Как проектировать: Создание архитектуры программы или как проектировать табуретку / Habr – Что такое проектирование сайта и почему его нужно делать / Habr

Содержание

Как научиться проектировать ПО? — Хабр Q&A

Проектирование приложений можно условно разбить на 2 уровня:
1. Уровень проекта.
Сюда входит понимание того, как приложение должно выглядеть в целом и из каких компонентов состоять, а также по каким принципам оно собирается взаимодействовать с внешним миром (если есть такая необходимость). Компоненты зависят от выбранной архитектуры — в случае монолитного приложения вам требуется понимать, как разбивать его на слои и в чем ответственность каждого слоя; в случае микросервисов вы также должны понимать, как очерчивать зоны ответственности и определять протоколы взаимодействия между ними.
В вашем случае я думаю вряд ли микросервисы будут актуальны (они для больших проектов), поэтому у вас скорее всего будут небольшие монолитные приложения.
Книги о том, как проектировать приложения на общем уровне:
1. Роберт Мартин. Чистая архитектура — очень короткая и простая книга, рекомендую начать с неё.
2. Эрик Эванс. Предметно-ориентированное проектирование (принципы + стратегические шаблоны).
3. Мартин Фаулер. Архитектура корпоративных приложений (часть 1).

Уровень 2. Уровень модулей (классов).
Когда вы спроектировали компоненты, из которых состоит ваше приложение, теперь надо спроектировать их внутренности — то есть разбить на более мелкие и конкретные модули. Тут вам пригодятся принципы объектно-ориентированное проектирования, принципы SOLID, паттерны.
Книги по уровню 2.
1. Банда четырех. Приёмы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. Тут важно не только сами паттерны, но принципы, по которым они строятся. Концентрируйтесь на принципах.
2. Роберт Мартин. Принципы, паттерны и методики гибкой разработки на языке C#. Тут более подробно рассматривается объектно-ориентированный дизайн и принципы SOLID в сравнении с его «Чистой архитектурой».

3. Эрик Эванс. Предметно-ориентированное проектирование (тактические шаблоны).
4. Мартин Фаулер. Архитектура корпоративных приложений (часть 2).
5. Стивен Макконел. Совершенный код (сконцентрируйтесь на понимании Главного Технического Императива!).

Этих книг вам будет достаточно, чтобы ориентироваться в проектировании приложений, всё остальное решает практика. Рисуйте схемы, концентрируйтесь на ответственности компонентов и их интерфейсах, учитесь отбрасывать ненужные детали реализации.

Серьезное проектирование серьезных сайтов. Часть 1. Аналитика / SECL Group corporate blog / Habr

Сразу скажу, что статья получилась очень большая. В моем духе. Поэтому я решил разбить её на две части: аналитика и визуализация. А после еще будет несколько статей с логическим продолжением. Первая может показаться сухой из-за большого количества текста, но без неё не сможет существовать вторая. Поэтому, если вы действительно интересуетесь проектированием сайтов, читать нужно обе и внимательно, я постарался избавиться от «воды» и рассказать только о полезном.

И еще статья описывает технологию проектирования, однако она не учитывает специфики подходов waterfall и agile. С waterfall данную технологию проектирования можно применять без изменений, а вот для agile придется оптимизировать.


Вступление

Начиная писать эту статью, я сразу вспомнил аналогию с проектированием дома, а если точнее, целого небоскреба с торговыми центрами, офисами и жилыми помещениями. В такой масштабной стройке никто не начнет строительные работы, пока все до мелочей не будет учтено в проекте этого небоскреба. Причем требований огромное множество: помещения должны быть правильно расположены, материалы должны быть долговечные, небоскреб должен быть устойчив к землетрясениям и т.д. Все отлично понимают важность проектирования зданий, потому что от этого зависит не только удобство его использования, но и жизни людей. Я не строитель, я итишник, а если точнее – я концептуальщик, занимаюсь концепциями и проектированием больших сайтов уже много лет. Из опыта могу со стопроцентной уверенностью сказать, что успех любого большого сайта зависит именно от проектирования: все точно также, как в строительстве, только на кону не жизни людей, а успешность сайта. Именно поэтому в этой статье я хочу рассказать, как и почему нужно проектировать большие сайты.

Прежде всего, давайте разберемся, кто именно должен заниматься проектированием сайтов. Существует особая специальность для этого вида работ, а соответствующий человек называется проектировщик. Я сознательно не употребляю модных понятий типа UI (UX), потому что в статье речь будет идти не только об интерфейсах. Данный специалист должен обладать хорошей логикой, аналитическим складом ума, иметь очень богатый пользовательский опыт, мыслить предпринимательскими (экономическими) масштабами, быть внимательным к деталям. Кроме этого, он должен хорошо разбираться в интерфейсах и юзабилити, технологиях веб-разработки, маркетинге и многих других сферах. В процессе работы проектировщик, конечно, может советоваться с разными экспертами: дизайнерами, верстальщиками, программистами и т.д., дабы спроектировать продукт наивысшего качества. Получился довольно широкий образ идеального проектировщика, однако «из песни слов не выкинуть».


Процесс проектирования

В методологии ниже я буду описывать теорию, и сразу практический пример результатов работы по конкретному этапу для одного из наших проектов.


Понимая общие принципы, которых, конечно, значительно больше, чем может поместиться в данной статье, можно вплотную рассмотреть сам процесс. Проектирование можно разделить на ряд последовательных, связанных между собой этапов:

1. Сбор требований (брифинг).

Как можно было догадаться, все этапы проектирования связаны друг с другом, и каждый последующий строится на предыдущем. А так как этап сбора требований у нас первый, логично, что именно от него зависит, в каком направлении мы будем двигаться. Обычно всю основную информацию можно собрать за несколько дней, а в процессе работы уточнять детали, главное тут задавать правильные вопросы.

Первое. Узнайте, какие цели ставит инициатор проекта, что в итоге он хочет получить. Кроме этого нужно точно выяснить критерии оценки достижения этой цели, они не всегда очевидны, даже если и кажутся таковыми. Это важно, именно из этого понимания будут делаться акценты в проектировании.

Второе. Попросите инициатора проекта рассказать все, что у него в голове. Не торопитесь, терпеливо слушайте и не перебивайте, свои идеи и критику можно всегда высказать в конце. Если человек увлеченный идеей он может взахлеб рассказывать часами, это нормально. После рассказа, нужно попросить его подвести итог и изложить идею в одном предложении: если это удалось сделать, значит, идея видна довольно четко, если нет – значит, идея проекта еще не сформирована до конца. Вообще, если инициатор проекта увлечен – это находка для проектировщика, как правило, такие люди сильно помогают в процессе проектирования.

Третье. Спросите про целевую аудиторию (ЦА): кто именно будет пользоваться сайтом, и какую полезность он получит. Ответ «все пользователи интернета» — недопустим, это будет означать, что инициатор проекта не понимает, для кого именно он создает этот проект, а значит и непонятно, как его делать. Это, как играть в дартс с закрытыми глазами: где цель известна, а прицелиться нет возможности. На этом этапе в идеале выяснить стандартные параметры ЦА: пол, возраст, регион и т.д. Обязательно нужно выделить ядро ЦА. Кроме этого нужно понимать какими устройствами и ПО пользуется ЦА. Этап глубокой работы с ЦА будет в одном из последующих этапов, а пока нужно понимать, как это видит инициатор проекта.

Четвертое. Узнайте, кто являются прямыми и косвенными конкурентами. Ответ «конкурентов нет», скорее всего, говорит о том, что человек не изучил конкурентную среду. Почти всегда есть конкуренты. Даже если идея проекта уникальная, ЦА уже пользуется какими-то сайтами, а значит, как минимум, есть косвенные конкуренты.

Пятое. Спросите про дедлайны, бюджетные ограничения, познакомьтесь с лицами, принимающими решения, и вообще выясните все организационные вопросы. Это тоже важно, чтобы учесть все интересы и спокойно работать.

Многие вопросы пересекаются с этапами ниже, собранная информация на первом этапе станет основой для дальнейшей работы. Крайне важно правильно понять задачу инициатора проекта и начать движение в правильном направлении, цена ошибки на этом этапе слишком высока.

На выходе у нас получается текстовый документ (бриф) с большим количеством информации от клиента. Этот документ нужно дать на утверждение заказчику, чтобы он подтвердил, что все понято правильно и ничего не упущено.

2. Цели проекта и клиента.

У каждого заказчика, будь он внешний или внутренний, есть свои цели. Одни могут хотеть заработать на сайте, другие думают об увеличении доли рынка оффлайн бизнеса с помощью сайта, а для третьих это вообще может быть хобби. Кроме этого цели могут стоять перед самим проектом и при этом отличаться от целей клиента, они могут быть средством достижения глобальной цели клиента (так называемое дерево целей, когда у клиента есть одна глобальная цель, а у проекта много локальных целей, которые нужны для достижения глобальной).

От целей зависит вектор проектирования, например, у клиента может быть цель – создать успешный прибыльный бизнес, это значит, что проектировщик должен будет уделить особое внимание проектированию методов монетизации проекта и по возможности избегать затратного функционала, такого, как видеораздел на сайте.

Кроме целей нужно узнать у заказчика четкие критерии успешности, чтобы иметь возможность представить результат так, как его представляет заказчик.

На выходе у нас получается тестовый документ с двумя списками: цели клиента и цели проекта. Этот документ должен утвердить заказчик.

Пример:

Проект: социальная сеть владельцев домашних животных.

Цели заказчика: получение прибыли

Цели проекта:


  • Помощь в выборе питомца
  • Помощь в решении проблем с питомцами
  • Создание тематического сообщества
  • Создании базы тематического контента
  • Создание платформы для продаж и покупок тематических товаров

3. ЦА и персонажи.

По сути это этап глубокого изучения целевой аудитории. Мы должны понять, кто именно наша целевая аудитория, кто из представителей ЦА является ядром, какие стоят задачи перед каждой целевой группой.

Для начала стоит составить общий портрет ЦА, разбив его на четыре группы, у каждой из которой будут разные критерии, которые в свою очередь могут влиять на функционал и интерфейс.

Социально-демографические характеристики: пол, возраст, образование, уровень дохода, род занятий. Информация, которая нам нужна для закладывания правильной основы. Например, сайт для подростков 15-18 лет будет отличаться от сайта для пожилых людей в возрасте 60+ лет.

Психографические характеристики: стиль жизни, особенности личности, черты характера, жизненная позиция, система ценностей. Более ценная информация для проектирования, чем первая группа критериев. Например, если мы знаем, что наша ЦА больше всего ценит время, мы можем спроектировать простой интерфейс и дать возможность получать не весь контент, а самое ценное для конкретной целевой группы, или даже дать инструменты персонализации под каждого человека.

Поведенческие характеристики: повод для регистрации, искомые выгоды, частота посещаемости конкурентов, степень готовности к переходу на другой сайт, отношение к проекту (если он не новый), приверженность к существующим сайтам и т.д. Тут критериев может быть много, нужно исходить из самого проекта. Эта группа показателей одна из самых важных для проектирования. В тоже время, собрать эти данные будет очень сложно. Эта информация может быть у заказчика, если мы проектируем новую версию уже существующего проекта, у конкурента, который конечно её не даст, или её нужно будет собирать по крупицам через опросы ЦА.

Географические характеристики: страна, город, район. Учитывая то, что мы все же в Интернете, для нас это маловажный критерий, однако иногда стоят задачи по проектированию национальных сайтов или сайтов с геолокацией, тогда важность этого критерия резко вырастает. Кроме этого, если есть географическая привязка, это может повлиять на контент, о котором тоже нужно думать при проектировании.

После подробного портрета ЦА мы можем приступать к персонажам. Это очень полезный прием для дальнейшей генерации идей. Имея понимание, кто наша ЦА в общем, мы её должны разбить на группы типовых пользователей будущего проекта. Исходя из тематики проекта, группы можно объединять по роду деятельности, владению каким-то предметом, потребностям и т.д. Например, для тематической социальной сети ИТ специалистов группы могут быть следующими: системный администратор, программист, директор ИТ компании и т.д. Задача проектировщика создать список основных целевых групп сайта, начиная от самой большой группы пользователей (ядро) и по убыванию. Нужно не забыть, что кроме обычных пользователей могут быть еще собственные сотрудники, партнеры, рекламодатели и многие другие неочевидные пользователи.

Для каждой группы мы придумываем типичного персонажа, некого вымышленного человека, который до мозга костей является типичным представителем именно этой целевой группы. В идеале найти несколько живых людей и пообщаться с ними об их образе жизни. У каждого такого персонажа должно быть: имя-фамилия (использовать известных людей или знакомых – запрещено, чтобы не искажать восприятие), фотография (можно найти красивую аватарку в поиске VK), возраст, город проживания, род занятий, семейное положение, краткое описание его деятельности, привычек, задач, проблем, пользовательского опыта. Описание этого человека должно быть в разрезе его типичной целевой группы, т.е. если он, например, системный администратор, и мы проектируем ИТ портал, то в описании персонажа должна быть информация, какие ИТ порталы он сейчас посещает, что он на них делает, какие у него есть желания и т.д. Пишем без фанатизма, 1000 знаков на одного персонажа хватит с головой. Проектировщику нужно вжиться в роль каждого персонажа, поставить себя на его место. Эта информация поможет нам лучше понять свою целевую аудиторию и в следующем этапе сгенерировать много полезных идей.

Для полного понимания ЦА, иногда проводят интервью с пользователями, это уже сфера маркетинговых исследований.

При анализе ЦА можно мысленно переносить предполагаемое восприятие и поведение на наш проект, тут опять начинают появляться идеи, и их мы тоже выписываем в отдельный список.

На выходе у нас получается два документа: общий портрет ЦА и описание персонажей для каждой целевой группы. Эти документы должен утвердить заказчик.

Пример:

Проект: социальная сеть владельцев домашних животных.

Рис. 1. Персонаж


4. Исследование конкурентов.

Для того чтобы сделать качественный проект и заинтересовать целевую аудиторию мы должны все знать о конкурентах и понимать, как можно их обойти, где их слабые стороны, а где их позиции будет сложно подвинуть. Если коротко – быть на много порядков лучше всех конкурентов. Для этого мы должны найти и проанализировать прямых и косвенных конкурентов.

Для поиска есть разные методы: опрос участников рынка (мини-исследование), разнообразные рейтинги, статьи по рынку, просто гугление. Очень важно искать проекты не только в рунете, но и в англоязычной части интернета, скорее всего в западной части уже есть аналогичные или близкие проекты, у которых можно позаимствовать интересные идеи.

Всех конкурентов нужно разделить на прямые и косвенные. Прямые – это те, которые работают на том же рынке и предлагают аналогичный продукт (контент, функционал), а косвенные – те, которые имеют сходные продукты и могут удовлетворять часть потребностей, на которые нацелен проектируемый проект. Если мы понимаем, что уже есть прямые конкуренты, это означает, что новый проект будет не первым на рынке, и ему уже будет нелегко. Тут нужно хорошо продумать стратегию позиционирования и идентификации на конкурентном рынке, т.е. затрагивается сфера маркетинга в проектировании, и далее мы должны расставить правильные акценты, которые «зацепят» целевую аудиторию.

Есть разные методы оценки, мне импонирует старый добрый SWOT-анализ, он позволяет увидеть сильные и слабые стороны конкурентов, а что еще важнее – возможности для своего проекта.

При анализе конкурентов можно использовать принцип «разумного заимствования», то есть не изобретать велосипед для самых тривиальных задач, а просто их позаимствовать. Обычно это делается для стандартного функционала. Кроме того есть замечательный принцип юзабилити: пользователь хорошо разбирается в том, к чему уже привык, и если он знает, что, например, для загрузки файлов обычно используется строка для ввода URL и кнопка «загрузить», то именно это он и будет ожидать на всех сайтах.

В процессе изучения конкурентов могут возникать идеи для проектируемого проекта, их нужно выписывать в отдельный список для этапа карты ума. Кроме того на первых 2х этапах могли рождаться первые идеи, но обычно их не очень много, т.к. стадия проектирования очень ранняя, их тоже мы записываем в этот список.

Маленькое лирическое отступление. Думаю среди читателей найдутся сторонники стратегии голубого океана, которая нам говорит не конкурировать, а искать свободную нишу. Свободная ниша – это всегда большой плюс, но конкурентов все равно нужно проанализировать, ведь мы строим высокоинтеллектуальный и сложный продукт, у которого есть тысячи граней, поэтому опыт конкурентов будет явно не лишним: у них много готовых идей и вещей, которые можно реализовать значительно лучше.

На выходе мы получаем файл с полным анализом конкурентов, обычно вполне хватает 5 популярных тематических проектов в рунете и 5 западных. По каждому конкуренту должен быть SWOT-анализ с 4мя разделами. И, конечно, должен появиться первый список идей для проектируемого проекта. Документ с анализом конкурентов должен утвердить заказчик.

Пример:

Проект: социальная сеть владельцев домашних животных.

Конкурентов в рунете почти нет, по крайней мере серьезных. В западном сегменте есть несколько интересных и популярных сайтов подобной тематике. Основными конкурентами будут:

http://www.dogster.com/ — международный, популярный, высокое качество.

http://www.dogster.ru/ — российский, средняя популярность, среднее качество.

http://www.catster.com/ — международный, популярный, высокое качество.

Полный анализ конкурентов по принципу SWOT расписывать не буду, тут и так все понятно, я думаю.

5. Задачи-проблемы-решения (для пользователей).

На основе персонажей с позапрошлого этапа мы можем перейти к задачам-проблемам-решениям. У каждого человека всегда есть какие-то задачи, краткосрочные и долгосрочные. Этих задач может быть несколько, например, у человека может быть глобальная цель – повышение своей квалификации и локальная – найти работу. Если цель у него до сих пор не реализована, значит есть какие-то преграды (проблемы), и значит мы ему можем предложить некие решения, которые ему помогут в реализации этих целей.

Прежде всего для каждого из персонажей мы продумываем ряд задач, важных конкретно для него. Все задачи должны соответствовать тематике проектируемого ресурса, сильно общие задачи нам пользы не принесут, в рамках одного ресурса мы не можем удовлетворить абсолютно все потребности всех людей, нам нужно помнить об тематических ограничениях и не пихать все подряд. Многие совершают ошибку, думая, что если человек, например, слушает музыку онлаин на каком-то сайте, то и в любом проектируемом нами сайте ему тоже будет нужна такая возможность. Это заблуждение. Мы не можем создать идеальный портал, который вместит все возможности Интернета, да и чем больше мы будем «размывать» главную идею кучей стороннего функционала, тем хуже для его дальнейшего продвижения.

Имея ряд тематических задач, под каждую из них мы должны выявить преграды (проблемы). Например, у задачи «найти подрядчика» может быть несколько проблем: «Как отличить качественного подрядчика от некачественного?», «Как найти подрядчика, самого близкого по географическому признаку?», «Как сделать рассылку запроса сразу всем потенциальным подрядчикам одновременно?» и т.д. Делая все это, идеи сами будут приходить в голову, для большинства проблем есть очевидные решения, но об этом ниже.

Когда у нас готовы задачи-проблемы, мы можем генерировать решения, те самые идеи, которые будут основой будущего проекта, и, что самое приятное, они создаются для решения задач нашей ЦА, а значит, несут большую ценность для проекта.

На выходе должен получиться файл со сводной таблицей с тремя графами задачи-проблемы-решения, собранный со всех персонажей. В таблице можно сделать привязку к персонажам, чтобы потом была возможность вернуться и доработать этот документ. Естественно, этот документ нужно утвердить с заказчиком, и, кроме того, на этом этапе заказчик может подсказать неочевидные решения.

Пример:

Проект: социальная сеть владельцев домашних животных.

Рис. 2. Задачи-проблемы-решения


6. Сценарии поведения.

Этот этап призван выявить ошибки в логике, расставить приоритеты и улучшить придуманные нами решения. Для применения метода нам опять необходимо вжиться в образ персонажа, взять его цель и продумать его потенциальный сценарий поведения (последовательность действий). Это нужно проделать с каждой из целей всех персонажей. Сценарии необходимо записать в специальный документ.

Делая сценарии, мы можем выявить недостатки идей. Например, проектируя карточку товара в интернет-магазине, проектировщик мог забыть сделать функцию выбора разных модификаций одного итого же продукта: вроде магазин без этого работать сможет, но с существенным недостатком. Проектировщик делает сценарий с целью купить модель «Х»: заходим на главную, выбираем раздел каталога, выбираем нужный товар, выбираем модификацию «Х»… и вот тут он понимает, что возможности выбрать модификацию в проекте нет и её нужно доработать.

Кроме недостатков мы можем найти ошибки в логике. Например, проектируя магазин, проектировщик мог сделать стандартное оформление заказов: ввод личных данных, оплата, доставка (порядок выбран неслучайно). Далее делаем сценарий: найти товар и нажать «купить» (первую часть сценария я сократил), на странице оформления заказа заполняем личные данные, делаем оплату через электронные деньги, указываем способ доставки… а вот и логическая ошибка! Доставка может быть платной и повлиять на стоимость заказа, а это значит, что шаг про доставку должен быть до оплаты.

К этому этапу мы еще вернемся, когда будут готовы прототипы интерфейса, чтобы окончательно проверить правильность идей.

На выходе мы имеем специальный документ с множеством сценариев поведения, а также улучшенные старые и новые идеи.

Пример:

Проект: социальная сеть владельцев домашних животных.

Цель: выбрать пса

Сценарий: заходит на главную страницу, находит раздел Зоопедия, переходит на главную страницу раздела с рубрикатором по животным и породам, а также специальным разделом с общей информацией, переходит в раздел с общей информацией, где на видном месте есть ссылка на статью о выборе животного, переходит в статью и читает её, в конце статьи видит блок «Читайте также», в котором видит еще несколько статей с более углубленной информацией, делает предварительный выбор из 3х пород собак, переходит на главную Зоопедии и открывает страницы с подробной информацией о выбранных породах, на каждой из страниц он видит ссылки на продавцов этой породы, окончательно определяется с выбором и переходит в магазин.

При написании этого сценария были придуманы идеи: рубрикатор в Зоопедии, блок «Читайте также», ссылки на продавцов со страницы определенной породы.

Во второй части я расскажу про mind map, структуру сайта, прототипирование, юзабилити тестирование и техническое задание. У каждого из разделом будут визуальные практические примеры.

В комментариях можно задавать вопросы.

P.S. Под социальную сеть владельцев домашних животных, которую я показывал в примере, мы ищем инвестора или покупателя. Обращайтесь по любым контактам на сайте.

P.P.S. Чтобы получать наши новые статьи раньше других или просто не пропустить новые публикации — подписывайтесь на нас в Facebook, VK, Twitter

P.P.P.S. Совсем скоро в нашей бизнес-школе Digitov стартует курс: Проектирование серьезных сайтов. Подписывайтесь на курс сейчас и сможете купить его со скидкой.

Оригинал статьи тут: http://seclgroup.ru/article-serjoznoe-proektirovanie-serjoznix-saitov.html

Автор:
Никита Семенов (Facebook, VK, LinkedIn)
CEO
Компания «SECL GROUP» / «Internet Sales Technologies»

Мой подход к проектированию веб-сайтов / Habr

Прелюдия

Вероятно, всем известно и все прекрасно понимают, что главной частью в работе над программным продуктом, будь то сайт или настольное приложение, является совсем не процесс написания кода. Под словом главный я не подразумеваю время, которое уходит на этапы разработки, я имею ввиду наиболее важный этап, который определяет успешность дальнейшей работы над проектом. Трудно будет получить автомобиль, если на бумаге уже расписано создание велосипеда!

В рамках данной статьи я поделюсь своим опытом проектирования сайтов средней сложности. Данный подход зарекомендовал себя понятным как разработчикам, так и клиентам. Я не собираюсь открывать Америку, представленные ниже инструменты всем прекрасно знакомы. Суть данной статьи как раз в том, что бы продемонстрировать насколько просто можно представить достаточно сложные задачи.

Всё начинается с…

Существует два варианта начала работы над проектом: идеальный и неидеальный.

1) Идеальный вариант подразумевает, что заказчик представляет контору, которая знает, чего хочет достичь, и имеет на руках подготовленное ТЗ. Изучить, внести незначительные коррективы и благополучно реализовать всегда намного проще, чем вытягивать у клиента эту информацию.

2) «Неидеальный вариант» обычно хочет, что бы всё летало, в каждом углу были анимированные часики, но при этом никак не может определиться что же за информацию необходимо разместить на сайте. А нам ведь совсем не нужен вариант, что в середине работы мы вдруг узнаем, что подробный каталог продукции, который мы обсуждали и уже практически реализовали технически, на самом деле будет статической страничкой с прайс-листами, а всё, что нам так усердно рассказывал заказчик — это внутренняя структура прайс-листов, которую мы и не увидим никогда! Для того, что бы избежать данных трений, с такими заказчиками приходится совместно заниматься разработкой технического задания.
Но текст является не лучшим способом преподнесения информации, а главное не самым интуитивным. Поэтому прежде, чем задокументировать в строчках будущий проект бывает неплохо его доступно проиллюстрировать и обсудить.

… И тут на помощь приходят они!

Mindmap, создаем структуру сайта

Основной плюс создания структуры сайта с использованием карт памяти заключается в простоте и интуитивности данного решения. Заказчики обычно очень положительно реагируют на “данные картинки”, особенно если они оформлены должным образом без использования техники “вырви глаз, заметь меня”.

Так же не стоит ограничиваться лишь возможностью использовать древовидные структуры, надо пойти немного дальше: использовать цветовое кодирование, использовать понятные формы, значки и другие графические элементы, которые позволят упростить восприятие.

Пример 1:

На данной схеме приведена структура неповторимого сайта DevSite, который отличается от всех своей уникальностью и новаторской структурой.

Описание схемы:

  • элементы желтого цвета — это сущности, физические разделы сайта
  • элементы серого цвета — условные разделы для группировки в нем элементов (раздел Пользователи)
  • черные прямоугольники — функциональные элементы страницы, которые несут за собой некоторую логики или действия
  • восстановление пароля в разделе пользователи является всплывающим окном или вы уже догадались?

Пример 2:

Использование таких иконок довольно полезно для изображения среза, текущего состояния проекта или постановки задачи, отображая текущее состояние дел.
Кстати для построения карт я использую XMind, которая предоставляет все вышеперечисленные плюшки, рекомендую посмотреть.

Так же помимо вышепредставленных элементов можно изображать вспомогательные элементы на этой же карте, такие маленькие подкарты и организовывать связи между ними и основной схемой. Иногда полезно представить часть информации ввиде таблицы.

БД

Проектирование базы данных – тот этап, куда заказчик не суется, но это не значит, что стоит относиться к этапу со словами “мы 100 раз это делали, нам и так всё ясно”. Когда ведешь проект красиво, работа над ним приносит намного больше положительных эмоций и не превращается в рутину.

При этом я не призываю делать повторно какие-то стандартные элементы, их действительно зачастую проще взять из предыдущих проектов, либо они уже существуют и давно спроектированы в рамках применяемой системы управления. Что же касается вновь проектируемых и создаваемых элементов, то этап проектирования БД порой позволяет выявить упущенные на этапе создания структуры части разрабатываемой системы, лучше их осознать и скорректировать её свойства и связи.

Ну и конечно же не малую роль играет удобство, лично мне намного приятнее слепить БД в софте типа MySQL Workbench и экспортировать результат в SQL, предварительно проставив связи, ключи свойства и визуально проверив результат. В любом случае это намного удобнее, чем самый распространенный способ заполнения БД в phpMyAdmin

Скрин таблицы из MySQL Workbench

Прототипирование, создание wireframe’ов

Этот этап довольно накладен и прибегать к нему стоит тогда, когда это действительно нужно. В основном имеет смысл на сайтах и сообществах с большими объемами информации, а так же на страницах с большим количеством управляющих элементов. Часто имеет смысл прибегнуть к созданию wirefram’ов для отдельных элементов системы, как например системы фильтрации и гибкого поиска или наоборот для очень общих элементов, таких как расположение больших блоков на сайте (меню, контент, столбцы, думаю понятно).

Но стоит иметь ввиду, что грамотно пройденный этап прототипирования и утверждения данных макетов у заказчика, может сэкономить кучу нервов Вам и дизайнеру, работающему над полноценным дизайном, а не структурой.


Скриншот с tarekshalaby.com по наводке google image search

В качестве инструмента не буду советовать какой-то конкретный, так как сам ещё окончательно не определился. Лично приходилось работать с настольным приложение Balsamic Mockups и веб-сервисом Hotgloo. Hotgloo конечно интересен тем, что можно сделать макеты с переходом по ссылкам и пародиями на такие действия как “положить товар в корзину”, но мне не очень нравится его ценовая политика, а иногда просто удобнее использовать настольное приложение.


Скриншот с оффсайта Balsamic Mockups

В Заключение

Данная статья ориентирована в первую очередь на небольшие веб-студии, менеджеров и руководителей проектов, отдельных фрилансеров, занимающихся веб разработкой или участвующих в цепочке разработки. Как видно простой подход с использованием mindmap’ов позволяет не просто разложить структуру, а сделать постановку задачи более наглядной для её исполнителей, отразив как текущее состояние, так и свойства, представленных в структуре сущностей. Но, как ни странно, этот стандартный заложенный в софт функционал зачастую остается незамеченным и невостребованным. Обидно!

Спасибо за чтение и желаю Вам интересных и красивых проектов в 2011 году!

Проектирование зданий и сооружений, основы строительства проектируемых объектов

Для архитекторов, строителей, подрядчиков, а также для предпринимателей важно знать основы строительства и иметь понятие о проектировании зданий, сооружений и любых объектов, которые будут сданы в эксплуатацию. В рабочем процессе имеет большое значение назначение постройки. Это может быть жилой комплекс, промышленные цеха или частные владения для проживания. В любом случае перед началом стройки важно разработать проект.

В этой статье мы рассмотрим, какие этапы возведения любого объекта можно выделить, особенности каждой ступени, а также рассмотрим компьютерные программы, предназначенные для автоматизирования работы проектировщиков.

Особенности подготовки строительства в России, отличия от западной структуры

 

особенности проектирования зданий

 

Независимо от того, что на российском рынке застройщиков множество компаний предлагают свои услуги по созданию проектной документации, крупные фирмы часто обращаются на Запад. Такое отношение к отечественным предложениям имеет следующее объяснение. Производительность труда на стройплощадках в Европе и в Америке в 3-4 раза выше, чем в России, так как большинство проблем, с которыми сталкиваются строители, решаются еще на этапе проектирования. Чтобы выбрать добросовестных подрядчиков для подготовки проекта, которые не будут уступать западным по качеству, учитывайте следующие нюансы:

  • На момент расчета и проектирования зданий и сооружений специалисты должны учитывать большое количество факторов, в том числе схему градостроительства, инфраструктуру города и района, результаты экологических, геологических и прочих изысканий, требования к прокладываемым инженерным сетям и используемым стройматериалам. Потребуйте отчеты по данным видам работ, чтобы проанализировать верность выводов работников компании.
  • Использование технологий объемного моделирования. 3D-проект помогает проработать самые мелкие детали. Именно из-за того, что многие российские компании предпочитают все делать старыми способами, то есть составлять чертежи на плоскости, большинство важных моментов просто упускается из вида. Такие подводные камни всплывают уже на моменте строительства – возникают заминки, теряется много времени, увеличиваются расходы, требуется повторное моделирование.

 

проектирование зданий сооружений

 

  • Визуализация. Без визуального макета будущего здания заказчик не сможет получить представление о постройке. Чтобы полностью учесть пожелания нанимателя, хорошие фирмы обязательно предварительно наглядно показывают проект. Также большинство программ, которыми пользуются проектировщики, имеют возможность подключения к 3D-принтерам. Это позволяет напечатать фигуры в трехмерном пространстве, сделать реальный макет. Особенно сложные узлы, помещения можно визуализировать отдельно.
  • Согласование проекта между инстанциями. Важен процесс управления подрядчиком специалистами, а также возможность отправки документации в проверяющие органы. Если не налажен процесс отправления данных, то работа будет стопориться еще на этапе проектирования.
  • Наём фрилансеров. Услуги свободных профессионалов – это, с одной стороны, экономия средств, но с другой – не всегда точно выполненная работа. Не стоит доверять крупные проектные мероприятия таким специалистам. Если вы прибегаете к их помощи, ставьте перед ними узкопрофильные задачи, например, создание кровли проектируемого здания.
  • Использование электронной передачи информации. С помощью современных САПР-систем можно интегрировать файлы практически любых форматов, открывать их с любых устройств, в том числе с мобильных версий. Также большинство CAD предлагают возможность электронной подписи. Это уменьшает затраты на время, проведенное в ожидании получения бумажных писем и в организации личных встреч.

Большинство из перечисленных особенностей легко решается установкой качественного программного обеспечения. Если вы заказчик, осведомитесь, с каким ПО работает фирма. Пример хороших платформ – «Автокад» или его аналог – ZWCAD. Продукты от разработчика ZWSOFT обладают обширными функциями, в том числе возможностью создания 3D-чертежей, визуализацией, доступностью работы с большинством текстовых и графических файлов. Подробнее о программах расскажем ниже.

 

порядок проектирования зданий и сооружений

 

ZWCAD Professional

3D-моделирование и визуализация, поддержка внешних приложений, интерфейсов .Net/VBA/ZRX и все возможности стандартной версии

ZWCAD Standard

Базовый САПР. Поддержка форматов DWG, DGN

СПДС GraphiCS

Автоматизации выполнения проектной и рабочей документации с учетом требований ГОСТ Системы проектной документации для строительства (СПДС)

Geonium

Автоматизация проектно-изыскательских работ. Модули Топоплан, Генплан, Сети, Трассы, Сечения, Геомодель

Этапы проектирования зданий и сооружений

В зависимости от назначения постройки могут немного различаться стадии, дополняться необходимыми мероприятиями, но алгоритм остается для всех объектов одинаковым.

Сбор исходно-разрешительной документации (ИРД)

Это предпроектный период, его суть заключается в том, чтобы подтвердить свое право собственности на участок и получить разрешение от различных инстанций на возведение на территории данного строительного комплекса. Классический перечень пакета бумаг следующий:

  • Документы, подтверждающие право на владение недвижимым имуществом – территорией. Это может быть акт купли-продажи, дарения или наследования.
  • Подтверждение возможности постройки от городской администрации. Это решение муниципалитета, согласие на возведение здания.
  • Заключения от различных служб города: пожарная инспекция, санитарно-эпидемиологическая служба, экологическая инстанция, защита памятников культуры, если объект подлежит охране, и пр.
  • Технические задания на подключение к действующим городским инженерным сетям или заявление на создание индивидуальных точек обслуживания. Сюда входят такие коммуникации, как: водоснабжение, отопление, канализация, электрификация, газификация, отведение стоков (ливневки, бытовые отходы и пр.), подсоединение к автомобильным и ж/д дорогам, а также телекоммуникация, телефония, интернет и пр.

Это приблизительный, основной перечень исходно-разрешительной документации, но он может быть расширен в зависимости от типа постройки.

 

понятие о проектировании зданий и сооружений

 

Проведение инженерных изысканий

Этот этап предполагает основу проектирования зданий и сооружений. На участке проводятся работы по подготовке стройплощадки, по результатам которых принимаются решения по углублению фундаментов, расположению объектов, а также по защите от влияния различных факторов, например, от подземных вод. Все изыскательные работы регламентируются СП 47.13330.2012. Проводят следующие изыскания:

  • геодезические – фотографическая съемка рельефа;
  • геологические – химический и физический анализ почвы;
  • экологические и гидрометеорологические – особенности флоры и фауны участка, климатические условия;
  • гидрографические – указание на подземные воды и источники.

В этот перечень также входит анализ по сейсмическим характеристикам, опасным местам, взрывоопасным участкам и пр.

Разработка проектной документации

Это текстовые и графические файлы, которые отражают содержание всего проекта. В пакет обычно входят следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • схема земельного участка;
  • генплан строения;
  • решения по архитектуре здания;
  • чертежи прокладки инженерных систем;
  • ПОС;
  • смета на строительство;
  • сводки мероприятий, которые проведены для обеспечения пожарной безопасности, по охране окружающей среды и пр.

Состав документов может незначительно меняться в зависимости от назначения строения.

 

особенности проектирования зданий и сооружений

 

Рабочая документация – это графический этап проектирования зданий и сооружений

Все чертежи выполняются строго в соответствии с решениями, выполненными на предыдущей стадии. Документ, который содержит требования к оформлению – ГОСТ Р21.1101-2013. Он регламентирует:

  • комплектацию схем в проекте;
  • определенное оформление, подписи, проставление маркеров и пр.;
  • все надписи и штампы на чертежах;
  • перечень сопутствующих бумаг;
  • стандарты, типовые решения и спецификации.

По завершении сбора пакета проводится экспертиза. Экспертная оценка определяет безопасность конструкций, целесообразность конструктивных решений. При внесении корректив может потребоваться повторная процедура. Можно использовать различные методы при разработке проекта здания, способы также должны быть отражены в бумагах. После того, как стадия проектирования была завершена, предстоит согласование объекта, а также получение ряда заключений от проверяющих органов.

Экспертиза проектной документации

 

проектирование зданий и сооружений проект

 

Такой анализ документов выполняется в большинстве случаев, кроме тех объектов, которые признаны технически несложными. Все работы регламентируются Положением РФ №145 от 05.03.2007 г. Суть мероприятия – проверка всех представленных чертежей на соответствие нормам прочности, безопасности, пожарным требованиям, а также условиям санитарной эпидемиологической службы и прочих проверяющих органов. Подвергаются анализу все несущие и ненесущие конструкции, инженерные системы, прилегающие территории.

Вся процедура занимает не более двух месяцев. По истечении срока заявителю выдается свидетельство. Заключение бывает либо положительным, либо отрицательным, если нарушены требования по безопасности. Его можно обжаловать, но лучше прислушаться к мнению экспертной комиссии и внести необходимые коррективы.

Экспертиза может быть выполнена государственной и негосударственной организацией. Сообщение с представителями юридического лица может вестись через печатную корреспонденцию, а может с помощью электронного документооборота. Все программы для автоматизированного проектирования зданий и сооружений дают возможность передавать проект через электронные носители. Продукция от разработчика ZWSOFT имеет следующее преимущество – софты поддерживают интеграцию с практически любыми форматами. Это значит, что файл можно открывать на различных компьютерах через другие платформы САПР.

 

расчет и проектирование здания

 

Необходимость авторского надзора

В строительной группе на объекте всегда присутствует дополнительное контролирующее лицо. Это один человек или группа специалистов, которые проверяют все процедуры строительства на соответствие генплану, сметам и требованиям по безопасности. Если на участке нарушаются какие-либо нормы, например, вместо одного стройматериала был закуплен другой, менее качественный материал, то представители авторского надзора фиксируют нарушение.

Эту услугу предоставляют сторонние компании, она не является обязательной. Но в случае дистанционного сотрудничества с прорабами и строительными фирмами лучше заключить такой договор с незаинтересованным наблюдателем. Это обеспечит правильный порядок проектирования зданий и сооружений, а также их строительство. Это значительно сэкономит ваши средства, а также даст возможность пройти проверку уже сданного в эксплуатацию объекта.

Разновидности методов создания проекта

Различают два типа проектирования:

  1. Одностадийное. Рабочая (схемы, чертежи) и проектная документация разрабатывается одновременно. Это позволяет начать возводить постройку уже после получения экспертизы. Такой вариант редко используется в России, так как многие моменты получаются при таком подходе не согласованы.
  2. Двухстадийное. Сначала формируются конструктивные теоретические решения, а затем на их почве разрабатываются графические сведения.

Сейчас наиболее популярна технология BIM – информационное моделирование. Его особенность в том, что четкое разграничение на этапы полностью отсутствует. Это позволяет сделать быстрый документооборот и возможность всем специалистам работать с одной моделью. Таким образом, все профессионалы своевременно видят все изменения в плане и коррективы. Это было бы невозможно, если работа не велась в специализированных САПРах. Об этом подробнее ниже.

Особенности проектирования зданий и сооружений в CAD-системах от ZWSOFT

 

разработка проекта здания

 

Компания «ЗВСОФТ» предлагает современные разработки для автоматизации всех процессов разработки проектной документации. Представим некоторые из них.

  • САПР ZWCAD 2018 Professional – аналог программы «Автокад». Это базовая платформа для создания и редактирования моделей в двухмерном и трехмерном пространстве. Софт поддерживает большинство векторных и графических форматов, имеет высокий уровень интеграции файлов, которые были созданы в стороннем программном обеспечении. Удобный интерфейс и большое количество встроенных функций сделает работу специалистов всех отраслей легкой и быстрой. Также можно установить бесплатную лицензию, которая предназначена для учебных заведений. Ими могут пользоваться как преподаватели, так и студенты.
  • Geonium – программа для проведения инженерных изысканий. В ПО можно оформить все отчеты в строгом соответствии с обновляющимися стандартами проверяющих органов.
  • СПДС GraphiCS для ZWCAD – это надстройка на базовый САПР, которая позволяет автоматизировать выполнение всей проектной документации. Большая библиотека стандартных деталей и шаблонов постоянно обновляется, что позволяет оформить все чертежи и записки по актуальным ГОСТам. Происходит интеграция элементов чертежей с таблицами, поэтому заполнять все вручную больше не приходится.

Проектирование зданий и сооружений необходимо доверить компаниям с качественным программным обеспечением от ZWSOFT.

Проектирование ПО для начинающих методом снежинки / Habr

Публикация может быть полезной скорее начинающим программистам, чем тем, кто знаком с разработкой и проектированием ПО (не нужно знать каких либо продуктов для проектирования ПО).

Я думаю, знающие согласятся, что их первый опыт программирования реального приложения (не Hello World) свелся с простому вопросу: с чего, собственно, начать? Как начать проектирование программы? Что писать-то?!

И, как правило, первый опыт — это куча кода, который потом либо забывался, либо переписывался полностью, в зависимости от нужности программы.

Я долгое время шарил по интернету в поисках рецепта проектирования, но везде все сводили к определенным моделям, которые как шаблоны, нужно было применить и на них натянуть свою программу. Для примера можно взять MVC — все знают, что это, но рекомендации, как реализовывать ее, разнятся кардинально.

И вот, однажды утром, мне пришла в голову простая мысль: а что, если программу проектировать по методу снежинки?

Что я сделал:

1. Нарисовал на листке бумаги, как выглядит программа (для консолей особой разницы нет, поймете по ходу повествования). Для примера, возьмем калькулятор.

2. Условно разделил лист бумаги на две части, в одной я начну описывать интерфейс, в другой — что собственно программа умеет делать, ее модель (бизнес-логика). Уже на этом этапе видно, что мы разделили программу на 2 части: представление и логику. При этом, если программа консольная, в представление у нас попадут команды, на которые реагирует программа и вывод, который она возвращает.
Контроллер же — это связь между частью интерфейса и моделью программы.

3. Для описания интерфейса первым делом перечисляются все однотипные элементы (например, кнопки, лейблы и прочее). Получается, уже на этом этапе мы описываем классы-родители. Например, калькулятор:

Красным я обвел одинаковые элементы, это меню, лейбл, текстовое поле, кнопки и радио.

Дальше я смотрю, можно ли разбить эти элементы на более конкретные? (Что, естественно, можно, так как у нас не одна кнопка). Соответственно, от кнопки я стараюсь образовать как можно меньше общих групп или, чтобы было понятнее, классов: это число-буквенные (не вычисляют, только вводят данные) и оперативные (нажатие на них может привести к вычислениям или иным операциям). Чем меньше мы образуем одновременных классов, тем больше уровень абстракции получаем, что весьма полезно может быть в будущем, я думаю все согласны с этим (удобнее будет дополнять функционал, всегда есть от чего наследовать).

Продолжая дальше разбивать на группы, мы придем к определению каждого окончательного класса, когда разбиение уже невозможно. А цепочка от него до нашей начальной программы будет цепочкой наследования. Если нас что то не устраивает, например, куда деть кнопку стирания последнего символа — мы всегда можем пройтись по дереву наследования и изменить ветвление или деление на классы. Описав интерфейс — мы получим шпаргалку для дальнейшего проектирования(мы же, в конце концов, не будем лепить пустые элементы на форму).

4. Аналогично поступаем с логикой, начиная от общего класса, все больше конкретизируя операции.
Если у нас есть какая-либо операция, уже известная, но не классифицированная, ее достаточно добавить, а потом уже вписать в выстраивающуюся модель.

Получится что-то вроде этого:

5. При расширении нашей программы — модификация проходит достаточно легко. Например, нам потребовалось, чтобы программа сперва читала строку, а потом уже вычисляла. Т.е. появляется парсер, который использует класс вычислений (уже реализованный) и контроллер (который читает строку, занося ее в текстовое поле при вводе и передавая после парсеру). Модификации уложатся едва ли не в три строки, плюс класс, описывающий парсер.

Если программа очень большая, сложная — всегда можно взять отдельный элемент и описать по вышеуказанному методу. Например, для многооконного приложения можно нарисовать снежинку для каждого окна. Для сложной логики — выделить глобальные операции, и поступить аналогично. К тому же, подобный метод работает не только от общего к частному, но и наоборот. Сперва мы набираем всё, что нам придет в голову, в виде кирпичиков или небольших деревьев. Если можем объединить во что то общее — мы получаем родительский класс. Если можем разбить на категории, мы получаем подклассы. И так, пока не останется кирпичиков без связей, не будет возможности разбить на подклассы и не получится снежинка.

Когда все будет сделано — можно начинать писать код. Но как его писать, это уже другая история… Впрочем, еще на этапе проектирования уже можно давать имена классам и кратко описывать их функционал.

P.S.

Из плюсов — ничего не надо знать, нужны только лист бумаги, ручка (или векторный редактор) и базовые знания языка, на котором будет писаться программа (я опирался на Java). Получается очень наглядно и довольно легко, особенно для начинающих.

Из минусов — упрощенность, возможно некоторые особенности проектирования теряются, но это уже вопрос к тем, кто этим занимается давно и может что-либо подсказать или дополнить.

нормы, особенности, правила и услуги. Как проводится строительное проектирование?

Жить в собственном доме — мечта многих горожан. Воплотить ее в жизнь вполне реально, но, помимо финансовых вложений, это требует знания тонкостей индивидуального строительства. Важно понимать, из чего складывается проектирование жилых домов. Есть ряд обязательных действий, а есть очень желательные этапы, которые стоит включить в процесс, если вы хотите, чтобы дом простоял не один десяток лет. И о том, и о другом расскажем в этой статье.

Этап 1: архитектурно-строительное проектирование

Дом на века не построить без грамотного проекта. Этот начальный этап — едва ли не самый важный, ведь от проектирования зависит, как будет выглядеть сооружение изнутри и снаружи, насколько прочным и безопасным оно получится и как долго простоит. Также благодаря проекту вы спрогнозируете расходы на строительные работы и материалы.

Проектирование жилых домов состоит из нескольких этапов:

  1. Предпроектные работы . Их задача — выяснить, возможно ли воплотить проект в жизнь, выявить вероятные сложности, которые могут помешать строительству, и оценить примерную стоимость. Для этого специалисты проектной организации изучают территорию, проводят геологические исследования, составляют план рельефа местности. На этом же этапе подготавливают ряд документов. Необходимо убедиться в том, что при строительстве не будут нарушены санитарные, экологические, градостроительные и другие нормативы, а также в том, что проект оправдан с экономической точки зрения.

Обратите внимание
Предпроектные работы — обязательная часть строительного проектирования. Как показывает практика, отказ в согласовании проектной документации в большинстве случаев объясняется именно тем, что подрядчики собрали не всю информацию об объекте [1] . В результате оказывается, что проект составлен с нарушениями нормативов. Предпроектная подготовка позволяет избежать таких проблем, а значит, сэкономить время и деньги.

  1. Эскизный проект . На этом этапе заказчик получает представление о внешнем облике будущего дома. Эскиз — это еще не готовый проект, а лишь набросок, но он уже показывает, как выглядит сооружение снаружи, как расположены комнаты внутри, что представляет собой придомовая территория. Дизайнер может выполнить компьютерную 3D-модель: она особенно наглядно отображает замысел заказчика. Кроме изображений, в эскизный проект входят схемы и чертежи, которые послужат основой для проектной и рабочей документации.

    Разработка эскизного проекта — это также не обязательный компонент проектирования зданий и сооружений. Потому и четких требований к нему нет. Тем не менее без эскиза вряд ли возможно построить чертежи и схемы для рабочей и проектной документации. Для заказчика же важно увидеть результат воплощения идеи до начала строительства: если потребуются коррективы, их еще не поздно внести.

  2. Рабочий проект . Он включает всю техническую информацию, необходимую для строительства: чертежи, графики, схемы, описания работ. В рабочем проекте подробно объясняется каждая деталь будущего сооружения: глубина заложения фундамента, толщина стен и перекрытий, конструкция архитектурных узлов. Графическим и текстовым описаниям предшествуют тщательные расчеты. Рабочий проект содержит также спецификацию стройматериалов: в нем указано, что и в каком количестве потребуется для строительства.
  3. Проект монтажа инженерных сетей . Это часть рабочего проекта, в которой определяется расположение систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, электроснабжения, вентиляции. На плане видно, где будут проходить трубы, вентиляционные каналы, провода, какие помещения выделены под отопительное и другое оборудование.

Параллельно рабочему проекту готовится проектная документация. Это обширный пакет текстовых и графических материалов, состав и содержание которых регламентируются законодательством. Согласование проектной документации необходимо для того, чтобы получить разрешение на строительство.

Один из обязательных разделов проектной документации — «Архитектурные решения». Он состоит из графической и текстовой частей. Первая включает поэтажный план дома (составленный с учетом функционала и габаритов помещений), изображение фасадов. В текстовой части архитектурного проекта содержатся описания внешнего вида будущего дома, его внутренней планировки, обоснование художественных, объемно-пространственных и композиционных приемов. Кроме того, описаны решения, которые помогут обеспечить оптимальное естественное освещение, шумозащиту и т. д., а также способы декоративной отделки интерьеров.

Архитектурная часть проектной документации — это выражение авторского замысла. Именно в ней воплощается уникальность индивидуального проекта дома.

Этап 2: ландшафтный дизайн

Один из главных плюсов жизни в частном доме — наличие собственного участка земли. Владельцы по-разному решают задачу благоустройства придомовой территории, но, пожалуй, самый привлекательный вариант — это использование приемов ландшафтного дизайна. Уютный зеленый уголок с тенистыми беседками, аккуратными дорожками, живописными водоемами подарит возможность отдохнуть и расслабиться после рабочего дня, провести время на природе, не покидая дома. Даже на небольшом участке при умелом проектировании можно найти место для декоративных посадок, зоны отдыха, детской площадки, бассейна или пруда. А многообразие стилей и малых архитектурных форм позволит создать уникальную садово-парковую композицию на любой вкус.

Ландшафтный дизайн — это и искусство, и наука. Для гармоничной организации пространства необходимы знания и опыт профессионалов. Другими словами, благоустройство придомовой территории, как и строительство дома, требует грамотного проектирования. Работы по ландшафтному дизайну также проводятся поэтапно.

  1. Создание проекта . Это совместная работа ландшафтных дизайнеров, инженеров и архитекторов. Проводятся геодезические изыскания, топографическая съемка. Важно определить размеры и форму участка, рельеф местности, состав почвы, уровень грунтовых вод, расположение наземных и подземных коммуникаций. Получив эти сведения, можно приступать к выбору стиля и разработке основной концепции проекта. Дизайнер выполняет зонирование территории, составляет подробный генеральный план с указанием расположения дорожек, беседок, декоративных водоемов, зеленых насаждений и других элементов. Создается разбивочный чертеж — в соответствии с ним будут проводиться работы по строительству и благоустройству.

    Отдельная часть ландшафтного дизайн-проекта — дендрологический план, на котором указано расположение посадок: декоративных композиций, цветников и клумб, отдельно стоящих деревьев и кустарников и т. д. Описываются виды и сорта растений. Дендроплан служит основой для посадочного чертежа, в соответствии с которым будут работать озеленители.

  2. Подготовка территории . Перед тем как начать реализацию проекта, участок расчищают: выкорчевывают пни, удаляют строительный мусор и прочие посторонние предметы. При необходимости выравнивают рельеф, улучшают состав почвы. Для отвода влаги устраивают дренажную систему.
  3. Инженерно-строительные работы . Их перечень индивидуален, но почти всегда включает мощение дорожек (для этого предварительно разрабатывают отдельный чертеж, входящий в генплан участка), монтаж систем освещения и полива, создание искусственных водоемов, строительство малых архитектурных форм, обустройство парковки и детской площадки.
  4. Озеленение . В соответствии с дендрологическим планом и посадочным чертежом высаживают растения. Учитывают их совместимость, требования к составу почвы, освещению и поливу, а также декоративные свойства.

Этап 3: индивидуальное строительство

Строительством малоэтажных домов занимаются многие компании. Разумнее всего доверить задачу той же организации, которая выполняла проектирование: тогда цикл будет непрерывным, и вы избежите лишних временных и денежных затрат. Кроме того, в этом случае гарантировано проведение работ в точном соответствии с проектом.

Выбирайте надежную строительную компанию, которая известна на рынке не один год и успела заслужить хорошую репутацию. Убедитесь в наличии свидетельства о допуске к строительным работам. Оцените выполненные проекты, изучите портфолио и отзывы. Особое внимание стоит уделить штату специалистов. Кроме строителей разных специальностей, в солидной компании работают архитекторы, дизайнеры, конструкторы, инженеры по техническому надзору.

Узнайте, с какими материалами работает компания. От них зависит то, как долго простоит дом, и, если ваша цель — не временное сооружение, а постройка на века, экономия здесь неуместна. В частном строительстве премиум-класса используются прочные, долговечные и экологически безопасные материалы: кирпич, поризованные керамические блоки, высококачественный газобетон, цельный брус и бревно. Фундамент чаще всего выполняют из железобетона.

Обратите внимание
Чтобы контролировать соответствие проводимых работ проекту, имеет смысл воспользоваться услугой авторского надзора. С ним вам не придется сомневаться в том, что подрядчик выполняет свою работу добросовестно, соблюдает технологию и использует именно те материалы, которые заявлены в спецификации. Еще одна важная функция авторского надзора — контроль расходов: необоснованное превышение сметы не пройдет незамеченным.

Надежная строительная компания всегда обеспечивает заказчикам оперативную обратную связь, предоставляет возможность следить за ходом выполнения работ. Клиент регулярно получает подробные отчеты с фотографиями. Благодаря этому он может воочию наблюдать процесс строительства на каждом его этапе — начиная от земляных работ и заканчивая отделкой.

Расскажем подробнее об основных стадиях строительства малоэтажных домов.

  1. Земляные работы . Территорию участка подготавливают к строительству: очищают от мусора, демонтируют старые сооружения, удаляют пни и кустарники, устраивают подъездные пути для техники. После этого приступают к рытью котлована под фундамент. На дно насыпают песчано-гравийную подушку. Она будет выполнять амортизирующую функцию и снимать нагрузку с фундамента при промерзании и размораживании почвы. Сверху укладывают слой гидроизолирующего материала.
  2. Устройство фундамента . Конструкции бывают разных типов — ленточные, плитные, свайные. Выбор зависит от свойств грунта, глубины его промерзания, уровня грунтовых вод, от предполагаемой нагрузки, материалов, используемых при строительстве, и других факторов. Самый распространенный тип фундамента в малоэтажном строительстве — ленточный. По периметру несущих стен в землю заглубляют железобетонные ленты. Они оптимальным образом перераспределяют нагрузку, и фундамент служит долгие годы.
  3. Возведение стен и перекрытий . При выборе материала учитывают его несущую способность и прочие свойства, этажность дома, тип фундамента, климатические условия региона, пожелания и финансовые возможности заказчика. Самый предпочтительный вариант с точки зрения надежности, долговечности и экологичности — строительство из кирпича или поризованных керамических блоков.
  4. Устройство кровли . В зависимости от архитектурного решения ее делают односкатной, двускатной, вальмовой, шатровой и др. В качестве покрытия выбирают материал, который не боится влаги, высоких и низких температур, устойчив к ветровой и снеговой нагрузке. Монтаж кровли начинают с устройства мауэрлата (опоры) и стропильной системы. Далее укладывают слои кровельного пирога: пароизоляцию, утеплитель, гидроизоляцию. Заключительным этапом монтируют финишное покрытие.
  5. Монтаж окон и дверей . Конструкции из ПВХ устанавливают как до проведения «мокрых» работ (нанесения штукатурки) внутри дома, так и после. Главное — обеспечить достаточную вентиляцию и отопление, если монтаж ведется в холодное время, иначе возможно образование конденсата и плесени.
  6. Устройство инженерных сетей . Когда готовы стены и крыша, приступают к монтажу систем отопления, водоснабжения, электроснабжения, вентиляции.
  7. Отделочные работы по фасаду . Наружная отделка выполняет не только декоративную, но и защитную функцию. Поэтому облицовочный материал должен быть эстетичным, прочным, устойчивым к любым погодным условиям. Чаще всего это лицевой кирпич, штукатурка, натуральный и искусственный камень, а также вагонка и блок-хаус.
  8. Внутренняя отделка и дизайн интерьера . Для окончательного воплощения замысла заказчика проводятся отделочные работы внутри дома: штукатурка и шпаклевка стен, монтаж потолков, облицовка поверхностей.

Любое строительство, в том числе возведение частного жилого дома, начинается с проектирования. Этот этап можно назвать самым ответственным, ведь ошибки, допущенные уже на начальной стадии, неизбежно отразятся на качестве работ и повлекут за собой финансовые потери. Доверять такую важную задачу стоит только профессионалам, имеющим большой опыт в области проектирования и строительства малоэтажных домов. Удобнее и выгоднее всего для заказчика, когда одна организация выполняет весь цикл работ — от подготовки проекта до финишной отделки готового дома.

Проектирование — Википедия

Проекти́рование — процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части (ISO 24765).[1] Результатом проектирования является прое́кт — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.[2]:272

Проектирование, наряду с анализом требований, является частью большой стадии жизненного цикла системы, называемой определением системы (англ. system definition). Результаты этой стадии являются входной информацией для стадии реализации (воплощения) системы (англ. system realization).[2]:268

Проектирование системы направлено на представление системы, соответствующее предусмотренной цели, принципам и замыслам; оно включает оценку и принятие решений по выбору таких компонентов системы, которые отвечают её архитектуре и укладываются в предписанные ограничения.[2]:272

В настоящее время существует сильная тенденция рассматривать архитектурное и детальное проектирование как различные виды деятельности; делаются попытки определить их как отдельные практики, однако эти виды проектирования в значительной мере «переплетены». Архитектурные решения в сравнении с «обычными» проектными решениями рассматриваются как более абстрактные, концептуальные и глобальные; они нацелены на успех всей миссии и на наиболее высокоуровневые структуры системы.[2]:272 Детальное проектирование, в свою очередь, определяется как процесс детализации и расширения предварительного проекта (архитектуры) до такой степени, при которой проект полностью готов к реализации.[1]

В античные времена проектирование рассматривалось как «наука архитектора»[3]. Деятельность архитектора была связана не только с возведением зданий, но и с созданием строительных и военных машин. Описание системы знаний и принципов организации этой науки представлено в труде римского архитектора и механика Витрувия, жившего 2 тысячи лет назад в эпоху Цезаря и Августа[источник не указан 117 дней].

Проектирование в СССР[править | править код]

В ранний период истории СССР проектирование являлось одним из наиболее «узких мест» строительства. Существовало индивидуальное кустарное проектирование. Только в 1929 году начинали создаваться специальные проектные организации[источник не указан 1104 дня].

Проектные конторы разделялись на республиканские и местные. Республиканскими конторами, проектирующими гражданское строительство, являлись: Гипрогор и Коммунстрой, деятельность которых координировалась с проектными конторами областного значения — в частности по Москве — МосПроект, МособлжилСоюз, по Ленинграду — Жилгражданстрой и т. д.

В целях построения единого плана работ по проектированию гражданского строительства для 1932 года как правило устанавливалось, что:

а) программы республиканских проектных контор РСФСР по гражданскому строительству охватывали проектные работы для сверхлимитного индивидуального, типового и нижелимитного типового строительства;

б) программы местных проектных контор (автономных республик, краевых и областных) охватывали проектные работы для нижелимитного не типового строительства и по приспособлению типовых проектов к земельным участкам; проектирование для сверхлимитного индивидуального и типового строительства допускалось в порядке плановой увязки этих работ с программами указанных выше республиканских проектных контор[источник не указан 1104 дня].

Внутри процесса проектирования, наряду с расчетными этапами и экспериментальными исследованиями, часто выделяют процесс конструирования.

Конструирование — деятельность по созданию материального образа разрабатываемого объекта, ему свойственна работа с натурными моделями и их графическими изображениями (чертежи, эскизы, компьютерные модели). Эти модели и изображения, а также некоторые виды изделий называют конструкциями. Например, конструирование форм одежды, конструирование интерьеров, разработка конструкции машины, конструктивные и объёмно-планировочные решения объекта капитального строительства, металлоконструкция, строительные конструкции.

Слово «конструкция» часто употребляется в значении «структура», «устройство», например, конструкция предложения в лингвистике или организация эстетического материала в искусстве.

Конструирование может осуществляться:

Чертёж дверных конструкций

По отраслям деятельности[править | править код]

Можно привести следующие примеры видов проектирования по отраслям деятельности:

По подходу к проектированию[править | править код]

Функциональное проектирование[править | править код]

Любой инженерный объект служит для осуществления одной или нескольких функций в использующих его системах, то есть функция — первична, объект — вторичен. Так, основной функцией автомобиля является перевозка грузов и людей, основной функцией ручки — оставить чернильный след на поверхности (бумаге и т.п.), книги — выступать носителем письменной информации и т. д.

Функциональное проектирование представляет наиболее общий подход к описанию систем. Определяются граничные условия и желательные входы и выходы, составляется подробный перечень функций или операций, которые должны выполняться[4]. При функциональном проектировании осуществляется синтез структуры и определяются основные параметры объекта и его составных частей (элементов), оцениваются показатели эффективности и качества процессов функционирования. Результатом проектирования, как правило, являются принципиальные, функциональные, кинематические, алгоритмические схемы и сопровождающие их документы[5].

Оптимальное проектирование[править | править код]

Процесс проектирования всегда подчинён необходимости учёта интересов всех ключевых стейкхолдеров (заинтересованных сторон): заказчиков, разработчиков, производителей, продавцов, потребителей, утилизаторов и т. д. Каждый из стейкхолдеров стремится к удовлетворению своих потребностей, часть из которых может вступать в конфликт. Например, автомобиль с точки зрения интересов различных причастных сторон должен одновременно обладать высокой скоростью и мощностью двигателя, низкой стоимостью, комфортабельностью, экологичностью, быть технологичным в производстве, удобным в обслуживании, лёгким в утилизации и т. д.

Кроме того, вариантов решения практической задачи практически всегда несколько, и перед разработчиком встаёт проблема аргументированного выбора окончательного варианта.

Проектирование, целью которого является не только поиск функционально эффективных решений, но и удовлетворение разных, порой противоречивых потребностей, обоснованный выбор окончательного варианта, стали называть оптимальным проектированием (критериальным проектированием, вариантным проектированием). Активно оно начало применяться со второй половины XX века благодаря достижениям теории принятия решений и теории исследования операций и широкому распространению вычислительной техники, позволившим разработать соответствующие методы, в обозримые сроки просчитывать многочисленные варианты и решать сложные математические задачи.

Большое значение в оптимальном проектировании отводится подготовке на этапе технического задания полного перечня требований к разрабатываемому объекту, выделению среди них показателей качества и преобразованию наиболее важных из них в критерии оптимизации. Показателен в этой связи девиз одной японской фирмы — «Мы не создаем технику, мы создаем человека».

Системное проектирование[править | править код]
Основные части проектирования

К концу XX века не только существенно возросла сложность проектируемых объектов, но и их воздействие на общество и окружающую среду, тяжесть последствий аварий из-за ошибок разработки и эксплуатации, высокие требования к качеству и цене, сокращению сроков выпуска новой продукции. Необходимость учёта этих обстоятельств заставляла вносить изменения в традиционный характер и методологию проектной деятельности.

При создании объектов их уже необходимо было рассматривать в виде систем, то есть комплекса взаимосвязанных внутренних элементов с определенной структурой, широким набором свойств и разнообразными внутренними и внешними связями. Сформировалась новая проектная идеология, получившая название системного проектирования.

Системное проектирование комплексно решает поставленные задачи, принимает во внимание взаимодействие и взаимосвязь отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, учитывает социально-экономические и экологические последствия их функционирования. Системное проектирование основывается на тщательном совместном рассмотрении объекта проектирования и процесса проектирования, которые в свою очередь включают ещё ряд важных частей.

Принципы системного проектирования[править | править код]

Системное проектирование должно базироваться на системном подходе. На сегодняшний день нельзя утверждать, что известен его полный состав и содержание применительно к проектной деятельности, однако можно сформулировать наиболее важные из них:

  • Практическая полезность:
    • деятельность должна быть целенаправленной, устремленной на удовлетворение действительных потребностей реального потребителя или определенной социальной, возрастной или иной групп людей;
    • деятельность должна быть целесообразной. Важно вскрыть причины, препятствующие использованию существующих объектов для удовлетворения новых потребностей, выявить вызывающие их ключевые противоречия и сконцентрировать усилия на решении главных задач;
    • деятельность должна быть обоснованной и эффективной. Разумным будет использование не любого решения задачи, а поиск оптимального варианта;
  • Единство составных частей:
    • целесообразно любой объект, сложный ли он или простой, рассматривать как систему, внутри которой можно выделить логически связанные более простые части — подсистемы, единство частных свойств которых и образует качественно новые свойства объекта-системы;
    • разрабатываемые объекты предназначены для людей, ими создаются и эксплуатируются. Поэтому человек также обязан рассматриваться в качестве одной из взаимодействующих систем. При этом должно приниматься во внимание не только физическое взаимодействие, но и духовно-эстетическое воздействие;
    • внешняя, или как её ещё называют — жизненная среда, также должна рассматриваться в качестве системы, взаимосвязанной с проектируемым объектом;
  • Изменяемость во времени:
    • учёт этапов жизненного цикла объекта;
    • учёт истории и перспектив развития и применения разрабатываемого объекта, а также областей науки и техники, на достижениях которых базируются соответствующие разработки.
Нисходящее и восходящее проектирование[править | править код]

Ведение разработки объекта последовательно от общих черт к детальным называется нисходящим проектированием. Его результатом будут требования к отдельным частям и узлам. Возможен ход разработки от частного к общему, что образует процесс восходящего проектирования. Такое проектирование встречается, если одна или несколько частей уже являются готовыми (покупными или уже разработанными) изделиями.

Нисходящее и восходящее проектирование обладают своими достоинствами и недостатками. Так, при нисходящем проектировании возможно появление требований, впоследствии оказывающихся нереализуемыми по технологическим, экологическим или иным соображениям. При восходящем проектировании возможно получение объекта, не соответствующего заданным требованиям. В реальной жизни, вследствие итерационного характера проектирования, оба его вида взаимосвязаны.

Например, разрабатывая при нисходящем проектировании автомобиль (от общей схемы к его частям, например, — к мотору), необходимо увязать общую компоновку с размерами и мощностью уже выпускаемых двигателей. В противном случае придётся разрабатывать применительно к данной компоновке новый двигатель, либо изменять первоначальные варианты его расположения или схему компоновки всего автомобиля.

Проектирование, как осознанная целенаправленная деятельность, обладает определённой структурой, то есть последовательностью и составом стадий и этапов разработки проекта, совокупностью процедур и привлекаемых технических средств, взаимодействием участников процесса.

В настоящее время существуют два представления структуры проектирования, подобные по форме, но различные по целям и подходам к деятельности. Это — структура в виде стадий разработки проектной документации (стадий проектирования) и структура процесса проектирования[источник не указан 117 дней].

Стадии проектирования[править | править код]

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Стадии разработки проектной документации

Стадии проектирования регламентированы стандартами ГОСТ 2.103—2013[6] и ГОСТ Р 15.301—2016[7]. Последовательность выполнения всех стадий образует официальную структуру процесса разработки проектной документации, которая, как правило, используется при официальных взаимоотношениях между заказчиком и исполнителем или между соисполнителями работ. Сама документация необходима для отчёта перед заказчиком о проделанной работе, возможности проверки или повторения разработок другими исполнителями, подготовки производства и обслуживания изделия в период эксплуатации.

Стадии создания других систем регламентируются своими стандартами, например, для автоматизированных систем — ГОСТ 34.601—90[8].

Структура устанавливает стадии разработки конструкторской документации на изделия всех отраслей промышленности и этапы выполнения работ внутри каждой стадии, то есть состав документации и виды работ, что помогает ответить на вопрос «Что нужно делать?» в процессе проектирования. Основные стадии структуры включают:

  • Эскизный проект (ЭП) — совокупность документов, содержащих принципиальные решения и дающих общее представление об устройстве и принципе работы разрабатываемого объекта, а также данные, определяющие его назначение, основные параметры и габаритные размеры. В случае большой сложности объекта этому этапу может предшествовать аван-проект (предпроектное исследование), обычно содержащий теоретические исследования, предназначенные для обоснования принципиальной возможности и целесообразности создания данного объекта.
При необходимости на стадии ЭП проводят изготовление и испытание макетов разрабатываемого объекта.
  • Технический проект (ТП) — совокупность документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве проектируемого объекта, исходные данные для разработки рабочей документации.
  • На стадии рабочего проекта (РП) сначала разрабатывают подробную документацию для изготовления опытного образца и последующего его испытания. Испытания проводят в ряд этапов (от заводских до приёмо-сдаточных), по результатам которых корректируют проектные документы. Далее разрабатывают рабочую документацию для изготовления установочной серии, её испытания, оснащения производственного процесса основных составных частей изделия. По результатам этого этапа снова корректируют проектные документы и разрабатывают рабочую документацию для изготовления и испытания головной (контрольной) серии. На основе документов окончательно отработанных и проверенных в производстве изделий, изготовленных по зафиксированному и полностью оснащенному технологическому процессу, разрабатывают завершающую рабочую документацию установившегося производства.
  • Завершает цикл работ этап, подводящий итог проектной деятельности, — сертификация. Её назначение — определение уровня качества созданного изделия и подтверждение его соответствия требованиям тех стран, где предполагается его последующая реализация. Необходимость выделения этого этапа в виде самостоятельного вызвана тем, что в настоящее время экспорт продукции или её реализация внутри страны во многих случаях недопустимы без наличия у неё сертификата качества. Сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательной сертификации подлежат товары, на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Добровольная сертификация проводится по инициативе предприятий. Обычно это делается с целью официального подтверждения характеристик продукции, изготавливаемой предприятием, и, как следствие, повышения доверия к ней у потребителей.

В процессе разработки проектной документации в зависимости от сложности решаемой задачи допускается объединять между собой ряд этапов. Этапы постановки ТЗ и технического проектирования могут входить в цикл научно-исследовательских работ (НИР), а этапы технического предложения и эскизного проектирования — образовывать цикл опытно-конструкторских работ (ОКР)[источник не указан 117 дней].

Структура процесса проектирования[править | править код]

Процесс решения задачи проектирования

Проектирование — целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Соответственно, должна быть структура процесса решения задачи проектирования, которая помогает ответить на вопрос «Как это делать?». В настоящее время предложен ряд структур и алгоритмов проектирования, совпадающих в основных чертах и различающихся только в содержании или названии отдельных этапов.

Решение любой задачи начинается с её осмысления и уточнения исходных данных. Те (технические) требования (ТТ), которые выдаются заказчиком, формулируются на языке потребителя-неспециалиста и не всегда бывают технически чёткими и исчерпывающими. Перевести требования на язык предметной области, сформулировать задачу максимально полно и грамотно, обосновать необходимость её решения, то есть сформулировать техническое задание (ТЗ), — первый и обязательный этап работы. Исполнитель выполняет его в тесном контакте с заказчиком.

В машиностроении этот этап иногда называют внешним проектированием. Этим подчеркивают, что разработка объекта уже начинается с постановки задачи (ТТ) и формирования ТЗ и активно ведётся совместно с заказчиком. Важным результатом этапа является согласование целей разработки и назначения проектируемого объекта (его функций), системы показателей качества.

Следующие этапы образуют внутреннее проектирование. Они нацелены на поиск решения задачи и выполняются разработчиком. Сюда входят этапы синтеза принципа действия, структуры и параметров проектируемого объекта:

  • На этапе синтеза принципа действия отыскивают принципиальные положения, физические, социальные и т. п. эффекты, которые составят основу функционирования будущего изделия. Это могут быть основополагающие нормы, фундаментальные законы и правила, их частные случаи или следствия. Работа ведётся с принципиальными моделями и их графическим представлением — блок-схемами. Этому этапу соответствует заключительная стадия ТЗ и стадия технического предложения структуры проектирования по ГОСТ 2.103;
  • На этапе структурного синтеза на основе выбранного принципа действия создаются варианты начального графического представления объекта — структуры, схемы, алгоритмы, упрощённые эскизы. В соответствии с ГОСТ 2.103 этот этап включает стадию эскизного проектирования;
  • На этапе параметрического синтеза отыскиваются значения параметров объекта, находится численное, в том числе оптимальное, решение проектной задачи, создаётся подробная документация или описание объекта, чертежи изделия и его частей. Этот этап соответствует стадиям технического и рабочего проектирования.

Вследствие неполноты начальных знаний о задаче процесс проектирования — итеративен, с каждым циклом итерации цели проектирования всё более уточняются, появляется необходимость в дополнительных функциях и, как следствие, — потребность в разработке дополнительных частей и узлов. Решение частных проектных задач, дополняющих основное решение, также проводится в соответствии с представленной последовательностью.

На каждом этапе внутреннего проектирования выполняются следующие процедуры:

  • выбор модели (то есть основополагающего принципа, вида блок-схемы и расчетной схемы),
  • выбор метода решения, в том числе метода оптимизации,
  • решение,
  • анализ полученных результатов и принятие решения.

Замечено, что эффективность проектируемого объекта определяется: в первую очередь — выбранным принципом действия, во вторую — предложенной структурой и в третью — соотношением параметров.

Проект повторного применения — это документация на объект строительства, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы, построен и введен в эксплуатацию объект. Использование проектов повторного применения в проектировании позволяет затраты на проектирование и экспертизу свести к минимуму. Также сокращается срок проектирования[источник не указан 117 дней].

  • Эвристические методы
    • Метод итераций (последовательного приближения)
    • Метод декомпозиции
    • Метод контрольных вопросов
    • Метод мозговой атаки (штурма)
    • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
    • Метод морфологического анализа
    • Функционально-стоимостной анализ
    • Методы конструирования
  • Экспериментальные методы
  • Формализованные методы
    • Методы поиска вариантов решений
    • Методы автоматизации процедур проектирования
    • Методы оптимального проектирования
  • Сидоров А.И. Основные принципы проектирования и конструирования машин. — М.: Макиз, 1929. — 428 с.
  • Орлов П.И. Основы конструирования: Справочник: В 2-х книгах. — М.: Машиностроение, 1988. — ISBN 5-217-00222-0.
  • Хорошев А.Н. Введение в управление проектированием механических систем: Учебное пособие. — Белгород, 1999. — 372 с. — ISBN 5-217-00016-3. Электронная версия 2011 г.
  • ISO/IEC/IEEE 24765:2010 Systems and software engineering — Vocabulary. — 2010.
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2008. Системная инженерия — Процессы жизненного цикла систем. — 2008.
  • Kossiakoff A., Sweet W. N., Seymour S. J., Biemer S. M. Systems Engineering Principles and Practice. — 2-е изд. — Hoboken, New Jersey: A John Wiley & Sons, 2011. — 599 с. — ISBN 978-0-470-40548-2.
  • Pyster, A., D. Olwell, N. Hutchison, S. Enck, J. Anthony, D. Henry, and A. Squires (eds). Guide to the Systems Engineering Body of Knowledge (SEBoK) version 1.0. — The Trustees of the Stevens Institute of Technology, 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.