Строительный генеральный план: разработка, состав, виды
План участка, где находится точное расположение всех строящихся объектов, расстановка грузоподъёмных и монтажных механизмов, а также многих других хозяйственных объектов, — это строительный генеральный план. На нём отображены склады строительных конструкций и материалов, растворные и бетонные узлы, временные помещения культурно-бытового, санитарно-гигиенического и административного назначения, сети связи, энергоснабжения, водоснабжения и тому подобное.
Типы
Охватываемая площадь и степень детализации влияют на тип, к которому принадлежит строительный генеральный план. Он может быть объектным или общеплощадочным. Для самых крупных строек, в том числе и водохозяйственных, строительный генеральный план этими типами не ограничивается, обязательно составляется план ситуационный, в котором характеризуются условия района относительно строительного хозяйства.
Ситуационный план указывает не только место расположения строительства, но и существующие на объекте предприятия стройиндустрии:
- карьеры, где добываются песок и гравий;
- заводы, откуда поступают железобетонные конструкции, кирпич и металлоконструкции;
- все пути сообщения: водные, железнодорожные, автомобильные, линии электропередач и многое другое.
Строительный генеральный план осушительных и оросительных систем дополнительно имеет обозначения границ и площади осушаемых и орошаемых территорий. Также на плане должны быть указаны очередность ввода каждого узла и границы эксплуатационных и строительных участков, границы отвода воды и затопления территорий, все мосты и обводные каналы.
Составление плана
Разработка строительного генерального плана начинается с перечня объектов хозяйственной деятельности, которые предстоит максимально использовать в строительстве. Это предприятия энергоснабжения, стройиндустрии, разнообразные здания для нужд стройки и так далее. Если такие объекты отсутствуют или мощность их недостаточна, тогда проектируются временные аналогичного назначения сооружения. Разработка строительного генерального плана общеплощадочного типа охватывает всю территорию строительной площадки и включает в себя абсолютно все её объекты.
План состоит из графики и пояснительной записки с обоснованием каждого решения графической части, которая включает в себя подробный план стройплощадки, эксплуатацию постоянных и временных объектов, условные обозначения, а также фрагменты плана с технологическими схемами. Кроме того, в графической части проектирование строительного генерального плана предполагает наличие технико-экономических показателей и примечаний. Масштаб общеплощадочного строительного плана может быть 1:5000, 1:2000 или 1:1000.
Последовательность
Генеральный план строительной площадки обычно начинают составлять с размещения дорог для внутреннего строительного транспорта, одновременно с этим планируется местоположение механизированных установок и общеплощадочных складов. Только после этого можно размещать все основные строительно-хозяйственные объекты. После завершения этой работы в генеральный план строительного объекта вносятся проектируемые временные сети электроснабжения, водопровода, теплоснабжения.
При выполнении всей этой проектной работы нужно руководствоваться результатами расчёта потребностей в данных объектах, а также специальными правилами размещения их. Например, расчет строительного генерального плана должен учитывать, что расстояние от пунктов питания до бытовых помещений не должно превышать шестисот метров (здесь нужно ориентироваться на правила), до бытовых и санитарных помещений не должно быть более двухсот метров, а до производственных работ никак не менее пятидесяти метров. Также по существующим правилам планируются противопожарные разрывы между помещениями и между складами.
Стадии проектирования
В состав строительных генеральных планов обязательно включаются расчёты потребностей в тех или иных ресурсах, а также в строительно-хозяйственных объектах. Всё это приводится в пояснительной записке. В общеплощадочном строительном генеральном плане эти сведения обычно дают приблизительно, основываясь на нормах.
При строительстве водохозяйственных и гидротехнических объектов нужно обязательно показать все устройства и сооружения, обеспечивающие строительные расходы воды в период стройки, а также разбивку очередности всех работ по возведению комплекса или узла гидротехнических сооружений.
Бывает одностадийное проектирование, которое обычно связано с некрупными стройками, тогда не составляется общеплощадочный строительный генеральный план. Виды стройгенпланов в основном перечислены, осталось конкретно рассказать о втором из основных.
Объектный строительный генеральный план
Его разрабатывают, как уже было сказано, особо на каждый объект из тех, что показаны в общеплощадочном плане. Также объектный стройгенплан может быть составлен и на каждый из этапов работ: подготовительный период, нулевой цикл, возведение надземной части. В графической его части содержатся те же самые элементы, что и в общеплощадочном, только каждый вопрос прорабатывается гораздо более детально.
Масштабирование чаще всего такое же. Строительные и хозяйственные объекты размещаются таким же образом, как и при проектировании общеплощадочного плана, обязательно согласуясь с установившимися правилами и принятыми расчётами. Разница только в том, что приблизительных расчётов уже быть не может, поскольку присутствует основание натуральных объёмов работ, норм расходов ресурсов и так далее.
Порядок составления
Начинается проектирование объектного генплана чаще всего с выбора монтажных грузоподъёмных механизмов и машин и их конкретного и рационального размещения. Тогда будет понятно, как установить места для складирования стройматериалов, сборных конструкций, где разместить внутриобъектные дороги. После окончания этих проектных работ размещаются и остальные элементы строительства согласно перечню (СНиП 3.01.01.85).
Когда возводятся разнообразные здания или сооружения, на строительных площадках должны находиться не только данные строящиеся объекты, но и многочисленные временные вспомогательные здания, которые необходимы для нужд стройки, так называемое строительное хозяйство. Для построечного транспорта обустроены пути и дороги, удобно расположенные административные и производственные здания, разные механизированные установки, склады, сети трубопроводов технологических, водоснабжения, сети энергоснабжения.
Предназначение
Строительный генеральный план существует для того, чтобы как можно лучше обеспечить строительную площадку всеми необходимыми условиями — бытовыми и производственными, чтобы вовремя происходили приёмка, хранение, доставка на каждое рабочее место нужных строительных материалов, полуфабрикатов и изделий.
Необходимо, чтобы нормально работали все строительные механизмы и машины, чтобы бесперебойно стройка снабжалась теплом, водой и электроэнергией. Строительный генеральный план отражает все решения вопросов безопасности строительства, охраны труда, противопожарных мероприятий, а также освещения всей строительной площадки в тёмное время суток.
Временные постройки
На стройплощадке среди строящихся постоянных объектов особое место занимают здания, использующиеся только в период строительства. Их возведение проектируется в первую очередь, а после окончания строительства они будут разобраны или снесены. Также временными сооружениями считаются железные и автомобильные дороги, находящиеся на стройплощадке.
Например, рельсы для башенных кранов обязательно будут убраны, когда в них отпадёт надобность. Все склады для материалов и изделий, а также инженерные коммуникации, наружное освещение, пожарные гидранты, ограждения строительной площадки — всё это будет после окончания строительства убрано.
Различия в генпланах
Судя по составу, строительные генеральные планы отличаются друг от друга на каждой стадии работ, что характеризуется полнотой номенклатуры, степенью детализации и точным расположением всех временных и постоянных сооружений.
При разработке особенное внимание уделяется рациональному использованию территории строительства, минимизации затрат на временные сооружения и здания, рациональному размещению на стройплощадке всего необходимого для работы хозяйства. Очень большое значение имеют и вопросы экологии.
Исходные данные
Для проектирования строительных генеральных планов наиболее важным является следующее: габариты, расположение и характер объекта стройки, размеры и рельеф территории, характеристики материалов, конструкций и деталей, применяемых при строительстве, типы средств механизации, которые будут использоваться, и методы монтажа конструкций. Обязательны календарный план строительства данного объекта или сетевой график.
От рельефа стройплощадки зависит очень многое: размещение временных и постоянных объектов, оптимальные направления железных и автомобильных дорог, отвод сточных и ливневых вод с территории строительства. Климатологические исходные данные должны соответствовать выбору типа помещений для складов (они могут быть закрытыми или открытыми), а также и мест, где они должны располагаться. Например, открытые склады с пылящимися материалами или огнеопасными обустраивают с подветренной стороны.
Этапы
Проектирование строительного генерального плана обычно содержит три этапа. Сначала определяют состав всех временных сооружений, потом намечают места расположения всех элементов строительства, а напоследок выполняют точные расчёты.
Когда проектируется строительный генеральный план, его обязательно соотносят с генпланом, где обозначены инженерные сети, которые уже существуют, потому что нельзя располагать временные сооружения на месте проложенных коммуникаций. Также именно это даёт возможность использования постоянных сетей для нужд строительства.
Дороги, складские помещения
Дороги внутри строительной площадки размещаются так, чтобы был удобен проезд и выезд транспорта, а также погрузка и разгрузка. Дорожная сеть обязательно предусматривает кольцевой проезд. Ширина дорожного полотна временных дорог определяется с учётом того транспорта, который будет задействован. Чаще всего временные дороги строят из железобетонных инвентарных плит, уложенных в два ряда.
Складское хозяйство организуется согласно проекту стройгенплана. Склады могут быть:
- отапливаемыми и нет;
- закрытыми помещениями;
- в виде открытых или под навесами площадок.
Вместимость проектируется в зависимости от количества материалов и условий их хранения. Склады на строительной площадке подразделяются на приобъектные и общеплощадочные. Последние — закрытого типа, предназначены для дорогостоящих и портящихся материалов (стекла, краски, арматуры и тому подобного).
Строительный генеральный план
Главная — Услуги — Строительный генеральный планНа любой строительной площадке кроме непосредственно возводимых зданий находятся и сооружения временного типа, которые необходимы на различных этапах проведения СМР.
Все эти сооружения вместе с дорогами и путями для передвижения построечных механизмов, бытовыми и производственными помещениями, складами, инженерными сетями и многим другим входят в состав строительного хозяйства.
Все перечисленные сооружения и коммуникации вместе с возводимыми объектами указываются на строительном генеральном плане. Составление этого плана имеет целью обеспечить все необходимые как производственные, так и бытовые условия для производства работ, обеспечения необходимыми строительными материалами (сюда входят такие вопросы как прием, хранение и доставка в нужную точку строительных материалов), организовать работу строительных механизмов и машин, обеспечить стройплощадку тепло- и энергоресурсами. Также стройгенплан определяет требования безопасности производства работ, порядок организации освещения в темное время суток и систему противопожарных мероприятий.
Перед производством работ разрабатываются два типа стройгенпланов – общеплощадочный и объектный. Так первый тип плана разрабатывается в составе ПОС и в нем отражаются перечисленные выше вопросы для всей площадки. Кроме этого, там указывается очередность возведения объектов, наносятся здания временного типа вместе с дорогами и инженерными коммуникациями, которые используются в интересах всей стройплощадки.
При этом на этом плане выделяются постоянные здания, использование которых возможно в качестве временных. Такие здания строятся в первую очередь, что в итоге приводит к снижению затрат на строительство временных зданий. Общеплощадочный план выполнятся в таком же масштабе, как и генеральный план, а это 1:500 или 1:1000.
Объектные стройгенпланы разрабатываются на этапе разработки ППР. На этом плане отражается само возводимое здание и другие объекты, которые необходимы для его возведения, а также авто и ж/д дороги, пути кранов рельсового типа, здания бытового и производственного характера, в том числе и подлежащие сносу после возведения основного объекта, места приема и хранения материалов, коммуникации, точки установки элементов наружного освещения, места расположения пожарных гидрантов и внешнего ограждения.
7. Объектный строительный генеральный план
Объектный строительный генеральный план разрабатывается на основании общеплощадочного строительного генерального плана. На стадии ППР в объектном строительстве даются детальные разрешения и уточненные потребности в расходе электроэнергии, воды и других ресурсов, а также точная потребность во временных зданиях и сооружениях, площадей складирования, необходимых для строительства данного объекта,
Исходными данными для расчета являются:
общеплощадочный стройгенплан
сетевой график на строительство объекта
график движения рабочей силы и механизмов.
Характеристика стройгенплана.
В курсовом проекте разрабатывается стройгенплан на надземную часть строительства (монтаж коробки здания). Строительный генеральный план является документом, уточняющим принятые в общеплощадочном стройгенплане решения с учетом привязки их к строящемуся объекту.
На стройгенплане обозначаются:
пути движения монтажного крана;
опасная и монтажная зоны работы крана;
возводимое здание;
временные и существующие здания и сооружения;
складские помещения;
временные и постоянные теплосети;
сети водопровода;
канализация;
линии электропередач.
При расчете стройгенплана производится расчет временных зданий и сооружений, расчет складов, потребность в воде, потребность в электроэнергии. По запроектированному стройгенплану приводятся экспликации зданий и сооружений, ТЭП, а также даются условные обозначения стройгенплана.
Рекомендации для проектирования строительного генерального плана [XIII].
Предприятия с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов.
Ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м
К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей с двух сторон — при ширине более 18 м.
Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м.
За ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями.
Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания
Ширину проездов на территории предприятия надлежит принимать из расчета наиболее компактного размещения дорог, инженерных сетей и полос озеленения, но не менее расстояний между зданиями и сооружениями, приведенных в табл. 1*
В проезде следует предусматривать, как правило, одну автомобильную дорогу.
Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных а табл. 5*[XIII].
Наружные грани стен зданий, включая тамбуры и пристройки следует располагать при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков на расстоянии не менее 8 м.
Для озеленения площадок предприятий и территории промышленных узлов следует применять местные виды древесно- кустарниковых растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями.
Существующие древесные насаждения следует по возможности сохранять.
Для предприятий и промышленных узлов следует проектировать единую систему инженерных сетей, размещаемых в технических полосах, обеспечивающих занятие наименьших участков территории и увязку со зданиями и сооружениями.
Подземные сети, как правило, надлежит прокладывать вне проезжей части автомобильных дорог.
Строительные генеральные планы
1. Границы строительной площадки;
2. Расположение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений;
3. Расположение действующих и вновь прокладываемых временных и постоянных подземных, надземных и воздушных сетей и инженерных коммуникаций;
4. Постоянные и временные дороги;
5. Места установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемещения;
7. Места складирования материалов и конструкций;
8. Площадки укрупнительной сборки.
Различаю 2 вида стройгенпланов: общеплощадочный и объектный.
Общеплощадочный стройгенплан разрабатывается в составе ПОС на всю территорию строительства комплекса объектов (промышленного предприятия, жилого массива и т.п.) и включает, наряду с существующими и проектируемыми объектами, временные здания и сооружения, основные коммуникации, склады, дороги, строительные машины и механизированные установки, обслуживающие нужды строительства комплекса объектов в целом.
Он разрабатывается проектной организацией в составе раздела проекта «Организация строительства» на первой стадии проектирования (проект, рабочий проект) обычно в масштабе 1:1000 или 1:2000.
Объектный стройгенплан разрабатывается на площадку, непосредственно прилегающую конкретному зданию или сооружению, и определяет расположение временных зданий, дорог, инженерных сетей, строительных машин и устройств, необходимых для возведения отдельного объекта строительства. Объектный стройгенплан разрабатывается строительной организацией в составе ППР, как правило, в масштабе 1:100, 1:200 или 1:500.
В зависимости от сложности строительного проекта практикуется разработка стройгенпланов на отдельные периоды возведения объекта:
– подготовительный период,
– выполнения работ нулевого цикла,
– возведения надземной части здания,
– благоустройство территории, др.
Основные принципы проектирования стройгенпланов
Основными принципами проектирования стройгенпланов являются:
1) согласованность его решений с остальными разделами ПОС и ППР, технологическими картами и картами трудовых процессов;
2) минимизация объемов временного строительства на площадке за счет максимального использования постоянных (существующих и проектируемых) зданий, дорог и инженерных коммуникаций;
3) использование для размещения временных зданий, сооружений и коммуникаций территорий, не предназначенных под застройку постоянными объектами строительства;
4) минимизация затрат на создание временных сооружений, зданий и устройств при максимально возможном удовлетворении строительного производства во всех видах ресурсов;
5) рациональность организации транспортных потоков на площадке за счет уменьшения расстояний перевозки материалов и конструкций и сокращения количества их перегрузок;
6) применение для производственных целей, санитарно-бытового и материально-технического обеспечения строительства преимущественно типовых, мобильных и сборно-разборных зданий и сооружений, обеспечивающих возможность многократного их использования. По возможности максимально использовать для нужд строительства существующие здания, расположенные на территории строительства и подлежащие сносу.
Стройгенпланы согласовываются с рядом организаций. При строительстве в городах:
– с городским (районным) архитектором;
– органами пожарной охраны;
– государственной санитарной инспекцией;
– отделом подземных сооружений;
– другими заинтересованными органами местных советов.
При строительстве в неосвоенных районах требуется получить согласие соответствующих организаций на присоединение к магистральным путям Министерства путей сообщения, к высоковольтным линиям передачи и др.
При проектировании строительного генерального плана для работ по расширению и реконструкции предприятия требуется согласование его руководства.
Назначение и виды строительных генеральных планов
Строительным генеральным планом (стройгенпланом) называют план строительной площадки, на котором нанесены строительные объекты, а также существующие здания и сооружения, мобильные (инвентарные) здания, постоянные и временные дороги, склады, сети канализации, водо- и энергоснабжения, подкрановые пути и места стоянок монтажных кранов, площадки укрупнительной сборки конструкций и технологического оборудования, стационарные и передвижные механизированные установки и др. Стройгенплан предназначен для такой организации строительной площадки, которая обеспечила бы необходимые условия для приемки и складирования конструкций, деталей и материалов, безопасные условия работы строительных машин и механизированных установок, бесперебойное снабжение объекта водой и энергетическими ресурсами, а также создание нормальных бытовых условий для работающих.
Индустриализация строительства и более совершенные методы его организации оказали влияние на состав стройгенплана и позволили значительно сократить площади складов за счет поставки материалов и изделий в контейнерах и монтажа конструкции с транспортных средств.
Проектирование строительных генеральных планов осуществляют исходя из условий, при которых протяженность временных коммуникаций и путей перемещения материалов и конструкций в пределах строительной площадки была бы минимальной, но при этом достаточной для бесперебойного выполнения строительно-монтажных работ. При размещении на стройгенплане временных бытовых и административных зданий следует стремиться к максимальному сокращению пути следования работающих от этих зданий до рабочих мест.
Различают два вида строительных генеральных планов.
1. Строительный генеральный план площадки строительства (фрагмент общеплощадочного стройгенплана, рис. 9.1), на котором наносят проектируемые и существующие здания и сооружения, территории для размещения на них мобильных (инвентарных) зданий, постоянные и временные автомобильные и железные дороги для доставки оборудования, конструкций, материалов, места установки башенных и стреловых самоходных кранов, стационарных и временных механизированных установок, а также инженерные сети, источники, обеспечивающие строительную площадку электроэнергией, паром, горячей и холодной водой.
Общеплощадочный строй-генплан разрабатывает проектная организация обычно в масштабе 1 :1000 или 1 :2000, в составе проекта организации строительства (ПОС). На особо сложные объекты общеплощадочный стройген-план может быть разработан трестом «Оргтехстрой» по заказу проектной организации.
Рис. 9.1. Фрагмент обшеплощадочного стройгенплана (условные обозначения см. на рис. 9.2)
2. Строительный генеральный план отдельного объекта (объектный стройгенплан), на котором располагают проектируемые и существующие здания и сооружения, мобильные (инвентарные) здания, постоянные и временные транспортные пути, пешеходные переходы, инженерные коммуникации, башенные и стреловые самоходные краны, а также площадки укрупнительной сборки конструкций и технологического оборудования, приобъектные склады, необходимые для строительства данного объекта. На объектном стройгенплане уточняют и детализируют решения, принятые на общеплощадочном стройгенплане. На рис. 9.2 показан фрагмент стройгенплана площадки строительства жилого дома. Объектный стройгенплан разрабатывает генподрядная строительная организация или трест «Оргтехстрой» в составе проекта производства работ (ППР) обычно в масштабе 1 : 200 или 1 : 500.
постоянные здания; территория для размещения мобильных (инвентарных) зданий и складирования строительных конструкций; постоянные здания, построенные в подготовительный период; временные трансформаторные подстанции; башенные краны; временные инженерные коммуникации; временные дороги по постоянным трассам; временные дороги |
Так как в процессе строительства меняется производственная ситуация, общеплощадочный и объектный стройгенпланы также претерпевают изменения. Поэтому в отдельных случаях стройгенплан составляют применительно к разным стадиям строительства. Это происходит, когда проектируется строительство особо сложного объекта или строительство осуществляется в специфических условиях (ограниченная территория, развитая подземная часть здания при сложных гидрогеологических условиях, производство работ в условиях вечной мерзлоты и др.). В этих случаях вначале разрабатывают стройгенпланы для работ подготовительного периода и нулевого цикла, а затем на период возведения надземной части здания.
9. Проектирование строительного генерального плана
Строительный генеральный план (СГП) представляет собой план строительной площадки, на котором кроме проектируемых и существующих постоянных зданий и сооружений, располагаются монтажные механизмы, временные здания, сооружения и все виды коммуникаций, обслуживающих строительство.
В составе ПОС разрабатывается общеплощадочный стройгенплан (М 1:1000) на основной периода строительства.
Исходные данные для разработки СГП:
— генеральный план комплекса;
— материалы инженерно-геодезических изысканий;
— календарный план строительства комплекса;
— потребности строительства во временных зданиях, энергоресурсах, машинах и механизмах;
— схемы производства строительно-монтажных работ.
Принципы проектирования СГП:
— временные здания, сооружения и сети располагать на свободных площадках, не предназначенных под застройку;
— затраты на временное строительство сводить к минимуму путем использования проектируемых зданий, дорог и сетей для строительства;
— временные административно-бытовые и складские здания располагать компактно и удобно для эксплуатации;
— принятые в СГП решения должны отвечать требованиям охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
Порядок проектирования строительного генерального плана:
1) Проектирование начинают с нанесения существующих и проектируемых зданий, сооружений, дорог и сетей в соответствии с генеральным планом строительства комплекса.
2) Монтажные механизмы размещаются на СГП в соответствии со схемами производства монтажных работ на всех объектах комплекса. При этом указываются пути движения кранов, места их стоянок, определяются рабочие зоны кранов. Рабочая зона крана очерчивается штриховой линией из расчета max вылета стрелы крана. Допускается привязка оси движения крана от контура здания:
а) для стрелового крана — не менее min вылета стрелы крана;
б) для башенного крана — не менее 5,5 м.
По пути движения и стоянок стрелового крана следует предусмотреть временную дорогу, а для башенного крана — рельсовые пути.
3) Проектируются временные дороги для доставки материалов на строительные объекты, дополнительные проезды для автотранспорта и монтажных механизмов, к площадкам складирования и временным зданиям. При проектировании временных дорог необходимо соблюдать следующие требования:
— дороги целесообразно делать кольцевыми, а в тупиках предусмотреть площадки 12 ×12 м для разворотов;
— ширина дороги при одностороннем движении не менее 3,5м, при двухстороннем — не менее 6 м;
— радиус закругления дороги на разворотах — не менее 15 м;
— при одностороннем движении предусматриваются примыкающие к дороге площадки для разгрузки транспорта, шириной не менее 3м и длиной 12 — 18 м;
— строительная площадка с территорией более 5га должна иметь не менее 2-х въездов, расположенных в разных местах;
— минимальные расстояния от края дороги:
до складской площадки — 1м, до подкрановых путей — 6,5-12,5 м, до забора — 1,5 м, до наружных стен здании — 3 м.
Временные дороги могут быть грунтовыми, но для участков с интенсивным движением целесообразно применить покрытия из инвентарных сборных железобетонных плит.
После нанесения временных дорог на СГП вычисляют их протяженность и площадь.
Для снижения этих затрат на устройство дорог надо максимально использовать существующие дороги, а временные проектировать в местах расположения постоянных проектируемых дорог.
4) Размещение временных зданий и сооружений.
Административно-бытовые и складские временные здания располагаются на СГП компактно (бытовой городок), вне опасной зоны работы кранов, с учетом требований пожарной безопасности и экономии затрат на устройство временных сетей.
При этом расстояние от санитарно-бытовых помещений до рабочих мест не должно быть более 500 м, до туалетов — более 100 м, до объектов и установок выделяющих пыль и газы — менее 50 м (с подветренной стороны).
Диспетчерскую с помещением для охраны располагают у въезда на строительную площадку.
В зоне действия работы крана, но не ближе 1,5 м от дороги для каждого объекта устраивают навесы.
5) Временные сети водо- и электроснабжения к административно-бытовым помещениям прокладываются по кратчайшему пути от существующих или проектируемых построенных инженерных сетей.
Для противопожарной защиты на временных сетях водопровода следует предусмотреть не менее двух пожарных гидрантов, размещенных с интервалами не более 100 м, на расстоянии от края дороги не более 2 м, от строящихся зданий не более 50 и не менее 5 метров.
Для временного электроснабжения строительства предусматривается сооружение трансформаторной подстанции, которая подключается к существующей электросети. Временные электросети закрепляются на столбах вне рабочей зоны крана (не менее 4 м от вылета его стрелы). Расстояние между столбами должно быть не более 30 м.
Охранное освещение обеспечивают прожектора, по периметру стройплощадки установленные на столбах.
6) Стройплощадка ограждается временным сплошным забором на расстоянии не менее 10 м от строящихся зданий, с козырьком над пешеходной дорожкой, с воротами для въезда и выезда.
При проектировании СГП следует выполнять требования СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» и СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Мероприятия по охране окружающей среды должны быть направлены на сохранение зеленых насаждений и природных водоемов, использование срезанного растительного слоя для благоустройства и рекультивации земель, вывоз строительных отходов для утилизации.
Система планирования строительного производства — Институт стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства
Планирование строительного производства осуществляется на основе следующих принципов: конкретность, стабильность, непрерывность, демократичность, директивность. Так, например, конкретность планирования предусматривает учёт настоящих возможностей и условий, при которых должны исполняться намеченные к выполнению планы. Такого рода планы подвергаются детальному и тщательному изучению.
Планирование реализовывается в системе стабильных задач и умений выполнять эти задачи. В процессе этого основа плана должна быть неизменчива. Даже самое малое на первый взгляд изменение может спровоцировать трансформацию всех работ, переброску ресурсов с объекта на объект, перераспределение материальных ресурсов, все это приведёт к побочным затратам, изменению плана по времени, увеличению сроков строительства и, в конечном счёте, конечно же к его удорожанию.
Важный вклад в решение проблем, связанных с системой планирования, внесли работы таких ученых, как М.М. Алексеева, О.И. Волков, И.Н. Герчикова, В.А. Горемыкин, П.С. Завьялов, А.И. Ильин, Г.Б. Клейнер, В.Д. Маркова, Т.Д. Маслова, И.Е. Мизиковский, В.А. Попов, Б.А. Соловьев, B.JI. Тамбовцев, В.В. Фидаров, Ф.И. Шамхалов и другие.
Проанализируем и разберемся, что же входит в планирование строительных работ, как отличается планирование производства от ППР, а также рассмотрим другие системы планирования производственного процесса.
Производство – это совокупность многих задач. Каждая строительная фирма использует различные процессы и механизмы, трудовые навыки и материалы, оборудование. Для получения результата, а в дальнейшем и прибыли, компания организовывает все эти факторы так, чтобы производить строительные работы наивысшего качества в нужное время с минимальными затратами. На все это требуется целый комплекс работ.
Система планирования должна давать ответы на ряд вопросов, которые показаны на рис.1.
Система планирования основана на приоритетности и производительности.
Рис. 1. Система планирования. Основные четыре вопроса
Приоритет – это то, какие работы необходимы, какое их количество требуется, и когда они нужны. Приоритеты устанавливает рынок. В обязанности производственного отдела входит разработка планов удовлетворения по мере возможности рыночного спроса.
Производительность – это умение фирмы или производства выполнять определенного вида строительные работы. Она зависит от ресурсов компании – оборудования, рабочей силы и финансовых ресурсов, а также от возможности своевременно получить от поставщиков материалы. На минимально коротком периоде времени производительность (производственная мощность) – это количество работы, которую при помощи труда и оборудования можно сделать в определенный срок.
Соотношение этих двух параметров изображено графически на рис.2.
Рис.2. Соотношение спроса и ресурсов
Система планирования и контроля производства (MPC), указана на рис.3.
У каждой составляющей имеется индивидуальная цель и уровень конкретизации. Переходя от стратегического планирования к контролю над проделанной работой, поставленная задача меняется от определения общего направления до конкретного планирования, длительность уменьшается с месяцев до дней, а уровень конкретизации максимизирует с общих категорий до отдельных видов работ.
Так как у каждого уровня своя длительность, различают:
- цель плана;
- горизонт планирования – промежуток времени от текущего момента до того или иного дня в будущем, на который рассчитан план;
- уровень детализации – детализация необходимых для выполнения плана изделий
- цикл планирования – периодичность пересмотра плана.
Рис. 3. Пять составляющих MPC
Согласно иерархии планирования (рис. 4), первые 4 уровня – это уровни планирования. Итогом планов является инициирование начала различного вида работ. Последний уровень – это уровень осуществление планов посредством контроля над работой на строительной площадке.
Рис. 4. Иерархия планирования
Теперь хотелось бы понять, для чего нужна вся эта иерархия. Такое ли важное место она занимает при планировании процесса строительства.
Стратегический план – это такая концепция целей и задач, которые компания предполагает выполнить. Он основан на долгосрочных прогнозах, и в его разработке принимают участие маркетинговый, финансовый, производственный и технический отдел. В свою очередь, этот план определяет направление и обеспечивает координацию маркетингового, производственного, финансового и технического планов.
Разработка стратегического бизнес-плана входит в обязанности руководства строительной фирмы. На основе полученной от отделов маркетинга, финансов и производства информации стратегический бизнес-план определяет общую схему, в соответствии с которой ставятся цели и задачи дальнейшего планирования в маркетинговом, финансовом, техническом и производственном отделах. Каждый отдел разрабатывает свой план выполнения поставленных стратегическим бизнес-планом задач. Эти планы согласовываются между собой, а также со стратегическим бизнес-планом.
Уровень конкретизации стратегического бизнес-плана небольшой.
В задачах, поставленных в стратегическом бизнес-плане, руководство производственного отдела принимает решения по следующим вопросам:
- количество выполненных работ, которое требуется произвести в определенный период времени;
- желательный уровень материально-производственных запасов;
- оборудование, трудовые ресурсы и материалы, необходимые в определенный промежуток времени;
- наличие необходимых ресурсов.
Различают между собой следующие разновидности планов: MPS, MRP, PAC, ППР и стратегический бизнес-план. Уровень детализации этих планов и продолжительность так же различна.
(MPS) главный календарный план – это план производства, направленный на результат. Именно в нем реализуется деление производственного плана, отражающая количество конечных работ каждого вида, которое требуется произвести в каждый промежуток времени.
Детализация MPS выше аналогичного показателя производственного плана, так как производственный план основывается на совокупности работ, а главный календарный план производства разрабатывается по отдельным видам работ.
План потребности в ресурсах (MRP) – это план производства и закупки необходимых материалов, которые используются при строительстве предусмотренных главным календарным планом производства работ.
В MRP указаны необходимые количества ресурсов и сроки примерного производства или применения их в производстве. Отделы закупок и контроля строительной деятельности используют MRP для принятия решений о начале закупок или изготовлении конкретной продукции.
Уровень же детализации на этом этапе высок. План потребности в ресурсах указывает, когда потребуется сырье, материалы и комплектующие для производства каждого конечного вида работ.
Рис. 5. Соотношение уровня детализации и горизонта планирования.
(PAC) – это закупки и контроль над строительной деятельностью. Ее называют фазой внедрения и контроля строительного процесса в целом. Процесс закупок отвечает за поступление сырья, материалов, машин и механизмов на строительную площадку.
Детализация в PAC высокая, так как речь идет о конкретном перечне работ, который необходимо осуществить. Планы же могут меняться ежедневно.
Каждый уровень системы планирования и контроля процесса строительства необходимо проверять. Соответствие приоритетного плана имеющимся в наличии ресурсам и производительности рабочих мощностей.
Для разработки производственного плана можно использовать три базовые стратегии, которые изображены на рис.6.
Рис. 6. Стратегии разработки производственного плана
Как и у большинства предприятий, занимающихся строительством, основная итоговая цель это получение прибыли. Для максимизации дохода необходимо все действия, от самых мелких до крупных, просчитать и перевести в денежный эквивалент. На каждом этапе строительства существует планировка действий, ресурсов, времени, затрат и т.д. Можно сказать, что в условиях нестабильной рыночной экономики, планирование было, есть и останется основным звеном всех систем управления производством.
ЛИТЕРАТУРА:
- Горбанева Е.П., Шейкина В.В. Анализ и методы определения рисков проекта инвестиционно-строительной деятельности / Современные проблемы и перспективы развития строительства, эксплуатации объектов недвижимости. – Воронеж, 2016. – С.189-197.
- Горбанева Е.П., Гаффанова Е.Г., Йюн Ритхи. Капитальный ремонт в системе воспроизводства объектов жилищного строительства/ Студенческий научный вестник ВГАСУ. – 2015 — №1. – С.151-156.
- Миллерман А. С. Cтрахование. Всероссийский отраслевой журнал «Строительство». 2007. №4. [электронный ресурс] URL: http://www.uralstroyportal.ru/press/article13.html.
- Калашников А. А., Ватин Н. И. Организация, управление и планирование в строительстве. Базовые принципы и основы организации инвестиционно-строительных проектов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 189 с.
- Mishhenko V.Ya., Gorbaneva Ye.P., Yoeun Rithy, Fan Noot Lin Application of the Flow Method of Construction of Urban Low-Rise Residential Development in Hot Climates / Scientific Herald of the Voronezh State University of Architecture and Civil Egineering. – Voronezh, 2016. — Issue №1 (29). — S.27-38.
- Мищенко В.Я., Баринов В.Н., Горбанева Е.П., Назаров А.Н. Организация проведения энергоаудита социально-значимых объектов в г.Воронеже/ Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. – 2012. — №3(8). – С.115-123.
- Мищенко В.Я., Горбанева Е.П., Йюн Р., Фан Н.Л. Применение поточного метода строительства малоэтажной городской жилой застройки в условиях жаркого климата / Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. 2015. № 3 (39). С. 28-38.
- Мищенко В.Я., Горбанева Е.П. Роль реконструкции и модернизации в системе обеспечения сохранности и воспроизводства объектов недвижимости/ Научный вестник ВГАСУ. Серия: Дорожно-транспортное строительство. Выпуск №3. – Воронеж, 2004. С.122-127.
- Жидких И. Н. Научно-методические основы управления рисками инвестиционных проектов промышленных предприятий: на примере строительного комплекса: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к.э.н.: Спец. 08.00.05.; М., 2009. 162 с.
Авторы:
Елена Горбанева, к.т.н., доцент кафедры технологии, организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью, ВГТУ, г. Воронеж;
В.В. Шейкина, ВГТУ, г. Воронеж