Размер марки – Стандартные марки | Конверты, открытки, марки, пакеты – магазин

Содержание

Стандартная марка — Википедия

Станда́ртная ма́рка (или дефинити́в) — почтовая марка обычного выпуска, являющаяся частью станда́ртного вы́пуска или станда́ртной се́рии[1], которые охватывают шкалу номиналов, достаточную для покрытия всех почтовых тарифов, и выпускаются массовым тиражом для длительного повседневного использования[1][2]. Стандартные марки противопоставляются коммеморативным (памятным) маркам, выпускаемым по определённым поводам[1]. Стандартным выпуском, как правило, называется набор марок, пускаемый в продажу одновременно, тогда как стандартная серия эмитируется в течение ряда лет, но эти термины расплывчаты.

Стандартные марки относятся к маркам общего пользования и употребляются на самых разных видах почтовой корреспонденции[3]. Они печатаются очень большими тиражами, и их дизайн

[en] часто остаётся десятилетиями неизменным[2][3].

Этот термин стал широко употребляться после Первой мировой войны для различения стандартных марок новых стран от провизориев, которые имели хождение во многих местах. До этого такие марки просто назывались «обычными» или «простыми» либо просто не определялись как таковые, но эмиссия коммеморативных марок и «специальных выпусков», начавшаяся в 1890-е годы осложнила ситуацию, когда страны-эмитенты стали выпускать большие объёмы марок, которые фактически не имели хождения.

По решению Всемирного почтового союза (ВПС), начиная с 1883 года стандартные марки стран-членов этой организации должны были печататься одинаковой краской для одного и того же вида почтового отправления, например, для бандеролей должны были использоваться марки зелёного цвета, для почтовых карточек — красные, для внутренних писем — синие. К началу XX века почти все члены ВПС ввели установленные цвета марок. В дальнейшем это требование было отменено.

Шкала номиналов варьирует по эпохам и странам, но главное — это покрытие: номиналов должно быть достаточно для того, чтобы охватить все возможные почтовые сборы с помощью как можно меньшего количества марок. Как правило, самым малым номиналом будет самая маленькая денежная единица или самый малый дробный почтовый тариф. К примеру, американская серия «Свобода[en]» 1954—1965 годов (Sc #1030—1059)

[4][5][≡] включала марку номиналом в ½ цента, поскольку некоторые тарифы выражались в долях цента за одну унцию. Самый высокий номинал серии обычно представляет собой довольно высокую цифру, как правило, в 50—100 раз больше тарифа за отправление простого письма; типичные номиналы — один фунт стерлингов, пять долларов, и т. п. Обычно их не так часто можно увидеть, поскольку они больше свойственны для посылок.

Промежуточные номиналы обычно подбираются так, чтобы было удобно давать сдачу, к примеру, 1, 2, 5, 10, 20, 25, 50 в случае десятичной валюты. Обычным является включение всех номиналов от 1 до 10, величины, кратные 5 (от 10 до 50), и величины, кратные 10 (от 50 до 100). Дополнительные «странные» номиналы могут отражать специальные распространённые тарифы, причем в случае выхода серии в течение некоторого периода времени может появиться ряд таких необычных номиналов.

Стандартные марки — своеобразные «рабочие лошадки» страны, и в силу этого они имеют тенденцию иметь небольшой размер и рисунки, отражающие национальную культуру и историю. Стандартные марки более бедных стран зачастую имеют очень простой вид и дешёвую печать в отличие от больших и красочных коммеморативных марок, которые приносят практически чистую прибыль в случае, если будут приобретены иностранными коллекционерами и никогда не будут использованы для оплаты почтовых сборов.

Поскольку почтовые ведомства знают, что филателисты хотят заполучить все марки стандартной серии, а полная серия может быть довольно дорогой, всегда есть соблазн заработать побольше денег, выпустив новые комплекты стандартных марок, а также включая в комплект марки очень высоких номиналов. Филателистические организации рекомендовали, чтобы почтовые ведомства выпускали новые стандартные выпуски не чаще одного раза в пять лет. Большинство почтовых ведомств стран мира следуют этому правилу. Исключением может быть смерть монарха, диктующая необходимость эмиссии новой серии стандартных марок для нового правителя.

Поскольку стандартные серии выпускаются в течение некоторого периода времени и допечатываются для удовлетворения почтового спроса, у них часто бывает больше разновидностей по сравнению с отпечатанным однократно тиражом. Изменение способа печати и эксперименты с фосфорными красками — вот обычный источник появления разновидностей современных почтовых марок, хотя также не редки и различия в водяных знаках и зубцовке, особенно у более старых марок. Многие филателисты сделали изучение этих различий частью своего увлечения и стремятся собрать все разновидности каждой марки. Некоторые разновидности особенно редки и могут быть более ценными по сравнению с остальными экземплярами той же марки, которые для непосвященного выглядят одинаково.

Специальные марки, такие как рождественские марки, ежегодно выпускаемые разными странами, иногда относят к стандартным маркам, потому что они не являются коммеморативными марками. Как правило, они имеют ограниченную линейку номиналов, связанную конкретно с теми почтовыми отправлениями, которые характерны для того события, по поводу которого они выпущены.

Официальные выпуски стандартных марок России впервые появились в 1857 году, в эпоху существования Российской империи. Первые стандартные марки РСФСР были эмитированы в декабре 1922 — январе 1923 годов[1].

В октябре 1923 года в обращение поступили первые стандартные марки СССР (из серии «Золотой стандарт»). До 1967 года в свет вышло двенадцать стандартных выпусков, каждый из которых имел собственные рисунки. Их форматы, как это принято вообще для стандартных марок, в основном небольшие, и размеры почти одинаковые. Исключением стали более крупные марки второго стандартного выпуска СССР (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 340—354). Встречаются также крупнономинальные марки несколько бо́льших размеров по сравнению с остальными марками среди других стандартных выпусков (например, № 384, 385, 1425, 3464—3467)

[1]. Стандартные эмиссии СССР осуществлялись до 1992 года. Стандартные марки современной России издаются с февраля 1992 года.

Ниже перечислены некоторые примечательные стандартные серии и выпуски различных государств:

  •  Австралия
  •  Аргентина
  •  Великобритания
  •  Германия
  •  Греция
  • Флаг Канады Канада[en]
  • Флаг Канады Мексика
  • Флаг Канады Новая Зеландия
    • «Ландшафтная серия» (англ. New Zealand Scenic Series, 1996—2007)
  • Флаг Канады Норвегия
  • Флаг Канады Португалия
  • Флаг Канады США
    • Серия «Пикториал»[en] (1869)[13]
    • Стандартная серия США 1902 года[en][14]
    • Серия «Вашингтон—Франклин»[en] (1908—1922)[15]
      [≡]
    • «Президентский выпуск», 1938 (Sc #803—834)[≡]
    • Серия «Свобода», 1954—1965 (Sc #1030—1059)[4][5][≡]
    • Серия «Известные американцы»[en], 1965—1981 (Sc #1284—1305)[5][≡]
    • Серия «Американа»[en], 1975—1981 (Sc #1581—1619)[5]
    • Серия «Великие американцы»[en], 1980—1999 (Sc #1844—1869, 2168—2197, 2933—2943)[16]
    • Серия «Транспорт» (в рулонах)[en], 1981—1995 (Sc #1897—1908, 2123—2228, 2252—2266, 2451—2468)[16]
    • Серия «Выдающиеся американцы»[en] (с 2000 года)
  • Флаг Канады
     Франция
  • Корнюхин А. Стандартные выпуски // Филателия СССР. — 1969. — № 6.
  • Читатель спрашивает — отвечаем // Филателия СССР. — 1981. — № 9. — С. 32.

Номинал, форма и размер почтовой марки

 

Дизайн почтовой марки очень важен и состоит из многих элементов, которые необходимы для того, чтобы обеспечить определенные критерии и функции. Наиболее важной частью почтовой марки является ее «номинал», который показывает ее реальную денежную стоимость. Что касается дизайна почтовой марки, все страны должны придерживаться международных соглашений и политик, например, название страны обязательно должно печататься на любых марках, которые выпускаются.

Важные элементы дизайна почтовой марки

Существует 6 основных пунктов, которые наиболее важны в дизайне почтовой марки:

 1. Номинал

дизайн почтовой маркиТипичный внешний вид стоимости или номинала почтовой марки это просто число, и оно может сопровождаться символом валюты, который помещен до или после него. На некоторых почтовых марках, выпущенных в ранние времена, показан номинал, написанный словами. Всемирный почтовый союз (ВПС-специальное агентство Организации Объединенных Наций, который координирует почтовые политики по всему миру) определил, что почтовые марки, используемые для международных почтовых отправлений должны содержать арабские цифры (0, 1, 2, 3 и так далее). Это сделано, чтобы легче идентифицировать номинал любой почтовой марки для людей, проживающих в разных странах. На почтовых марок, иногда, указывают два значения для номинала, с плюсом между цифрами. Первая цифра означает фактический номинал почтовой марки, а вторая показывает дополнительную сумму, которая будет передана на благотворительные цели.
В ряде случаев вы можете столкнуться с проблемами почтовых марок конкретной страны, имеющей двойную валюту и дизайн почтовой марки. Примером могут служить почтовые марки, выпущенные в Ирландии 11 июня 2001 года, в которых почтовые марки выполнены в двойной валюте (ирландский фунт и евро).

2. Название cтраны

Вторым важнейшим элементом дизайна почтовой марки является название страны. Эта часть дизайна, обычно используется для почтовых марок, предназначенных для международного использования.
Первая в мире почтовая марка, выпущенная в Великобритании несет имя своей страны. В 1874 году по решению Всемирного почтового союза Великобритания была освобождена от требования, которое обязывает наносить название страны при изготовлении почтовых марок. Изображения короля или королевы было достаточно для идентификации британских почтовых марок. До сих пор Великобритания является единственной страной, которой не нужно ставить название страны на своих почтовых марках. Что касается других стран согласно требованию ВПС, название их страны должно быть написано с использованием латинского алфавита (А, B, C и так далее).
Поскольку марки относительно небольшие, некоторые страны используют более короткие и простые формы, или даже сокращения своих названий, для того чтобы почтовые марки соответствовали требованию ВПС и выглядели при этом красиво. Например, марки Южной Африки имеет надпись названия страны «RSA».

дизайн почтовой марки

Есть страны, которые имеют другие предыдущие названия, такие как Буркина-Фасо а Африке. Буркина-Фасо, ранее известная как Верхняя Вольта. Имя было изменено в 1984 году. Буквальный смысл Буркина-Фасо это «земля правдивых людей». Нажмите здесь для просмотра марки стран Африки.

дизайн почтовой марки

Кроме этого существуют страны, которым разрешено иметь несколько форм, из которых дизайнеры могут выбрать тот, что является наиболее подходящим. Название может указываться в форме прилагательного, как в Posta Romana (румынская почта) для Румынии. Нажмите здесь для просмотра Posta Romana марки.

Некоторые зависимые территории могут включать или нет название родительской страны.

3. Текстовые элементы

Практически на всех почтовых марках есть текст, размещенный согласно дизайна. 

дизайн почтовой марки

После размещения номинала и названия страны, текстовые элементы на почтовой марке могут содержать простую, но функциональную информацию (например, «официальная почта», «Авиапочта», «почтовая» и т.д.), имя изображенного человека, номер (серийный номер, номер печатной формы), год, когда была выпущена марка, отраженное на почтовой марке событие, и даже национальные девизы.
Иногда, текст используется в качестве основного элемента дизайна почтовой марки, например, на некоторых марках Пакистана. Нажмите здесь ,чтобы просмотреть марки с текстовым дизайном.
Что касается стран, которые имеют несколько диалектов и языков, текст может быть написан по-разному. Например, на марках Ирака тексты написаны как арабскими, так и латинскими символами.
Можно найти некоторые марки, в которых также есть текстовые надписи, расположенные за пределами полей. 

дизайн почтовой марки

дизайн почтовой марки

Большинство из них находятся в нижней части, и этот текст, как правило, содержит имя компании производившей печать или дизайнера почтовой марки. Иногда, текстовое описание или информация находится на полях почтовой марки. В последние несколько лет, нижняя граница левого края стала наиболее предпочтительным местом, для размещения года выпуска почтовой марки. Филателисты замечают эти изменения в надписи и рассматривают их как особые виды марок.

4. Графический дизайн марки

Графический элемент дизайна почтовой марки может быть одним из четырех основных категорий:
А. «Портретный бюст»- может быть в анфас или профиль.
Б. «Герб» — флаг, герб, национальный символ, и т. д.
С. » Числовой» — дизайн почтовой марки, которая создается вокруг цифры номинала.
Д. Иллюстрированные — любое изображение животных и растений, ландшафтов, исторических деятелей, с оригинальными произведениями искусства. Изображения могут быть как абстрактные, аллегории так и представлять объекты реального мира.
В разных странах существуют различные специальные правила, которые диктуют выбор дизайна или элементов дизайна почтовых марок. Например, марки Соединенного Королевства должны изображать монарха (обычно в виде силуэта), в то время как марки Соединенных Штатов не должны показывать человека, который ушел из жизни менее чем 10 лет, единственное исключение предусмотрено для бывших президентов.

5. Форма и размер марки

Самая распространенная форма почтовой марки — это прямоугольник, потому что это самый практичный способ проставить печать штамп-листа. Различают вертикальный и горизонтальный дизайн почтовой марки, исходя из того, что больше высота или ширина листа.

дизайн почтовой марки

Помимо прямоугольных марок, существуют и другие формы, такие как треугольники, восьмиугольники, круги, ромбы, и другие произвольные формы, в том числе сердца и даже почтовые марки в форме банана, которые печаталась с 1969 по 1985 годы в государстве Тонга.

дизайн почтовой марки

Наиболее распространенный  размер почтовой марки составляет около 10 мм до 30 мм, так как эти размеры оказались самыми практичными для использования.

Крупнейшая почтовая марка в истории, был сделана в США в 1865 году. Его размер составляет 52 мм х 95 мм. Такие марки использовались исключительно для рассылки газет.

6. Процесс изготовления почтовых марок

После выбора темы, почтовая администрация, предлагает контракты художникам, для разработки дизайна почтовой марки.
При оформлении дизайна почтовой марки исполнитель обязан соблюдать все правила и ограничения, которые упоминалось выше. Так же, дизайнер должен учитывать специфику работы с небольшим размером изображения. Например, нарисованные классические картины часто становятся нечеткими и размытыми, если их уменьшить в размерах, поэтому на почтовой марке дизайнер должен подобрать интересную или отличительную деталь или аспект в качестве ключевого элемента. Кроме этого, марки, на которых изображен, например, только один портрет, как правило, мало что означают для многих филателистов, и на таких марках дизайнеру необходимо добавить текстовый элемент, показывающий достижения этого человека. Примером может быть здание известного архитектора и написание фамилии этого архитектора на поле почтовой марки.
После этого, дизайнер представляет один или два (или даже больше) вариантов проекта и почтовая администрация выносит их на утверждение. После утверждения вариант дизайна почтовой марки может пройти через многие этапы корректировки непосредственно до начала процесса производства.
Дизайн почтовой марки может также быть изменен, если меняются ситуация в стране или ее политика, например, происходит смена правительства и т.д.

Элементы почтовой марки — Википедия

Элементы почтовой марки — совокупность внешних признаков, отличающих почтовую марку как легитимный знак почтовой оплаты (ЗПО). Основные элементы прописаны в документах Всемирного почтового союза (ВПС) и приняты мировым сообществом как обязательные, этими документами руководствуются все страны — члены ВПС в рамках своей эмиссионной политики при выпуске марок. Таким образом, ЗПО официальных эмитентов принципиально отличаются от многих марок-предшественниц, непочтовых марок и прочих видов марок-синдерелл[en].

Среди непременных характеристик почтовых марок в специализированной литературе указываются следующие[1]:

Все прочие виды маркоподобных миниатюр, не сочетающие такие признаки, юридически и филателистически почтовыми марками не являются[1]. Термин «почтовая марка» защищён действующей Всемирной почтовой конвенцией (статья 8, пункт 1)[2].

Указание эмитента[править | править код]

Согласно пункту 3 статьи 8 Всемирной почтовой конвенции, «почтовые марки должны содержать… написанное латинскими буквами название государства или территории, субъектом которой является выпускающая почтовая администрация»[2]. Однако так было не всегда. Ещё в середине — конце XX века значимая часть стран мира предпочитала указывать свои названия на марках лишь на местных языках без дублирования латиницей[3].

Так, СССР, Болгария, Югославия использовали кириллицу, Япония, КНР и др. — только иероглифы, а, например, Шри-Ланка — сингальское письмо. Из-за этого каталоги почтовых марок до сих пор вынуждены публиковать объёмные инструкции по идентификации филателистической продукции стран мира по их языкам и алфавитам[4]. Кроме того, ряд государств предпочитали указывать себя на марках лишь аббревиатурами — RF (фр. République française — Французская Республика), RSA (африк. Republiek van Suid-Afrika или англ. Republic of South Africa — Южно-Африканская Республика), KSA (Kingdom of Saudi Arabia — Королевство Саудовской Аравии), DDR (нем. Deutsche Demokratische Republik — Германская Демократическая Республика) и др.[3]

В настоящее время названия государств на марках дублируются латиницей и даются по возможности в своих кратких формах, но полностью, и у современных марок проблема узнаваемости решилась. Единственным исключением из общего правила являются почтовые эмиссии Великобритании. Как стране, выпустившей первую в мире марку («Чёрный пенни», 1840), ей и только ей с 1874 года решением ВПС разрешено, сохраняя сложившуюся традицию, обозначать принадлежность почтовых марок не текстом, а только графически, с помощью портрета монарха[5].

В классический период развития филателии до учреждения ВПС (1874) и организации регулярной международной почтовой связи не существовало выраженной необходимости указывать страну-эмитента понятным за рубежом способом. Текстовое обозначение было обычным для местных марок и марок колониальных владений, где это имело практический смысл как способ разграничения зон ответственности почтовых администраций одной метрополии[6]. Многие же европейские страны (Бельгия, Испания и др.) практиковали как идентификатор изображения своих монархов, некоторые другие (Папская область, Норвегия, Российская империя и др.) считали достаточным государственный герб или даже только указание своей почтовой службы (см., например, первые выпуски серии «Германия» 1900 года)[4][7].

Впрочем, и в начале XXI века некоторые администрации печатают на марках дополнительно к названию страны эмблему государства (Ватикан, Украина) или почтовой службы (Хорватия)[4]. Это разрешено «в факультативном порядке» пунктом 3.1.1 статьи 8 Всемирной почтовой конвенции[2].

Номинал[править | править код]

Основная функция почтовой марки — удостоверение факта предоплаты почтового сбора отправителем в полном объёме, для чего этот объём должен быть так или иначе на ней указан. Пункт 3.1.2 статьи 8 Всемирной почтовой конвенции требует такого указания арабскими цифрами и/или латинскими буквами. На марках середины — конца XIX века стоимость часто указывалась лишь текстом, поэтому при возникновении ВПС и регулярной международной связи была регламентирована и обязательность цифр: они не требовали от почтовых служащих знания иностранных языков[2][3].

Впрочем, в ранней истории филателии было несколько случаев нахождения в легальном почтовом обращении марок без номиналов, когда тот или иной тариф обозначался цветом. Самыми известными из них, благодаря «Красному Меркурию», являются газетные марки Австрийской империи 1851 года. Подобные марки также выпускались для ряда островных колоний Британской империи (серия «Сидящая Британия[fr]») и Ионической республики (1859). На служебных марках Испании 1854—1855 годов указан лишь вес писем, для оплаты которого они предназначались: ½, 1 и 4 унции и 1 фунт[4][8].

Параллельно обнаружилось, что почтовые марки без указания номинала ощутимо экономят госбюджет в периоды гиперинфляции, ведь в этом случае стоимость марки можно назначать оперативно без надпечатывания её тиража или его уничтожения и производства нового взамен. Подобные почтовые миниатюры выпускались, например, в РСФСР в 1922 году, в Китае конца 1940-х годов или в Израиле в начале 1980-х. Однако такие выпуски являются вынужденными исключениями[4][9].

Обычно номинал на марках даётся числом и идущим до или после него символом или наименованием денежной единицы, сокращённо или полностью. Но в ряде случаев почтовые администрации обходятся просто числом[3], особенно в период ожидаемой смены валюты, когда указание последней становится нежелательным. Так, первые марки Чехословакии (серия «Градчаны») или Югославии (серия «Веригар») номинировались в валюте распавшейся Австро-Венгрии — геллерах, но при этом название единиц не указывалось[10]. Марки Литвы 1990—1991 годов номинировались в советских копейках также без текстового обозначения последних[4].

В аналогичных случаях, когда власти хотят подготовить население к вводу новой валюты или когда по тем или иным причинам легализована бивалютная денежная система (например, на Гельголанде до 1890 года), на почтовых марках указывается сразу два номинала параллельно. Так происходило и во многих европейских странах во время их вступления в еврозону[4], причём до ввода евро номинал в этой валюте там указывался в справочных целях. Двойной номинал характерен также для широко распространённых в мире почтово-благотворительных (полупочтовых) марок. Он обычно состоит из двух чисел и знака «плюс» между ними. Первое обозначает почтовый сбор, второе — деньги, идущие на непочтовые цели[3][7].

С конца 1970-х годов некоторые государства (США, Великобритания, Канада, Швеция, Россия, Сингапур и др.) стали переходить к указанию номинала литерами (так называемые «литерные марки»), либо просто писать на своих почтовых миниатюрах, для оплаты какого класса отправлений те предназначены[4]. В 1995 году Всемирный почтовый союз разрешил использование таких марок в международном почтовом сообщении. Их основное преимущество проявляется в случае необходимости обеспечить многомиллионный тираж тогда, когда почтовые тарифы заранее неизвестны, либо быстро меняются[9]. В 2006 году Почтовая служба США пошла ещё дальше и стала выпускать так называемые «вечные марки[en]» (англ. «forever stamps»)[11].

Клеевой слой[править | править код]

Нанесение клеевого слоя на оборотную сторону марок, позволяющее наклеивать их на почтовое отправление, называется гуммированием или гуммировкой. Этот процесс производился повсеместно уже при первых выпусках почтовых марок. В качестве клея в основном использовался органический гуммиарабик[12] или раствор декстрина с добавкой желатина для уменьшения смываемости клеевого слоя при увлажнении его перед приклеиванием[7]. Иногда в состав клея добавляют сахарин или иные вкусовые добавки[13]. Со второй половины XX века широко применяются синтетические клеевые составы (клей ПВА) либо самоклеящиеся почтовые марки[14].

Внешний вид клеевого слоя варьирует в зависимости от его типа и способа нанесения от почти невидимого до тёмно-коричневого. Гуммированная поверхность может выглядеть и матовой, и глянцевой. На некоторых марках, выпущенных главным образом в периоды жёсткой экономии (например, во время или сразу после войн), клей нанесён через сетчатый шаблон для уменьшения его расхода. Так были гуммированы, например, некоторые послевоенные немецкие местные марки 1945—1946 годов[7]. Иногда с помощью специальных форм клей наносили в виде монограмм или вензелей. Например, на одной из чехословацких серий 1923 года на основном клеевом слое нанесена монограмма PČS (чеш. Pošta Československá — «Чехословацкая почта»)[15].

В некоторых случаях клеевой слой на марке может отсутствовать, что случается по двум причинам. Либо клей был смыт одним из филателистов-владельцев марки с целью предотвратить негативные последствия её хранения (сворачивание, коробление, следы марочной наклейки). Либо марка изначально выпускалась без клея, что происходило обычно из-за срочности выпуска или вызванного чрезвычайными обстоятельствами отсутствия сырья, примитивности процесса печати (см., например, «Угандийские каури»)[16]. Кроме того, без клеевого слоя выпускались ранние марки стран и территорий, находящихся в поясе влажного тропического климата (например, Кюрасао, Суринам 1873 года)[7].

Почтовое гашение[править | править код]

Целью гашения является аннулирование почтовой марки для недопущения её повторного использования. В настоящее время в подавляющем большинстве случаев гашение производится с помощью почтового штемпеля, хотя до середины XX века способы были более разнообразны — повреждением самой марки (надрывом, разрывом, надрезом, или разрезом, отрыванием края, проколом и др.) или видимым загрязнением её поверхности (чернилами или иными ручными способами, типографским набором и др.). Гашение штемпелем относится ко вторым способам, причём может быть как ручным, так и механическим[17].

Самый простой вид оттиска штемпеля — немой. Он не содержит никакой информации и предназначен только для собственно гашения[17]. Впрочем, немые рамочные штемпели Королевства обеих Сицилий 1860-х годов были созданы специально чтобы не затрагивать печатавшийся на тамошних марках портрет короля Фердинанда II, они давали понять, что фигура монарха имеет высокую политическую ценность[18]. Но гораздо чаще на марках встречаются оттиски штемпелей, содержащих различные цифры, буквы и тексты — например, обозначение почтового отделения, названия района, города, провинции, страны, где было произведено гашение, дату, время суток гашения и др.[17]

Попадающие иногда на марку сопроводительные штемпели сообщают информацию об особенностях отправления и/или маршруте прохождения им почты, а также могут содержать агитационно-рекламные надписи. К памятным датам почтовые марки могут гаситься художественными или специальными штемпелями, обычно имеющими нестандартную форму, хотя и содержащими все штатные элементы (дату, место и проч.), но представляющими собой художественное произведение[19].

Гашение может затрагивать лишь край, угол марки или бо́льшую часть её поверхности. В первом случае говорят о «лёгком гашении» (англ. light cancel), во втором — о гашении «бычий глаз[en]», или «удар по носу [предполагаемого портрета на рисунке марки]» (bulls-eye cancel или socked on the nose). В зависимости от вида филателистической коллекции для её обладателя становится предпочтительнее либо тот, либо иной тип гашений. Когда гашение нечёткое, смазанное, неочищенное, жирное, расплывшееся, со следами комков и/или излишним содержанием штемпельной краски и т. д., говорят о «грязном» или «грубом» штемпеле. Такое гашение, как правило, снижает филателистическую ценность марки[17].

Особым случаем лёгкого гашения является фиктивное гашение (cancelled-to-order, сокращённо CTO), когда марки штемпелюются почтовой службой (вручную или машинным способом, порой прямо в листах в типографии) без их использования для прохождения почты. Такое происходит, если почта по тем или иным соображениям стремится продать как можно больше почтовых марок, но при этом не берёт на себя обязательств по доставке франкированных ими писем[20]. Так во второй половине XX века поступали администрации Парагвая, Экваториальной Гвинеи, ЧССР, МНР, КНР до 1970-х годов, позднего СССР, княжеств Аравии периода «песчаных дюн», позднее объединившихся в ОАЭ и Йемен, и др.[21]

Фиктивное гашение, как правило, выглядит неправдоподобно чётким и аккуратным, находится обычно в одном углу марки, а её клеевой слой при этом остаётся нетронутым, что невозможно при реальном прохождении почты. Регламент Международной федерации филателии (ФИП) не содержит формальных ограничений на экспонирование CTO на филателистических выставках, однако многие филателисты не считают их настоящими почтовыми марками вообще, ведь те изначально лишены своей базовой функции: они не были знаками почтовой оплаты[17][20].

Надпечатка[править | править код]

Иногда на уже готовых к запуску в обращение почтовых марках дополнительно печатается текст (или реже — несложное графическое изображение) — это называется надпечаткой. К такому средству почтовые администрации прибегают, как правило, из-за сочетания двух обстоятельств — важности информации, которая должна быть помещена на марки, и необходимости как можно быстрее выпустить новый тираж, на полноценную печать которого нет достаточного времени и/или средств[22].

К таким обстоятельствам относится изменения почтовых тарифов, валюты, нехватка определённых видов марок, необходимость доплаты, стихийное бедствие, особенно в случае сбора средств на ликвидацию его последствий, смена общественного строя, оккупация и/или отделение территорий, отграничения зоны обращения марки и др. Надпечатки также бывают служебными либо делаются из-за того, что выпускать отдельный тираж, допустим, для небольшой колонии, заграничных почтовых отделений или в специальных целях накладно. Порой уже надпечатанные марки надпечатываются повторно, в этом случае говорят о перепечатках[22].

Классификация почтовых марок — Википедия

Классификация почтовых марок — один из сложных вопросов в филателии. Существующие классификации почтовых марок значительно различаются, а порой и противоречат друг другу, поскольку осуществляются по различным признакам — по их назначению[1][2], по характеру их эмитента[3] и т. д.

По назначению[править | править код]

Первые почтовые марки имели одно предназначение — применялись для оплаты писем одного типа. В дальнейшем стали появляться различные почтовые услуги, что требовало новые виды марок — для заказных, служебных писем, для доставки газет и т. д. Соответственно знаки почтовой оплаты и прочие марки разделяют в филателистической литературе на несколько групп[1]:

  1. Марки общего пользования.
  2. Служебные марки.
  3. Марки-виньетки и им подобные непочтовые марки.
Марки общего пользования[править | править код]

Марки первой группы употребляются на самых разных видах почтовой корреспонденции. К ним относятся стандартные марки, которые печатаются очень большими тиражами. Их дизайн[en] часто остаётся десятилетиями неизменным[1].

В первую группу входят и памятные (юбилейные, коммеморативные) марки, приуроченные к тем или иным событиям и чествующие известных людей. Первая памятная марка была издана в Перу в 1871 году[4] по случаю 20-летия открытия железной дороги между Лимой и Кальяо. С тех пор многочисленные коммеморативные выпуски стали очень популярными среди филателистов — приверженцев тематического коллекционирования[1].

Ещё одна большая подгруппа — марки предметной тематики, которые, как правило, выпускаются сериями в несколько штук и украшены рисунками растений, животных, техники, репродукциями произведений искусства и т. п. Они не являются ни стандартными, ни коммеморативными[1].

К маркам общего пользования относят также почтово-благотворительные марки. Их номинал складывается из стоимости почтовых услуг и дополнительной суммы, взимаемой на благотворительные нужды и обычно проставляемой на самих марках. Первые подобные марки были выпущены в Виктории и Новом Южном Уэльсе (Австралия) в 1897 году, а в России — в 1905 году, во время русско-японской войны, с 3-копеечной надбавкой в пользу семей погибших воинов. В советское время почтово-благотворительные марки впервые появились в 1921 году в помощь голодающим Поволжья. По правилам Международной филателистической федерации, если надбавка превышает половину номинала, то такие марки не допускаются на официальные филателистические выставки[1][5].

Первая группа включает также марки, предназначенные для оплаты особых почтовых услуг или видов доставки[1]:

  1. Заказные марки, или марки для заказных почтовых отправлений. Иногда на них предусмотрено специальное свободное место, где указывается номер отправления.
  2. Спешные марки, или марки спешной почты (экспресс-почты). Впервые они были изданы в США в 1885 году, а в СССР — в 1932 году.
  3. Газетные марки. Они используются для доставки газет и впервые вошли в обиход в 1851 году в Австрии.
  4. Марки с уведомлением о получении[en], которые обозначаются буквами «A R» или надписью фр. «Avis de réception».

В качестве марок для специальных видов пересылки почты используют авиационные, железнодорожные, паромные, пароходные, автомобильные и другие марки[1].

Служебные марки[править | править код]

Марки второй группы представляют собой служебные знаки почтовой оплаты, используемые учреждениями, организациями, включая почтовые службы, определёнными категориями лиц. В этой группе выделяют следующие подгруппы[2]:

1. Служебные марки для оплаты государственной и ведомственной корреспонденции. Ранним примером таких марок является выпуск в 1873 году в США девяти серий для канцелярии президента, министерства юстиции, военного и других ведомств, которые при одинаковом рисунке и номиналах отличались цветом. Для изготовления служебных марок очень часто делались надпечатки на почтовых марках общего пользования. Так, в 1901—1904 годах в качестве служебных применялась британская марка в 6 пенсов с портретом Эдуарда VII и надпечаткой, которая считается редчайшей[2].

В СССР такие марки единственный раз применялись в 1922 году для оплаты служебной корреспонденции Народного комиссариата иностранных дел и других организаций, которая доставлялась воздушной почтой из Берлина в Москву. Одна из марок, номиналом в 50 копеек, с надпечаткой «Воздушная почта / 1200 германских марок» является одной из самых редких советских марок[2][7].

Некоторые служебные марки, например, марки Испании 1916 года для депутатов кортесов и сенаторов, не имеют номинала и являются бесплатными. В 1907—1922 годах в Египте использовались бесплатные служебные марки, которые производились при помощи надпечатки англ. «O. H. H. S.» («Для службы его величества») на почтовых марках разных лет, в том числе 1888 года[2].

2. Служебные марки для нужд почтовых служб. Их наклеивали, к примеру, на письма, если их вскрывали, чтобы определить получателя или отправителя, как это было в случае подобных марок США 1920 года. Надпись на этих марках гласила: «Officially sealed» («Вскрыто в служебном порядке»). К этой подгруппе относят марки для писем, получатель которой отказывался их забрать или не был найден, а также штрафные марки[2].

3. Порто-марки, или доплатные. С помощью этих марок указывается, сколько получатель должен доплатить в случае корреспонденции, не оплаченной или не полностью оплаченной отправителем[2].

Когда появились почтовые марки для франкирования писем, или франко-марки, то в первые десятилетия порто-марки выполняли несколько иную функцию. Они использовались, если стоимость пересылки было трудно заранее определить, особенно при направлении писем за границу. Только с учреждением в 1874 году #REDIRECT Всемирного почтового союза были установлены единообразные почтовые тарифы. Впервые порто-марки ввели в употребление в 1859 году во Франции. Среди многочисленных примеров доплатных марок можно назвать более 50 знаков почтовой оплаты с надпечаткой «Postage due» («Почтовая доплата») на марках общего пользования Борнео[en], марки Австрии 1916 года с надпечаткой «Porto» и др. В СССР доплатные марки выпускались до 1925 года[2].

4. Марки полевой и солдатской почты. Первые применяются для оплаты писем в действующую армию, вторые — в мирное время. Обычно эта пересылка осуществляется бесплатно. Например, на подобных марках Франции 1901 года стояла надпечатка «F. M.» (сокращённо от фр. «Franchise Militaire» — «Освобождено от оплаты, военное»)[2][8].

Марки-виньетки[править | править код]

Марки третьей группы — непочтовые марки, которые не служат для оплаты почтовой корреспонденции, хотя и могут распространяются через почтовые учреждения[2].

По характеру эмитента[править | править код]

По характеру эмитента марки делятся на[3]:

  • официальные — выпускаются почтовыми администрациями, либо с их разрешения непочтовыми организациями, и могут быть использованы для оплаты почтовых услуг. Порой к официальным выпускам причисляются местные выпуски в случае, если на момент почтовой эмиссии местное почтовое ведомство являлось высшей почтовой инстанцией;
  • полуофициальные — эмитируются непочтовыми организациями или местными почтовыми ведомствами без разрешения почтовой администрации как высшей почтовой инстанции, но которая не возражает против обращения таких марок, причём оплаченная ими корреспонденция доставляется адресату;
  • неофициальные — издаются частными лицами или организациями без разрешения почтовой администрации или даже в нарушение её прямого запрета;
  • марки частной почты — выпускались в некоторых странах частными лицами или организациями раньше появления там государственной почты или параллельно с ней и предназначались для почтового обслуживания территорий, где государственная почта не функционировала по тем или иным причинам.

Среди официальных почтовых марок выделяются[3]:

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Кисин Б. Марки разного назначения // Филателия СССР. — 1975. — № 12. — С. 55—56. — (Рубрики: Мир увлечений; Школа начинающего коллекционера). (Проверено 20 марта 2016) Архивированная копия (неопр.). Дата обращения 20 марта 2016. Архивировано 20 марта 2016 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кисин Б. Марки разного назначения // Филателия СССР. — 1976. — № 2. — С. 57—58. — (Рубрики: Мир увлечений; Школа начинающего коллекционера). (Проверено 20 марта 2016) Архивированная копия (неопр.). Дата обращения 20 марта 2016. Архивировано 20 марта 2016 года.
  3. 1 2 3 Спутник филателиста, 1971, с. 51—52.
  4. 1 2 По новым данным, эта марка была эмитирована годом раньше, в 1870 году; см.: 187 Corinphila Stamp Auction 20 May 2014. Classic Peru 1857—1873. The Julio Lugon Badaracco Collection (Part 1) // Corinphila Stamp Auction 186—190 from 20 to 24 May 2014. — Zurich, Switzerland: Corinphila Auktionen AG, 2014. — P. 6, 11, 73—74. (англ.) (исп.) (Проверено 20 ноября 2016) Архивировано 20 ноября 2016 года.
  5. Новосёлов В. А. Глава 11. Почты разные нужны, марки разные важны. Почтово-благотворительные марки (неопр.). Знакомство с филателией: Мир филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (30 октября 2008). — Электронная книга. Дата обращения 15 декабря 2015. Архивировано 15 декабря 2015 года.
  6. ↑ Номер по «Каталогу-справочнику (КС) отечественных знаков почтовой оплаты» журналов «Филателия СССР» и «Филателия».
  7. ↑ О «Консульском полтиннике» см. статью Консульская марка.
  8. ↑ Франция (Французская Республика) // Филателистическая география. Европейские зарубежные страны / Н. И. Владинец. — М.: Радио и связь, 1981. — 160 с.
  9. ↑ Не следует путать их с марками, обозначаемыми термином специальная марка, который применяется в американской филателии в отношении праздничных и поздравительных марок.
  10. Новосёлов В. А. Глава 11. Почты разные нужны, марки разные важны. Марки посылочные (пакетные) (неопр.). Знакомство с филателией: Мир филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (30 октября 2008). — Электронная книга. Дата обращения 11 марта 2009. Архивировано 27 марта 2012 года.
  • Качинский А. Классификация марок // Филателия СССР. — 1973. — № 11. — С. 26—27. (Проверено 20 марта 2016) Архивировано 20 марта 2016 года.
  • Марки (почтовые) // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — С. 166—168. — 320 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Проверено 20 марта 2016) Архивированная копия (неопр.). Дата обращения 20 марта 2016. Архивировано 20 марта 2016 года.
  • Соколов М. П., Ниселевич Л. М., Смыслов А. М. Спутник филателиста / Всесоюзное общество филателистов. — М.: Связь, 1971. — 167 с. — &&&&&&&&&&050000.&&&&&050 000 экз.

Самая большая почтовая марка в мире

Филателия или коллекционирование почтовых марок – занятие популярное. Филателией увлекались, например, британский король Георг V и американский президент Франклин Д. Рузвельт.

Почему у почтовых марок разные размеры?

На самом деле, какой-то определенной причины или правила для установления размеров марок не существует. Даже в одной страны марки могут быть совершенно разными: например, крупные и нестандартные марки с ограниченным тиражом или марки, выпускаемые по каким-то особым случаям. Размер почтовой марки, её оригинальная форма и дизайн делают её более интересной и уникальной.

Какая почтовая марка в мире считается самой большой?

Если вы хотите полюбоваться на самую огромную марку, которая только существует в мире, отправляйтесь в Объединенные Арабские Эмираты. Здесь 21 марта 2013 выпустили розовую марку в честь Фатимы бин Мубарак, вдовы Заеда Аль Нахайана, основателя и правителя страны. Почему 21 марта? Это День матери в ОАЭ, а сама марка является даром Фатиме бин Мубарак от соотечественниц за её деятельность по расширению прав и свобод женщин в стране.

Как выглядит эта марка?

Марка получила название «Мать Эмиратов», на неё нанесен логотип «Мать нации». Именно так называют Фатиму бин Мубарак за её труд, её достижения и борьбу за права женщин в её стране и во всем мире.

Каковы размеры «Матери Эмиратов»?

Эта удивительная почтовая марка вошла в Книгу рекордов Гиннеса за свои внушительные размеры 1,36 х 1,77 метра. Вполне закономерно, что она смогла привлечь больше внимания к себе, тем самым способствуя дальнейшему продолжению работы Фатимы бин Мубарак.Flytothesky.ru

Текст: Why.flytothesky.ru

Читайте также:
Сколько веса может выдержать тележка для покупок?

Современные стандартные почтовые марки



Иногда случается читать, что стандартные марки не нужны, и издавать их впредь не надо. С этим трудно согласиться.
Прежде всего, стандартные почтовые марки выполняют основную нагрузку при оформлении почтовых отправлений — порядка 95% всех писем франкируются сегодня стандартом или идут в маркированных конвертах. Если отказаться от их выпуска, то памятных почтовых марок надо будет издавать в сто раз больше, а их тиражи увеличить до бесконечности. А еще стандартные почтовые марки — это такая же составляющая нашей филателии, как и любая памятная серия. Они отражают эпоху и делают это не менее, а может быть, более полно, чем памятные. В этом легко убедиться, если внимательно посмотреть на стандартные почтовые марки России и СССР . Поэтому их активно и с удовольствием собирают, и даже есть коллеги, коллекционирующие только стандартные почтовые марки. И если они исчезнут из почтовых окон, филателия станет значительно беднее.

Наконец, нельзя забывать, что стандартные почтовые марки — это ниточка, протянувшаяся к нам из далекого прошлого: все первые почтовые марки были стандартными — и «Черный пенни», и «Голубой Маврикий», и «10 копеек за лот» и сотни других, которые мы сегодня знаем поименно. И первые 50 лет марочной истории почты — это история стандартных почтовых марок. Перестать их выпускать — значит перерезать живую связь времен…

Но сама идея о необходимости реформировать выпуск стандарта мне представляется разумной, только реформа должна идти в ином направлении: не заменять весь стандарт буквами «А», «Б» и т. д., а сделать эти почтовые марки такими же привлекательными, как и памятные, а может быть, даже более привлекательными.
Первый российский стандартный выпуск почтовых марок был задуман хорошо, а выполнен второпях, в результате получилось несоответствие между изображением и площадью живописного поля. Наши стандартные почтовые марки имеют площадь живописного поля 3.8 кв. см. Это самый маленький размер в Европе — такой же, как в Англии и Германии. Но у английских и немецких почтовых марок того же предназначения лучше пропорции, они почти квадратные — 2.1 см на 1.8 см., а наши вытянуты — 2.4 см на 1.6 см. В большинстве же стран Европы стандартные почтовые марки крупнее наших в полтора-два раза. В Швейцарии, например, площадь их живописного поля составляет 5.2 кв. см, а в Австрии 6.2 кв. см.

Англичане помещают на стандартных почтовых марках портрет любимой королевы. Он хорошо вписывается в небольшой формат марки, на которой, кроме портрета, есть только цифры, обозначающие номинальную стоимость почтовой марки, и больше ничего, нет слова «почта» и нет даже названия страны. У нас на той же площади потребовалось разместить крупные исторические здания и памятники. И еще написать слово «Россия» русскими и латинскими буквами и год выпуска, слава Богу, только по-русски. Уместить все это на маленьком клочке бумаги не удалось, пришлось освободить изображение от деталей, оно потеряло выразительность — вместо квадриги на фронтоне Большого театра четыре черточки, вместо головы Юрия Долгорукого пятно, от храма Покрова на Нерли остались только вертикальные линии…

Но зато мы сохранили традицию — точно такого размера были и русские стандартные марки и все стандартные выпуски СССР, за исключением второго. А вот австрийцы не стали держаться за привычное. Они смело перешли на крупный формат и рисуют горные пейзажи со старинными замками. Посмотрите на эти почтовые марки — глаз не оторвешь! И нам давно пора сделать то же самое, тогда наши самые тиражные марки будут работать на филателию. Ведь большинство людей других почтовых марок не видит или видит очень редко. И чем красивее станут стандартные почтовые миниатюры, тем чаще они будут притягивать к себе взгляды людей и тем больше вероятность того, что их купят не чтобы наклеить на письмо, а чтобы полюбоваться. Остальное, как говорится, дело техники…

И, ради Бога, не надо разных бумаг, разных способов печати и разных зубцов для одной и той же стандартной серии! В начале XX века это было оправдано: стандартные марки тогда ходили десятилетиями, и не всегда удавалось при допечатке сохранить ту же бумагу или тот же способ печати. В наше время все изменилось, почтовые марки курсируют всего пять, от силы семь лет. И нет объективных причин для смены типа бумаги или способа печати. И тем более нет оснований для выпуска одной и той же стандартной серии на двух разных бумагах в один и тот же день!

И еще несколько слов о содержании стандартных почтовых марок. На первом российском стандарте были исторические здания и памятники — слава Богу, почта отказались от практики развитого социализма посвящать такие марки нашим успехам. А на втором она вернулись к этой практике: опять достижения. Может быть, хватит… тем более, что и хвастаться-то нечем? Не лучше ли в качестве темы очередного выпуска стандартных марок избрать что-то другое?

Во все времена величие России опиралось на интеллектуальный потенциал нации, а создавали этот потенциал наши ученые, писатели, композиторы, художники. Вот давайте их портреты и поместим на очередных стандартных почтовых марках. Тогда вместо линий и пятен на них появятся лица людей, которые сделали нашу страну великой. Только размеры почтовых марок нужно увеличить, ну, хотя бы до размера новогодней марки 1996 года — у нее площадь живописного поля составляет б кв. см. На такой марке портреты будут смотреться очень хорошо. А если оставить старый формат, то Менделеева можно будет перепутать с Тургеневым, а Лобачевского с Сеченовым.

Марочный лист — Википедия

Не следует путать со складным почтовым листом[1] или с видовым почтовым листом[2].

Мáрочный лист[3][4] (продажный лист[5], или почтовый марочный лист[4][6], или «окошечный» лист[7]) — часть типографского листа с напечатанными почтовыми марками, на которые тот разрезается в типографии перед передачей почтовой администрации. Марочные листы такого размера удобнее перевозить, хранить, учитывать и использовать для целей почты[4]. Иногда марочные листы совпадают по размерам с типографскими листами.

Описание марочного листа[править | править код]

Марочный лист насчитывает обычно от 25 до 400 марок в зависимости от величины почтовой марки, формата бумаги и размеров печатной машины[8].

В XIX веке (в классический период) типографские листы марок часто были и марочными листами, причём число почтовых марок в марочных листах в разных странах тогда, как правило, было следующим[6]:

Часто марочные листы выпускают так, чтобы сумма номиналов всех марок на листе была круглой. Это делается для удобства почтовых подсчетов[9]. Более того, для округления этой суммы могут на некоторых марочных местах листа разместить пустые купоны[10], или псевдокупоны[9], или свободные поля[9], тогда количество марок на листе уменьшается и сумма их номиналов становится круглой.

Размеры марочного листа[править | править код]

От формата марочного листа (определяемого его геометрией) следует отличать величину марочного листа, которая определяется числом марок (или марочных мест) в нём, их видом и расположением. В связи с таким разнообразием существуют разные способы, изложенные ниже, которые используются для того, чтобы измерить марочный лист.

  • Формат — геометрический размер марочного листа, определяемый его геометрией, — ширина на высоту в миллиметрах[11]. Формат является обязательной характеристикой двух видов марочного листа — почтового блока и малого листа.Перейти к разделу «#Виды марочных листов»
Обычные марочные листы, после печати их (в составе типографских листов) на плоскопечатной машине и последующей обрезке, имеют, как правило, верхние и нижние поля разных размеров. Поэтому обычные марочные листы имеют разные геометрические размеры даже в одном тираже (правда, в определенных пределах, конечно)[12].
  • Величина — количество марочных мест в листе[4][13]. Иногда величину называют также форматом[14].
    • Обычно величина записывается одним числом и является признаком любого марочного листа. С формальной точки зрения, марочным листом наименьшей величины является почтовый блок с одной почтовой маркой. Марочный лист наибольшей величины, известный в настоящее время, был эмитирован в Великобритании в 1870 году: в него входило 480 марок[4].
    • Другое представление величины марочного листа — в виде количества марок по горизонтали (в рядах), умноженного на количество марок по вертикали (число рядов). Применяется к листам, имеющим больше одной марки. Часто величины марочного листа могут выражаться в смешанном виде — с одновременным указанием общего числа марок и их количества по горизонтали и вертикали. Например, в классический период марочные листы в Великобритании имели величину 240 (12 × 20)[6].
При измерении величины листов с треугольными и ромбическими марками возникают некоторые трудности. Перед подсчетом длины рядов и их количества (а также местоположения отдельных марок в листе) лист с квадратными ромбами (и/или с равнобедренными прямоугольными треугольниками) следует повернуть из стандартного положения вправо или влево на 45°. Обычно лист поворачивается по часовой стрелке (вправо)[14].

Обычно как форматы почтовых блоков, так и величины марочных и малых листов указываются в специальных каталогах[15][16][17], но могут помещаться и в обычных каталогах[18][19]. В случае, когда марочный лист состоит из одинаковых прямоугольных марок, для полной информации о конфигурации листа достаточно указывать количество марок по горизонтали и вертикали. В иных случаях величина листа может быть записана в более сложном виде, с помощью трёх или более чисел. Для одинаковых треугольных марок величина листа записывается с помощью трёх чисел: например, для серии марок СССР 1966 года «Спорт» (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 3370—3372) величина листа равна ((4 × 5) × 2)[15]. В случае разных прямоугольных марок величина листа также указывается с помощью трёх чисел: например, для серии СССР 1963 года «День космонавтики» (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 2855—2860), имеющей сцепку из шести разных марок (3 × 2), величина листа равна (5 × (3 × 2))[15].

Место марок[править | править код]

Основную площадь марочного листа занимают ряды почтовых марок. Место расположения марки в листе определяется, считая слева направо и сверху вниз. Знать место конкретной марки необходимо при обнаружении разновидности[20].

Поле (край) марочного листа[править | править код]

К крайним рядам марок в листе прилегают поля (края) листа[21]. На полях марочного листа часто встречаются почтово-технические обозначения (указывается стоимость марок по рядам для облегчения подсчета при их продаже в почтовых отделениях; указывается количество марок в листе), типографско-технические обозначения (указывается номер заказа, дата выпуска, название серии, типография или полиграфическая компания, способ печати, шкала красок, штриховка), рекламные или почтовые тексты или виньетки[22].

Большой лист[править | править код]

Большими марочными листами называются листы, содержащие большое число марок, обычно более 100. Иногда под большим листом филателисты понимают марочные листы, которые поступили в продажу в почтовых отделениях не разрезанными на отдельные части и состоят из разделённых полями секторов[23].

Перейти к разделу «#Виды марочных листов»

Малый лист[править | править код]

Малый лист, или кляйнбоген, представляет собой небольшой по формату лист почтовых марок. В отличие от обычного (большого) марочного листа, в малом листе небольшое число марок — от 3—4 до 10—16 (в редких случаях и более). В малом листе могут быть как одинаковые марки одного сюжета и номинала, так и различных сюжетов и разных номиналов[24].

Декоративный лист[править | править код]

Марочный лист с декоративно-художественным оформлением полей называют декоративным листом. Декоративные листы зачастую оформляются в виде малого листа[25].

Лист марок с купонами[править | править код]

В марочном листе наряду с марками на некоторых марочных местах вместо марок могут быть напечатаны купоны. Такие листы называются листами марок с купонами[26]. Это частный случай комбинированных листов.

Комбинированный лист[править | править код]

На марочном листе могут быть напечатаны как одинаковые марки, так и марки с разными рисунками, разными номиналами, разных цветов, то есть сцепки. Такие листы помещаются в специализированных филателистических коллекциях как в виде отдельных фрагментов, так и целиком, в зависимости от взаиморасположения марок[27]. В конце специализированного каталога[15] приведен список малых и комбинированных листов.

Комбинированный лист[15] (лист марок с разными рисунками[27], или марочный лист со сцепками[28]) — марочный лист с разными марками: марками разных рисунков (номиналов, цветов) и, может быть, купонов, то есть состоящий из сцепок.

В марочных листах со сцепками могут, например, отличаться друг от друга следующие полоски:

  • вертикальные ряды одинаковых марок, что создает горизонтальные комбинации сцепок;
  • горизонтальные ряды одинаковых марок, что создает вертикальные комбинации сцепок[28].

Марочные листы со сцепками, имеющих марки разных рисунков или номиналов с купонами или без, являются источниками различных вертикальных, горизонтальных и групповых сцепок[28].

  • Перейти к разделу «#Виды марочных листов»

    Треугольный квартблок. Серия СССР 1966 года «Антарктида»

  • Перейти к разделу «#Виды марочных листов»

    Прямоугольный квартблок из тех же марок[^]

Особенно интересны для коллекционеров комбинированные листы, на которых напечатаны марки разной формы. Серия СССР 1966 года «Антарктида» состоит из трёх разных марок и одного купона (с частичной перфорацией[29]) (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 3318—3320), причем все они имеют форму прямоугольного равнобедренного треугольника. Марочный лист с этими марками состоит из 24 марок и 8 купонов и его величина записывается четырьмя числами ((4 × 2) × 2 × 2) или ((3 × 2) × 2 × 2) (на практике купоны иногда не считаются)[15]. Кроме того, такой марочный лист можно разделить на 8 комплектов серий в виде сцепок-квартблоков двумя различными способами: на 8 треугольных сцепок или на 8 прямоугольных сцепок (см. иллюстрации справа[≡]). Оба вида сцепок вполне равноправны и имеют хождение среди филателистов.

Комбинированный лист может иметь и сложную конфигурацию. Так, серия марок СССР 1922 года «Юго-Восток — голодающим» состоит из 3 прямоугольных марок и одной треугольной (правильный треугольник), причем все марки имеют разный формата и не стыкуются ровно между собой. Эти 4 марки напечатаны на одном листе 4 отдельными группами, в каждую группу входят марки только одного формата, одного вида. Номера этих марок по каталогу Соловьёва М1, М2, М3 (треугольная) и М4. Величина листа записана серией чисел: М1(6 × 9) + М4(14 × 2) + М2(9 × 3) + М3(12 × 2 с тет-бешами)[30]. Понятно, что из компактных листов треугольных марок всегда образуются тет-беши[31]. Плюсы в записи величины листа говорят о том, что, возможно, такой комбинированный лист считается типографским листом.

  1. ↑ Лист почтовый (складной) // Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке; Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — С. 77. — 271 с. — 63 000 экз.
  2. ↑ Листы почтовые видовые // Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке; Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — С. 77. — 271 с. — 63 000 экз.
  3. ↑ Марочный лист // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 187. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  4. 1 2 3 4 5 Лист почтовый (марочный) // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 157. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  5. ↑ Лист продажный // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 158. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  6. 1 2 3 Лист почтовый марочный // Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке; Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — С. 77. — 271 с. — 63 000 экз.
  7. Левитас И. Я. Основы практической филателии. — М.: Радио и связь, 1986. — С. 28—29. — 280 с.
  8. ↑ Марочный лист // Соколов М. П., Ниселевич Л. М. Спутник филателиста: изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Связь, 1979. — С. 20. — 153 с. — &&&&&&&&&&050000.&&&&&050 000 экз.
  9. 1 2 3 Левитас И. Я. Основы практической филателии. — М.: Радио и связь, 1986. — С. 29—31. — 280 с.
  10. ↑ Купон пустой // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 150—151. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  11. ↑ Размер памятного блока // Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке; Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — С. 164. — 271 с. — 63 000 экз.
  12. ↑ Штриховка ротационная // Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке; Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — С. 240. — 271 с. — 63 000 экз.
  13. ↑ Величина листа // Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке; Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — С. 22. — 271 с. — 63 000 экз.
  14. 1 2 Семёнов А. Реконструкция типографских листов советских почтовых марок (неопр.) (недоступная ссылка — история ). Статьи. Разновидности марок СССР — Raznovid.com; Александр Семёнов. Дата обращения 14 июля 2015.
  15. 1 2 3 4 5 6 Почтовые марки России и СССР. Специализированный каталог. Том 5. СССР 1961-1991. Под ред. В. Ю. Соловьёва. 2015/2016. — М.: Комтехпринт, 2014. — 256 с.
  16. ↑ Michel Rußland-Spezial-Katalog 2012, Schwaneberger Verlag GmbH, 2011. ISBN 978-3-87858-193-2).
  17. ↑ 日専日本切手専門カタログ2003年版2002年12月10日(第59版)(c)(財)日本郵趣協会(JPS)A5判739ページISBN4-88963-662-6 (Japanese Stamp Specialized Catalog 2003. 59th Edition. Edited and Published by the Japan Philatelic Society Foundation. 10.12.2002. The size of A5 (148 × 210 mm). 739 p. ISBN 4-88963-662-6).
  18. Ляпин В. А. — Каталог почтовых марок России (1856—1991). — М.: Издатель И. В. Балабанов, 2008. — 603 с.
  19. ↑ Michel Europa-Katalog 2013/2014. Band 7: Osteuropa, Schwaneberger Verlag GmbH, 2013. ISBN 978-3-95402-047-8).
  20. ↑ Место марочное // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 193. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  21. ↑ Поле листовое // Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке; Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — С. 144. — 271 с. — 63 000 экз.
  22. ↑ Поле (край) марочного листа // Соколов М. П., Ниселевич Л. М. Спутник филателиста: изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Связь, 1979. — С. 20. — 153 с. — &&&&&&&&&&050000.&&&&&050 000 экз.
  23. ↑ Лист большой // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 156. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  24. ↑ Лист малый // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 156—157. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  25. ↑ Лист декоративный // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 156. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  26. ↑ Лист марок с купонами // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 157. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  27. 1 2 Лист марок с разными рисунками // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … []; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 157. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2.
  28. 1 2 3 Лист марочный со сцепками // Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке; Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — С. 76. — 271 с. — 63 000 экз.
  29. Каталог почтовых марки СССР. 1918—1980. Том 1 (1918-1969). Ред. М. И. Спивак. — М.: ЦФА «Союзпечать» Минсвязи СССР, 1983. — 510 с.
  30. Почтовые марки России и СССР. Специализированный каталог. Том 4. РСФСР, СССР (1923-1960). Под ред. В. Ю. Соловьёва. 2010/2011. — М.: ИздАТ, 2009. — 196 с.
  31. ↑ Тет-беш // Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке; Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — С. 187—188. — 271 с. — 63 000 экз.
  • Марочный лист (неопр.). Русско-английский толковый словарь филателистических терминов — М. Юный филателист. Белпочта. Дата обращения 21 октября 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *