Чем склеить гипс между собой
Как склеить изделие из гипса?
Как и чем склеить гипс?
Из гипса можно сделать различные изделия, например, какие-то фигурки, статуэтки или другие поделки.
Хорошей прочностью гипс не отличается, поэтому любое изделие из гипса может треснуть, если его чем-то стукнуть или упустить на пол.
В таком случае на помощь придет обычный суперклей. Склеиваемые поверхности должны быть сухие и без мусора.
Можно применить любой другой прочный строительный клей.
Склеивать надо аккуратно, руководствуясь инструкцией по склеиванию, а также постараться сложить поверхности максимально точно, чтобы впоследствии не было видно изъяна.
Вопрос актуальный, в том числе для подростков, которые случайно разбили мамину любимую гипсовую статуэтку). Подскажем, как и чем ее можно склеить.
Для гипса применимы пропиточные способы, когда используются клеевые растворы, только разбавленные.
Почти все термопласты можно растворять в органических растворителях и склеивать таким средством гипсовые изделия. Подойдут «ПВБ», «ПВА-дисперсия», «ПБМА», «БМК-5». Можно использовать и клей «БФ», однако он оставляет следы желто-коричневого цвета.
Прежде, чем клеить гипс, очистите хорошо поверхности, которые собираетесь склеивать.
Можно обратиться в специализированный магазин, где вам также подскажут способ склеивания гипсовых частей.
Склейка гипса не такая уж и сложная задача, если только при падении гипсовой статуэтки не были потеряны некоторые её кусочки.
Мне удалось склеить статуэтку клеем «Секунда». Только предварительно я мокрой кисточкой обработала края отломков, чтобы наверняка удалить гипсовую пыль. Когда гипс высох, смазала этим клеем обломки и прижала на пару минут. Излишки клея удалила сразу, а то по цвету всё равно шов отличается.
А если небольшие кусочки потерялись, то в недостающие места придётся докладывать гипсовую штукатурку, разведённую то консистенции творога.
После склеивания фигурку лучше положить на сутки, чтобы никто её не тревожил и клей надёжнее схватился.
Предлагали мне использовать для реставрации специальный клей «Синдетикон».
Для склеивания декоративных деталей из гипса, монтажа перегородок из гипсовых блоков и для приклеивания плит из гипскартона сейчас существует много разновидностей клея.
Например, вот такие варианты представлены на фотографии:
Для работы с мелкими гипсовыми деталями или обломками можно воспользоваться «мгновенными» клеями на основе цианакрилата. Достаточно смазать края обломков таким клеем и плотно прижать на несколько секунд.
А когда — то такого богатого выбора не было и мы в зуботехнической лаборатории смывали старую горючую 35-мм плёнку из нитроцеллюлозы, резали её кусочками и растворяли в обычном ацетоне.
Я сама столкнулась с необходимостью срочно склеить детали гипсовой фигуры. Я делала слепок с руки ребёнка и в процессе извлечения ещё полусырой фигуры из геля один палец отломился. Сырым методом (то есть тем же гипсом или штукатуркой) я клеить палец на место не решилась. Был риск, что палец от влаги может раздуться, а это будет очень заметно.
Поэтому для приклеивания гипсовой части я решила использовать клей ПВА. Развела его с гипсом погуще, что бы получилась гипсовая каша по консистенции напоминающая манную. Вот такой своеобразной замазкой и провела по слому, оставляя тонкий слой. Подержала, пока палец не «схатился», после чего оставила в покое на день.
Вечером уже спосойно обработала фигуру лаком. Палец не отвалился, держится. Правда, место слома всё равно заметно, ведь я заню куда смотреть )) В итоге я склеила-таки гипсовую фигуру, хотя самой в начале в это не верилось!
Способы монтажа гипсовой лепнины
Что нужно сделать заранее?
Прежде чем приступать к установке декоративных элементов из гипса, необходимо позаботиться о соблюдении ряда условий, которые позволят произвести монтаж надежно и без потерь.
- Помещение, где планируется проведение работ, должно быть не слишком холодным (более 18-и °C) и достаточно сухим. Иначе гипсовые элементы растрескаются или «поплывут». Поэтому не рекомендуется использовать подобный декор в небольших ванных комнатах.
- Необходима подготовка украшаемой поверхности. Выступы затираются наждачной бумагой, впадины заполняются шпатлевкой. Без этого не будет плотного прилегания деталей и впоследствии они отклеятся. После сглаживания стены и потолок грунтуются специальным раствором, который сохнет 2-3 дня.
- Разметка. Обязательно качественное соединение деталей, если этого нет, обе поверхности обрабатываются абразивом или подпиливаются. Также понадобится нанести маркеры на стену или потолок, чтобы соблюсти общий рисунок расположения гипсовых элементов.
Правильная подготовка помещения и материалов — залог долговечности установленных элементов.
Влияние веса изделий на способы монтажа
Важную роль играет тяжесть лепнины. В зависимости от нее выбирается определенная методика, вид крепления, подготовка поверхности и декоративного элемента.
Установка гипсовой лепнины малого веса производится следующим образом:
- Тыльную часть изделия необходимо выровнять. Для этого по ней нужно несколько раз провести среднего размера наждачной бумагой, чтобы сгладить выступающие части.
- Соединяемые поверхности опрыскиваются из пульверизатора водой, после чего на гипс наносится слой строительного клея ПВА и проводится притирка, чтобы он равномерно распределился.
- Понадобится придерживать декоративный элемент в течение двух-трех минут для плотного соединения деталей между собой.
Небольшую и легкую гипсовую лепнину можно устанавливать в одиночку. Для тяжелых или длинных частей лучше воспользоваться помощью, иначе они могут сломаться из-за провисания при неравномерной поддержке.
Монтаж больших гипсовых элементов требует несколько отличных способов крепления.
Сначала подготавливается поверхность. Желательна установка на «голый» бетон, а если на стене/потолке штукатурка, то на нее наносится частая насечка для увеличения силы сцепления. Штукатурка счищается. Перед монтажом стену необходимо обработать грунтовкой из строительного клея ПВА с водой.
Для усиления сцепления поверхностей используются гвозди и шурупы, которые размещаются на расстоянии 15-20 см друг от друга. Применение оцинкованных креплений исключит появление ржавчины и последующее разрушение конструкции. Отверстия под дополнительный крепеж необходимо просверлить заранее — они делаются и в детали, в и стене.
Для крепления тяжелых элементов декора необходимо приготовить специальный клей: ПВА соединяется с водой в пропорции 40 на 60, после чего туда добавляется гипсовый порошок марки Г-7 или Г-10 и тщательно вымешивается до получения сметанообразной консистенции. Клейкая смесь наносится на тыльную поверхность изделия, и оно крепко прижимается к стене/потолку. После этого вкручиваются шурупы, забиваются дюбеля или гвозди.
Оставшиеся технологические отверстия и места соединения элементов затираются жидкой гипсовой смесью. Процедуру необходимо производить через 2-3 дня после основного монтажа, когда все окончательно высохнет и хорошо закрепится.
Ремонт садовых фигур
В наше время модно украшать земельные участки различными садовыми фигурами. Популярность данного решения объяснить не трудно – если вы используете декоративные фигуры, ландшафтный дизайн приобретает особый колорит, определённую изысканность и уникальные черты. Многие производители изготавливают садовые скульптуры из гипса и причина такого выбора ясна. Гипс является материалом природного происхождения, он отличается экологической чистотой. Более того, фигуры из гипса являются достаточно недорогими.
Однако наряду с преимуществами данного материала, нельзя не отметить, что гипс достаточно хрупкий материал. Предположим, гипсовую скульптуру уронили в процессе перемещения, ваши дети могут по неосторожности нанести вред изделию, просто нечаянно задели какие-либо выступающие элементы – причин для повреждения может возникнуть сколько угодно. Поэтому часто бывает так, что вы вынуждены сталкиваться с вопросом ремонта гипсовых фигур. Как поступить в такой ситуации? Что вы можете сделать для ремонта любимой садовой скульптуры? Если речь идёт о трещинках и небольших сколах на фигуре, вы можете без труда приклеить отколовшиеся осколки обычным супер клеем.
В случае если вы не смогли найти отколовшиеся части, или они слишком сильно повредились, вы можете замазать поверхность своими силами. Вы должны промазать место вокруг скола клеевой массой – она нужна для образования пленки на старых участках скульптуры. Также, благодаря использованию клея, будет обеспечен защитный барьер скульптуре от проникновения влаги из вновь наносимого гипса. Далее нанести на повреждённый участок подготовленный раствор гипса, к нему нужно добавить пятнадцатипроцентный раствор клея ПВА. После полного высыхания нанесенного ремонтного раствора может потребоваться небольшая зачистка или шлифовка. Отличающийся по цвету кусок закрасить обычными акриловыми красками, при необходимости можно нанести лаковое покрытие.
В качестве альтернативы непрочному гипсу для создания садовых скульптур производители могут использовать полистоун. В составе данного материала используются полимерные композиты. В результате получается достаточно прочный материал со своими особенностями и преимуществами. Если на вашем участке имеются фигуры из полистоуна, не следует волноваться о трещинах, образуемых при перепадах температур, состоянии лакокрасочного покрытия под воздействием дождя и снега. А также данный материал обеспечивает более высокие качества ударопрочности изделия.
Если же вы стали счастливым обладателем больших садовых фигур, они будут радовать вас долгие годы, поскольку такие фигуры производятся из полистоуна с армированием стекловолокном и они способные выдержать большие механические нагрузки. Несмотря на приличные размеры, повышенную прочность и устойчивость такие изделия не тяжелые. Любую фигуру любой может самостоятельно переместить 1 человек.
Мы рассказали вам о различных вариантах исполнения Фигур для сада и о возможных способах ремонта. Надеемся, данная информация будет вам полезна. Ну, а если ремонтировать фигуру нет сил и времени, купите новую! Это будет самым простым решением, к тому же, внешний вид вашего участка обновится, приобретет новизну и неповторимость!
Отзыв: Набор для литья из гипса Развивашки «Волшебный след» — Творческий процесс вместе с ребёнком: делаем слепок. Как склеить и раскрасить гипсовую фигуру?
Как и многие мамы, воспитывающие хотя бы одного ребёнка, мне хочется запечатлеть каждый миг взросления моего сына не только в памяти, но и в вещах, которые нас окружают. Я делаю фотоальбомы, рисую на двери линию роста, веду альбом первых лет ребёнка, но — мне всё мало. Захотелось ещё получить и гипсовую руку сына, для чего и приобрела набор «Волшебный след» для создания персонального слепка.
Создавать подобный шедевр мне раньше не приходилось, поэтому постараюсь по максимуму рассказать о всех плюсах и минусах этого набора для творческих изысков, да расскажу как им пользоваться.
Стандартно набор состоит из несколько предметов:
— гипса:
— геля,
— формы для выливания рамки,
— пластиковая подставка под рамку.
На обратной стороне картонной коробки мы видим небольшую визуализацию инструкции, а так же несколько примеров получившихся работ:
Но, конечно, перед началом работы нужно прочесть всю инструкцию полностью. Привожу вам её в целом виде, что бы вы могли оценить полноту информации:
▲ С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ? ▲
Для начала, конечно, же читаем внимательно инструкцию. Я не зря выложила её одними из первых снимков, потому что собираясь создавать слепок руки нужно чётко представлять себе, что вы будете делать и как.
► Подготовьте ёмкости для разведения геля и гипса, банки с водой объёмами 950 мл и 650 мл. В процессе работы придётся действовать быстро, поэтому по максимуму сделайте предварительную подготовку, что бы меньше отвлекаться потом.
► Сначала замешайте гель. Он находится в плотно запаянном пакете, поэтому разрезаем пакет и высыпаем содержимое в воду. Гель почти моментально приобретает приятный светло-голубой оттенок. Мешать его нужно быстро, я использовала ложку для замеса — не более 1 минуты. После чего выливаем его в нижнюю часть формы.
К этому моменту вы уже должны договориться с ребёнком, какую фигуру примет его рука: «рожки», знак «ок», вытянутый вверх большой палец или просто растопыренная ладонь. У меня в этот момент возникла сложность: ребёнок отказался опускать руку в непонятную голубую массу. Еле уговорила )
► По инструкции держать руку в геле следует 1,5-2 минуты. Якобы этого времени хватит, что бы гель застыл и держал форму. На деле это не так. Изначально мы держали руку около 5 минут (ребёнок смотрел мультики, поэтому это было не сложно), но поверхность геля не застывала. Решив, что у меня ничего не получилось, я убрала руку ребёнка. и поняла, что это было зря! Нижняя часть геля успела застыть! Пришлось экстренно взбалтывать верхнюю поверхность геля и опять опустить туда сжатый кулак. Во второй раз гель схватился буквально за 1 минуту, но сверху оказалась не гладкая поверхность, а бугорки и пупырышки, которые я пыталась по максимуму выправлять линейкой.
► Убираем руку из геля и видим. невнятный отпечаток. Тут я расстроилась ещё больше, мне показалось, что вот теперь точно ничего не вышла. Но пошла готовить гипс, ведь ребёнок уже ждал следующего этапа нашей работы и разочаровывать его мне не хотелось.
► Готовим гипсовую массу, смешивая её с водой. Так же быстро мешаю и заливаю нашу форму полностью: гель и края, которые должны были бы стать в будущем красивой белой рамкой. Оставляю до высыхания (примерно 24 часа).
Не забываем о петельках на раме — их нужно погрузить в гипс, что бы они застыли вместе с ним. По идее производителя за эти петельки можно было бы подвешивать картину на стену.
► По истечении указанного времени, когда гипс застынет (на ощупь он может быть ещё влажный — слейте воду) — аккуратно переворачиваем нашу работу и удаляем форму. Сразу скажу, что я делала всё очень аккуратно, форма отходит относительно легко. А вот гель, в котором оказалась рука, удалять сложнее.
В этом отношении будьте аккуратнее — гипс очень хрупок. Застрявший в геле палец очень легко отломился. Ниже вы можете увидеть это на фотографии немного модифицированной рамке. Я сама вышкребла из гипса подрамку, имя сына и цифры от 1 до 6 — просто для соблюдения детской тематики.
▲ ЧТО ДЕЛАТЬ СО СЛОМАННОЙ ГИПСОВОЙ ФИГУРОЙ?▲
Когда у гипсовой руки отвалился палец, я обомлела. Что делать в этой ситуации я понимала плохо. Первая мысль: приклеить! Но на что? Я пробовала починить мою фигуру двумя видами клея.
— клей «Момент» ложится желтоватым подтоном, но застывает и палец легко отходит от клея. Не подходит.
— клей ПВХ. В интренете прочла, что можно смешать слей ПВХ с гипсом и как замазкой замазать место скола. Решила попробовать. Густо нанесла массу на палец, приклеила отвалившуюся часть. Всё хорошо высохло. Пока сынок не тронул слегла «больной» пальчик — тот снова отвалился. Не помогло.
В итоге я обыграла ситуацию так, что. помог мне лейкопластырь. А у вас как часто дети царапаются? В итоге, после процесса раскрашивания, наш слепок стал выглядеть так:
В общем, как-то так )) Не судите строго, работа это первая подобная у меня. Раскрашивала я фигуру обычной гуашью, верху покрыла лаком для ногтей. Саму руку лаком не покрывала, боюсь, что не будет видно самого главного: мельчайших черточек на руках. Вместо гуаши для оттенка руки я использовала мою пудру ))
▲ Обратите внимание на ОШИБКИ, которые вы можете допустить в ходе работы: ▲
1. Налить недостаточно (или очень много) воды. Количество геля и гипса рассчитано с таким условием, что разбавлять их нужно в строгом количестве воды. И если в случае с гипсом можно взять воды меньше предложенного, то для геля — строго 950 мл воды.
2. Использовать весь гипс до последней капли тоже не стоит. В этом была моя ошибка, когда я залила полностью форму: пластмасса оказалась недостаточно прочной и слегка прогнулась. При высыхании это повлияло на ровность рамки, которая моментально треснула, стоило мне выложить работу на ровную поверхность. Рамка оказалась испорченной.
3. Время застывания работы — около суток, хотя в инструкции оговаривается всего 1 час. После суток дайте работе полежать в сухом солнечном месте ещё пару дней, что бы лишняя влага вышла из гипса. И только после этого покрывайте работу лаком, красками или чем хотите.
4. Для придания прочности гипсу добавьте в указанное количество 1 бутылочку жидкого клея ПВА. Это не даст вашей фигуре так просто сломаться. Жаль, что я узнала об этом так поздно.
▲ ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ▲
Сразу скажу, что процесс начала работы до её окончания занял у меня почти неделю. Именно столько вечеров ушло на то, что бы высушить работу, подчистить её мелкой шкуркой, ввести декоративные элементы, раскрасить и приклеить палец.
Конечно, есть ряд моментов, которые меня НЕ УСТРОИЛИ:
— время застывания геля и гипса оказалось больше указанного,
— форма для заливки оказалась недостаточно прочной и прогнулась,
— сам гипс так же оказался недостаточно прочным,
— фигура получилась очень тяжёлой, повесить её на стену было бы проблематично — нужна более надёжная деревянная рама.
Но всё-таки МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ многие моменты:
+ сам процесс работы очень творческий. Орудовать шкуркой или красками было здорово. Сын помогал закрашивать основной фон, я — рисовала цветы и цифры.
+ гипсовая рука оказалась точно копией руки ребёнка со всеми чёрточками и очертаниями ногтей. Очень реалистично получилось! От этого я в полном восторге!
+ ребёнок понял что такое гипс, как заливаются формы и как раскрашиваются гипсовые фигуры. Это была целая серия познавательных развивающих занятий, растянувшаяся на целую неделю!
В общем, этим набором я полностью довольна. В будущем планирую приобрести ещё такой же набор, тем более, что я уже точно знаю как с ним работать.
На что клеить гипсовую плитку
Выбирая клей для гипсовой плитки надо принимать во внимание не только его физико-химические характеристики, но и качество материала, из которого изготовлена гипсовая плитка. Качество гипса может находиться в диапазоне от низкомарочного гипса (пористого) до гипса с высокой плотностью. В первом случае стоит исключить использование клеёв на водной основе. Также немаловажно, на что клеится гипсовая плитка (дерево, бетон, гипсокартон, кирпичная кладка, металл и др.)
Для приклеивания декоративной плитки из гипса можно использовать довольно разнообразный ассортимент клеёв:
- С содержанием воды — поливинилацетат (ПВА), акриловый водоэмульсионный клей, карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ), водоэмульсионные «Жидкие гвозди», бустилат, мастика (приготовленная на воде), клей на гипсовой основе,
- Без содержания воды – «жидкие гвозди» на ацетоне и толуоле, густотертая краска, монтажный полимерный герметик, мастика (приготовленная на масле), шпатлевка, эпоксидный клей, полиуретановый клей.
Клеи на водной основе
ПВА — эмульсионный раствор поливинилацетата в воде с различными добавками. Перед применением клей необходимо смешать с гипсом в пропорциях 20-25 мл ПВА на 1кг гипса. Полученную смесь доводим водой до рабочей вязкости. Может использоваться для таких поверхностей как гипсокартон, кирпич, бетон.
Акриловый водоэмульсионный клей – однокомпонентный плиточный клей, имеющий хорошую адгезию, эластичность, устойчивость к влаге, не имеет запаха, нетоксичен. Выпускается в готовом к применению виде. Используется для приклеивания плитки на любую поверхность.
Жидкие гвозди — клей на основе синтетического каучука с добавлением полимеров. Выпускается в двух видах:
- Продукт на основе неопрена имеет высокие эксплуатационные характеристики. Из-за содержания ацетона и толуола является высокотоксичным клеем с резким и устойчивым запахом. Может применяться для приклеивания гипсовой плитки на любые поверхности,
- Продукт на основе полиакрилатов (водоэмульсионные жидкие гвозди), по сравнению с продуктом на основе неопрена, имеет ухудшенные эксплуатационные характеристики и более ограниченный круг применения (дерево, гипсокартон, кирпич). Его преимущество заключается в экологичности, нетоксичности, отсутствии неприятного запаха.
Бустилат — синтетический клей в состав которого входят: латекс, мел, КМЦ, вода и другие добавки. Отечественным производителем выпускаются такие марки клея как: Бустилат-М», «Бустилат-Н», «Бустилат-Д-Супер», «Бустилат Омега». Клей характеризуется высокой адгезией, экологичностью и отсутствием запаха. Бустилат выпускается в готовом к применению виде, но при необходимости может быть разбавлен водой. Используется для приклеивания гипсовой плитки на деревянные, кирпичные и бетонные поверхности.
Мастика — общее название для смесей разных веществ, таких как мел, гипс, эпоксидная смола, песок, толчёное стекло, пигменты, сера, куриный белок, глина и др. Она готовится на основе масла (олифы) либо воды. Обладает хорошими схватывающими свойствами, водонепроницаемостью, нетоксичностью. Предназначена для приклеивания плитки к таким поверхностям как бетон, гипсокартон, кирпич.
Клей на гипсовой основе — представляет собой обобщенное название для ряда клеящих сухих смесей состоящих из алебастра и пластификатора. Перед его применением сухую смесь необходимо смешать с водой до однородной и пластичной массы. Применяется для приклеивания плитки на кирпич, бетон, штукатурку, гипсокартон.
КМЦ (карбоксиметилцеллюлоза) — Порошок белого цвета. Имеет распространённое в быту название — обойный клей. Применяется в смеси с алебастром, где КМЦ выступает в качестве пластификатора, загустителя и ресорбента. В зависимости от соотношения алебастра к КМЦ будет изменяться скорость схватывания. Чем больше КМЦ тем медленнее будет схватываться раствор.
Применяется для приклеивания гипсовой плитки на кирпич, бетон, гипсокартон.
Важно! Алебастр смешивается не с порошком КМЦ, а уже с его раствором в воде.
Клеи на основе химических растворителей и без них
Густотертая краска — смесь пигментов и олифы с добавлением наполнителей. Для получения рабочей вязкости может разводиться с олифой в разных пропорциях. Применяются для приклеивания плитки из гипса на кирпичные, деревянные, гипсокартонные и бетонные поверхности.
Монтажный полимерный герметик – клеящий продукт на основе синтетических полимеров (полиэпоксид, полиуретан и др.). Отличается хорошей влагостойкостью, адгезией и эластичностью. Выпускается в тубах и готов к применению без предварительной подготовки. Может использоваться для приклеивания гипсовой плитки на любых поверхностях.
Шпатлёвка — пастообразный продукт, для изготовления которого используются: мел, гашеная известь, костная мука, пигменты, лаки, гипс, алебастр, олифы, масла и др. В зависимости от состава шпатлёвки её можно разделить на: масляную, клеевую, масляно-клеевую, гипсовую, эпоксидную, полиэфирную, латексную, шпакрил, акриловую универсальную, фасадную и на основе ПВА.
Условия применение шпаклёвки, для приклеивания гипсовой плитки, варьируются в широком диапазоне и зависят от состава. Как правило, для её применения не требуется дополнительной подготовки.
Эпоксидный клей – двухкомпонентный продукт на основе эпоксидных смол, в быту получивший название «реактивный клей». Обладает высокой термо- и влагостойкостью, устойчив к воздействию нефтепродуктов и химических веществ, выдерживает высокие динамически нагрузки. Применяется на всех поверхностях. Не требует дополнительной подготовки.
Полиуретановый клей – выпускается в двух видах (однокомпонентный и двухкомпонентный). Он устойчив к вибрациям, обладает высокими адгезионными свойствами, водостоек. При помощи полиуретанового клея укладывание плитки из гипса производится на любую поверхность. Обладает способностью незначительно увеличиваться в объёме, что позволяет заполнить пустоты между плиткой и рабочей поверхностью, без её смещения. Способ применения данного клея описан на упаковке товара и должен неукоснительно соблюдаться. Клей не требует дополнительной подготовки для нанесения.
Внимание! После смешивания компонентов (мономер + отвердитель) быстро затвердевает.
Для улучшения склеивания гипсовой плитки с любой поверхностью рекомендуется её внутреннюю часть обработать акриловой пропиткой.
Как склеить гипс?
#1
Склейка гипса – это непростая, но и не сложная задача. Бывают разные ситуации. Например: гипсовая фигурка падает и разбивается на мелкие осколки. В этом случае может подойти клей секунда, правда и случается так что, некоторых частей недостает. В этих случаях подойдет гипсовая штукатурка.
#2
Разводить ее надо так, что бы консистенция была как творожная масса. И этой массой аккуратно восполнить недостающие части. Кроме клея секунды подойдет и другой клей. Но тот же момент оставляет коричневые пятна после высыхания и если фигура белая, то уже не так смотрится.
#3
Как склеивать гипс с помощью самого гипса? Здесь может присутствовать один момент. Если сырой гипс положить встык частей гипсовой фигуры, то есть риск увеличения в размерах. А если сырым гипсом обмазать с изнаночной стороны, то будет увеличение объема и веса.
#4
Так же можно склеить гипс Синдетиконом или столярным клеем, но нельзя что бы клей выступал. А черный шов аккуратно замазать гипсом. Гипсовая шпатлевка тоже годится для склейки. Важно перед склейкой слегка пройти мокрой кисточкой по склеиваемым поверхностям, иначе останется мелкая пыль, и соединение будет плохо держаться.
#5
После того как прошли мокрой кисточкой надо дать высохнуть (если вы клеите с синтетическим клеем). Затем, намажете клеем склеиваемую поверхность, (если клеите моментом, то подождите полминуты) и прижмите друг к другу. Тот клей, который выступил, удалите.
#6
Подержав несколько секунд и убедившись, что половинки держатся, положите аккуратно склеенные части в место, где изделие не потревожат, ровно на сутки. Затем, если это требуется, промажете специально разведенным гипсом. И при необходимости (после высыхания) обработайте мелкой наждачкой. Деталь склеена, и можно поставить данную гипсовую фигурку на место.
#7
Как склеить гипс, если фигурка цветная? Тут уже все зависит от вашего внимания, усердия, и таланта к живописи. Надо подобрать краски по цветосочетанию, лак. Затем кисточкой, (какую по размеру это сами определите) нанести краску, и после высыхания оной, покрыть сначала место, которое было покрашено. А затем и все изделие полностью.
РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Очистка гипсовой скульптуры
Повышенная пористость нетонированного гипса и его малая устойчивость к истиранию резко ограничивают применение механических способов очистки, особенно с использованием водных моющих средств. Активная водопоглощающая способность гипсовой поверхности служит причиной быстрого всасывания влаги вместе с загрязнениями в поры материала и его размывания. Помимо этого, глубокое насыщение гипса водой может вызвать повреждения армированной скульптуры (коррозию металлических и разбухание деревянных каркасов), а также растворение нередко присутствующих в толще гипса окрашенных включений, выносимых на поверхность по мере испарения влаги. Ограниченное применение моющих средств в сочетании с механическими способами очистки допустимо лишь на скульптуре с неповрежденной поверхностью и хорошей сохранностью защитного покрытия, в чем необходимо убедиться, увлажнив небольшой участок поверхности. При отсутствии быстрого впитывания нанесенной влаги (это свидетельствует о защищенности пор) можно воспользоваться препаратом «ВЭПОС» или «БИО-МИГ» по методике, рекомендованной для очистки камня.
Во всех остальных случаях, особенно при очистке светлой скульптуры, следует предпочесть пленочные способы очистки, исключающие механическое трение и сводящие к минимуму применение воды.
Пленочный способ очистки гипса
Одним из таких способов является очистка гипса с помощью крахмальных компрессов, которая заключается в следующем. Из картофельного крахмала готовят клейстер (для приготовления 1 кг клейстера берут 930 г дистиллированной воды и 70 г сухого крахмала). В доведенную до кипения и снятую с огня воду доливают разведенный в 100 г холодной воды крахмал и перемешивают до образования густого клейстера. Охлажденный (до 40—45 °С) клей готов к применению.
Предварительно обеспыленную флейцем или пылесосом поверхность скульптуры целиком покрывают приготовленным раствором в один прием, чтобы не было ореолов на границе между обработанными и необработанными участками поверхности. Клейстер наносят флейцем, а в глубоких западинах — кистью. Для получения нужной толщины покрытия (0,4—0,5 см) обычно требуется 2-кратное нанесение с интервалом в 10—15 минут. На покрытую клейстером поверхность тщательно укладывают равномерный слой разрыхленной ваты (1—1,5 см), назначение которой — препятствовать пересыханию пленки и облегчить ее последующее удаление.
Через 6—10 часов следует проверить состояние пленки, слегка отвернув край компресса. Если пленка приобрела достаточную эластичность и легко снимается, компресс можно удалить. В противном случае срок выдержки увеличивают (это зависит от температуры и влажности воздуха в помещении). Особенно следует остерегаться пересыхания пленки, так как это сопряжено с риском отслоения частиц гипса вместе с удаляемой пленкой. Если все же пересыхания не удалось избежать, пленку распаривают горячей водой. В случае необходимости перенесения заключительной части работы на сутки и более, можно предохранить компресс от пересыхания, закрыв обработанную клейстером скульптуру бумажным чехлом.
Этот способ очистки оказался исключительно эффективен при реставрации гипсовых медальонов работы скульптора Ф. П. Толстого (ил. 32).
32. Медальон «Битва при Лейпциге». Ф. П. Толстой (1783-1873). Гипс. ГМО «Художественная культура Русского Севера». Архангельск. В процессе реставрации. Удаление загрязнений с помощью крахмального компресса.
Склейка гипса
Пропиточные способы с использованием разбавленных клеевых растворов, рекомендованные для склейки пористого камня, применимы и для гипсовой скульптуры. Исключение составляют лишь некоторые клеи, например типа БФ, оставляющие на светлом гипсе интенсивные желто-коричневые ореолы.
Обычно применяют растворенные в органических растворителях термопласты: ПБМА, ПВБ и БМК-5 или водные растворы ПВА-дисперсии.
Перед склейкой гипса важно полностью удалить все, даже самые мелкие частицы гипса (а иногда и волокна пеньковой арматуры), присутствующие в местах разлома и мешающие точному совмещению соединяемых частей. Обычно применяются клеевые растворы более жидкой консистенции (15—20%), чем для склейки пористого камня, в остальном же методики склейки гипса и камня ничем не отличаются (ил. 33—34).
33 3433—34. Бюст Н. И. Пирогова. Неизвестный скульптор. Начало XX в. Гипс патинированный. 2-й Московский медицинский институт.
33. До реставрации.
34. После реставрации. Произведена замена арматуры, склейка на ПВАД, догипсовка и тонировка швов.
Если нужно заполнить значительные зазоры между соединяемыми фрагментами, уместно производить склейку на жидком гипсовом растворе с добавлением в воду, предназначенную для затворения гипса, 15—20%-ный ПВАД.
После соединения фрагментов излишки гипса выжимаются, а фрагменты фиксируются до полного схватывания раствора. Затем гипсовочной лопаткой или ножом удаляют излишки гипса, выступавшие вдоль соединительного шва. Просохший шов при необходимости тонируют под общий тон акварелью с гуашевыми или темперными белилами.
Восстановление утрат и заделка сколов на гипсе
Для восстановления утрат на гипсовой скульптуре издавна применяется способ так называемой догипсовш, состоящий в нанесении на поврежденные участки гипсового раствора, из которого и моделируются восстанавливаемые фрагменты.
Утраченные детали сложной конфигурации обычно вначале выполняются в мягком материале (например, в белом пластилине), а затем с этой модели снимают форму, по которой и отливается гипсовое восполнение. Материалом для изготовления формы может быть гипс или, что гораздо удобнее, какой-либо синтетический эластичный материал — «Сиэласт», «Беласт», «Виксинт» и т. п. (ил. 35—36).
35 3635-36. Водоросли. Фрагмент фонтана. А. Г. Сотников (1904-1989). «Счастливые рыбаки». Фарфор, цветные глазури, роспись. ГТГ.
35. В процессе реставрации. Замена грубых старых восполнений новыми.
36. После реставрации. Произведены формовка восполнений в силиконовых («Виксинт У-2») формах, тонировка и имитация глазури (15%-ный раствор МСН-7 в уайт-спирите).
Применение форм из эластичных материалов значительно упрощает формовочные работы, сводит до минимума многосложный и длительный процесс изготовления кусковой гипсовой формы, несмотря на обязательность дополнительной фиксации такой формы с помощью наружного гипсового «кожуха».
Особенно удобен в работе «Виксинт» (лучше равная смесь компаундов К-2 и У-1), затвердеваемый с помощью катализатора К-18 (4—5%). При нанесении на формуемый объект масса хорошо удерживается на вертикальной плоскости и за 25-50 минут, в зависимости от температуры воздуха, успевает полностью затвердеть. При отливке восполнения гипсом такая форма не требует разделительной смазки, и лишь при внесении клеевых укрепляющих добавок к гипсовому раствору рекомендуется предварительно смазать форму насыщенным мыльным раствором.
Отлитая по форме деталь крепится на скульптуре с помощью гипсового раствора приведенным выше способом склейки. В некоторых случаях, при устранении дефектов на полых отливках, гипсовым раствором наращивают («намораживают») изнутри толщину стенок, заполняют раковины, крупные трещины и т. д.
Работая со свежеприготовленным гипсовым раствором, следует учитывать, что при его нанесении на сухую гипсовую поверхность происходит активное обезвоживание вновь нанесенного гипса, и в результате меняются его физико-механические свойства — ухудшается сцепление с поверхностью, меняется окрашенность, резко уменьшается плотность и т. п.
Обезвоживание раствора можно значительно уменьшить, обильно насыщая водой поверхности, подлежащие догипсовке, либо изолируя их клеевыми пленками (поливиниловым спиртом, крахмалом, ПВА-дисперсией и др.).
Во многих случаях клеевая изоляция предпочтительнее увлажнения, так как последнее, как уже отмечалось, крайне нежелательно для старых гипсовых изделий.
Обезвоживание можно уменьшить и за счет более жидкой, чем обычно, заводки гипса31, а также при нанесении несколько «подсевшего» (загустевшего) раствора. Сложнее всего исключить обезвоживание при самых мелких догипсовках, которые обычно выделяются на светлой скульптуре более темным тоном. Кроме того, из-за повышенной твердости они с трудом обрабатываются. В таких случаях вместо гипса удобнее применять левкас, приготовленный на поливиниловом клее с мелом.
Приготовление левкаса
Исходным материалом для клеевого связующего левкаса является поливиниловый спирт (ПВС) — продукт гидролиза поливинил ацетата. Он представляет собой растворимый в воде белый порошок. Для приготовления клея необходимо замочить в 1 л дистиллированной воды 60 г порошка и выдержать смесь до набухания (около суток), а затем окончательно растворить до полной однородности на водяной бане, помешивая в течение 10—15 минут. Приготовленный сиропообразный раствор после остывания готов к применению.
В качестве наполнителя применяют тонко отмученный мел, который получают протиранием кускового мела через мелкое сито.
Мел засыпают частями в клей до нужной рабочей консистенции и смесь тщательно перемешивают шпателем. Определяя густоту массы, надо исходить из размеров мастикуемой утраты: чем она меньше, тем более жидким должен быть замес.
Максимальная толщина мастиковок (до 0,6 см) может быть получена многократным послойным наращиванием, не превышающим 0,2—0,3 см в каждом слое. Перед нанесением левкаса поверхность скола лучше смазать ПВС-клеем для увеличения адгезии мастиковок.
При необходимости подкраски левкаса под общий тон скульптуры применяются водные красители — акварель, настой чая, раствор марганцовокислого калия и т. п.
Тонировка гипса
Нередко загрязненную светлую гипсовую скульптуру вместо очистки предпочитают периодически забеливать в расчете на быстро достигаемый эффект поновления. Однако такие забелы со временем наслаиваются, сглаживая и огрубляя тонко моделированные детали скульптуры. Поэтому к тонировке гипса следует прибегать лишь в ограниченных случаях, например: при малой эффективности рекомендованных способов очистки, при наличии невыводимых окрашенных пятен или выделяющихся по тону нагипсовок и дополнений.
Производя тонировку скульптуры, необходимо соблюдать следующие правила:
1) тонировочный состав должен наноситься равномерно, возможно более тонким слоем, не скрадывающим самые мелкие детали моделировки;
2) прежде чем приступить к тонировке, надо удалить или максимально утоньшить все предыдущие красочные наслоения;
3) при наличии незначительных по площади окрашенных пятен достаточно нанести тонировку локально, в пределах пятна («косметика»).
Для тонировки светлого гипса лучше всего применять жидкий раствор тонко тертых гуашевых белил на обезжиренном молоке, подцвеченных до нужного оттенка акварелью.
Тонирование ведут по сухой обезжиренной поверхности мягкими кистями и флейцами или с помощью краскораспылителя, обычно в несколько приемов, с просушиванием каждого слоя.
Небольшие окрашенные пятна, не поддающиеся выведению, можно тонировать под общий тон мягкой восковой пастелью. Тонировка небольших утрат красочного слоя, а также гипсовых дополнений на патинированной в темные тона скульптуре осуществляется темперой или акварелью с темперными белилами (лучше — акриловыми).
Чрезвычайно сложен процесс удаления старых закрасок, так как зачастую красочная корка оказывается много прочнее находящегося под ней гипса. Применение размягчающих краску компрессов с теплой водой или растворителями (подобранными в зависимости от красочного связующего — клеевого, масляного или смоляного) не всегда оказывается успешным, а работа по удалению краски скальпелем почти неизбежно приводит к повреждениям скульптурной поверхности.
Гидрофобизация гипса
Свойственная гипсовому материалу пористость, наличие сильно развитой внутренней поверхности, способствует его повышенной склонности к глубинному влагонасыщению, которое может достигать 25—30%. Но даже при незначительном увлажнении гипса (до 2—3%) начинается процесс его структурного разрушения, приводящий к снижению прочности и появлению пластических деформаций («ползучесть» гипса).
По данным исследователей, механизм этих видоизменений состоит в частичном растворении водой структурообразующих элементов гипсового материала, а также в расклинивающем действии водяных пленок, нарушающих внутренние межкристаллические связи.
Учитывая эти свойства гипсового материала, становится понятным значение, придаваемое консервационным защитным мерам, направленным на увеличение влагостойкости гипсовых изделий. Важное место среди них принадлежит различным способам гидрофобизации гипсовой поверхности с целью придания ей водоотталкивающих свойств.
Выше уже говорилось о восковых покрытиях, наносимых в процессе изготовления скульптурных отливок. Для этого обычно используются 10—15%-ные растворы натуральных или искусственных восков в скипидаре, уайт-спирите и других растворителях. Такой способ защиты гипса, несмотря на некоторые недостатки, присущие воскам (малую устойчивость к истиранию и повышенную загрязняемость), в целом себя оправдывает — особенно при условии своевременного восстановления и профилактики восковых покрытий. (В частности, следует учитывать и декоративное назначение восковых покрытий, придающих гипсовой поверхности характерный теплый оттенок и легкую глянцевость.)
Что же касается кремнийорганических гидрофобизаторов, обладающих рядом преимуществ перед восками, в первую очередь долговечностью, то их применение может оказаться более предпочтительным в следующих случаях:
1) при необходимости сохранения матовой поверхности скульптуры, ранее не подвергавшейся защитной обработке;
2) при наличии скрытых повреждений скульптуры, чинок, догипсовок, окрашенных пятен и т. д., способных выявляться при вощении;
3) при восстановлении восковых покрытий — в качестве модифицирующих добавок (в количестве 1—2%) к применяемым воскам.
Из кремнийорганических гидрофобизаторов чаще используются 2—3%-ные растворы МСН-7 или К-921 в толуоле или уайт-спирите, так как эта группа продуктов — полиорганосилазаны — наряду с гидрофобизирующей способностью обладает укрепляющими свойствами.
Первоисточник:
Реставрация скульптуры из камня. А.С. АНТОНЯН М., 2006Работа с гипсом(алебастром) — работа с алебастром — запись пользователя *Н@стеньк@*(мой второй дневничок) (my_hobby_dekupazh) в сообществе Мое хобби — ДЕКУПАЖ. Копилочка))) в категории Альтернатива спец. средств и материалов
формы для гипса своими рукамиРабота с гипсом(алебастром)
Вот,дождалась-муж принес мне мешок гипса(т.е. алебастра 40 кг.) Теперь-будем творить! Мое мнение,если мы делаем вещь на подарок,а тем более,если хотим её продать-то...вещь должна выглядеть достойно. Что это значит? Вещь должна быть: крепкой(т.е.если на стену повесят,то недолжна,со стены упасть и травмировать "обдарённого"),конкурентоспособной(т.е. выглядеть особенно,индивидуально,в единственном экземпляре-такую не купишь!) и эстетично-приятной(хотя,на вкус и цвет-товарища нет). В общем-это мой девиз,а соответствовать,конечно,сложно...
Идей много,но начнем с гипса...покажу как я делаю отливки. Их можно использовать под декупаж,можно сделать фреску,можно панно...и т.д. вариантов множество,все зависит от вашей фантазии.Некоторые варианты,я тут покажу.http://www.liveinternet.ru/users/dekabristka_101/post170050874/
Считаю,что это дешевый и удобный материал для творчества,с очень широким спектром использования.В нашем случае,лучше покупать алебастр,т.к.гипс менее пластичен и темнее.Нужно помнить-пока мы мешаем смесь,она не застынет,как только,замешкались-получаем каменные кусочки-в мусорное ведро.Поэтому,специалисты работающие с гипсом,используют резиновую ёмкость,которую "переминают" в руках,для предотвращения застывания состава.Если вы планируете этим заниматься,рекомендую- разрезать старый резиновый мяч и использовать его,как емкость для смешивания гипса с водой.Для отливок выбираем пластиковые формы- у меня крышки от вёдер -из под майонеза и краски. Они ,достаточно большие(25см,и 30х40см),поэтому считаю нужным,конструкцию укрепить(да бы не было стыдно за подарок),ведь гипс-тяжеленький камушек...
Одну заготовку сделаю фактурной, в другую вложу сетку, для прочности.
Если хотим -фактуру с лицевой стороны,кладем ткань на дно,и сверху наносим гипс.
Если хотим -глянцевую поверхность,сначала гипс-сетка(для прочности)-опять гипс-к сетке крепим колечко от консервы-это петля будущего панно.
Все заливаем гипсом,до верху-спокойно идем спать...
Утро-смотрим,что получилось. Сделала 3 заготовки- удачно...
Ну вот-простор для фантазии!
Буду делать три различные вещи.
Сначала расскажу о технике,мною изобретённой(по крайней мере,такого ещё не видела).
На плотном картоне рисую эскиз.Развожу в воде 7-8 ложек гипса,и прямо с чашки,ложечкой наношу на рисунок-получаю барельеф,т.е объёмный рисунок.
Очень интересно-рождается существо,само по себе,особенное...
Тут есть варианты:
1)-можно лить рисунок прямо на заготовку-я так буду делать с фактурной поверхностью.Но гипс впитает воду и картинку нужно будет опять сушить---это минус(теряем время)
2)-можно картинку выливать-рисовать прямо на картон-и быстро высушить в таком виде.Потом картон намочить и перенести все на заготовку.И неважно,если картинка сломается-приклеим по частям на ПВА.
А тут выливаю рисунок ,без эскиза,сразу на заготовку.Теперь мажем,как кому нравится...У меня акрил-черной,потом коричневый,а далее контуры(в тюбиках)-выдавливаю на палец и размазываю хаотично.Больше оттенков-богаче фон. Все-готово!
А можно,раскрасить яркими красками и покрыть лаком.
URL=http://www.radikal.ru][/URL]Можно заготовку задекупажить красивoй тканью(у меня тут некрасивая-для фона)-и разрисовать акрилом и контурами. Ткань клеем на ПВА,после высыхания обрезаем-получаем готовую картинку + прочность. На фон можно,того же зайца приклеить,и дорисовывать на свой вкус..
процесс, виды клея, обзор способов установки
Монтаж гипсовой лепнины — технологически несложный процесс, но требует аккуратности, точности, некоторых знаний и навыков. Изложенная информация позволит каждому обладателю этих качеств украсить любое помещение без необходимости обращения к специалистам.
Что нужно сделать заранее?
Прежде чем приступать к установке декоративных элементов из гипса, необходимо позаботиться о соблюдении ряда условий, которые позволят произвести монтаж надежно и без потерь.
- Помещение, где планируется проведение работ, должно быть не слишком холодным (более 18-и °C) и достаточно сухим. Иначе гипсовые элементы растрескаются или «поплывут». Поэтому не рекомендуется использовать подобный декор в небольших ванных комнатах.
- Необходима подготовка украшаемой поверхности. Выступы затираются наждачной бумагой, впадины заполняются шпатлевкой. Без этого не будет плотного прилегания деталей и впоследствии они отклеятся. После сглаживания стены и потолок грунтуются специальным раствором, который сохнет 2-3 дня.
- Разметка. Обязательно качественное соединение деталей, если этого нет, обе поверхности обрабатываются абразивом или подпиливаются. Также понадобится нанести маркеры на стену или потолок, чтобы соблюсти общий рисунок расположения гипсовых элементов.
Правильная подготовка помещения и материалов — залог долговечности установленных элементов.
Влияние веса изделий на способы монтажа
Важную роль играет тяжесть лепнины. В зависимости от нее выбирается определенная методика, вид крепления, подготовка поверхности и декоративного элемента.
Установка гипсовой лепнины малого веса производится следующим образом:
- Тыльную часть изделия необходимо выровнять. Для этого по ней нужно несколько раз провести среднего размера наждачной бумагой, чтобы сгладить выступающие части.
- Соединяемые поверхности опрыскиваются из пульверизатора водой, после чего на гипс наносится слой строительного клея ПВА и проводится притирка, чтобы он равномерно распределился.
- Понадобится придерживать декоративный элемент в течение двух-трех минут для плотного соединения деталей между собой.
Небольшую и легкую гипсовую лепнину можно устанавливать в одиночку. Для тяжелых или длинных частей лучше воспользоваться помощью, иначе они могут сломаться из-за провисания при неравномерной поддержке.
Монтаж больших гипсовых элементов требует несколько отличных способов крепления.
Сначала подготавливается поверхность. Желательна установка на «голый» бетон, а если на стене/потолке штукатурка, то на нее наносится частая насечка для увеличения силы сцепления. Штукатурка счищается. Перед монтажом стену необходимо обработать грунтовкой из строительного клея ПВА с водой.
Для усиления сцепления поверхностей используются гвозди и шурупы, которые размещаются на расстоянии 15-20 см друг от друга. Применение оцинкованных креплений исключит появление ржавчины и последующее разрушение конструкции. Отверстия под дополнительный крепеж необходимо просверлить заранее — они делаются и в детали, в и стене.
Для крепления тяжелых элементов декора необходимо приготовить специальный клей: ПВА соединяется с водой в пропорции 40 на 60, после чего туда добавляется гипсовый порошок марки Г-7 или Г-10 и тщательно вымешивается до получения сметанообразной консистенции. Клейкая смесь наносится на тыльную поверхность изделия, и оно крепко прижимается к стене/потолку. После этого вкручиваются шурупы, забиваются дюбеля или гвозди.
Оставшиеся технологические отверстия и места соединения элементов затираются жидкой гипсовой смесью. Процедуру необходимо производить через 2-3 дня после основного монтажа, когда все окончательно высохнет и хорошо закрепится.
Монтаж гипсовой лепнины
ЛЕПНИНА НЕБОЛЬШОГО ВЕСА
1. Чтобы приклеить лепной декор небольшого веса (тонкие порезки, тонкий фриз, виньетки), следует выровнять их обратную поверхность. Для этого изделие кладут на наждачную бумагу и в два-три приема снимают облой (заусенцы).
2. На обратную сторону изделия наносят клей ПВА (1−2 слоя) и соединяют склеиваемые поверхности.
3. Изделия следует придерживать 2−3 минуты, пока клей не загустеет.
ЛЕПНИНА БОЛЬШОГО ВЕСА
1. Изделия из гипса большого веса (розетки, карнизы) следует крепить на фиксирующую смесь и дюбель-гвозди (шурупы).
2. Клеют лепнину к голому бетону, на штукатурке делают насечку для улучшения склеивания, а шпатлевку при необходимости смещают.
3. Клеющую смесь готовят так: в клей ПВА добавляют воду (в пропорции 40 к 60) и добавляют гипс марки Г-7 или Г-10 до состояния густой сметаны.
4. При монтаже карнизов, розеток обязательно смачивают обратную сторону изделия.
5. Поверхность, на которую приклеивают лепнину, грунтуют эмульсией (ПВА + вода).
6. На обратную сторону изделия выкладывают приготовленную смесь и прижимают к приклеиваемой поверхности.
7. Тяжелые карнизы и розетки фиксируют дюбель-гвоздями.
8. Следует использовать анодированные или оцинкованные дюбель-гвозди для предотвращения появления ржавчины. Отверстия от дюбель-гвоздей заполняют гипсом.
КОЛОННЫ
Установка колонны – самая сложная операция в работе с лепниной, поэтому необходимо точно соблюдать технологию сборки.
1. Колонны собираются из двух половин вокруг металлической трубы, прочно закрепленной к полу и к потолку.
2. Половинки колонны соединяют между собой малярным скотчем.
3. Полость внутри колонны заполняется алебастром или гипсом Г-7, а также обломками гипсовых изделий.
4. Заливку следует производить небольшими порциями (~ 20 см), в противном случае колонна может треснуть.
5. Швы колонны затираются гипсом после полного высыхания смеси.
Памятка по клеям | Журнал Ярмарки Мастеров
Коллеги, давайте поделимся проверенными рецептами клеев?
Столярный клей
Плитку столярного, клея разбивают на кусочки, опускают их в клееварку и заливают холодной водой так, чтобы она слегка покрывала клей. Когда клей набухнет (через 10-12 ч), клееварку ставят на небольшой огонь, где держат до тех пор, пока клей не растворится. Пользоваться им следует, пока он горячий.
Клеевая паста для склеивания металлов, стекла, камня В горячий столярный клей добавляют мелко просеянной древесной золы, чтобы получилась густая паста.
Переплетный клей
К растопленному столярному клею добавляют глицерин (1 в. ч. глицерина на 20 в. ч. клея).
Синдетикон
Состав этого клея: сахара — 120 г, гашеной извести — 30 г, столярного клея — 120 г и воды 400 — см3. Сначала растворяют сахар, потом примешивают к нему известь и нагревают, помешивая, в течение часа.
Прозрачный раствор сливают и добавляют в него кусочки столярного клея. Когда клей набухнет, его варят как обычно, пока клей полностью не растворится. Синдетикон — универсальный клей.
Водоупорный клей
В горячий столярный клей добавляют натуральную олифу или льняное масло (1 часть олифы или масла на 4 части клея).
Гуммиарабик
Гуммиарабик делают из камеди (смолы), которую выделяют некоторые растения. Однако вполне удовлетворительный клей можно получить, используя смолу вишневых, сливовых, абрикосовых деревьев, а также смолу, выделяемую белой акацией. Кусочки этой смолы очищают от коры и грязи, высушивают и размалывают в порошок, который хранят в закрытом флаконе. По мере надобности нужное количество порошка растворяют в теплой воде, и клей готов к употреблению.
Гуммиарабик — лучший клей для бумаги.
Казеиновый клей
Казеиновый клей употребляют для склеивания различных материалов, в том числе фаянса, пластмассы и др. Казеиновый клей отличается большей влагоустойчивостью, чем столярный клей. Казеин обычно продается в виде порошка, но его легко можно приготовить самим.
Получение чистого казеина: обезжиренное молоко ставят в теплое место, чтобы оно закисло, а затем фильтруют через промокательную бумагу. Казеин (белковое вещество молока) в
этом случае остается на бумаге. Его промывают в мягкой воде, потом, завязав в тряпочку, кипятят в воде, чтобы удалить жир. После этого казеин раскладывают на промокательной бумаге и сушат при комнатной температуре.
Приготовление клея: 10 частей казеина и 1 часть буры замешивают в 2 частях воды до получения теста, затем прибавляют еще 2 части воды. Полученный клей годен к употреблению в течение 2-3 ч, после чего затвердевает.
Казеиновый клей можно приготовить, добавляя по каплям к творогу нашатырный спирт, пока не получится студенистая прозрачная масса. Этой массой и смазывают склеиваемые детали.
Для большей прочности смазанным клеем поверхностям дают просохнуть, потом покрывают тонким слоем известкового теста и уже после этого соединяют склеиваемые детали.
В готовый казеиновый клей добавляют несколько капель
формалина или раствора алюминиевых квасцов для получения
водоупорного клея.
Целлулоидный клей
Целлулоидным клеем можно склеивать самые разнообразные материалы — дерево, кожу, ткани, пластмассу и т. д. Клей быстро сохнет и совершенно не боится влаги.
Для приготовления клея используют негодную кинопленку. Ее отмывают в горячей воде от эмульсии и режут на мелкие кусочки. Эти кусочки помещают в пузырек и заливают ацетоном или амилацетатом (грушевая эссенция).
На одну часть целлулоида берут 2-3 части ацетона. Пузырек время от времени взбалтывают. Когда пленка полностью растворится, клей готов к употреблению.
Клей для склеивания оргстекла
Мелкие опилки органического стекла помещают в пузырек и заливают растворителем, составленным из равных частей ацетона и амилацетата.
После заливки растворителя пузырек ставят на несколько дней в теплое место. Когда органическое стекло растворится, клей готов к употреблению.
В качестве растворителя можно использовать только ацетон или грушевую эссенцию — органическое стекло растворится не полностью, но полученным раствором все же можно клеить. Органическое стекло перед склеиванием нагревают до 20°С.
Резиновый клей
Клей для резиновых изделий можно изготовить следующим способом. Кусок хорошей мягкой резины крошат на мелкие кусочки, которые настаивают в течение нескольких суток на чистом, легком, так называемом авиационном бензине.
В результате получается раствор резины, который осторожно сливают, фильтруют и оставляют открытым на теплом месте до получения густой массы. Ее и используют для склеивания.
Соединяемые поверхности должны быть очищены от всякой грязи и жира.
Еще один рецепт клея для галош: в 100 г сероуглерода растворяют 13 г гуттаперчи и 25 г каучука.
К полученному раствору добавляют 7-8 г бычьего клея и перемешивают. Если склеиваемые поверхности зачищены (ножом или наждачной бумагой), то достаточно положить тонкий слой этого клея, чтобы соединение было очень прочным. Клей затвердевает вполне через 1-2 дня.
Клей для наклейки сукна или кожи на столы
Приготовление клея: пшеничная мука — 10 г, квасцы — 0,2 г, вода — 410 г.
Пшеничную муку замешивают в холодной воде до образования кашицы без комков. Остальную воду нагревают до кипения и в ней растворяют квасцы.
Кашицу добавляют в раствор квасцов, помешивают и кипятят смесь до образования полупрозрачной массы.
Клей для папиросной бумаги
Декстрин размешивают с небольшим количеством воды и добавляют такое количество денатурированного спирта, чтобы получилась сиропообразная жидкость. Этот клей не просачивается через бумагу.
Клей для стекла, фарфора и фаянса
Чтобы получить массу для склеивания стекла, нужно растопить на медленном огне 50 г светлого шеллака с 25 г скипидара. Смесь немного охлаждают и разделяют на небольшие плитки. При употреблении массу согревают и аккуратно соединяют их. Излишек массы осторожно удаляют.
При склейке стекла пользуются также желатином, к которому прибавляют небольшое количество водного раствора двух-ромокислого калия. Этот клей под воздействием света становится совершенно не растворимым даже в горячей воде. Казеин, растворенный в жидком стекле, пригоден для этой цели.
Фарфор можно склеивать теми же составами, что и стекло. Для починки посуды особенно хорош цемент из гипса, замешанный на яичном белке. Этот цемент очень быстро затвердевает, и поэтому работать с ним надо осторожно. Можно получить клей для фарфора и фаянса и следующим способом: сбить в пену яичные белки и поставить их в прохладном месте на сутки. По-сле этого следует отделить отстоявшийся белок и тщательно растереть с порошком негашеной извести, прибавляя ее постепенно в таком количестве, чтобы получилась тестообразная масса. Этот клей накладывается на склеиваемые части тонким слоем. Процесс склеивания нужно производить как можно скорее, чтобы клей не успел подсохнуть.
Для склеивания частей фарфоровых и стеклянных предметов можно применить следующую смазку: взять промытую стеклянную муку (измельченное стекло) — 1 часть, добавить речной песок (сеянный) — 2 часть и жидкое стекло — 6 часть. Эта замазка очень прочно цементирует склеиваемые детали. По структуре она несколько грубовата, так что применяется для склеивания крупных предметов.
Другая замазка, отличающаяся от предыдущих более мелкой структурой, применяется также для склеивания крупных предметов. Берут жженую известь (негашеную) — 1 часть, мел (молотый) — 10 частей и жидкое стекло — 2,5 части. По обоим
рецептам замазка приготовляется перед употреблением, так как быстро твердеет. Есть особо твердая замазка для склейки некрупных предметов из стекла и фарфора. Готовить ее можно так: берется жженый скульптурный или медицинский гипс и кладется на один день в насыщенный раствор квасцов.
Затем его высушивают и снова прокаливают и измельчают. Обработанный таким образом гипс в соединении с водой превращается в очень твердую массу. Соотношение гипса и воды должно быть таким, чтобы получилась жидкая масса консистенции сливок.
Клей для склеивания янтарных изделий
Янтарные изделия можно склеивать следующим образом. Соединяемые поверхности обмываются водным раствором едкого калия, слегка подогреваются и крепко сжимаются.
Склеиваемые части можно также смазать тонким слоем вареного льняного масла, после чего шов следует осторожно подогреть над пламенем древесного угля. При этом соединяемые детали должны быть сильно сжаты при помощи струбцины или обвязаны проволокой. Рекомендуется также клей, состоящий из раствора твердого копала в эфире.
Клей для склеивания изделий из слоновой кости Слоновая кость склеивается при помощи пасты из гашеной извести и сырого яичного белка. Для этой цели можно пользоваться также раствором альбумина в воде.
Склеиваемые части должны быть крепко сжаты и оставлены для просыхания в прохладном месте по крайней мере на сутки. Мелкие изделия из слоновой кости склеиваются сплавом из равных частей воска, канифоли и скипидара. Этот состав не отличается особой прочностью, но зато очень удобен в применении.
Клей для склеивания кожи
Кожу склеивают раствором чистого каучука в сероуглероде. Склеиваемые части слегка подогреть и клей старательно растереть на месте будущего шва. Рекомендуется прибавлять к полученному раствору небольшое количество скипидара. Клей для кожи можно приготовить еще так: хороший светлый столярный
клей размачивают в воде в течение суток и затем медленно расплавляют на огне с небольшим количеством воды. После этого в жидкую массу добавляют танин, отчего она приобретает вид липких нитей.
Склейка производится этой липкой массой, причем кожа должна быть предварительно вычищена (вымыта бензином) и сделана шероховатой при помощи стеклянной бумаги (шкурки).
Клей для склеивания изделий из мрамора
Склеивать мрамор можно следующим составом: 4 части гипса и 1 часть гуммиарабика в порошке тщательно перемешивают. Затем прибавляют крепкого раствора буры в холодной воде до получения теста.
Соединяемые части намазываются этой замазкой, крепко сжимаются и оставляются для просушки в прохладном сухом месте 5~б дней.
Еще один способ склейки мрамора: смешивают 2 части воска и 1 часть каучука с 2 частями истолченного в мелкий порошок мрамора и подогревают на огне. Мрамор при склеивании должен быть сухим.
Наружные щели замазываются дополнительно алебастром, растертым в кашицу с клеевой водой. Если мрамор серый, то вместо алебастра берут шифер, красный и темный мрамор подмазывают охрой- Окончательно всю поверхность полируют очень мелкой пемзой или трепелом.
Клей для склеивания гипсовых изделий
Склейку гипсовых изделий следует производить при помощи синдетикона или густого столярного клея. И в том, и в другом случае нужно следить, чтобы клей не выдавился из шва наружу, так как при этом получается черная линия, портящая вид вещи. Шов следует замазать снаружи гипсом.
Вариант: ПВА
Клей для склеивания сломанных оселков
Разбитый оселок можно склеить, даже если он раскололся на мелкие куски. Прежде всего необходимо тщательно вычистить и удалить с мест излома все частицы масла, нагревая ку-
ски на раскаленной плите. После этого все частицы, которые должны соприкасаться, тщательно посыпают шеллаком и снова нагревают до тех пор, пока шеллак не расплавится и не заполнит поры. Нагревание должно производиться на гладкой металлической доске, а пламя не должно касаться кусков, иначе они могут треснуть в другом месте. По этой причине не следует их слишком нагревать. Когда шеллак расплавится, куски складывают вместе, прижимают один к другому и оставляют в струбцинке, пока они не остынут. Соединенные таким образом куски настолько прочно склеены, что не уступят цельному камню.
Универсальный цемент
Универсальный цемент (китайский) получают следующим образом: приготовляют смесь из 54 г порошка гашеной извести, 5 г тонко измельченных квасцов и 40 г свежей, хорошо взбитой бычьей крови.
Все вышеуказанные вещества должны быть смешаны как можно тщательнее, чтобы получилась однородная масса желаемой густоты, смотря по назначению. В густом виде этим цементом можно пользоваться для склеивания камня, фаянса, фарфора, и т. ‘д. В более густом виде он употребляется для покрытия различного рода предметов, чтобы сделать их водонепроницаемыми.
Универсальный клей БФ-2
Это густая прозрачная жидкость светло-желтого цвета, которую применяют для склеивания ваз, статуэток, барельефов, антикварных изделий из фаянса, стекла, пластмассы, дерева и металлов, а также для ремонта металлических изделий: ведер, баков и др. Не рекомендуется для склеивания посуды, в которой готовят пищу. При склеивании надо следить за тем, чтобы в клей не попала вода.
Поверхности склеиваемых изделий тщательно очищаются от грязи, пыли, ржавчины и следов жира. Металлические предметы обрабатывают шкуркой и промывают бензином или другими средствами, неметаллические — моют горячей водой с содой или бензином. Места, подлежащие склейке, после очистки тщательно просушивают. В зависимости от типа повреждения ремонт производят следующим образом: края изделия для склеивания
встык смазывают тонким слоем клея с помощью деревянной палочки или кисточки и высушивают на воздухе до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к пальцу. Затем наносят второй толстый слой клея и слегка подсушивают. Склеиваемые части плотно соединяют, связав веревкой или бинтом. Склеенные мелкие изделия помещают в кастрюлю или металлическую банку, заливают водой и ставят на огонь. Воду доводят до кипения, которое должно продолжаться не менее трех часов, после чего кастрюлю снимают с огня, охлаждают на воздухе и извлекают изделия.
Можно также изделия прогревать в духовках или печах при температуре 120-150 С в течение 1 ч или над электрической плиткой. Отверстия в изделиях, например в металлических, заделываются следующим образом: из подходящего материала (тонкой жести, алюминия, меди и т. д.) вырезают заплату, размеры которой должны быть больше отверстия на 0,5-1 см.
Накладывают заплату на отверстие и склеивают изделие (см. выше). Затем внутрь посуды наливают воду так, чтобы она доходила до нижнего края заплаты и не касалась ее. Поставив изделие на электрическую, газовую плитку или керосинку, воду кипятят не менее двух часов, потом снимают с огня и охлаждают на воздухе. Если заплату накладывают на днище ведра, таза и пр., их прогревают над огнем в течение 1-2 ч.
При склеивании статуэток, пепельниц, антикварных изделий, больших ваз и др., где не требуется высокой прочности склейки, можно ограничиться выдержкой при комнатной температуре в течение 4 суток.
Клей БФ-6
Этот клей применяется для ремонта одежды, ковров и т. д. Он представляет собой густую прозрачную жидкость желтого или красного цвета. Подлежащие склеиванию места изделий очищают от пыли щеткой, смачивают теплой водой и отжимают. Выпрямив края смоченных мест ткани, наносят на них 2 слоя клея и сушат на воздухе после нанесения каждого слоя до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к пальцу. Затем соединяют склеиваемые предметы и надавливают на них горячим утюгом (осторожно). Утюг прижимают через увлажненную ткань в течение 2-3 с с промежутком в10-15сдо тех пор, пока склеиваемая
поверхность не высохнет. После охлаждения до комнатной температуры изделие готово к употреблению.
Самодельная клееварка
Варить столярный клей непосредственно на огне нельзя, так как он может пригореть. Поэтому его варят в специальных клееварках. Клееварку можно сделать и самим из консервных банок. Берут одну банку побольше, а другую поменьше. У большой банки вверху делают несколько отверстий диаметром 5-6 мм. К маленькой банке припаивают железные скобы, с помощью которых она укрепляется на большой банке. Сухой клей замачивают и кладут в маленькую банку, а в большую наливают воду и подогревают ее. Когда вода закипит, клей растопится, и им можно будет пользоваться.
Приклейка фортепианных клавиш
Отставшие от клавиш костяные пластинки приклеивают следующим образом.
Смешивают белую окись цинка с обыкновенным столярным клеем, затем, обработав напильником или наждачной бумагой поверхности как деревянной клавиши, так и костяной пластинки, смазывают клавишу указанной смесью и оставляют ее на 5-10 мин.
После этого накладывают на клавишу пластинку и привязывают ее шнурком. Через 3-4 ч клей просохнет и выступивший по краям избыток можно удалить напильником или наждач-ной бумагой.
Склейка слюды
Слюду склеивают жидким раствором желатина. Если склейка должна отличаться особой прочностью, то к желатину прибавляют хромовые квасцы.
Как лакировать масляные картины
Так как новые масляные картины нельзя покрывать лаком, потому что он слишком глубоко въедается в краски, то картины обыкновенно покрывают специальным составом. Яичный белок перемешивают с несколькими ложками водки до тех пор, пока
все не превратится в пену; состав оставляют в покое на несколько часов, по прошествии которых осторожно сливают светлую жидкость, образовавшуюся под пеной, и при помощи губки мажут ею картину несколько раз, давая каждый раз высохнуть. Потом вешают картину приблизительно на 4 месяца или на полгода, чтобы масло совершенно засохло. По истечении срока ее моют теплой водой, очищают от белка и наводят лак 1 или 2 раза.
Как убрать царапины с мебели
Возьмите маленькую щетку, смочите ее в слабом растворе йода и протрите царапину на мебели. В результате не только краска подойдет по цвету, но и царапина станет едва заметной.
Этот способ применяется главным образом для дуба, ореха и красного дерева.
Источник: www.helpmaste.ru