Оптимальные размеры смотровой ямы в гараже. Этапы строительства.
Любовь к автомобилям у мужчин в крови. Каким бы ни было его материальное положение, заглянуть вечерком под капот дело чести. Замену масла, свечей и прочий мелкий ремонт можно выполнить самостоятельно, не обращаясь за помощью в сервисный центр. Для решения более серьёзных проблем нужна смотровая яма. Построить её не составит труда, важно лишь правильно организовать процесс и рассчитать размеры.
Неприятный момент, который можно предотвратить
Помимо очевидных преимуществ, перечислять которые нет смысла, смотровая яма может нанести вред вашему авто. В низине влажность чрезмерно повышена, и если машина постоянно стоит над неприкрытой ямой, то это может стать причиной коррозии днища. Проблема высокой влажности и образования конденсата встречается повсеместно, и это никак не зависит от размера смотровой ямы в гараже.
Решить эту проблему можно с помощью качественной гидроизоляции, о которой необходимо позаботиться в процессе строительства. Первоначально необходимо выяснить уровень залегания грунтовых вод. Если он не превышает глубину 2,5 метра, то придётся обустраивать дренажную систему, которая будет отводить воду в специально предусмотренный колодец. При заливке стен обязательно добавляйте в бетон гидроизоляционный состав, который будет препятствовать образованию конденсата. Также можно изолировать наружную сторону стен гидроизоляционной мембраной, но это необходимо сделать на этапе монтаже опалубки.
-
- чертеж смотровой ямы
- схема смотровой ямы с нишами
Как рассчитать размер смотровой ямы в гараже
Определяющим критерием при определении размеров смотровой ямы является автомобиль, а точнее его габариты. Но как быть в том случае, если вы часто меняете авто? Не переделывать же яму после каждой новой покупки? Конечно же нет, просто нужно сразу рассчитать оптимальную ширину. Она напрямую зависит от размера колёсной базы авто и величины самого хозяина. Ширина в 70-80 см максимально близка к универсальному значению. С глубиной дела обстоят ещё проще. Здесь всё зависит от роста хозяина, при этом, он должен без проблем дотягиваться до днища. Также стоит обратить внимание на комфортность положения, ведь если находясь в яме придётся вытягиваться или наоборот пригибаться, то продуктивной работы не получится. Чтобы было легче считать, прибавьте к своему росту 10-15 см, и вы получите оптимальную глубину. Данные размеры смотровой ямы в гараже являются базовыми, но в них можно вносить небольшие изменения.
-
- план смотровой ямы с нишами для инструмента
- котлован под яму
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
Что лучше выбрать для пола в гараже.
Строительство смотровой ямы
Процесс строительства смотровой ямы не растянется на длительный срок, но окажется весьма трудоёмким. В первую очередь это касается земляных работ, то есть рытья котлована. Он рассчитывается с учётом глубины самой ямы, толщины пола, стен и гидроизоляции. К ширине придётся добавить ещё 50 см, которые уйдут на стены.
- гидроизоляция, опалубка и армирование
- заливка бетона с вибрированием
Теперь, когда котлован вырыт, приступаем к полу. На дно необходимо насыпать 10 см слой щебня и хорошо утрамбовать. Поверх него насыпаем вдвое меньший слой песка и также утрамбовываем. Этот «пирог» нужно застелить гидроизоляционной плёнкой, на которую затем положится армирующий каркас. Всё готово, можно смело заливать бетон. На этапе его приготовления нужно добавить специальное средство, которое придаст высохшему полу гидроизоляционное свойство. Раствор заливается в опалубку слоем 10 см, выравнивается, и оставляется до полного высыхания. Как правило, при благоприятных погодных условиях на это уходит порядка 3 дней.
После того, как пол окончательно высох, настал черёд стен. Для них также сооружается опалубка, укладывается гидроизоляционная мембрана и устанавливается армирующий каркас, который добавит стенам прочности. На данном этапе можно подогнать толщину стен под готовые размеры смотровой ямы в гараже.
По высохшим стенам проводится финишная обработка. Их можно оштукатурить, отделать плиткой или плитами из гипсоволокна. На края ямы устанавливается каркас, сваренный из металлических уголков, и закрепляется. В последствии он послужит опорой для досок или других панелей, закрывающих яму. Их можно накрыть плёнкой, что послужит дополнительной защитой от конденсата.
размеры, подготовка материалов, технология строительства
Подготовка материалов
Для строительства смотрового помещения используется силикатный кирпич, бетонные блоки или монолитные железобетонные конструкции.
Совет! При выборе кирпича, стоит отдать предпочтение керамическим изделиям. Они не боятся влажности и обладают достаточной прочностью. Использование кирпича рекомендуется на сухих и плотных грунтах.
Смотровая яма из кирпича
Стены выкладываются толщиной в кирпич или в полкирпича. При разных вариантах кладки толщина стен выходит от 12 до 25 см. Значение толщины понадобится при выполнении разметки котлована. Если в почве наблюдается высокий уровень грунтовых вод, для возведения стен лучше использовать армированный бетон или бетонные блоки. Не забудьте про вентиляцию! Если в наличие есть блоки другого типа, то им будет необходима качественная гидроизоляция, чтобы избежать рассыпания материала.
Смотровая яма из бетона
При неблагоприятных условиях грунта лучшим вариантом станет бетон. Для заливки стен применяется марка М250, а для пола – М200. Использование бетона ниже марки М250 может привести к деформации стен при нагрузках пучения. Для защиты от пучения можно сделать отмостку или выполнить армирование бетона. Бетонные стены обычно составляют от 15 см и требуют дополнительного усиления. Для получения запаса прочности применяется металлическая сетка или каркас из арматуры.
Что стоит учесть при выборе размеров смотровой ямы?
На выбор размеров смотровой ямы в гараже влияют не только габариты автомобиля, но и рост человека. Иногда требуется универсальная ширина смотровой ямы, особенно, когда автовладелец часто меняет свое транспортное средство. В этом случае, оптимальной шириной будет значение от 70 до 80 см, а глубина смотровой ямы в гараже должна соответствовать росту его хозяина.
Чертеж смоторовой ямы (нажать для увеличения)
При выборе расстояния углубления для ремонта легковой машины, к росту владельца гаража прибавляется около 15 см. Длина ямы подбирается по средней длине кузова с запасом на 70-80 см для обеспечения свободного входа и выхода из-под машины. К примеру, при длине транспортного средства в 3,5 м, длина ямы должна составлять не меньше, 4,2 м. При выборе размеров смотровой ямы для коммерческих целей, лучше руководствоваться специальными нормативными документами, в которых прописано какой должна быть конструкция, ее стандарты и правила эксплуатации.
Внимание! Возможно устройство проема Г-образной формы. Конечно, данное обстоятельство усложнит строительные работы, но работать будет гораздо удобнее. Выступ обычно используется для оборудования ступенек.
Строительство смотровой ямы
Смотровая яма является полуподвальным помещением, поэтому в нем должно предусматриваться полноценное освещение и вентиляция. После того, как выбран размер ямы в гараже и подготовлены материалы, можно приступать к строительству.
Важно! Во время монтажа опалубки должны быть предусмотрены ниши для проведения электрических проводов и размещения технических емкостей.
Этапы выполнения работ
1. Рытье котлована. Глубина и ширина выбирается с учетом бетонной стяжки;
Котлован под смотровую яму
2. Возведение каркаса предусматривает двойные бетонные стены, между которыми будет находиться гидроизоляционная прослойка (акваизол, бутилкаучук или другие гидрофобные материалы или мембраны). Полотна с водонепроницаемыми свойствами выстилаются в котлован с выпуском по 15 см с каждого края. Материалы, закрывающие канаву, соединяются внахлест и склеиваются с помощью двухстороннего скотча.
Гидроизоляция котлована
3. Внутренняя гидроизоляция. Этап подразумевает нанесение на все поверхности ямы обмазочного водонепроницаемого раствора. Рекомендуется обрабатывать поверхности в несколько слоев. Вместо обмазочной гидроизоляции допускается нанесение грунтовки глубокого проникновения. В результате нанесения растворов, гигроскопичность бетона значительно снижается.
4. Для укрепления краев устанавливается фиксирующий каркас, по периметру котлована укладывается стальная сетка в целях защиты стен от осыпания грунта. Также, выполняются работы по монтажу вентиляционной системы, устанавливаются две трубы: вытяжная и приточная;
Монтаж вентиляции в смотровую яму
5. Делается приямок, пол засыпается гравием и песком. Песок промачивается и утрамбовывается.
6. Из ламинированной фанеры (3000х1500х18 мм) строится опалубка;
Опалубка для смотровой ямы
7. Бетонная смесь заливается на пол и в приямок;
8. При устройстве гидроизоляции рекомендуется использование битумных модифицированных мастик или гидростеклоизола;
9. Выполняется монтаж стальной сетки для подготовки под заливку основного слоя бетона;
10. В приямок устанавливается емкость из металла со специальным устройством для контроля притока подземной воды;
11. Производится заливка бетона и утепление стен;
Бетонирование смотровой ямы
12. После завершения работ по монтажу опалубки, пол в гараже засыпается песком и утрамбовывается;
13. Работы по гидроизоляции и усилению поверхности пола в гаражном помещении;
14. Заливается стяжка;
15. По углам помещения монтируется стальной опорный уголок;
Уголок для укрытия смотровой ямы доской
Завершение строительства
При профессиональном подходе выполнение всех перечисленных работ занимает примерно 1-2 дня. На завершающем этапе необходимо закрыть подготовленную яму в гараже из кирпича деревянным настилом с опорой на металлические уголки. Доску лучше взять потолще (50мм), такой настил прослужит долго и сможет выдержать значительные нагрузки.
В заключении стоит отметить, что строительство смотровой ямы дело хлопотное, но оправданное. Имея личную смотровую яму, можно значительно сэкономить на поездках в специализированные сервисные центры. Главным условием получения надежной конструкции, остается соблюдение правил выполнения гидроизоляционных работ и правильный выбор размеров.
При высоком уровне грунтовых вод (более 2,5 м), строительство ямы лучше не выполнять, так как в ней неизбежно будет присутствовать высокая влажность, которая будет пагубно сказываться на автомобиле, способствуя образованию коррозии на металлических элементах. В такой ситуации, уместно только строительство лежачего варианта смотровой конструкции.
Смотровая яма: в гараже | своими руками, размеры
Приветствую, дорогой читатель! Спасибо, что Вы проявили интерес к моему дневнику…
Длительность срока эксплуатации автомобиля в немалой степени зависит от условий его содержания, регулярного осмотра и хранения. Вопрос становится актуальным, когда имеется дачный участок, территория которого позволяет выделить место для гаража.
Тогда с возведением капитального строения смотровая яма нередко становится неотъемлемым его атрибутом.
Несмотря на то, что обслуживание и ремонт современных автомобилей в кустарных условиях связан с определенными трудностями, смотровая яма в гараже незаменима при проведении профилактических работ под днищем автомобиля.
Последствия дорожной ситуации непредсказуемы, поэтому не резон по каждой мелкой неисправности транспортного средства обращаться к услугам автосервиса, стоимость которых не отличается дешевизной.
С другой стороны, рациональное использование полезного пространства под гаражом оправдано, например, при строительстве диагностической ямы и погреба для хранения тех же запасов в течение зимнего периода. Как же сделать смотровую яму в гараже своими руками?
В заметке на основе полученного опыта рассматривается решение поставленной задачи с выбором размеров сооружения.
Размеры смотровой ямы для легкового автомобиля
Создание диагностической ямы в гараже опирается на эскиз, пусть даже не на бумаге, а лишь в своем воображении. Очертания и размеры смотровой ямы зависят от габаритов бокса.
Вначале хочется подчеркнуть, что диагностическую яму лучше разместить вблизи гаража или же в нем, но рядом с местом стоянки автомобиля, потому что пары влаги, скапливающиеся на дне ямы, не лучшим образом воздействуют на состояние днища автомобиля.
В большинстве случаев гараж на даче строится ограниченных размеров, поэтому место смотровой ямы отводится обычно посредине здания, а ее гидроизоляция в некоторой степени ограничивает распространение сырости.
Если же присутствие грунтовых вод близко от поверхности земли, то гидроизоляция сооружения просто необходима, потому что в зависимости от сезона года вместо основного предназначения смотровая яма может оказаться просто водоемом.
К сооружению диагностической ямы уместно приступать сразу же с возведением гаража, но нередко она оборудуется уже в действующем боксе.
Независимо от обстоятельств, размеры смотровой ямы для автомобиля имеют существенное значение, так как она представляет рабочее пространство, которое, наравне с комфортностью, не должно стеснять действия при обслуживании и ремонте автомашины.
Длина диагностической ямы зависит напрямую от длины автомобиля, но для удобства проведения работ эту величину нужно увеличить на 1 м для размещения лестницы.
Ширина смотровой ямы колеблется в среднем вблизи 70-80 см, а ее оптимальная величина соответствует расстоянию между передними шинами автомобиля, значение которого уменьшается на 20 см, чтобы при заезде на конструкцию не проваливалась машина.
Глубина смотровой ямы учитывает рост владельца, когда при работах касание головой днища машины крайне нежелательно. Как правило, этот размер составляет 170-180 см, чтобы руки при работе находились без напряжения в полусогнутом положении и не уставали, например, эта величина может соответствовать росту человека.
При большей глубине создаются условия и возможность использования сооружения для хранения продуктов зимой, а обслуживание автомашины тогда придется проводить с помощью подставки.
Когда размеры смотровой ямы определены, то эти значения надо увеличить на 25-30 см, принимая в расчет толщину стен, а также слоев гидро- и теплоизоляции. Например, для сооружения из железобетона толщина стен диагностической ямы обычно не превышает 15 см, которая немного сужается у дна и в ней создаются ниши для принадлежностей и инструментов.
Сверху в целях безопасности обслуживающего персонала, а также, чтобы автомобиль не соскальзывал, конструкция оборудуется дополнительно четырьмя металлическими опорами-ограничителями, размещаемые по углам, или металлическими уголками, устанавливаемыми по ее сторонам.
После уточнения размеров смотровой ямы для легкового автомобиля создается набросок ее чертежа, согласно которого рассчитывается объем необходимых материалов, определяются размеры котлована и его разметка.
Если почве присуща рыхлость, то края сооружения желательно разместить подальше от колес машины и увеличить размер стен для снижения нагрузки на него.
Как правило, смотровая яма в гараже своими руками оборудуется из кирпича или как единый монолит из железобетона, но также используются и другие материалы, например, деревянные доски или листы металла, поэтому разметка котлована осуществляется с учетом занимаемого объема используемыми строительными материалами.
С одной стороны, железобетонному остову сооружения присуща неплохая прочность и долговечность, но требуются повышенные трудозатраты. С другой стороны, кладка из кирпича не столь обременительна, но по прочности и герметичности она уступает железобетону и требует принятие дополнительных мер.
Внешняя гидроизоляция смотровой ямы своими руками
Вопрос относительно гидроизоляции решается на стадии планирования земляных работ, о чем подсказывает влажность грунта. Когда подземные воды залегают глубоко, то необходимость во внешней гидроизоляции отпадает, но, как показывает практика, о ее монтаже следует все-таки позаботиться.
С этой целью выравниваются стенки котлована, а дно котлована трамбуется и создается песчаная подушка высотой 5 см, которая смачивается водой и песок также трамбуется.
При близком расположении грунтовых вод вместо подушки из песка используется хорошо утрамбованная жирная глина. Затем на песчаной подушке размещается два слоя щебня разных фракций по 5 см, которые тоже тщательно трамбуются, и накрываются слоем влажного хорошо уплотненного песка толщиной 5 см.
Наиболее простой и дешевой гидроизоляцией считается битумный вариант, в котором используются рубероид, рубемаст, технониколь, но ее срок службы не превышает 10 лет. Битумная гидроизоляция укладывается в два слоя с использованием горячей смолы.
Более долговечна (свыше 50 лет) гидроизоляция из полимерных мембран и гидроизоляционной пленки (акваизол, бикрост, бутилкаучук), которые используются для гидроизоляции бассейнов, но они монтируются на армированный каркас из геотекстиля.
На этой же стадии с одного из краев котлована для надежности оборудуется приямок для скопляющейся воды и последующей ее откачки дренажным насосом. Дно приямка также выстилается гидроизоляционными материалами, и он заливается бетоном, а для страховки еще оборудуется кессоном из металла.
Полотнищами гидроизоляционного материала застилается дно и стенки котлована внахлест с запасом 10-15 см, стыки между которыми для герметичности склеиваются двухсторонним скотчем или посредством паяльной лампы, но перед этим пленка аккуратно расправляется без ее физического разрушения.
Края гидроизоляции закрепляются подсобными материалами, чтобы предотвратить скатывание их с котлованных стенок.
С целью утепления конструкции смотровой ямы наиболее пригоден ЭППС (экструдированный пенополистирол), которому не страшна сырость, он не поддается гниению, не подвержен размножению бактерий и плесени, а также выдерживает немалые нагрузки.
Заметный эффект получается, когда толщина утеплителя более 50 мм и он укладывается между гидроизоляцией и армирующим каркасом.
Армирование бетонного основания пола осуществляется стальными прутьями диаметром 8-10 мм с ячейками размером до 15 см, места пересечений которых скрепляются вязальной проволокой, но в этом отношении неплохо себя зарекомендовала также кладочная сетка.
Армированный каркас устанавливается на осколки кирпичей выше на 3-5 см дна смотровой ямы, в углах которого и по длинным сторонам будущей диагностической ямы не лишними будут вертикальные штыри, к которым впоследствии удобнее крепить арматурную сетку стен.
Пол заливается слоем бетона не ниже марки М200 и высотой 7-10 см, в который добавляются гидрофобизирующие вещества для улучшения гидроизоляции. В ходе укладки бетонной смеси она уплотняется бетонным вибратором или в простейшем варианте штыкованием посредством металлического прутка для удаления воздушных пазух.
Поверхность пола выравнивается по уровню, и через пару недель, когда бетонная смесь затвердеет, можно начинать создавать стены конструкции.
Стены смотровой ямы из бетона
Менее трудоемким вариантом считается создание своими руками стен смотровой ямы в гараже из кирпича, но выгоднее все-таки для стен отдать предпочтение монолитному железобетону.
По затратам на материалы, в частности, когда бетон изготавливается самостоятельно, второй вариант получается даже дешевле. Конечно, в этом случае увеличивается трудоемкость, но конструкция будет намного надежнее и прочнее, так как установка и крепление закладных деталей получается более качественно.
Перед заливкой стен бетонной смесью создается опалубка, материалом которой могут служить листы строительной влагостойкой фанеры ОСП толщиной 16 мм, так как они не деформируются и не дают просачиваться бетонному раствору.
Деревянная конструкция опалубки крепится распорками, плиты скрепляются посредством саморезов и досок, а зазоры между ними создаются как можно меньше. Размер стен смотровой ямы в гараже из железобетона обычно составляет не менее 15 см, что принимается во внимание при размещении опалубки.
При монтаже опалубки сначала устанавливается наружная ее часть и сразу же предусматриваются места для расположения ниш и канала вентиляции, а в последнем ярусе устанавливаются под углом обрезки пластиковых канализационных труб для последующего монтажа светильников.
Если стенки котлована относительно ровные, то можно использовать вариант односторонней опалубки, в которой роль внешней стены принадлежит гидро изоляционному материалу.
Внутри опалубки, как и при заливке пола, устанавливается арматурный каркас на расстоянии не менее 3 см от внутренней плоскости стены, который монтируется не сразу, а ярусами, чтобы не создавать дополнительных проблем при укладке бетонного раствора слоями по 15-20 см с обязательным уплотнением.
После монтажа опалубки смотровой ямы из поля зрения не упускается подготовка для заливки бетоном пола гаража, чтобы создать единый монолит стен смотровой ямы со стяжкой пола бокса. На этой стадии не лишним предусмотреть закладку металлического гофрированного рукава с кабелем для подведения освещения.
Бетонную смесь для стен готовится из 360 кг цемента, 670 кг песка и 0,68 кубометра щебня фракции 20 мм, в которую добавляется 210 л воды или используется бетон марки М250. Заливку бетонным составом стен конструкции желательно осуществить за один раз, после чего через пару-тройку дней, когда бетон застынет, снимается опалубка.
Обратная засыпка стен сооружения грунтом выполняется неделю спустя после их заливки посредством жирной глины или суглинком слоями по 15-20 см, которые тщательно трамбуются.
Иногда такая операция отводится песку со щебнем, проливаемых водой, но такой вариант существенно дороже и для легкового автомобиля далеко не всегда оправдывается.
Дополнительное обустройство смотровой ямы своими руками
Верх диагностической ямы обрамляется рамой, предварительно созданной из металлических уголков толщиной 5 мм и с шириной полки не менее 50 мм, к которой привариваются закладные элементы в виде полос или штырей длиной до 50 см соединяющиеся с армирующим каркасам бетонного пола бокса.
Обрамляющая рама должна быть немного выше пола гаража, и она выполняет следующие функции:
- укрепляет углы конструкции сооружения;
- создает страховочное ограждение (поребрик), чтобы не соскальзывал автомобиль;
- является каркасом закрывающего проем настила из досок, толщина которых не менее 40 мм, или другого материала.
Спуск в смотровую яму по приставной лестнице небезопасен, поэтому лучше создать стационарную лесенку из металлического уголка, скрепленной с ограждающим приспособлением или при создании стен одновременно отлить ступени из бетона.
Одним из основных вопросов обустройства диагностической ямы своими руками заключается в оборудовании ее вентиляцией, необходимость которой диктуется эффективным удалением токсичных веществ и накапливающегося конденсата.
В простейшем случае используются закладываемые в бетон асбестоцементные и пластиковые трубы или гибкий воздуховод, который возвышается над поверхностью гаражного пола на 25-30 см и закрывается сеткой от попадания мусора.
В дополнение к внешней гидроизоляции, смотровая яма в гараже нуждается во внутренней гидроизоляции, которая иначе называется обмазочной, и она особенно важна, если отсутствует внешняя гидроизоляция, а стены созданы посредством кирпичной кладки.
С этой целью используется пропитка для бассейнов, применение которой создает на поверхности стен плотную водонепроницаемую пленку сходную с резиной, с которой хорошо удаляется грязь, а голубой цвет придает законченный вид.
В другом варианте применяется грунтовка на основе цемента, содержащая частицы полимеров, надежно перекрывающие небольшие каналы, пропускающие влагу и снижающие гигроскопичность материалов. Составами внутренней гидроизоляции следует проводить обработку стен сооружения не менее двух раз.
При оснащении смотровой ямы в гараже стационарным освещением потребуется подвод электричества, а также влагозащищенные и герметичные светильники, выключатели и розетки, размещаемые в углублениях и нишах.
Требования руководящих документов определяют, что в помещениях с повышенной влажностью следует использовать осветительные приборы с напряжением не выше 36 В.
Когда для освещения планируется использование переносной лампы то такая проблема не возникает, но тогда дренажный насос для откачки воды лишается автоматики и его надо включать и выключать каждый раз вручную.
Заключение
Таким образом, сделать смотровую яму в гараже своими руками несложно, но важно правильно рассчитать ее размеры и составить эскиз чертежа с учетом габаритов имеющегося легкового автомобиля и гаражного бокса, согласно которого легче определить объем необходимых строительных материалов.
Гидроизоляция смотровой ямы позволяет в любой сезон защитить ее от избытка влаги, а вариант возведения стен из железобетона придает ей повышенную прочность и может оказаться из-за невысоких затрат наиболее приемлемым.
P.S. Каждому подвластен свой индивидуальный ход мыслей, поэтому при возникновении каких-либо вопросов, дополнений, уточнений и пожеланий обязательно оставляйте их в комментариях. Я постараюсь ответить и совместно расставить все точки над «и».
Оптимальные размеры смотровой ямы для легкового автомобиля
При решении соорудить смотровую яму для автомобиля, необходимо руководствоваться некоторыми правилами. В первую очередь рассматривают все её преимущества, и особенности устройства. Если такая яма будет обустраиваться в гараже, это приведет к повышению влажности. При близком расположении грунтовой воды, на глубине от 2,5 метров, яма будет постоянно затоплена, и никакие материалы это действие не предотвратят. Такие факторы необходимо учитывать при сооружении конструкции данного вида.
Условия сооружения смотровой ямы
При близком расположении грунтовой воды, можно сделать дренажную систему, этот вариант требует большое количество затрат, поэтому прежде всего нужно подсчитать выгоду такого сооружения.
Основным условием при создании смотровой ямы является, глубокое залегание грунтовой воды, больше 2,5 метров. Чтобы избежать скопления конденсата, и появления чрезмерной влажности, смотровую яму необходимо делать там, где не ставится автомобиль.
Размеры смотровой ямы для автомобиля
Перед началом сооружения ямы, необходимо вычислить размеры углубления, это поможет определиться, где её расположить. Рассмотрим, какой должна быть длина ямы. Для этого к длине автомобиля прибавляют 1000 миллиметров. Таким образом, в яму можно свободно спускаться, когда над ней стоит автомобиль.
Средний показатель длины легкового автомобиля составляет около 4500 миллиметров, поэтому длину ямы делают 5500 миллиметров, такие параметры будут удобными для работы.
Ширина ямы будет зависеть от расстояния между колесами, при этом нужно учитывать не только собственный автомобиль, обычно этот показатель составляет 800 миллиметров.
Глубина смотровой ямы зависит от роста человека, который будет ремонтировать автомобиль. Углубление делают такое, чтобы можно было стоять, в полный рост, не сгибаясь. Обычно к росту человека прибавляют 150 миллиметров, этот показатель является самым правильным.
Сооружение смотровой ямы
Размеры ямы, описанные выше, это чистовые параметры, после отделки стен, соответственно на стены необходимо сделать небольшой припуск, учитывая материал отделки. В длину и ширину делают запас до 500 миллиметров, а для поверхности пола около 200 миллиметров.
Когда установлены все разметки, можно приступать к земельным работам, при этом необходимо соблюдать осторожность. Постоянно следят за грунтом, нужно чтобы стенки ямы были устойчивыми, иначе человека может завалить землей. Если необходимо, то стены углубления укрепляют досками.
Сооружение пола и стен
К этому моменту, когда все земельные работы окончены, нужно определиться, каким материалом обкладывать стены, для этого можно использовать кирпич, а также бетон. Чтобы сделать яму из металлических элементов, потребуется качественная гидроизоляция, на которую уходят большие расходы. Если пренебречь этим условием, то металл будет поражен коррозией, в итоге полностью разрушится.
При отделке стен ямы можно использовать кирпич, тогда для гидроизоляционного материала не останется места. Кладку кирпича можно сделать своими руками, для этого не требуется определенный опыт или знания.
Вначале необходимо разровнять почву на полу, после этого укладывают подушку из щебенки, толщиной около 10 сантиметров, и утрамбовывают материал. Затем укладывают тонкий слой песка, который так же тщательно утрамбовывается. Всю подушку обмазывают глиной, это поможет избавиться от лишней влажности, а после этого укладывают гидроизоляцию. Гидроизоляция является обязательным этапом, это поможет предотвратить скопление большого количества влаги.
Затем на полы укладывают арматурную сетку, для этого толщина элементов должна быть около 50 миллиметров. Приготавливают раствор из одной части цемента, двух песка, и четырех щебенки, этим составом заливается пол толщиной 50 миллиметров. Поверхность тщательно разравнивают, и ожидают её высыхания. При слишком высокой температуре воздуха, поверхность периодически поливают, чтобы предотвратить появление трещин.
Для сооружения стеновой отделки используют такой же раствор, но вначале все стены обмазывают глиной, и укладывают гидроизоляционный слой, в этом случае применяют пленку из полиэтилена.
Заливку стен выполняют слоями, высота которых около 40 сантиметров. По всему периметру углубления устанавливают опалубку, соблюдая толщину стены около 20 сантиметров. При установке щитов, необходимо использовать уровень, чтобы избежать малейших отклонений.
После этого поверхность армируют таким же образом, как и пол, арматурные элементы должны выступать выше раствора, при этом швы между слоями будут закреплены. В опалубку заливают бетонную смесь, и утрамбовывают деревянным материалом, чтобы выпустить воздух. Когда раствор схватится, опалубку убирают, и приступают к сооружению другого слоя, и так до самого верха бетонируют стеновую поверхность. Свет для ямы прокладывается при заливке самого верхнего слоя, то есть на последнем этапе.
Как сделать крышку для смотровой ямы?
На последнем этапе, при заливке последнего слоя, нужно не только обеспечить яму освещением, но и соорудить крышку, чтобы обезопасить себя, и окружающих от случайных падений, а на дне автомобиля не будет скапливаться конденсат.
Для изготовления такой конструкции можно взять доски, которые укладывают в ширину ямы. Также из металлического уголка сваривают каркас, который должен выступать над уровнем пола, это поможет предотвратить попадание колес автомобиля в яму. К такому каркасу нужно приварить прутья из металла, проволоку или арматурные элементы, которые закладывают в раствор, при заливке последнего слоя.
Проведение вентиляции и освещения
При отсутствии вентиляционной системы, в яме будет повышенный уровень влажности, при этом происходит скопление токсичных веществ, что несет значительный вред здоровью.
Вентиляцию укладывают под почвой, а трубы выводятся на улицу, сверху на отвод надевают колпак, который защищает элемент от осадков, и загрязнения.
Чтобы провести освещение, которое будет работать от выключателя, а также сделать розетку, необходимо учитывать, что допустимое значение 36 Вольт, 220 Вольт применять запрещается, так как это несет опасность для жизни.
Основные условия сооружения смотровой ямы
- Чтобы выполнить правильную разметку, и определиться с размерами ямы, необходимо сразу выбрать материал для отделки стен. При использовании кирпича, ширина отделки будет 12 сантиметров. Кирпич может отличаться по размеру, при этом к показателям ширины, и длины прибавляют по 24 сантиметра. Если для отделки используется бетон, то учитывается толщина около 20 сантиметров, к общим измерениям добавляют 40 сантиметров.
- Рытье ямы выполняют вручную, так как углубление не имеет слишком больших размеров. После завершения такой работы, стены, и пол необходимо максимально выровнять, это поможет сделать ровную отделку.
- На гидроизоляционном материале не нужно экономить, он должен быть качественным. Обычно используют полиэтиленовый материал, но долговечными считаются мембраны из полимеров или битумные мастики. Если помещение гаража расположено на сухой почве, то можно использовать жидкий гидроизоляционный материал, который наносят при помощи кисточки, а в дальнейшем он застывает.
- Пол можно залить на толщину 8 сантиметров, но раствор должен иметь высокое качество. Сооружение песчаной, и щебеночной подушки является обязательным условием.
- После застывания пола, на него можно становиться, и приступать к сооружению стеновой поверхности. Опалубку делают из деревянного материала.
- При близком расположении грунтовой воды, необходимо соорудить дренажную систему, и положить качественную гидроизоляцию, это поможет защитить яму от влажности.
Преимущества смотровой ямы
Основным достоинством смотровой ямы на участке является возможность личного осмотра, и ремонта автомобиля, без помощи специалистов, это помогает сэкономить на расходах.
Чтобы определить материальную выгоду, можно подсчитать, сколько раз в год автомобиль подвергается ремонту, заменен определенных деталей, или масла. Сравнить с ценами на станции технического обслуживания, и узнать свою экономию.
Яма имеет просторное место, в котором можно хранить различные инструменты или запасные детали для автомобиля, особенно если в гараже немного места.
При правильном сооружении смотровой ямы, можно сэкономить на дальнейших расходах для обслуживания автомобиля, так как эту работу можно выполнять самостоятельно. Перед началом работы, необходимо правильно рассчитать размеры углубления в чистовом виде, выбрать место, и материалы.также нужно учитывать все условия сооружения, первым, и самым основным является расположение грунтовой воды, она не должна находиться близко к поверхности. Вначале обустраивают пол, а затем приступают к сооружению стен, с учетом проведения освещения, и вентиляции.
Устройство смотровой ямы в гараже: оптимальные размеры и схема
Наличие смотровой ямы в собственном гараже оправдано в том случае, если автовладелец сам следит за своей машиной, обращаясь к специалистам только в крайних случаях. Технология ее обустройства может быть различной, так как все подобные строения отличаются размерами, наличием (или отсутствием) погреба и так далее. Отделка дна и стен – на усмотрение хозяина.
Но есть некоторые общие принципы сооружения такой «технологической траншеи», соблюдение которых повысит как качество ухода за машиной, так и уровень удобства в проведении тех или иных регламентных операций. Безусловно, основной параметр, с которым необходимо определится — это оптимальный размер смотровой ямы.
Длина
Она выбирается произвольно и ограничивается только лишь размерами гаража. Нужно учесть, что все-таки яма должна быть длиннее машины (хотя бы по 0,5 м с каждой стороны). Это позволит сделать более пологий (ступенчатый) спуск и произвести тщательный осмотр автомобиля как спереди, так и сзади без его дополнительной перестановки.
Обустройство ступенек с практической точки зрения предпочтительнее, чем установка лестницы для спуска в яму, так как по ним удобнее перемещать инструмент, запасные части и тому подобное.
Глубина
Этот параметр определяется исходя из удобства автовладельца при ремонте или обслуживании машины. Считается, что это достигается за счет возможности свободно поднимать руки. Оптимальной является глубина, превышающая рост человека примерно на 15 см. При этом отсчет следует вести не от самого дна траншеи, а от мостков (настила), если ими закрывается низ траншеи.
Ширина
Прежде всего, необходимо учитывать перспективу. Возможно, что впоследствии хозяин захочет приобрести новый автомобиль, с более широкой колеей. В то же время в расчет принимаются и габариты автовладельца. Слишком узкая яма создаст много неудобств и не позволит полноценно проводить обслуживание или ремонт автомашины. В среднем при ее устройстве необходимо ориентироваться на ширину порядка 0,8 м.
Нужно учитывать особенности почвы. Если грунт зыбкий, легко осыпается, то стенки целесообразно забетонировать или закрыть кирпичной кладкой.
ВЫВОД
Наиболее оптимальными параметрами смотровой ямы для 1 автомобиля считаются:
- Длина – в пределах 5 м.
- Ширина – 0,8 м.
- Глубина – от 1,8 до 2 м.
Практические советы
схема смотровой ямы
Нужно учесть и возможность подтопления ямы. Поэтому принимаются соответствующие меры – гидроизоляция дна с дополнительным его бетонированием. Это необходимо и для того, чтобы исключить просачивание жидкости из ямы в погреб.
Желательно обустроить и дренажный канал, но это – «удовольствие» из дорогих, так как практически осуществить это довольно сложно.
Если размеры гаража значительные, то целесообразно разделить всю его площадь на зоны – отдельно смотровая яма и место постановки авто. Тогда испарения не будут попадать на его днище.
Чтобы избежать повышения уровня влажности в гараже, неиспользуемая в данный момент смотровая яма должна быть все время закрыта (щитами, досками, листовым материалом и так далее).
В смотровой яме происходит довольно интенсивное конденсирование влаги. Чтобы днище автомобиля не подвергалось усиленной коррозии, необходимо продумать качественную вентиляцию гаража.