Привод для откатных ворот своими руками
Откатные ворота сегодня являются очень популярным решением для въезда на огражденную территорию.
Объясняется это довольно просто: они позволяют экономить место для открытия, даже несмотря на то, что могут иметь внушительные размеры.
Привод на откатные ворота
Привод для откатных ворот служит не только удобным дополнением при эксплуатации, но и надежно защищает территорию от несанкционированного вторжения.
Как выбрать привод для откатных ворот
Для того чтобы откатные ворота бесперебойно функционировали на протяжении долгих лет, нужно очень ответственно подойти к вопросу подбора автоматики.
Здесь учитываются многие факторы, и перед тем, как купить привод для откатных ворот, необходимо внимательно с ними ознакомиться:
- Эксплуатация ворот: насколько часто они будут работать при максимальной нагрузке, каково предполагаемое количество циклов в час или день.
- Несущая система ворот: от нее зависит, насколько легко будет перемещаться полотно ворот.
- Площадь ворот.
- Масса створки.
- Правильность установки. Расстояние между роликовыми опорами должно быть подсчитано с максимальной точностью.
Тяжелые кованые конструкции потребуют привод для откатных ворот намного мощнее, чем более легкие, такие, как с решетчатой створкой. Если речь идет о частном доме, где проживают несколько человек, то подойдет привод с интенсивностью эксплуатации в 30%.
Если в течение часа осуществляется проезд 10-15 автомобилей, то необходим привод на откатные ворота с интенсивностью 50%. Высокоинтенсивная автоматика устанавливается при очень больших нагрузках.
Из чего состоит и как работает привод для откатных ворот
Сдвижные ворота могут быть консольные или подвесные, при этом направляющая крепится вверху или внизу. Сегодня есть множество моделей приводов разных производителей, но комплектующие у всех практически одинаковы.
Привод для откатных ворот, как правило, монтируют на фундаменте, возле створки.
Состоит он из таких элементов:
- электродвигатель, имеющий ведущую шестерню;
- редуктор с жидкой или консистентной смазкой внутри;
- блок управления.
Электроника и фрикционная муфта осуществляют управление усилием, которое передается непосредственно на полотно специальной зубчатой рейкой, установленной на воротах. Примечательно, что система привода автоматически запирает дверь, поэтому закрытые ворота невозможно сдвинуть в сторону вручную и нет никакой необходимости в установке дополнительного замка.
Зубчатая рейка и привод для открытия ворот
Установка привода для откатных ворот
Прежде чем устанавливать привод для откатных ворот, надо проверить, насколько легко происходит открывание створки. Существует ошибочное мнение, что установка автоматики способна решить проблему плохого хода ворот.
К работе нужно приступать, только окончательно убедившись, что ворота не заедают и свои функции выполняют плавно и четко. В случае обнаружения каких-то изъянов, их нужно обязательно ликвидировать, иначе привод для откатных ворот может стать негодным еще в самом начале эксплуатации.
Для самостоятельной установки автоматики на ворота необходимо приобрести нужный комплект, а также подготовить материалы и инструменты для выполнения работы:
- привод для откатных ворот;
- зубчатая рейка;
- элементы крепежа;
- сигнальная лампа и фотоэлементы;
- ПДУ;
- сварочный аппарат;
- провод для подведения питания к приводу сечением 2х1,2 либо 2х2;
- провода для подключения фотоэлементов сечением 2х0,5 и 4х0,5;
- провод для подключения сигнальной лампы сечением 2х0,5;
- дрель со сверлами, саморезы.
Монтаж привода
Варианты основ для автоматического управления достаточно разнообразны, поэтому выбор зависит от индивидуальных требований. Основными видами являются:
- Привод цепной.
- Привод верхний.
- Привод тросовый.
Исходя из этого, при приобретении базового комплекта нужно учитывать то, как будут использоваться ворота в будущем.
Электропривод закрепляется на швеллере, в месте расположения роликовых кареток. Для того чтобы определиться с местом установки привода, из набора берется монтажное основание, на которое его и крепят. После чего производится его установка на швеллер между каретками в непосредственной близости от проема ворот.
Для правильного выбора местоположения, нужно воссоздать рабочее положение автоматики. Чтобы сделать это наиболее точно, необходимо положить зубчатую рейку на шестерню.
Так можно сразу увидеть, куда следует подвинуть привод, чтобы рейка могла расположиться по центру шестерни, и ее можно было прикрепить к профильной трубе наружного каркаса (направляющий рельс для крепления использовать не следует).
На выбранном месте по периметру обваривается установленное стальное монтажное основание. Затем нужно снять крышку корпуса и через отверстие протянуть шнур. После этого привод для откатных ворот фиксируется при помощи болтов.
Установка зубчатой рейки
Установка зубчатой рейки
Полностью открыв створку ворот, в центре шестерни нужно поставить зубчатую рейку. Причем очень важно оставить необходимый отрезок для дальнейшего обустройства концевых выключателей. Приварив к трубе каркаса створки детали для крепления зубчатой рейки, необходимо протянуть ворота.
После установки нового отрезка процедура повторяется. Очень важно следить за тем, чтобы между стыками образовался «зуб».
Затем с помощью сварочного аппарата вся зубчатая рейка прихватывается, а элементы крепежа дополнительно обвариваются. Между шестерней и рейкой нужно выставить зазор примерно в 1-2 мм.
Делается это так: на рейке отвинчиваются болты, ее выставляют так, чтобы при движении она могла соприкасаться с шестерней, создавая характерное цоканье.
Монтаж концевых выключателей
Концевые выключатели закрепляются на зубчатой рейке при помощи болтов. Они бывают двух видов:
- Механические: их применяют наиболее часто из-за простоты в установке. Работают следующим образом: пружинка, находящаяся на приводе, сгибается вбок при наличии препятствия, вследствие чего происходит остановка движения.
- Магнитные: отличаются надежностью в любых погодных условиях. Принцип работы заключается в следующем: на рейке расположен магнит, когда он проходит возле привода, специальный механизм осуществляет остановку. Есть левый и правый концевые выключатели. Их располагают таким образом, чтобы один находился к приводу плюсом, а другой – минусом.
Настройка концевых выключателей осуществляется на расстоянии приблизительно 1 м. Если привод для откатных ворот останавливается во время прохождения концевика, значит, расположение верное. В противном случае магниты нужно поменять местами.
Схема установки автоматики на ворота
Как подключить привод
Привод для откатных ворот нужно подключается к питанию в строгом соответствии с прилагаемой инструкцией. Как правило, это фаза «AC-L» и ноль «АС-N». Важным этапом является тестирование.
При нажатии кнопки на пульте ДУ привод для откатных ворот будет приводить их в движение. Настройка времени на открывание/закрывание осуществляется при полном закрытии ворот. Для этого нужно нажать кнопку Р1 и удерживать ее 2-3 секунды.
После этого осуществляется полное открывание, а в памяти электропривода остается время, необходимое для полного цикла этого действия. Поэтому если привод для откатных ворот по какой-либо причине не отключится концевым выключателем, то произойдет автоматическое отключение согласно запрограммированному времени.
Установка фотоэлементов и сигнальной лампы
Фотоэлементами считаются два прибора, один из которых является передатчиком, а второй — приемщиком света. Если на пути такого луча есть препятствие, ворота двигаются назад. Главным условием при установке фотоэлементов является то, что они должны располагаться друг напротив друга. Это нужно для качественного принятия сигнала.
Есть такие способы установки фотоэлементов:
- Фиксация на столбиках, где крепятся нижний улавливатель и верхние ролики.
- Приваривание металлических элементов к столбам.
- Самодельный столбик, который изготавливается самостоятельно из профилированной трубы с последующим прикреплением к нему фотоэлемента.
Выбирается способ, наиболее подходящий для каждого конкретного случая. Фиксация фотоэлементов осуществляется с помощью обычных саморезов, как и сигнальная лампа, которая, как правило, располагается по стороне проезжей части.
Именно она информирует водителей автомобилей о выезде машины с участка.
Конечно, устанавливать такую лампу или нет, решает хозяин. Но многие профессионалы настоятельно советуют отнестись к этому серьезно, и тем самым в полном объеме выполнить правила безопасности.
. .Откатные ворота: схема подключения автоматики
Компания «Русская Ограда». Мы занимаемся установкой заборов, ворот (в том числе автоматических), установкой столбов и линий ЛЭП по всей Москве и Московской области. Звоните: +7 (495) 762-97-99 c 09:00 до 21:00 ежедневно.
Если Вы счастливый обладатель современных откатных ворот, к примеру, из профнастила, то рано или поздно Вам захочется автоматизировать устройство, чтобы не приходилось выходить из машины и вручную открывать его. Тем более, что откатные ворота, схема подключения которых основана на установке электропривода и заводского комплекта фурнитуры, вполне выполнима своими руками.
Инструкция по автоматизации
Подготовительный этап
Для того, чтобы сделать откатные ворота автоматическими, необходимо подготовить инструменты и приобрести комплект автоматики, в него обычно входит:
- Электропривод сдвижных ворот;
- Зубчатая рейка;
- Комплектующие безопасности — фотоэлементы и сигнальная лампа;
- Болты и другие крепежные элементы;
- Пульт дистанционного управления.
Также необходимы следующие инструменты и материалы:
- Сварочный аппарат;
- Для поведения питания к электроприводу провод сечением 2Х1,5 мм или 2Х2 мм, для фотоэлементов — два провода 4Х0,5 мм и 2Х0,5 мм, для сигнальной лампы — провод на 220В 2Х0,5 мм.
- Дрель, набор сверл по металлу, саморезы и прочее.
Установка привода
Приводы откатных ворот обычно закрепляют на швеллере, где уже расположены две роликовые каретки. Сначала надо выбрать место, где будет установлен электропривод, для этого берут монтажное основание из набора, и устанавливают на нём привод. Затем устанавливают его на швеллер между роликовыми каретками чуть ближе к проему, воссоздавая рабочее положение автоматики.
Монтаж привода
Важно! Чтобы подобрать правильное месторасположение — положите на шестерню привода зубчатую рейку – и смотрите, как и куда следует подвинуть его, чтобы зубчатая рейка располагалась посередине шестерни. Далее закрепит профильную трубу наружного каркаса, но никак не направляющий рельс!
На намеченное место кладем привод на монтажное стальное основание, и обвариваем его сваркой со всех сторон. Снимите крышку корпуса и проденьте шнур через отверстие. После этого можно зафиксировать на нем привод с помощью болтов.
Продевание провода
Крепление зубчатой рейки
В полностью открытом положении створки поставьте по центру шестерни зубчатую рейку, учитывая, что должен остаться достаточный отрезок для крепежа концевиков (концевых выключателей). Приварите к профильной трубе внешнего каркаса створки крепежные детали зубчатой рейки и протяните ворота. Поставьте второй отрезок зубчатой рейки и повторите процедуру. Следите, чтобы между стыками получился «полноценный» зуб. После прихватки по периметру можно еще раз обварить все крепежные элементы.
Образование «целого зуба» рейки
Затем оставьте зазор в 1-2 мм между рейкой и шестерней электропривода. Для этого отвинтите болты на зубчатой рейке и выставьте ее так, чтобы в движении рейка, соприкасаясь с шестерней, издавала характерное «цоканье».
Установка концевых выключателей
Концевые выключатели необходимо закрепить на зубчатой рейке болтовыми соединениями. Они бывают двух типов:
- Магнитные концевики надежны в эксплуатации в любую погоду, так как их принцип действия заключается в полярности магнита. Концевые выключатели разделяются на левый и правый, и должны быть расположены так, чтобы один был плюсом к приводу, а другой минусом. Их располагают недалеко друг от друга, подбирая место, пока устройство не сработает.
- Механические — более распространенный тип, который более прост в монтаже. Принцип работы: проходя через препятствие, пружинка на приводе сгибается в бок и движение останавливается.
Механический концевик
Подключение привода
Электропривод следует подключать к источнику питания по схеме, приложенной инструкции. Чаще всего «AC-L» – это фаза, «АС-N» – ноль через автомат.
Перед завершающим этапом монтажных работ тестируют и проверяют работу привода. Нажимая кнопку на пульте управления, электропривод должен сдвигать створку ворот, однако не до конца.
Необходимо время для открывания и закрывания. Для этого при полностью закрытых воротах нажмите клавишу «Р1» или «STOP» и «PP» на 2-3 секунды, или 3 раза в зависимости от модели (подробности должны быть указаны в инструкции). Так Вы зададите полный цикл открытия и закрытия (конечных положений) и запишите время в память привода. Это будет дополнительным способом остановки, если по какой-либо причине не сработают концевые выключатели, то действие автоматически отключится по времени, отведенному на него.
Установка фотоэлементов
Фотоэлементы — это парный прибор, где первый подает световой сигнал –луч, а другой его принимает. Когда луч прерывается препятствием на пути — автомобилем, собакой, человеком и т.д. ворота начинают двигаться назад.
Существует несколько способов установки фотоэлементов откатных ворот, главное условие — расположение их друг напротив друга для принятия светового сигнала:
- Можно зафиксировать фотоэлементы на столбиках, где расположены нижний улавливатель;
- Сделать специальные металлические постаменты и приварить к несущим столбам;
- Организовать небольшие столбики из профилированной трубы сечением 50Х50, и на них вмонтировать фотоэлементы.
Выбирайте способ, исходя из Вашей частной ситуации на объекте. Фиксируют фотоэлементы на металлической основе обычными саморезами. Для их подключения снимите перемычку между «GND» и «PHOTO», и по схеме:
- Контакт «-» подключите к левому контакту «АС24V» блока управления;
- «+» подключите к правому контакту «АС24V» блока управления;
- «NC» подключите к контакту «GND» также на блоке управления;
- «OUT» к контакту «PHOTO».
Подключение сигнальной лампы
Комплектующую фурнитуры сигнальную лампу обычно располагают сбоку проезжей части для информирования проезжающего автомобиля о выезде транспорта со двора.
Конечно, личное дело каждого, устанавливать такой элемент безопасности, как сигнальная лампа, или нет. Однако профессионалы рекомендуют полностью выполнять все условия безопасности.
Закрепите сигнальную лампу с помощью саморезов и подведите провод сечением 2Х0,5 мм, подключите к контактам на плате управления «АС-N» и «LIGHT».
Обустройство автоматизированного сдвижного проема
Монтаж привода для откатных ворот своими руками
Монтаж привода для откатных ворот своими руками — наши статьи Производство и
установка ворот
Наш адрес: г. Москва,
41 км. МКАД, ТК «Славянский мир»
Работаем ежедневно:
с 9.00 до 18.00
При выборе ворот для защиты своего участка от вторжения посторонних лиц все чаще люди выбирают откатные ворота. Обусловлено это их высокой надежностью, функциональностью и доступностью. Причем есть возможность установить автоматику, которая облегчит эксплуатацию конструкции. С помощью автоматики можно управлять воротами, не покидая салон своего транспортного средства, что особо актуально во время сильной непогоды.
Конструкция
Разные марки и модели электропривода могут отличаться друг от друга, но основные комплектующие и принцип действия практически у всех одинаковый.
- Электродвигатель. Силовой агрегат, который используется для превращения электроэнергии в механическую энергию.
- Редуктор. Данное оборудование позволяет снизить скорость вращения и передачи движения электродвигателя.
- Зубчатая рейка. Совместно с шестерней редуктора формирует зубчатую передачу. Через редуктор движение передается от двигателя на шестерню, а потом на саму зубчатую рейку. А так как она зафиксирована на направляющей балке с воротной створкой, то при ее движении полотно тоже сдвигается в сторону. Обычно она не входит в комплект автоматики и ее приобретают отдельно.
- Блок управления. Позволяет запустить двигатель вручную, нажав кнопку.
- Приемник. Ловит сигнал от пульта ДУ, а затем дает команду на включение электрического привода.
На заметку! Пульт дистанционного управления не всегда входит в комплект приобретенной автоматики, иногда его приходится приобретать отдельно. Необходимо сразу выяснить этот вопрос при покупке.
Установка
Покупая электропривод первым делом всегда следует обращать внимание на его мощность. Чем больше весят ворота, тем мощнее должна быть автоматическая система.
Монтажные работы проводятся следующим образом:
- Привод. Его устанавливают между тележками для роликов, после чего производят разметку. В намеченных точках нужно просверлить отверстия для крепежа. Делают это при помощи четырех анкерных болтов, установленных по углам основания. Электропривод обязан располагаться параллельно воротной створке.
- Зубчатая рейка. Во время монтажных работ створка ворот должна быть открыта. Рейку располагают на шестерню электропривода, чтобы между зубцами был зазор равный миллиметру. Затем ее немного прихватывают к консольной балке при помощи сварки. Потом приваривают последующую рейку. Причем между рейками не должны быть разрывы. Зубчатая рейка должна быть по всей длине консольной балки. Проверяем ее на зазоры, при их отсутствии заново повторяем процесс варки.
- Концевые выключатели. Применяют для остановки электропривода в автоматическом режиме, после того как он прошел некую часть зубчатой рейки. Тогда полотно прекратит движение при эксплуатации. Во время монтажа помните, что такие выключатели делят на левый и правый. По этой причине один из них должен быть повернут к электроприводу минусом, а другой — плюсом.
В конце необходимо подключить автоматику к сети. Делать все нужно строго по схеме, которая приложена к оборудованию.
Узнайте стоимость своих ворот прямо сейчас!
Перезвоним и поможем Вам с выбором, подберем наилучшее решение и изготовим ворота в короткие сроки!
×Расчитать и оформить
советы по выбору автоматики, чертежи
Установка привода для откатных ворот своими руками поднимет вашу самооценку, вселит уверенность в качестве выполнения работ и, что немаловажно, сохранит вам значительную часть средств. Устанавливать электропривод и выполнять монтаж автоматики нужно в четком соответствии с инструкцией. Это позволит избежать ремонта или замены компонентов за свой счет.
Схема подключения элементов автоматики откатных ворот.
Инструменты и материалы
Начинать нужно с приобретения всего необходимого.
Список оборудования и материалов:
Монтаж привода откатных ворот.
- зубчатые рейки;
- привод;
- сигнальная лампа;
- комплект фотоэлементов;
- питающий провод 3*1,5 мм²;
- провод подключения сигнальной лампы 2*0,75 мм²;
- провод подключения передатчика из комплекта фотоэлементов 2*0,35 мм²;
- провод подключения приемника из комплекта фотоэлементов 4*0,35 мм²;
- гофротруба для прокладывания проводки;
- наконечники проводов;
- стабилизатор напряжения;
- сварочные электроды;
- обрезки профильной трубы, стальных уголков, полосы.
Зубчатая рейка является универсальным элементом и подходит к приводу любой мощности от любого производителя. Она предлагается мерными кусками по 1 м. Участки обычно собираются по системе шип-паз. Чтобы вычислить необходимое количество реек, нужно к ширине проема прибавить 1 м.
Привод представляет собой двигатель, редуктор, концевые выключатели и управляющую плату, соединенные в одном защищенном от атмосферных осадков корпусе. Его главным показателем является мощность. Для легких бытовых откатных ворот достаточно 250-300 Вт. К любому приводу в комплекте поставляются 2 пульта дистанционного управления. При желании всегда можно докупить и настроить еще несколько.
Схема монтажа автоматики с указанием количества жил кабеля и их сечения.
Стабилизатор напряжения не считается обязательным элементом. Но, отказываясь от него, знайте: управляющая плата привода чувствительна к перепадам напряжения и часто выходит из строя из-за его скачков. Фотоэлементы и сигнальная лампа являются компонентами, повышающими безопасность. Система будет функционировать и без них.
Покупать провода с сечением больше рекомендованного не стоит. Больших токов в сетях быть не должно, а колодки на плате управления рассчитаны на сечение жилы до 1,5 мм². Наконечники проводов могут не применяться. Но для надежного контакта их лучше использовать.
Список инструментов:
- рулетка;
- маркер;
- сварочный аппарат;
- дрель;
- отвертки;
- гаечные ключи;
- пассатижи;
- нож;
- обжимной инструмент;
- угольник.
Прокладка проводки
Наглядная схема обустройства фундамента откатных ворот.
Привод может устанавливаться в любом месте консоли, но чаще его размещают поближе к опорному столбу. Сказывается это только на длине проводки к периферийным устройствам. Длина рейки не меняется, она просто смещается по полотну к приводу.
Смонтировать автоматический исполнительный механизм откатных ворот будет проще, если еще на стадии бетонирования фундамента установить стальную закладную и подвести проводку через отверстие в ней. Снабдить приводом нетрудно и уже существующие откатные ворота. В этом случае площадку приваривают к закладной фундамента ворот. Она приподнимается над основанием. Это позволяет завести проводку в устройство, как и положено, снизу, чтобы не переживать о возможном затекании воды в корпус.
Провода прокладываются в специальных гофротрубах или обычных стальных трубах в земле. В уложенные в грунте трубы нужно заранее заложить проволоку. Затем к проволоке прикручивается конец провода и протягивается в трубу. Питающий провод идет от точки подключения в доме или другом месте. Для стабилизатора желательно найти место, где он меньше будет раздражать щелчками.
Провод передатчика фотоэлемента проходит под проездом. Для защиты от повреждения его помещают в стальную трубу и закапывают поглубже. Провода фотоэлементов и сигнальной лампы желательно провести внутри ограничивающих проезд столбов. В случае кирпичных столбов тонкие провода прячут в швах кладки и заделывают раствором. Фотоэлементы размещают в проеме перед воротами на высоте порядка 60 см. Сигнальную лампу поднимают на верхушку ближнего столба.
Установка исполнительного устройства
Электромеханический привод линейного типа для распашных ворот.
Начинать монтаж нужно с зубчатой рейки. На легких воротах выбор места для ее закрепления небогатый, поэтому положение привода подгоняется к рейке, а не наоборот. Рейки бывают стальные и полимерные. Полимерные прикручивают кровельными саморезами к профильной трубе над направляющей ворот.
Стальные снабжаются резьбовыми бобышками, которые нужно приваривать к основанию. Бобышки можно приваривать к той же профильной трубе над направляющей ворот или к самой направляющей. Стальную или полимерную рейки стоить прикручивать повыше. Это обеспечит большую свободу при выборе положения привода.
Привод комплектуется нижней монтажной рамкой с отверстием для входа проводки. Важно изначально выбрать правильное положение для рамки. Для этого ведущую шестерню вводят в зацепление с рейкой. При совмещении должен оставаться зазор в 2-3 мм. Нужно стремиться выдержать перпендикулярность оси ведущей шестерни к передней плоскости рейки. Чтобы выставить редуктор в нужном положении, придется сварить небольшой самодельный опорный столик из стального проката.
Найденное положение отмечается на основании, монтажная рамка снимается с устройства и приваривается к опоре. Важно не забыть продеть проводку в отверстие рамки до ее фиксации. С привода снимается верхний кожух и производится подключение питающего провода к плате управления. Маркировка и размещение клемм может отличаться у разных производителей. Схема подключения берется в инструкции. Провода фотоэлементов и сигнальной лампы подключаются в последнюю очередь, после настройки и проверки работоспособности основного функционала.
Настройка привода
Когда подключение питающего провода к фазному, нулевому и заземляющему произведено, можно производить настройку концевых выключателей. На большинстве современных моделей используются магнитные концевые. Они крепятся на рейку на определенной высоте. Высота задается кронштейнами с возможностью перемещения магнитов.
Когда магниты проходят напротив чувствительного элемента устройства, вращение двигателя останавливается.
Положение концевых выбирается экспериментально. В процессе приходится учитывать инерцию ворот.
Выключатель открытия должен срабатывать, когда полотно уже полностью вышло из проема, но концевой ролик еще не дошел до передней опоры. Выключатель закрытия требует более тонкой настройки. В идеале створка должна входить в улавливатель с зазором 5.10 мм. Контактные концевые старых моделей нажимают на рычажный выключатель на корпусе устройства. В остальном все то же.
Передатчик фотоэлемента на дальнем столбе подключается только к питанию 2-х-жильным проводом. С приемником сложнее, 2 его жилы отвечают за питание, 2 — за управляющий сигнал. Если все подключено верно, то автоматика должна срабатывать следующим образом: при перекрывании луча между передатчиком и приемником движение створки на закрытие прекращается, и она отводится в положение «открыто».
Сигнальная лампа подключается к клеммам, на которые подается питание при движении ворот в любом направлении. Большинством моделей приводов поддерживается установка автоматики, увеличивающей функциональность устройства.
К ним можно подключать любую нормально разомкнутую кнопку для открытия ворот по нажатию. Вместо кнопки можно использовать считыватели кодированного сигнала различных типов. Внешняя антенна позволяет улучшить качество и дальность приема сигнала брелка дистанционного управления. Внешний приемник сигнала позволяет эксплуатировать привод с несколькими сотнями брелков.
Главное — это внимательно изучать инструкцию, не путать цвета и сечения жил. Тогда автоматизировать откатные ворота своими руками будет нетрудно.
Поделись статьей:
Оцените статью:
Загрузка…