона до 12%. Но при этом возрастают энергозатраты, особенно в зимнее время, и повышаются трудозатраты на строительной площадке. Так, затраты труда на строительной площадке при возведении зда­ний из монолитного железобетона в 1,65 раза выше, чем при строительстве крупнопанельных зданий. Ясно, что основной объем работ при строительстве зданий из монолитного бетона приходится на строительную площадку. Но возрастание расхода бетона на 17… 19% по сравнению с крупнопанельным домостро­ением объясняется недостаточным использованием легких бето­нов, современных плитных утеплителей, и применением более низких марок цемента. Возведение зданий из монолитного железобетона позволяет оптимизировать их конструктивные решения, перейти к нераз­резным пространственным системам, учесть совместную рабо­ту элементов и тем самым снизить их сечение. В монолитных конструкциях проще решается проблема стыков, повышаются их теплотехнические и изоляционные свойства, снижаются эк­сплуатационные затраты.

Комплексный процесс возведения монолитных конструк­ций включает:

• заготовительные процессы по изготовлению опалубки, ар­матурных каркасов, арматурно-опалубочных блоков, приготов­лению товарной бетонной смеси. Это, в основном, процессы заводского производства; • построечные процессы — установка опалубки и арматуры, транспортирование и укладка бетонной смеси, выдерживание бетона, демонтаж опалубки.

Опалубочная система — понятие, включающее опалубку и элементы, обеспечивающие ее жесткость и устойчивость, кре­пежные элементы, поддерживающие конструкции, леса. Виды и назначение отдельных элементов опалубок и опа­лубочных систем: •

опалубка — форма для монолитных конструкций; • щит — формообразующий элемент опалубки, состоящий из палубы и каркаса; • палуба — элемент щита, образующий его формующую ра­бочую поверхность; • опалубочная панель — формообразующий плоский элемент опалубки, состоящий из нескольких смежных щитов, соединен­ных между собой с помощью соединительных узлов и элементов и предназначенный для опалубливания всей конкретной плоскости; • блок опалубки — пространственный, замкнутый по пери­метру элемент, изготовленный целиком и состоящий из плос­ких и угловых панелей или щитов.

Материалом опалубки служат сталь, алюминиевые сплавы, влагостойкие фанера и древесные плиты, стеклопластик, по­липропилен с наполнителями повышенной плотности. Под­держивающие элементы опалубки обычно выполняют из стали и алюминиевых сплавов, что позволяет достичь их высокой оборачиваемости. Комбинированные конструкции опалубки являются наибо­лее эффективными. Они позволяют в наибольшей степени использовать специфические характеристики материалов. При использовании фанеры и пластика оборачиваемость опалубки достигает 50 раз и более, при этом существенно возрастает качество покрытия за счет низкой адгезии материала с бето­ном. В стальной опалубке используют листы толщиной 2…6 мм, что делает такую опалубку достаточно тяжелой. Опа­лубку из деревянных материалов защищают синтетическими покрытиями. Пленки на палубу наносят методом горячего прессования с использованием для пропитки древесины баке­литовых жидких смол, эпоксидно-феноловых лаков, использу­ют стеклоткань, пропитанную фенолформальдегидом. В нас­тоящее время наиболее широкое распространение получила влагостойкая фанера, выпускаемая толщиной 18…22 мм. Для покровного слоя используют стеклопластики, слоистые плас­тики,  винипласты.

Находят применение пластмассовые опалубки, особенно ар­мированные стекловолокном. Они обладают высокой прочно­стью при статической нагрузке, химически совместимы с бето­ном. Опалубки из полимерных материалов отличаются небольшой массой, стабильностью формы и устойчивостью против коррозии. Возможные повреждения легко устраняются нанесением нового покрытия. Недостаток пластмассовых опа­лубок — их несущая способность резко снижается при термооб­работке с повышением температуры до 60°С.

Появились комбинированные опалубки, когда на металли­ческую палубу наносится листовой полипропилен. Использо­вание композитов с токопроводящим наполнителем позволяет получать греющие покрытия с регулируемыми режимами теп­лового воздействия на бетон.

Опалубочные работы

Опалубки классифицируют по функциональному назначению в зависимости от типа бетонируемых конструкций;

— для вертикальных поверхностей, в том числе стен;

— для горизонтальных и наклонных поверхностей, в том числе перекрытий;

— для бетонирования комнат и отдельных квартир.

На объекте (фото. 3) применялась разборно-переставная мелкощитовая опалубка, которая состоит из набора элементов небольшого размера площадью до 3 м2 и массой до 50 кг, что позволяет устанавливать и разбирать их вручную (фото. 4). В качестве щитов используется ламинированная фанера, толщиной 21 мм.

Фото 4.

Опалубка перекрытий выполнена при использовании телескопических стоек (максимальная высота которых 4,1 м), унивилок, треног, а так же деревянная брусьев (сечением 100х100 мм) (фото 5.).

Фото 5.

Для снижения трудозатрат щиты опалубки предварительно собираются в крупноразмерные плоские опалубочные элементы или пространственные блоки, которые затем устанавливаются в проектное положение, а после снимаются с помощью кранов.

Мелкощитовая опалубка отличаются высокой универсальностью, она применяется для возведения самых различных конструкций-фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий.

Тщательная обработка поверхности фанерной палубы дает возможность эксплуатировать ее до 200 циклов. Простота крепления опалубочных щитов к каркасу позволяет быстро заменять изношенную палубу.

Фото 6.

Технологичность монтажа и демонтажа опалубочных систем определяется, прежде всего, конструкцией соединительных элементов. На данном объекте применяется замковые соединения в виде муфты или металлического стержня с чекой и болтовые соединения опалубки.

Существенным недостатком мелкощитовой опалубки являются большие трудозатраты на установку и снятие опалубки, низкий уровень механизации этих процессов.

Так же на объекте Административное здание УФК была применена крупнощитовая опалубка, которая состоит из крупноразмерных щитов и элементов соединения. Данную опалубку применяют для бетонирования протяженных стен, перекрытий.

Крупнощитовая опалубка наиболее универсальна и мобильна в использовании и позволяет существенно улучшить качество конструкций за счет снижения числа сопряжений (фото 6), при этом высоту щита принимают равной высоте яруса бетонирования.

Опалубка предназначена для возведения крупноразмерных монолитных конструкций самых разнообразных сооружений, установка и снятие опалубки осуществляется только кранами. Щиты опалубки являются самонесущими и включают палубу, элементы жесткости щита и несущие конструкции. Такие щиты оборудуют подмостями, подкосами для установки и первоначальной выверки, регулировочными домкратами (фото 7,8).

Фото 7

Фото 8.

На данном объекте крупнощитовая опалубка применялась для всех конструктивных элементов здания: наружных стен и внутренних стен, колонн, перекрытий.

В зависимости от толщины бетонируемой конструкции и требований к качеству поверхностей щитов опалубки выполняют из несущего каркаса и палубы на всю плоскость опалубливания или собирают опалубочную панель из отдельных инвентарных щитов, объединяемых системой замков. Две противостоящие опалубочные панели соединяют между собой системой горизонтальных винтовых стяжек, пропускаемых через тело будущей бетонной конструкции и устанавливаемых до бетонирования. Для обеспечения устойчивости опалубки и выверки ее в проектное положение используют различные системы подкосов и раскосов, снабжение механическими винтовыми домкратами и регулировочными устройствами.

Опалубку стен устанавливают в два этапа. Сначала монтируют арматурный каркас, затем- опалубку с одной стороны на всю высоту этажа и на последнем этапе работ – опалубку со второй стороны (фото 9). При приемки опалубки контролируют геометрические размеры, совпадение осей, вертикальность и горизонтальность опалубочных щитов, закладные детали, плотность стыков и швов.

Фото 9.

Бетонную смесь в опалубку укладывают сверху с закрепленных на ней консольных подмостей, располагаемых с наружной стороны щита. Бетонирование стен ведут участками, границами служат обычно дверные проемы. Разгрузку бункера с бетонной смесью осуществляют всегда в нескольких точках, при этом смесь в опалубку укладывают слоями толщиной 30…40см с уплотнением глубинными вибраторами зразу при укладке. Для восприятия давления бетонной смеси при установке опалубки используют специальные инвентарные втулки, а иногда и дополнительные вкладыши. Щиты опалубки для стен и перекрытий часто выполняют на размер бетонируемой площади; эта площадь не должна превышать 70м2.

Опалубку устанавливают в последовательности, определяемой ее конструкцией и обеспечением ее устойчивости отдельных элементов и опалубки в целом в процессе производства.

Для бетонирования наиболее сложных участков стен была изготовлена и применена скользящая опалубка. Она представляет собой пространственную опалубочную форму, установленную по периметру сложных участков стен и поднимаемую домкратами по мере бетонирования.

Арматурные работы

На объекте для производства сварочных работ изготовления арматурных сеток и каркасов был предусмотрен навес для защиты от атмосферных осадков (фото 9). Под навесом располагался столы для сварки сеток, станок для нарезки арматуры, а также вблизи навеса располагалась площадка, где складировалась арматура и готовые арматурные каркасы.

На данном объекте сварочные работы выполнялись квалифицированными рабочими, имеющими удостоверения сварщиков с присвоенными разряда и допусками к производству работ.

Монтаж арматурных каркасов производился с помощью крана РДК, арматурные каркасы подаются в зону производства работ в проектном положении (фото 11). Толщина защитного слоя обеспечивается с помощью фигурных пластмассовых фиксаторов.

Фото 10.

Арматура доставляется с завода изготовителя на строительную площадку в виде отдельных стержней длинной по 11,5 м, и нарезается по размерам, указаны в проекте, уже на строительной площадке.

Сборка пространственного каркаса перекрытия производится прямо в опалубке (фото 12).

Фото 11.

Фото 12.

При установке арматурных каркасов следят за тем, чтобы не повредить ранее установленную опалубку, а также не деформировать арматурные каркасы.

Приемка смонтированной арматуры, всех стыковых соединений, количество и диаметр стержней, а так же правильность их расположения и качество сварочных работ производиться ответственным представителем заказчика до укладки бетонной смеси с оформлением акта освидетельствования скрытых работ, в котором дается оценка качества выполняемых работ.

Арматурные работы выполняют параллельно с устройством опалубки и последовательно по захваткам. Армирование выполняется в полном соответствии с проектом (раздел КЖ).

Состав комплексного процесса.

Комплексный процесс возведения монолитного железобетона состоит из технологически связанных и последовательно выполняемых простых процессов:

— установка опалубки и лесов;

— монтаж арматуры;

— монтаж закладных деталей;

— укладка и уплотнение бетонной смеси;

— ухода за бетоном летом и интенсификация его твердения зимой;

— распалубливания.

Каждый простой процесс выполняют специализированные звенья, которые объединены в бригаду. Сооружения по высоте разбивают на ярусы, в плане — на захватки, что необходимо для производства поточного производства работ.

Разбивка на захватки – горизонтальная разрезка, которая предполагает:

— равновеликость по трудоемкости каждого трудового процесса;

— минимальный размер захватки – работа звена на протяжении одной смены;

— размер захватки, увязанный с величиной блока, бетонируемого без перерыва или с устройством рабочих швов;

— число захваток но объекте, равное или кратное числу потоков.

Для четкой организации выполнения комплексного процесса бетонных работ поточным способом необходимо:

Определить трудоемкость каждого процесса;

Разделить объект на ярусы и захватки, близкие по трудоемкости для каждого процесса;

Установить ритм потока и общий оптимальный срок работ;

Определить и подобрать оптимальное оборудование для подачи на рабочее место опалубки, арматуры и бетонной смеси;

Определить необходимую численность рабочих, исходя из трудоемкости отдельных процессов и провести комплектацию звеньев и бригад.

Составить календарный график комплексного процесса.

На объекте работали два крана: РДК (фото 13) и башенный кран POTAIN S1 10 TG8 (R54/16) (фото 14).

Фото 13.

Фото 14.

Объект 4-х секционный: на 2-ой секции работала бригада из 15 человек, на 3-ей секции – бригада из 17 человек, 1-ую и 4-ую ведет одна бригада численностью 26 человек.

В комплексном процессе возведения монолитных конструкций ведущим процессом является бетонирование. Этот процесс состоит из связанных операций по транспортированию, подаче на рабочее место, приемке и уплотнению бетонированию смеси. Бетонирование влияет на сроки выполнения опалубочных и арматурных работ, которые находятся в тесной технологической зависимости от него. Поэтому для обеспечения ритмичного потока при разной трудоемкости разнородных процессов принимают одинаковую продолжительность работ (продолжительность бетонирования) при различном численном составе звеньев для каждого из них.

Механизация бетонных процессов

Бетонную смесь изготавливают на заводах товарного бетона. Бетонная смесь доставляется до потребителя , т.е. в зону бетонных работ, автобетоновозами или автобетоносмесителями.

На данном объекте доставка бетонной смеси осуществлялась автобетоносмесителями, которые представляют собой бетонный смеситель объемом 5 — 8 м3, устанавливаемых на автомобилях типа МАЗ, КамАЗ.

Укладка бетонной смеси. Бетонная смесь подается в конструкцию различными способами: по лотку, грузоподъемными механизмами, бетононасосами.

Первые два способа используются для бетонирования до 50 м3 бетона в смену, третий – при любых объемах, но целесообразно ее использовать при укладке не менее 45 м3 в смену. По лотку бетонная смесь подается при возможности установки автобетоносмесителя выше уровня бетонируемой конструкции, например, при заливке фундаментной плиты и возможности заезда автомобиля на дно котлована. Способ бетонирования по лотку использовался при нулевом цикле производства работ, т.е при устройстве монолитного железобетонного ростверка.

Для подачи бетонной смеси в бадьях или бункерах используют имеющиеся грузозахватные механизмы. Бадьи имеют объем 0,3..1м3 и для удобства подачи бетонной смеси выполнены в виде «рюмки», на которую для полного ее опорожнения устанавливают вибратор (фото 15).

Фото 15.

Фото 16.

На объекте бетонную смесь при бетонировании плиты перекрытия подавали с помощью бетононасоса, при бетонировании стен и колонн бетонную смесь к месту укладки подавали в бадье с помощью грузозахватных механизмов (фото 16,17).

Наибольшее распространение при укладке имеют бетононасосы. При объеме укладки до 80 м3 бетона в смену используют отечественные или импортные автобетононасосы на базе автомобилей КамАз, МАЗ, «Мерседес».

Фото 17.

Автобетононасосы оснащены загрузочным бункером, насосом и раздаточной стрелой. Бетонную смесь подают в вертикальном (до 80 м) и горизонтальном (до 360 м) направлениях. При строительстве объектов с потребностью бетона более 60 м3 в смену, а также зданий повышенной этажности (более 20 этажей) применяют стационарные бетононасосы в комплекте с раздаточными бетоноукладчиками. Бетоноукладчики, имеющие вылет стрелы до 60 м, устанавливают на смонтированные конструкции здания или вспомогательные опоры. Бункер бетононасоса соединяется с бетоноукладчиком с помощью вертикального трубопровода, по которому и поступает смесь.

Для уплотнения бетонной смеси, в случае если это требуется по технологии производства работ, используют вибраторы различного назначения: для вертикальных конструкций – глубинные вибраторы, для горизонтальных – виброрейки.

Монолитное строительство — Википедия

Моноли́тное строи́тельство — метод возведения зданий при котором основным материалом конструкций является монолитный железобетон. Основная особенность монолитного строительства заключается в том, что местом для производства материала монолитных зданий является строительная площадка. Применение монолитного железобетона позволяет реализовывать многообразие архитектурных форм, а также сократить расход стали на 7-20% и бетона до 12%. Но при этом возрастают энергозатраты, особенно в зимнее время, и повышаются трудозатраты на строительной площадке.

История монолитного домостроения в России

Здание Государственного банка в Санкт-Петербурге со стороны Садовой улицы. Фото 1900 год.

Впервые в России технология была применена при строительстве здания Государственного банка в Петербурге, построенного в 1881 г. фирмой «В. Гюртлер и К°». Для строительства был применен легкий бетон и простая деревянная опалубка. В качестве крупного заполнителя использовался кирпичный щебень и каменноугольный шлак (гарь). Из такого бетона в 80-х годах позапрошлого века в Петербурге возведены стены, своды и перекрытия многих жилых, общественных и промышленных зданий.

Тяжелый же монолитный бетон впервые применен в 1886 г. при возведении стен железнодорожной будки на Костромской ветви Московско-Ярославской железной дороги. Ее стены имели два ряда вентилируемых вертикальных пустот. Бетонирование велось в деревянных инвентарных щитах, уже применявшихся при строительстве железнодорожных сооружений. Практика возведения наружных стен из тяжелого бетона с воздушной прослойкой продолжалась и в последующие годы. Так, описание метода возведения стен жилого дома из монолитного трамбованного бетона содержалось в так называемой привилегии, полученной в 1894 г. петербургским изобретателем А. Л.Шиллером: его предложение предусматривало два вида деревянных опалубочных форм — разборные внешние, высокие вертикальные ребра которых наращиваются в процессе бетонирования, и постоянные внутренние, оставляемые в воздушной прослойке.

К началу ХХ в. накопился значительный мировой опыт строительства жилых зданий из монолитного бетона. Знаменитый американский изобретатель Т. А. Эдисон разработал метод возведения домов из монолитного бетона в многократно оборачиваемых опалубках (патент 1908 г.). Он применил литой бетон, приготовленный на тонкомолотом цементе собственного производства с введением пластифицирующих добавок. Дальнейшего распространения метод Эдисона не получил, однако литой бетон нашел применение в самых разных странах, в том числе и у нас при возведении монолитных жилых домов.

В СССР со второй половины 20-х годов ХХ века начался новый этап внедрения монолитного бетона в гражданское строительство. Так, в 1926—1929 гг. в Харькове был построен знаменитый 14-этажный Дом Государственной промышленности с монолитным железобетонным каркасом, а затем и другие многоэтажные здания. Реализуемые в эти годы технические решения отвечали международному уровню развития технологии, чему способствовали, в частности, нормативные документы, например «Урочные нормы на железобетонные работы».

Созданное в 1925 г. Русско-германское акционерное строительное общество Русгерстрой  (позднее преобразованное в трест «Теплобетон») начало применять для монолитных стен пемзошлаковый бетон (одна часть портландцемента и по три части песка с гравием, гранулированного шлака, пемзы и котельного шлака). Для приготовления бетона использовались небольшие бетономешалки системы «Кайзер», сначала импортировавшиеся, затем выпускавшиеся заводом «Свет шахтёра». Одновременно для подъёма бетона стали применять шахтные подъемники и укрупненную, несколько раз оборачиваемую опалубку; её собирали из вертикальных щитов, шириной 1 м и высотой на этаж из досок толщиной 25 мм, скрепленных наружными горизонтальными рейками, внутренними временными распорками и проволочными связями. В Москве такая опалубка была внедрена в 1927 г., в Ленинграде — в 1929 г.

Трест «Теплобетон» построил в Москве,  Ленинграде,  Ростове-на-Дону, Туле, Брянске, Воронеже и в других городах много жилых домов с набивными стенами из пемзошлакобетона. Среди его московских построек —  6-этажный жилой дом на Тишинской площади, дом на Шаболовке, студенческое общежитие на Усачевке. Одним из существенных недостатков такого строительства была многокомпонентность состава бетона, к тому же входившую в состав бетона пемзу приходилось привозить издалека — с Кавказа. Преодолеть этот недостаток помогли создание в 20-х начале 30-х годов науки о бетоне, развитие научных методов подбора состава и технологии приготовления бетона, методов контроля его качества (работы Н. М. Беляева, Б. Г. Скрамтаева, Ю. А. Штаермана, К. С. Завриева) на специальные исследования по лёгким бетонам (работы Н. А. Попова, Р. М. Михайлова и др.).

В Государственном институте сооружений, созданном в 1927 г., были разработаны, трехкомпонентные (цементно-песчано-шлаковые) бетоны, которые впервые были применены для набивки стен толщиной 50 см в 2-этажных жилых домах Косогорского завода в Подмосковье а затем в 2-З-этажных домах «Металлотреста» Центрального района Москвы. В это время в Ленинграде с использованием щитовой деревянной опалубки строили 4–5-этажные дома с однослойными стенами из шлакобетона марки 35 и марки 50. В Закавказье (Баку, Тбилиси) для возведения монолитных стен, а иногда и перекрытий нашел применение пемзобетон. Например, в Тбилиси (на Плехановском проспекте) в 1935 г. был построен 6-этажный дом с наружными стенами толщиной 35 см из пемзобетона. Работы велись теми же методами, которые применял трест «Теплобетон». Перекрытия в этом доме выполнялись из армированного железобетона марки 50 и в двух направлениях через каждые 5-5,5 м имели рёбра.

Другим недостатком монолитного домостроения того времени было несовершенство деревянной щитовой опалубки. Преодолению его способствовало внедрение скользящей опалубки. Такая опалубка впервые была применена в США, в Филадельфии, в 1903 г. Соперничавшие друг с другом предприятия разработали несколько различных систем опалубки, наиболее известной из них стала система Макдональда. Эту систему использовали прежде всего при строительстве высоких сооружений с круглым планом, а после 20-х годов — с различной конфигурацией плана.

Метод скользящей опалубки состоит в следующем: по всему периметру стен (после укладки фундаментов) устанавливается опалубочное кольцо высотой 120 см. С помощью гидравлических, механических или пневматических домкратов кольцо постепенно, передвигается (скользит) — вверх со скоростью 15—30 см/ч. С той же скоростью растёт здание. Непрерывно в опалубку укладываются арматура и бетон, и по мере подъёма опалубки из-под неё выходит затвердевший бетон прочностью 3-5 кг/см2. Этого вполне достаточно, чтобы он выдержал тяжесть находящихся на опалубке конструкций, подмостей, оборудования и людей. Домкраты установлены на рамах, соединённых со щитами опалубки, так что домкрат как бы ползёт по стальному стержню, заделанному в свежеуложенный бетон, и тянет за собой всю конструкцию опалубки. Выходящий из-под опалубки бетон затирают с подмостей.

Первый в СССР опыт возведения жилого дома в скользящей опалубке относится к 1930 г.: московская организация «Заводстрой» выполнила этим методом бетонирование однослойных пемзошлакобетонных стен 7-этажного дома на Б. Колхозной площади. Однако здесь еще не было необходимых точности передвижения опалубки и качества работ. Созданное в конце 1925 г. акционерное общество строительной индустрии (большинство его трестов находилось на Украине) с 1928 г. начало использовать скользящую опалубку при строительстве элеваторов, а в начале 30-х годов её впервые применили в жилищном строительстве в зимних условиях. В Баку однослойные наружные и внутренние стены возводили из неармированного чингильбетона, заполнителем которого служил щебень из местного известняка. Перекрытия выполняли в щитовой деревянной опалубке из армированного чингильбетона. В 1935 г. стоимость таких домов снизилась на 12% по сравнению с аналогичными кирпичными домами.

Однако используемые в то время домкраты были несовершенны, что увеличивало затраты труда даже по сравнению с кирпичным строительством. Сложным, многодельным было и построечное бетонное хозяйство, а также подъёмные механизмы. Поэтому и предпринимались попытки усовершенствовать щитовую опалубку — увеличить её размеры, применить металл вместо дерева, оптимально увязывать конструктивные решения дома с методами их реализации. В 1931 г. в Ленинграде был проведен конкурс на монолитные конструкции тонкостенных жилых домов, на механизированные способы их возведения из литого бетона и в короткие сроки. Однако первые 13 домов высотой в 4 — 6 этажей с наружными стенами из шлакобетона, построенные в 1931—1935 гг. имели недостатки: промерзание стен, усадочные трещины, недостаточная звукоизоляция помещений.

В 1935—1936 гг. в Ленинграде, на Кирочной ул. (ныне ул. Салтыкова-Щедрина, 20), был возведён более совершенный 6-этажный дом с применением металлической опалубки высотой на этаж. Несущие внутренние стены выполнялись из армированного тяжёлого бетона толщиной 10 см, в верхней части они имели уширения для опирания балок деревянных перекрытий. Наружные стены, кроме слоя тяжёлого бетона толщиной 10 см, имели утепляющий слой из пемзошлакобетона (26 см) и облицовочные плиты (4 см). На строительстве этого дома трудозатраты были уменьшены на 19%, а стоимость — на 12% по сравнению с аналогичными кирпичными домами. В летнее время этаж возводили за шесть дней с доведением бетона до 70% полной готовности.

Основываясь на этом опыте, состоявшееся в 1936 г. Всесоюзное совещание по крупноблочному и монолитному строительству квалифицировало возведение домов из литого бетона как полноценный индустриальный метод строительства. Начавшаяся война остановила его развитие. В послевоенное восстановление страны возникла острая необходимость строить много, быстро и недорого. Эти потребности смогли удовлетворить технологии крупнопанельного и объёмноблочного строительства. Благодаря им сняли острейшую жилищную проблему и перешли от коммунального заселения квартир к посемейному, однако это привело к серости и однообразию новых городов и районов. В конце XX века начинается попытка повторного внедрения монолитного строительства с целью повышения архитектурной выразительности массовой типовой застройки. Метод монолитного строительства прежде всего использовали при возведении многоэтажных здании, служащих в застройке композиционными акцентами.

Накопленный опыт монолитного домостроения выявил неоспоримые технико-экономические преимущества этого метода, в следствии чего за первое десятилетие XXI века монолитное строительство практически вытеснило с рынка кирпичное, крупноблочное и даже крупнопанельное. На сегодняшний день индустрия монолитного домостроения имеет развитую техническую базу и разнообразие опалубочных систем.

Основные процессы

Процесс монолитного строительства состоит из связанных технологически последовательных процессов:

Последовательность некоторых процессов может меняться в зависимости от вида конструкции.

Устройство арматурного каркаса

Как известно, бетон воспринимает растягивающие нагрузки в 15-20 раз хуже, чем нагрузки на сжатие. С целью компенсировать слабую работу бетона на растяжение в его структуру включаются стальные стержни — арматура.

Из арматурных стержней, различных диаметров, при помощи сварки или специальной отожженной стальной проволоки «вяжутся» арматурные каркасы будущей конструкции.

Монтаж опалубки

Для придания и поддержания формы конструкций, до набора ими необходимой прочности, применяется опалубка. Опалубка для стен и колонн производится из стальных или алюминиевых профилей обшитых ламинированной фанерой. Опалубка перекрытий представлена, как правило, вертикальными телескопическими стойками (Домкратами), на которые укладываются специальные деревянные балки, а на балки, в свою очередь, укладывается ламинированная фанера.

Поверхность опалубки, находящаяся в непосредственном контакте с бетоном, перед бетонированием обрабатывается техническим маслом (эмульсолом), в основе которого содержатся минеральные масла и поверхностно-активные вещества. Это необходимо для того, чтобы повысить качество поверхности конструкций и увеличить количество циклов оборачиваемости опалубки.

Монтаж опалубки может вестись как в ручную, так и механизированным способом.

Укладка и уплотнение бетонной смеси

Укладка бетонной смеси производится в предварительно установленную опалубку. Для того, чтобы исключить возможность возникновения пустот внутри будущей конструкции в процессе укладки бетонная смесь уплотняется глубинными вибраторами. Булава вибратора погружается в бетонную смесь до тех пор, пока не прекратится выделение пузырей на поверхности смеси.

Уход за бетоном

Уход за бетоном включает в себя комплекс мер по предотвращению преждевременного высыхания бетонной смеси в летнее время и промерзания свежеуложенной бетонной смеси в зимнее время года, а также защиту свежеуложенного бетона от чрезмерных осадков.

Достоинства и недостатки

Главное преимущество монолитных зданий над всеми остальными — это отсутствие швов между различными конструкциями здания. Грубо говоря, монолитное здание представляет из себя цельную железобетонную «глыбу», что обеспечивает высокую жесткость каркаса и возможность создавать высотные здания. Кроме того монолитная конструкция обладает высокой сейсмостойкостью, т.к. высокая жесткость каркаса сводит к минимуму склонность к трещинообразованию. В монолитных зданиях существует возможность перепланировки помещений в период эксплуатации без риска повреждения несущих конструкций, а также высокое качество поверхностей стен и потолков, снижающее объемы отделочных работ. Также значительный плюс меньшая по отношению к кирпичным зданиям (на 15 – 20%) масса.

Из недостатков можно отметить этот метод строительства весьма затратный и трудоемкий, требует дорогое оборудование, большое число рабочих и инженеров высокой квалификации. Монолитная стена имеет высокую теплопроводность и поэтому требует утепления. Также стенам характерно отсутствие паропроницаемости, т.е. стены «не дышат» и это обязательно нужно компенсировать принудительной вентиляцией.

См. также

Литература

  1. В.И. Тильченко и др. Технология возведения зданий и сооружений: Строительные технологии. — 2011.
  2. История развития монолитного строительства.
  3. Н. Я. Колли. Всеобщая история архитектуры. — М.: Стройиздат, 1968. — Т. Т. 12. Книга 1. Архитектура СССР.
  4. Ю. А. Дыховичный, В. А. Максименко, А. Н. Кондратьев и др. Жилые и общественные здания. Краткий справочник инженера-конструктора. — 3-е изд. — М.: Стройиздат, 1991. — 656 с. — ISBN 5-274-01058-X.

Ссылки

Возведение зданий из монолитного железобетона: технология

В строительстве популярно применение монолитного железобетона. Такая технологическая особенность присуща 60% возведенным в мире сооружениям. Этот материал применяется при постройке разных объектов — в нефтеперерабатывающей отрасли, мостовом хозяйстве, гидроэнергетике, транспортной инфраструктуре и в социальной сфере.

Преимущества

Жилой дом, построенный по такому методу, обладает большей сейсмоустойчивостью, чем аналогичное строение, сооруженное из традиционных материалов.

Технология монолитного бетона и железобетона имеет положительные характеристики:

При применении такого метода могут воплощаться в реальность любые архитектурные изыски.
  • Небольшое количество швов для соединения монолитных конструкций. Технология бетонирования предусматривает использование цементных смесей и многоуровневого арматурного каркаса. Сочетание таких особенностей повышает прочность элементов постройки.
  • Для бетонных и железобетонных зданий характерны позитивные особенности материала для несущих конструкций дома (фундамента и стен) — вещество пожаробезопасно, не подвергается эрозийным процессам. При выполнении технических требований срок использования объекта может превысить 150 лет.
  • При правильной эксплуатации, когда исключаются экстремальные явления (пожары, землетрясения), с течением времени прочностные характеристики дома улучшаются. Это связано с увеличением плотности бетонного покрытия за счет гидрации элемента монолита — цемента.
  • Разнообразные конфигурация и схема построек. Пластичность материала сооружений из монолитного железобетона позволяет проявлять в полной мере все задумки и планы строителей.
Возведение гаража таким методом не потребует слишком больших материальных затрат со стороны его владельца.

Строительство монолитных объектов предполагает привлечение больших материальных, технических и трудовых ресурсов. Но в домашних условиях устройство бетонных сооружений, например заливка индивидуального железобетонного гаража, по силам многим пользователям. Причем затраты рабочего времени на постройку ненамного превосходят другие методы.

Недостатки

Этот способ возведения не идеальный. Для таких зданий присущи следующие негативные качества:

  • Большой вес. Для монолитных стен и перекрытий необходимо строить мощную фундаментную основу. Почва тоже может не выдержать такую массу. Поэтому перед строительными работами проводят геоизыскательские работы.
  • Материал стен отличается тепло- и звукопроводностью. Для защиты жилых и промышленных сооружений следует монтировать дополнительную систему теплоизоляции.
  • Низкая воздухопроницаемость материала. Нарушает естественный процесс циркуляции воздуха. Поэтому при составлении проекта здания предусматривается монтаж мощной принудительной вентиляции.
  • Прочность монолитного бетона усложняет незапланированное усовершенствование сооружения. Для прокладки внеплановых коммуникаций придется использовать специальный аппарат алмазного бурения отверстий, перфоратору такие работы не по силам.
  • Сложный этап в процессе — монтаж опалубки. Она должна иметь запас прочности, в случаях ее прорыва процесс заливки остановится на неопределенный срок. В этом такой способ строительства уступает перед применением сборно-монолитного железобетона.
  • При работах зимой материал требуется подогревать. Учитывая объемы необходимого раствора для возведения, финансовые затраты на этот процесс можно оценить как существенные, ведь придется использовать электрику и монтировать дополнительную проводку.

Этапы строительства

Монтаж опалубки

Это вспомогательное сооружение обеспечивает обретение объемной формы элементам строения, препятствует протеканию бетонной смеси на начальной степени ее застывания и набора проектной прочности. При масштабном возведении объектов применяют такие разновидности опалубки:

В работе может использоваться объемно-переставной тип конструкции. Многофункциональным элементом конструкции является несъемная опалубка.
  • Из разборных щитов. Простой и распространенный тип. Используется при возведении типовых строений, быстро собирается и перемещается своими руками или с применением простых технических средств.
  • Объемно-переставная. Имеет секционное П-образное строение. Применяется в многоэтажных проектах, монтаж и разборка проводится автокраном.
  • Блоковая. Комбинированная разновидность объемно-переставной и щитовой схема. Используют для одновременного возведения нескольких несущих элементов.
  • Несъемная. После заливки и застывания монолита становится одним целым со стеной. Может выполнять теплоизоляционную или декоративную функции.
Материал из дерева дает возможность человеку проводить работы без чьей-либо помощи.

Для самостоятельных работ используются прочные деревянные щиты с площадью поверхности около 3 м² и весом 50 кг. Такие ограничения продлевают строительный процесс, но одновременно позволяют выполнять собственными силами. При монтаже конструкции обращают внимание на ее прочность, чтобы она выдержала давление бетона. Для этого пользуются дополнительными распорками из деревянных брусьев.

Армирование

Для монтирования внутреннего каркаса используют металлические пруты диаметром 1,0—2,5 см. Элементы закладывают для несущих стен, послабее — для обычных. Армирование элементов монолитных железобетонных зданий выполняют сваркой или связыванием проволокой. Готовый «скелет» помещают в опалубку, при этом крайние плоскости не должны быть на расстоянии менее 3—5 см от бетонной поверхности. Это защитит конструкцию от коррозии.

Жесткость структуре материала можно придать, поместив в опалубку арматурный каркас.

На этом этапе работ проделывают закладку инфраструктурных коммуникаций дома.

Технология бетонирования

Для заливки готовят раствор с пропорциями:

  • Цемент. Марка М 350 и выше — 1 часть.
  • Песок. Без примесей и просеянный — 2 части.
  • Наполнительный материал. Щебенка, гранотсев — 3 части.
  • Жидкость. Вода добавляется в количестве, которое формирует однородную массу.

Приготовленный на бетоносмеситель раствор заливают через желоб в опалубку, уплотняют вибратором. Высыхание монолита способствует росту прочности материала. Опалубку накрывают пленкой, обеспечивая снижение потери температуры и понижение темпов испарения влаги. После дозревания выполняют демонтаж опалубки.

Монолитное строительство многоэтажных многоквартирных домов

В современном мире строительство становится одной из головных отраслей хозяйства. Популярность набирает не только индивидуальное строительство, но и возведение многоэтажек. Строительные фирмы предлагают построить монолитный жилой дом из разнообразных материалов: кирпича, бетонных и газосиликатных блоков, бруса, панелей и других. Качественные характеристики каждого материала помогают определиться при выборе типа дома.

монолитный домПроект монолитного многоквартирного здания Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Определение монолитного строительства

Для строительства многоэтажных жилых домов в основном применяется монолитно бетонное строительство. Многоквартирный монолитный дом создается методом заливки бетонного раствора в специально оборудованную арматурным каркасом опалубку.

Спецификой строительства является то, что каждый последующий слой продолжает предыдущий без стыковочных швов. Результатом строительства является сплошной (цельномонолитный) и ровный многоэтажный дом. Фундамент для такого дома составляет единое целое с каркасом здания и укрепляется арматурой.

Для возведения монолитных частных жилых домов применяется технология кирпично-монолитного строительства. В таких домах монолитный каркас из бетона соединяют с внешней кирпичной кладкой.

монолитный каркас домаПример возведения монолитного каркаса дома

Строительные организации предлагают проекты монолитного строительства, доступные любому человеку.

Вернуться к оглавлению

Преимущества монолитного возведения

Технология монолитной постройки в сравнении с другими методами возведения зданий имеет свои положительные стороны:

  1. Сравнительно большая скорость возведения монолитных зданий.
  2. Устойчивость – монолитный жилой дом может выдержать землетрясение до 8 баллов.
  3. Усадка монолитного здания незначительная и равномерная. Такое свойство обеспечивает отсутствие трещин и позволяет практически тут же после постройки здания приступить к его отделке, как внутренней, так и внешней.
  4. Прочность каркасно-монолитной конструкции достигается отсутствием швов. Срок службы таких сооружений достигает 100 лет.
  5. Монолитные сооружения можно строить практически на любых почвах. монолитный коттеджПроект монолитного двухэтажного здания

    Технология такого строительства предусматривает застройку проблемных грунтов благодаря меньшему весу сооружения, усадка в этом случае будет минимальна.

  6. Стоимость возведения фундамента для многоэтажных домов ниже за счет отсутствия на него точечных нагрузок. В монолитном строительстве нагрузка на фундамент распределена по всему периметру здания.
  7. При применении щитовой опалубки нет необходимости в доставке тяжелых и объемных конструкций к месту строительства.
  8. Каркасно-монолитное строительство обходится дешевле благодаря экономии на материалах, количестве рабочих и технике.
  9. Строительство монолитных домов предусматривает возведение конструкций любой этажности и разнообразной архитектурой.
  10. Большая внутренняя полезная площадь каркасно-монолитных конструкций достигается из-за толщины стен таких домов – она меньше.
  11. За счет целостности конструкции монолитные дома защищены от потопов, в отличие от кирпично-деревянных.
Вернуться к оглавлению

Недостатки монолитного строительства

Несмотря на указанные преимущества, технология монолитной постройки имеет свои недостатки:

  1. Построить монолитный дом обойдется дороже, чем панельный.
  2. Отсутствует возможность перепланировки, поэтому проекты таких домов должны учитывать все аспекты строительства с самого начала.
  3. Непрерывность процесса бетонирования для обеспечения дополнительной прочности конструкции.
  4. Температурный режим процесса заливки бетона не ниже +5°С, поэтому зимние работы требуют использование дополнительных специальных добавок.
  5. Необходимо качественное уплотнение бетонной смеси.
  6. Монолитной конструкции требуется дополнительное утепление, потому что стены из железобетона имеют хорошую теплопроводность.
  7. Монолитный дом, также как и панельный имеет низкий уровень звукоизоляции, особенно от ударных шумов.
проект монолитного домаОригинальный проект монолитного зданияВернуться к оглавлению

Городское строительство

Строительство монолитов в черте города набирает популярность. Для возведения многоэтажек в сжатые сроки такой вид застройки является оптимальным. Поскольку усадка монолитного многоэтажного дома минимальна, то обеспечивается высокая скорость возведения.

Этапы строительства многоэтажного многоквартирного дома следующие:

  1. Выделяется участок под строительство.
  2. Проводятся геологические исследования.
  3. Составляются проекты.
  4. Строительство.
  5. Сдается дом в эксплуатацию.

Подбор подходящего земельного участка – первый этап многоэтажного строительства. Для этого необходимы не только проекты, но и согласование с планированием городской застройки. Разрешение на строительство проще получить в том районе, где мало многоэтажных домов, сложнее – в центре города.

монолитное многоэтажное зданиеВозведение монолитного каркаса здания в черте города

После того, как получено такое разрешение, проводятся исследования грунта. Проводится экспертиза близости грунтовых вод, оценивается состояние грунта на участке. Когда все исследования закончены и сделаны выводы, определяется, нужна ли специальная технология строительства.

На этапе проектирования рассматриваются все вопросы, связанные с возведением дома или комплекса домов и составляются проекты. Составление проекта строительства многоэтажного дома – сложная задача, ведь такой проект включает в себя не только проектировку дома, но и учитывает удобства и предпочтения жильцов, также уделяется внимание нормам санитарного законодательства.

Во время проектирования строительства дома решаются вопросы не только площади каждой квартиры, но и вопросы освещенности, вентиляции, теплозащиты.

теплоизоляция доматеплоизоляция монолитного дома

Когда возводятся многоэтажные дома, учитываются климатические условия в регионе и уровень возможных природных катастроф.

Строительство монолитных домов предполагает непосредственно возведение конструкции. После чего проводится отделка дома: внутренняя и внешняя. Далее необходимо провести подключение отопления, канализации и водопровода. Обязательно проводятся телефонные коммуникации и кабели электроснабжения.

Проекты многоэтажных домов могут содержать разные варианты использования крыши здания и первых этажей.

Строительные организации могут предложить украсить крышу зимним садом или переходом к другому дому.

Квартиры на нижних этажах могут быть проданы или сданы под строительство магазинов. При окончании строительства обязательно около дома возводится детская площадка, место для парковки, зеленая зона.

Вернуться к оглавлению

Ремонт в монолитной многоэтажке

Строительство монолитных зданий представляет собой сооружение литой конструкции из бетона, фасад которой облицовывают панелями или кирпичами. Такой дом не имеет швов, он прочный с большим сроком эксплуатации.

Благодаря минимальной толщине стен, масса дома, по сравнению с кирпичным сооружением, становится меньше на 20%. Благодаря чему давление на фундамент минимальное и его усадка равномерная.

После окончания возведения дома многие строительные предприятия сдают «голые» квартиры в эксплуатацию. Конечно, жильцам хочется быстрее сделать ремонт. Но специалисты рекомендуют подождать. Причиной этому служит усадка здания. Хотя монолитная технология строительства предполагает минимальную и равномерную усадку, бываю досадные исключения.ремонт помещения в монолитном доме Они могут быть вызваны не до конца проведенными геологическими исследованиями, а также особенностями строительства: составом и консистенцией бетона, не соблюдением технологии заливки, ошибками строителей.

Особенностью монолитно-каркасного дома является не только равномерная и минимальная усадка, но и свободная планировка. Она подразумевает частичные стены либо их отсутствие, потому что монолитный дом не имеет несущей стены. Преимущество – владельцы имеют полную свободу выбора площади комнат и их планировки.

Монолитное и сборно-монолитное домостроение. Наружные монолитные и сборно-монолитные стены гражданских зданий.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 43Следующая ⇒

Моноли́тное строи́тельство — технология возведения зданий и сооружений из железобетона, которая позволяет в короткие сроки возводить здания и сооружения практически любой этажности и формы.

Процесс монолитного строительства состоит из следующих основных технологических этапов:

· Устройство арматурного каркаса.

· Установка опалубки.

· Заливка бетона.

· Прогрев (в зимнее время).

· Уход за бетоном.

· Снятие опалубки (распалубка, разопалубливание).

Монолитное строительство домов может использовать стеновую опалубку для горизонтальных или вертикальных поверхностей, стеновую ползущую, а также для возведения закругленных конструкций.

Монолитное строительство домов подразумевает использование нескольких вариантов каркасов: с несущими продольными стенами, с несущими поперечными стенами, с перекрытиями на несущих колоннах.

В монолитном домостроении также используется несъемная опалубка. Различные виды несъёмной опалубки широко используются в индивидуальном малоэтажном жилищном строительстве.

Достоинства:

· Скорость.

· Свободный выбор конфигурации будущего зданий, не зависящий от типовых элементов.

· Отсутствие швов, что существенно улучшает тепло и звукоизоляцию, снижает общий вес здания, предотвращает образование трещин, повышает прочность конструкций и делает их более долговечными.

· Высокая морозоустойчивость.

Недостатки:

· более высокая трудоёмкость и стоимость (в сравнении с каркасно-панельным строительством).

· Повышенные градиенты свойств (анизотропия бетона).

 

Технология сборно-монолитного каркасного домостроения основана на применении конструктивной схемы, подразумевающей под собой рамно-связевую систему колонн, ригелей и плит перекрытий, которые при соединении в узлах образуют несущий каркас.

Основным преимуществом технологии СМК является то, что она позволяет реализовывать любые архитектурно-планировочные решения, а также обеспечивает высокую скорость строительства из железобетонных конструкций высокой заводской готовности, объединив в себе тем самым основные преимущества монолитного домостроения и сборного домостроения. В СМКД применяются несколько вариантов стыков, зависящие от вида поверхности сборного элемента – гладкой, особо гладкой, шероховатой, шпоночной. Сборными элементами сборно-монолитных конструкций могут служить железобетонные или металлич. балки в сочетании с пустотелыми кера- мич. или легкобетонными блоками; железобетонные колонны, ригели и плиты и т. д.

Наибольшее распространение получили сборно-монолитные конструкции со сборными элементами из железобетона. Сборные элементы содержат осн. арматуру конструкции и иногда используются в качестве формы (опалубки) для монолитного бетона; их целесообразно делать предвари- тсльно напряженными. В монолитном бетоне устанавливается дополнит, арматура в виде сварных каркасов и сеток. Для замоноличивания узлов применяют быстро- твердеющий бетон высокой прочности.

Конструктивное сочетание сборных элементов и монолитного бетона является экономически выгодным, т. к. сборно-монолитные конструкции, обладая достоинствами и тех и др., лишены нек-рых их недостатков. Для возведения сборно-монолитных конструкций (в отличие от монолитных) нетребуется спец. опалубки, подмостей и лесов, поэтому монолитный бетон сборно-монолитные конструкции значительно дешевле пропаренного бетона сборных элементов, а также бетона монолитных конструкций, возводимых в несущей опалубке. В сборных элементах весьма эффективно применение предварительного напряжения высокопрочной арматуры. Установкой дополнит, арматуры в участках монолитного бетона обеспечивается неразрезность соединений элементов, а следовательно, пространственный характер работы конструкции.

Осн. преимуществом С.-м. к. является меньший (по сравнению со сборными конструкциями) расход стали и бетона. Кроме того, отпадает необходимость в (характерных для сборных конструкций) многочисленных закладных частях и их сварке при монтаже. По срокам возведения сборно-монолитные конструкции (кроме С.-м. к. гидротехнич. сооружений) гораздо ближе к сборным, нежели к монолитным. С.-м. к. неск. уступают сборным в отношении индустриальности возведения и монтажа.

С.-м. к. применяются в балочных и безбалочных перекрытиях многоэтажных зданий, в автодорожных мостах и путепроводах, в гидротехнич. стр-ве, при возведении нек-рых видов оболочек и т. д.

Монолитные и сборно-монолитные бе­тонные наружные стены применяют в монолитных и сборно-монолитных домах различ­ных строительных систем.

Разработаны одно-, двух- и трехслойные конструкции. Широкое применение благодаря технологичности получили однослойные кон­струкции. Однослойные стены формуют из легких бетонов с плотностью не более 1600 кг/м3 на различных естественных и ис­кусственных пористых заполнителях (керам­зите, аглопорите и др.). В зависимости от эффективности заполнителя, требуемой несу­щей способности и климатических условий строительства толщина однослойных стен со­ставляет 30—50 см. Как правило, в состав однослойной монолитной стены входят поми­мо основного конструктивно-теплоизоляцион­ного бетонного слоя наружный защитно-отде­лочный и внутренний отделочный слой раст­вора. Слоистые стены иногда проектируют мо­нолитными, но чаще (по технологическим со­ображениям) сборно-монолитными. Двухслойные стены содержат несущий бетонный монолитный слой и утеплитель. Несущий слой выполняют из тяжелого или конструктивного легкого бетона толщиной не менее 12 см. Сборно-монолитные двухслойные стены применяют в двух конструктивных ва­риантах: с расположением утепляющего слоя с наружной или с внутренней стороны несу­щего монолитного бетонного слоя. При рас­положении утепляющего слоя с наружной стороны последний чаще всего проектируют в виде сборных декоративно-теплоизоляцион­ных элементов — офактуренных панелей или плит из теплоизоляционного бетона. При этом сборные декоративно-теплоизоляционные элементы выполняют функции наружной опа­лубки. Декоративно-теплоизоляционные эле­менты должны иметь арматурные выпуски для анкеровки к несущему монолитному слою. В случаях, когда установка сборных элементов осуществляется после формования несущего слоя, в них предусматривают закладные дета­ли или выпуски для навески на несущий слой.

В двухслойных стенах с утеплителем из­нутри последний выполняют из жестких плит или блоков (автоклавный пенобетон, пено­стекло или др.), выкладываемых на растворе в виде самонесущих стенок на перекрытии.

Трехслойные монолитные стены проекти­руют с гибкими или жесткими связями между бетонными слоями.

Конструкции связей и материалы утепли­теля аналогичны используемым в трехслой­ных бетонных панелях. Толщина внутреннего бетонного слоя принимается не менее 12 см, наружного — 6 см.

Трехслойные сборно-монолитные стены имеют внутренний бетонный монолитный не­сущий элемент и сборный защитно-декора­тивный наружный. Защитно-декоративный элемент представляет собой двухслойную па­нель с утепляющим слоем с внутренней сторо­ны либо отдельные офактуренные бетонные плиты, в которых к специальным выпускам прикреплены плиты эффективного утеплителя.

Так же, как и в сборно-монолитных двух­слойных стенах, защитно-декоративные эле­менты трехслойных стен могут служить на­ружной опалубкой при бетонировании несу­щего слоя или навешиваться на последний после его возведения и распалубки.

Изоляционные качества монолитных бе­тонных стен благодаря отсутствию стыков иногда оказываются выше, чем у сборных стен.

Монолитными считаются здания, основные конструктивные элементы которых (наружные и внутренние стены, перекрытия) выполнены из монолитного бетона или железобетона. В монолит­ных зданиях могут быть применены сборные конструкции лестниц, балконов, лоджий, перегородок и других элементов, а так­же сборные элементы отделки наружных стен.

К сборно-монолитным относятся здания, основные конст­руктивные элементы которых выполнены частично из сборных элементов (например, внутренние стены — монолитные, пере­крытия и наружные стены — сборные).

По совокупности взаимосвязанных конструктивных элемен­тов, характеризующихся способом передачи нагрузок и решени­ем основных узлов, можно выделить следующие типы зда­ний из монолитного железобетона:

1) с поперечными и продольными монолитными или сборно-монолитными несущими наружными и внутренними стенами, на которых закрепляются по контуру или по его части монолитные либо сборно-монолитные перекрытия;

2) с поперечными и внутренними продольными монолитны­ми или сборно-монолитными несущими стенами, на которых за­крепляются по части контура монолитные, сборные либо сборно-монолитные перекрытия;

3) с поперечными монолитными несущими стенами, в кото­рых закреплены монолитные перекрытия.

В зданиях типа 2 и 3 наружные продольные стены выполняют­ся несущими и ненесущими, в зданиях типа 3 внутренние про­дольные стены ненесущие. В зданиях типа 1 обеспечивается наи­более высокая пространственная жесткость сооружения.

Во всех зданиях, возводимых с применением монолитного же­лезобетона, внутренние стены — однослойные монолитные. П о способу возведения наружные стены могут быть монолит­ными, сборно-монолитными, сборными из штучных материалов, по конструктивному решению— однослойными, двухслойными с утеплителем снаружи, двухслойными с утеплителем с внутренней стороны помещения и трехслойными.

Перекрытия подразделяются на монолитные, сборно-моно­литные и сборные. Сборно-монолитные перекрытия могут иметь сборные элементы в плане конструктивной ячейки, а также по толщине поперечного сечения перекрытия. В последнем случае применяют сборные скорлупы, при возведении перекрытия вы­полняющие роль оставляемой опалубки.

Существует определенная зависимость между выбранной сте­новой конструктивной системой, этажностью здания и геологическими условиями конкретной площадки будущего строительства. На предварительной стадии проектирования можно использо­вать данные, приведенные в табл. 3.3 (предложение ЦНИИЭП-Жилища).

При проектировании монолитных стен следует стремиться к максимальному использованию несущей способности элементов, толщина которых определена по результатам расчетов ограж­дающих конструкций на эксплуатационные воздействия (звуко­изоляционные и теплозащитные качества, водо- и воздухопрони­цаемость и т.п.).

Толщину межквартирных стен и межкомнатных перегородок (без дверных проемов) в зависимости от объемной массы бетона рекомендуется принимать по табл. 3.4.

Несущая способность стен при заданной расчетной толщине должна обеспечиваться преимущественно классом бетона и необ­ходимой толщиной стены. Повышение несущей способности стен за счет армирования допускается только в случае экономической нецелесообразности повышения класса бетона и увеличения тол­щины стены. При проектировании стен из тяжелого бетона реко­мендуется использовать класс бетона по прочности не выше В20.

При расчете конструкции монолитных стен следует преду­сматривать конструктивное армирование для ограничения трещинообразования от усадки и температурно-влажностных воздействий в процессе эксплуатации зданий.

В зависимости от конкретных условий наружные стены мо­гут быть:

· однослойными из легких бетонов на пористых заполнителях;

· трехслойными с несущим и наружным защитными слоями из тяжелого бетона или бетона на пористых заполнителях и с внут­ренним слоем бетонов на пористых заполнителях или из эффек­тивных материалов.

Необходимо предусматривать участие несущего слоя наруж­ных стен в общей пространственной работе основных несущих конструкций здания.

Монолитные плиты перекрытий сплошного сечения следует проектировать из тяжелого бетона и из легких бетонов плотной структуры на пористых заполнителях.

Конструкции монолитных и сборно-монолитных жилых домов, рекомендуемые в зависимости от методов индустриального домо­строения из монолитного железобетона, приведены в табл. 3.5.

Соединения монолитных стен и монолитных плит перекры­тии следует проектировать с учетом принятого метода возведе­ния здания. При возведении стен зданий в скользящей опалубке с отставанием перекрытий от стен либо при бетонировании плит перекрытий в опалубке, опускаемой сверху вниз, необходимо предусматривать прерывистое соединение стен и плит перекры­тий. Гнезда для опорных выступов оставляют при возведении стен. Количество опорных выступов и расстояние между ними определяют расчетом. После установки опорной арматуры гнезда заполняют при бетонировании перекрытий.

При возведении здания в скользящей опалубке поэтажно-цик­личным способом рекомендуется выполнять соединения моно­литных стен и монолитных плит перекрытий сплошными по пе­риметру несущих стен.

При использовании объемно-переставной, крупнощитовой или-блочно-щитовой опалубки соединения монолитных стен и моно­литных плит перекрытий выполняют сплошными.

Рис. 3.4. Узел опирания плит многопустотного настила на внутреннюю монолитную стену: 1 — заглушка; 2 — плоский каркас по торцам плит; 3 — внутренняя стена; 4 — растворный шов; 5 — плита многопустотного настила

В опорную часть многопустотного настила внесены незначи­тельные изменения, заключающиеся в том, что на заводе в опор­ной зоне плиты оставляют вырезы верхней полки, через которые во время бетонирования стен верхнего этажа пустоты настила за­полняются бетоном. Сечение плиты в опорной части становится сплошным, и его прочность при сжатии приближается к приз-менной прочности бетона. Чтобы бетон не растекался в пустоты, в них помещают заглушки.

После установки плит в проектное положение между их тор­цами укладывается горизонтальная арматура. Глубина опирания плит должна быть не менее 7 см или пяти диаметров рабочей арматуры.

Существуют определенные особенности в проектировании дру­гих конструкций зданий из монолитного железобетона. Напри­мер, монолитные плиты перекрытия лоджий и балконов следует применять в монолитных зданиях, возводимых в скользящей или блочной опалубке, и в сборно-монолитных зданиях с моно­литными внутренними несущими конструкциями и наружными навесными сборными или мелкоштучными стенами.

Сборные плиты лоджий и балконов рекомендуется проектиро­вать в сборно-монолитных зданиях со сборными плитами между­этажных перекрытий.

При проектировании монолитных и сборно-монолитных зда­ний независимо от типа применяемой опалубки необходимо пре­дусматривать монолитные стенки лоджий, являющиеся про­должением поперечных или продольных внутренних стен. Если архитектурно-планировочные соображения требуют применения лоджий небольших размеров, длина которых значительно мень­ше, чем расстояние между поперечными стенами, возможно уст­ройство монолитных стенок и на участках между поперечными несущими стенами.

Монолитные и сборно-монолитные стенки лоджий следует ар­мировать арматурными каркасами с горизонтальной распреде­лительной арматурой, препятствующей выпучиванию каркасов из плоскости стены. При проектировании стенок лоджий в них необходимо предусматривать стальные закладные детали для опи­рания, фиксации и крепления плит перекрытия лоджий.

Конструкции крыш сборно-монолитных зданий рекомендуется проектировать из однослойных легкобетонных или ячеисто-бетонных либо двухслойных комплексных панелей с вентилирующими каналами в подкровельном слое (или без них — в зависимости от климатических и других местных условий).

Для зданий высотой более пяти этажей следует проектировать покрытия раздельного типа преимущественно с чердаком, имею­щим высоту в свету не менее 1,6 м. Высота чердака может быть уменьшена до 0,8 м на участках длиной не более 0,8 м. В зданиях высотой до пяти этажей, возводимых в районах с умеренным климатом, можно применять совмещенные бесчердачные покры­тия с рулонной кровлей.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *