Карнизная планка для металлочерепицы: монтаж, размеры
Металлочерепица – кровельный материал, пользующийся популярностью из-за своей надежности и привлекательного внешнего вида. Прежде чем постелить его, необходимо произвести монтаж карнизной планки для металлочерепицы. Именно она отвечает за защиту крыши от механических повреждений.
Особенности устройства и назначение
Схематичное изображение карнизной планкиКарнизная планка (свес, концевая планка, карниз) – изделие из тонкого листового металла для защиты от коррозии и с декоративной целью покрытое грунтовочными и красящими средствами.
При монтаже крыши из металлочерепицы обязательно необходимо устанавливать карнизную планку, так как она максимально увеличивает срок службы покрытия. К функциям, которые она выполняет, относятся:
- придает кровле законченный вид;
- защищает карнизную доску, чердачное помещение, подкровельное пространство от попадания влаги;
- обеспечивает подачу конденсата от гидроизоляционной мембраны в водосточный желоб.
Карнизная планка для металлочерепицы несколько отличается по ширине и форме от изделий для других видов кровельных покрытий.
Материалы и габариты
Для изготовления этого вида планки применяется тот же материал, что и для металлочерепицы – оцинкованная сталь, с различным покрытием:
- Пурал, продляющий срок службы до 50 лет. Для изготовления этого покрытия используется полиуретан, с добавлением полиамида и акрила. Материал, обработанный пуралом, устойчив к воздействию ультрафиолетом, химическими веществами, кислотами и перепадам температур. Особенно хорошо он зарекомендовал себя при использовании в морском климате. Единственный недостаток карнизных планок, покрытых пуралом, это дороговизна.
- PVDF – до 40 лет. Эта защитная основа изготовлена из поливинилфторида, с небольшим добавлением акрила. Эффективно оберегает сталь, как от механических, так и немеханических повреждений. Не выгорает под воздействием прямых солнечных лучей.
- Полиэстер – до 20-25 лет. Самое дешевое покрытие для оцинкованной стали, поэтому самое востребованное. Тем не менее, полиэстер хорошо справляется со своими функциями. Он эффективно защищается металл от коррозии, перепадов температур и воздействия ультрафиолетом. Основным недостатком этого материала является его низкая устойчивость к механическим повреждениям. Поэтому при монтаже свеса, покрытого полиэстером, следует соблюдать осторожность.
Менее популярные покрытия, используемые для карнизных планок, это матовый полиэстер и пластизол.
Стандартная длина изделия составляет 50-60 см, но в строительных магазинах встречаются планки длиной более 2 м. Изгиб может быть от 90 до 135°, толщина металла от 0,4 мм.
Если стандартные размеры не устраивают покупателя, то можно заказать планку необходимой длины у производителя.
Виды и варианты оформления карнизных планок
Карнизный свес для крыш из профнастила бывает нескольких видов, отличающихся друг от друга размерами и градусом загиба. К ним относятся:
- Стандартная. Чаще всего используется для монтажа кровли. Загиб 120°, размеры сторон – 110-120 мм и 60-80 мм.
- Усиленная. Способна защитить подкровельное пространство даже при сильных горизонтальных ветрах. Размер такого вида свеса 150 мм и 40-50 мм.
- Профилированная. Гораздо реже используется при монтаже крыш из металлочерепицы. Форма почти с прямыми углами и несколькими ребрами жесткости. Достаточно прочная, способная выдержать даже сильные порывы ветра.
Также помимо разницы в размерах карниз отличается по типам полимерного покрытия.
Для оформления карнизной планки обычно используют 2 варианта – классический и внутреннее отведение влаги.
Классический вариант используют в районах со стандартными погодными условиями – без сильных шквалистых ветров, повышенной влажности и тому подобных. При этом удаление конденсата из подкровельного пространства осуществляется воздушными потоками, которые циркулируют через отверстия в торцевых частях карниза.
Монтаж крыши при классическом варианте происходит в следующей последовательности:
- Стропило.
- Капельник.
- Гидроизоляция.
- Карнизная планка.
- Начальная обрешетка.
- Контробрешетка.
- Обрешетка.
- Металлочерепица.
Крепление монтажной планки
Второй вариант монтажа кровельного свеса был введен в эксплуатацию производителем металлочерепицы из Финляндии RANILA. Он считается наиболее простым и надежным.
Рекомендуется использовать его в условиях северного морозного воздуха. В средних широтах лучше применять классический вариант, так как при этом способе монтажа происходит нарастание льда и появление сосулек на свесе кровли.
Особенностью внутреннего отведения влаги с карнизного свеса является другой подход к укладке пароизоляционного материала.
При этом способе он не скатывается до нижнего конца карниза, а срезается на середине вылета кобылок крыши или стропильных балок. Из-за этого влага прокапывает сквозь подшивку карниза, а не стекает к ней.
Для защиты ото льда в этом случае кровлю подбивают рейками из дерева, а не перфорированными панелями софитов.
Отличия карнизной планки от капельника
При самостоятельном монтаже кровельный свес часто путают с другим элементом – капельником. Установка его вместо карниза может существенно сократить срок службы кровли.
Основная разница между этими двумя элементами – это различное назначение и место установки. Главные функции капельника – отвод влаги, скопившейся на гидроизоляции, и защита намокания лобовой доски и стропил.
При монтаже капельник устанавливают на стропильную доску, заводя его при этом за гидроизоляцию. Очередность установки этих двух элементов также отличается. Карнизную планку устанавливают непосредственно под металлочерепицу на уже готовый кровельный пирог, а капельник – на «голую» стропильную систему.
По нижней части капельник не прилегает к брусу, а свешивается с него, так как, в отличие от кровельного свеса, он выводится под водосточный желоб.
Нюансы монтажа
Схема монтажа карнизной планкиК монтажу карнизной планки приступают после полного завершения работ по установке стропильных балок. Чтобы избежать перекосов свеса, их зачищают, выравнивают под набивку планок контробрешетки.
Монтаж основания
Основание для карниза из профнастила оформляется в 4 этапа:
- Этап первый – выравнивание свеса. При помощи уровня натягивают шпагат и по нему обрезают выступающие части стропил, контробрешетки и обрешетки. В случае необходимости их наоборот наращивают до требуемой длины, чтобы получилась ровная поверхность.
- Этап второй – монтаж лобовой доски. Относительно стропил она должна немного (не более чем на 10 мм) выступать. Верхний наружный угол должен полностью совпадать с углом капельника.
- Этап третий – крепление вентиляционной ленты. Ее основная функция – защита подкровельного пространства от проникновения со стороны водосточного желоба насекомых и мелких птиц.
- Этап четвертый – монтаж крюков для водосточной системы. Эти работы могут выполняться как до установки карнизной планки, так и после них. Это напрямую зависит от того, какие крюки планируется использовать – длинные или короткие. Первые устанавливают до монтажа свеса, вторые – после, на лобовую доску.
Если металлочерепица будет укладываться на сплошную обрешетку, то на этом монтажные работы по карнизной планке закончены. Если обрешетка выполнена из брусков, то понадобится нарастить крайний из них. Иначе верно установить карнизный свес на узкую рейку не получится, и он будет свисать.
Установка деталей карнизного свеса
Прежде чем устанавливать карнизный свес следует высчитать необходимый размер и угол. Затем приготовить все инструменты, которые потребуются. Для монтажа понадобится:
- планки;
- молоток;
- рулетка;
- длинные гвозди или саморезы (с плоской головкой) из расчета на 1 погонный метр 8-10 штук.
Установка карнизных планок проходит в 5 этапов:
- В первую очередь карнизный свес потребуется загнуть со стороны торца дома. Для этого по длинному краю, отступив 20 мм, на верхней части на карнизе делают надрез до сгиба, затем убирают получившийся прямоугольник. Аналогичный по размерам прямоугольник отрезают в месте фланца. Полученную таким образом свободную боковину загибают под углом 90°. Эта манипуляция повысит надежность крепления.
- Далее укладывают уголок на сплошную обрешетку или на опорную доску таким образом, чтобы место сгиба полностью совпадало с наружным краем рейки.
- Затем проводят 2 линии по верхней части фасонного элемента. При этом первая должна находиться на расстоянии 1/3 от карниза, вторая – на 2/3.
- После этого начинается крепление свеса. Первый гвоздь вбивается в первую линию на расстоянии в 20 мм от торцевого края. Каждый следующий гвоздь забивается в 30 см от предыдущего.
- На второй линии гвозди вбиваются в шахматном порядке относительно первого ряда. При этом первый гвоздь забивается в 17 см от торца.
При монтаже карнизных планок не следует допускать зазоров между ними. Для этого их накладывают внахлест на предыдущую, не более чем на 1 см. Место стыка дополнительно можно укрепить еще одним гвоздем. Последнюю планку со стороны торца загибают и закрепляют гвоздем, отступив при этом от края на 2 см.
Заключительные работы
Завершающим этапом по установке карнизных свесов является крепление монтажных крюков, предназначенных для желобов системы водоотведения. Крепятся они при помощи саморезов к двум нижним рейкам карнизной планки.
Чтобы скрыть уложенные на бруски крюки, поверх них прокладывается еще один ряд реек из дерева. Затем на держатели укладывается водосточный желоб, а на бруски устанавливается карнизный свес.
Нижний край свеса убирается внутрь желоба, и начинаются монтажные работы по укладке металлочерепицы и доборных элементов, которые помогут обеспечить дополнительную защиту крыши. К ним относятся:
- Конек. Он используется не только как декоративный, но и как защитный элемент для стыков и вентиляционного зазора от задержки и просачивания влаги.
- Торцевая планка оберегает подкровельное пространство от попадания насекомых, птиц, воды. Кроме того, она защищает кровлю от сильных порывов ветра.
- Ендова нижняя. Устанавливается на место стыков металлочерепицы, для защиты от просачивания под крышу.
- Снегозадержатели оберегают кровлю от разрушения под давлением большого количества снега.
Кроме того, существует еще ряд доборных элементов, которые требуется установить при монтаже крыши из профнастила. Каждый из них способен значительно увеличить срок эксплуатации крыши.
Правильно установленная карнизная планка надежно защитит подкровельное пространство от попадания в него воды, грязи, насекомых и птиц. При правильном подборе материала и соблюдений всех правил по монтажу установить свес можно самостоятельно без привлечения специалистов.
Планка карнизная для металлочерепицы: назначение особенности цены
Планка карнизная для металлочерепицы
Это изделие из тонколистового металла с покрытием из грунтовочных и красящих составов. Производители выпускают карнизные планки стандартных форм и размеров, но при необходимости можно заказать изделия по индивидуальному проекту. Такая нужда возникает при сложной конфигурации кровли или в случаях, когда применяется нестандартная водосточная система.
Нижний край карнизной планки имеет ребро жесткости, которое обеспечивает необходимую стойкость изделия к деформации при перемене температур. Цветное покрытие на карнизной планке предотвращает возникновение коррозии и выполняет декоративные функции. Для изготовления планки используется листовой метал толщеной от 0.4 мм. Градус изгиба планки может варьироваться в диапазоне от 90 до 135 градусов.
Для чего она нужна карнизная планка и какие ее основные функции?
Изделие применяется в кровельных системах и выполняет сразу несколько функций: отводит влагу от карнизной доски, служит декоративным элементом, предающим законченный вид кровле, и обеспечивает подачу конденсата от гидроизоляционной мембраны в водосточный желоб. Карнизную планку необходимо применять в кровельных системах из металлочерепицы, так как только полный комплект доборных элементов обеспечивает максимальный период эксплуатации. Крыша из металлочерепицы будет неправильно функционировать без карнизной планки, потому что этот элемент обеспечивает отвод влаги в водосточную систему. Благодаря ней все осадки удаляются с крыши, а не попадают в подкровельное пространство, карниз и чердачное помещение. Планка выполняет ограждающие и отводит влаги в нужную сторону.
Использование карнизной планки для металлочерепицы дает следующие преимущества
- эстетичный внешний вид кровли – между краем металлочерепицы и водосточным желобом остается зазор, который видно со стороны. К тому же зачастую птицы вьют гнезда в этом месте. Карнизная планка закрывает зазор и этим создает привлекательный, законченный вид кровли;
- долговечность кровли – любая крыша будет долго служить, если приняты меры для ее правильного функционирования. Планка отводит влагу от деревянных элементов в водосточную систему, поэтому нет риска преждевременного загнивания незащищенных элементов кровли при нее использовании;
- сухой утеплитель – если карнизная планка отсутствует, то велика вероятность того, что влага будет стекать через карниз прямиков в промежуток между стеной и материалов, которым обшит фасад именно в то место, где находится утеплитель. Как известно, при намокании утеплитель перестает выполнять свои функции, поэтому применение карнизной планки является обязательной мерой на объектах с утеплителем.
Особенности карнизной планки для металлочерепицы
Существенных отличий по форме карнизной планки для металлочерепицы от изделий для других кровельных материалов нет, но разница может быть в толщине металла и качестве красящего покрытия. К тому же форма изделия может немного отличаться. Например, карнизные планки для мягкой кровли имеют более узкую форму, чем изделия для металлочерепицы. Размер карнизной планки для металлочерепицы шире, так как из этого материала часто изготавливают теплые кровли, для которых требуется двойная обрешетка. Следовательно, расстояние от свеса черепицы до водосточного желоба больше, поэтому и планка должна быть шире.
Технология монтажа планки при изготовлении гибкой кровли и из металлочерепицы отличаются между собой. Например, планка может крепиться на подстилающий материал для мягкой кровли или быть смонтирована под гидроизоляционную мембрану при устройстве крыши из металлочерепицы и наоборот. Все зависит от индивидуальных особенностей кровельной системы и способа крепления, который выбрал производитель кровельных работ. В вопросе: как крепить карнизную планку на металлочерепицу
Шаг крепления, рекомендованный производителем, равен 30 см. При этом нахлест планок одна на другую должен составлять не менее 3 см. Монтаж карнизной планки металлочерепицы нужно выполнять в соответствии с этими рекомендациями, чтобы избежать нежелательных деформаций изделия и срыва планок ветром. Крепеж производят при помощи кровельных гвоздей или шурупами с прессшайбой.
Стоит отметить, что лучше всего применять карнизные планки для мталлочерепицы покрытые тем же полимерным материалом, что и кровля. Ведь металлочерепица имеет множество разнообразных покрытий: от полиэстера или пластизола до сухой краски. Рекомендуем приобретать у одного производителя не только кровельный материал, но и все доборные элементы. В этом случае ваше кровля будет иметь безупречный вид.
Стоимость карнизной планки для металлочерепицы
Толщина металла, тип полимерного покрытия и длинна влияют на стоимость штучного изделия. На строительных рынках Москвы и области цены разняться в большом диапазоне. При этом ширина лицевой части отличается, поэтому нужно делать выбор, не гонясь за материальной выгодой, а опираясь на особенности и тип кровли. Помимо офлайн ресурсов можно сделать покупку через интернет. На страницах виртуальных магазинов есть различные
Карнизная планка для металлочерепицы: размеры, видео установки
Использование карнизных и ветровых планок для металлочерепицы является обязательным условием для покрытия крыш, без этих элементов пространство и конструкции под ней остаются незащищенными от ветра и влаги. Особые требования выдвигаются к материалам, закрывающим лобовую доску, помимо основных функций они должны иметь привлекательный вид. На этих участках используются изделия, изготовленные по той же технологии, что и сама черепица, с аналогичным антикоррозийным покрытием. Размеры могут быть как стандартными, так и индивидуальными.
Оглавление:
- Для чего нужна планка?
- Виды доборов
- Правила монтажа своими силами
- Список возможных ошибок
- Средние цены
Назначение карнизной планки
Она выполняет несколько функций:
- Исключает прямой контакт с влагой для деревянного бруса, обрешетки и непосредственно лобовой доски как при переполнении водоотводных лотков, так и при простом стекании осадков с наклонной кровли или попадании косых капель дождя.
- Направляет накапливаемый изнутри конденсат к водостоку.
- Защищает стропильные конструкции и всю карнизную часть кровли от образования наледи и промерзания.
- Усиливает ветрозащиту.
- Придает крыше завершенный вид.
Отсутствие планки приводит к частому промоканию лобовой доски и других деревянных элементов, что в свою очередь чревато образованием грибка, гниением и разрушением кровельных материалов. По аналогии с самой черепицей карнизные планки изготавливают из листа оцинкованной стали. Изогнутую форму получают после его пропускания через станок, для усиления антикоррозионных свойств покрывают специальными составами и грунтами. Внешняя сторона окрашивается полимерными красками, внутренняя – защитным лаком, итоговая толщина варьируется в пределах 0,4-0,5 мм. Ширина зоны крепления – 100-110 мм, угол основного загиба – 110-120 °C. Второй образует ребро жесткости на свободном крае, полностью подворачивается около 10-15 мм профиля.
Другие разновидности
Помимо планки-капельника к доборным элементам кровли из металлочерепицы относят:
- Конек – прямой или закругленный профиль, используемый для защиты верхнего участка схождения скатов.
- Торцевые планки, закрывающие торцы крыши от проникновения внешней влаги и нивелирующие ветровую нагрузку.
- Универсальные, выполняющие защитные и декоративные функции на участках примыкания конструкций.
- Ендовы, снегозадержатели, водосточные желоба.
К общим свойствам относят изготовление из металлов, не уступающих по качеству металлочерепице, в противном случае на участках их размещения появляется ржавчина и ухудшается герметичность. Практически все виды (за исключением карнизных) закрепляются после укладки кровельного покрытия, но материалы, включая саморезы, рекомендуется рассчитать и купить заранее. Предлагаемая цветовая гамма не уступает черепице, выбрать можно как полностью совпадающий, так и контрастный варианты.
Технология монтажа
К установке карнизной планки приступают после проведения гидроизоляционных работ, набития обрешетки и фиксации кронштейнов и элементов водоотвода, но до укладки самой металлочерепицы. Ее следует закрепить как можно ровнее, с учетом месторасположения любые отклонения и перекосы портят внешний вид кровли. Особое внимание уделяется подготовке лобовой доски, внести изменения после монтажа планки-капельника крайне сложно. Она прибивается к торцам стропил с помощью оцинкованных гвоздей и при необходимости выравнивается. Альтернативным вариантом является применение профнастила или специальной доски. Последнюю проще крепить из-за наличия системы пазов, но она обходится дороже.
Минимальная длина карнизных планок для металлочерепицы – 50 см, максимальная – 2 м, при знании метража рассчитать требуемое количество материала несложно. Кронштейны для водосточных желобов фиксируются либо к стропилам, либо непосредственно к изделию. Число стыков минимизируют, эти участки в дальнейшем дополнительно обрабатываются герметиком. Для разрезания на отрезки нужной длины применяются вырубные ножницы или аналогичные инструменты, не нагревающие металл и не повреждающие покрытие. Болгарка в данном случае не подходит. Для защиты образовавшихся торцов от коррозии используются специальные полимерные составы, их можно купить вместе с остальными доборами, отличия в цвете не будет.
Металлические саморезы вкручивают с помощью шуруповерта с шагом не более 35 см и нахлестом около 5 см. На этом этапе важно закрепить изделия без нарушения доступа воздуха в кровлю. Размеры подбирают таким образом, чтобы изогнутый и более жесткий нижний край частично перекрывал размещенные ранее водосточные желоба, в противном случае осадки будут стекать в произвольном порядке. Накопленный на пароизоляционной пленке конденсат должен иметь свободный выход к водостоку, перекрывать ее планкой запрещается. Края гидроизоляционных материалов нельзя выводить наружу из-за низкой устойчивости к ультрафиолету, при соблюдении правил они почти полностью накрывают закрепленную часть профиля сверху. К монтажу металлочерепицы приступают после проверки уровня и надежности фиксации всех элементов.
Возможные ошибки установки
К нарушениям технологии крепления капельников относят:
- Разрезание болгаркой, игнорирование необходимости в дополнительной защите образовавшихся кромок.
- Фиксацию к кровельному основанию без снятия пленки, защищающей профиль при транспортировке.
- Использование обычных гвоздей. Крепить карнизные капельники для металлочерепицы можно только на специальные саморезы с полимерным покрытием, совпадающие по цвету и качеству с планкой.
- Отсутствие нахлеста или его неправильная величина. Оптимальным смещением считается 5-7 см, при отклонении в меньшую сторону стыки пропускают влагу, в большую (свыше 10 см) – необоснованно увеличивается расход материала.
- Неправильное положение, прибитие полосы металла поверх гидро- и пароизоляционных пленок и перекрытие каналов для естественного вывода конденсата.
Несмотря на небольшой вес карнизной планки (1 п.м. со стандартными размерами – не более 0,6 кг), ее сооружение занимает много времени. На монтаж доборов его уходит не меньше, чем на укладку всех листов металлочерепицы. С учетом ведения работ на высоте обращается внимания на надежность и устойчивость используемых стремянок, при необходимости крепежа выше 3 м собираются строительные леса, наличие СИЗ и монтажных поясов в этом случае обязательно. Установка проводится в сухую безветренную погоду.
Стоимость доборных элементов
Наименование бренда | Тип покрытия | Размеры, мм | Длина, м | Цена за штуку, рубли |
Планка карнизная Металл Профиль | полиэстр | 100×69×10 | 2 | 340 |
оцинкованное | 260 | |||
Планка Эталон | полиэстр | 100×65×10 | 330 | |
Планка-капельник Технониколь | 100×40×10 | 340 |
Расценки на планки зависят от размеров и качества защитного покрытия. Дешевле всего обходится обычный изогнутый оцинкованный профиль, но при монтаже кровли из металлочерепицы он используется редко из-за низкой устойчивости к коррозии и малого срока службы. Лучшие отзывы имеют варианты, защищенные полимерными составами: пластизолами или полиэстром, не уступающие кровельному покрытию в долговечности. Продукция относится к сертифицированной, перед приобретением следует проверить наличие соответствующей документации наряду с остальными характеристиками: размером, цветом, толщиной самого листа и защитного покрытия, в идеале они полностью совпадают с параметрами металлочерепицы. Материал покупают с запасом, при расчете общего метража обязательно учитывается величина нахлеста.
Монтаж карнизной части кровли из металлочерепицы
Влага под металлической крышей образуется при любой толщине утеплителя и в любое время года. Это результат конденсации воздуха на обратной стороне кровельного покрытия. Необходимо предусмотреть надёжную гидроизоляцию и вентиляцию подкровельного пространства.
Отправная точка крыши
Не одни лишь просчёты в устройстве теплоизоляционного слоя приводят к его намоканию. Дело в том, что влага под металлической крышей образуется при любой толщине утеплителя и в любое время года. Она является результатом конденсации воздуха на обратной стороне любого металлического кровельного покрытия.
Металл за счёт своей высокой теплопроводности нагревается и остывает намного быстрее, чем воздух под крышей. Возникает эффект «точки росы», который можно наблюдать при запотевании стекол в автомобиле или зеркал в ванной комнате. Сделать с этим решительно ничего нельзя — физика есть физика. Поэтому гидроизоляционные мембраны или плёнки при устройстве утеплённой кровли попросту необходимы.
Гидроизоляция и вентиляция металлической кровли
Слой такой гидроизоляции должен быть сплошным. Совсем не обязательно его проклеивать, как пароизоляцию — просто гидроизоляционный материал нужно укладывать с необходимым перехлёстом, чтобы с верхнего полотна влага стекала на нижнее и далее, а не подтекала под него.
Кстати, именно поэтому в утеплённой кровле не рекомендуется использовать гидроизоляционные плёнки с микроперфорацией — намокая, они перестают выполнять свои функции и влага может попасть в утеплитель в любом месте.
Другой важный момент в том, что конденсировавшаяся под крышей влага должна быть оттуда удалена, для чего между кровельным металлом и слоем подкровельной гидроизоляции оставляют некоторый зазор под вентиляцию.
Такой вентиляционный зазор должен быть непрерывным по длине всего ската начиная с карниза вплоть до конька, иначе в нём попросту не будет смысла.
На карнизе должен быть обеспечен вход воздуха в подкровельное пространство для его эффективной вентиляции.
Наличие вентилируемого канала обеспечивается контробрешёткой, которая монтируется поверх гидроизоляции, на стропильные ноги. Она же служит основанием для обрешётки. Для защиты стропил от влаги, проникающей через места крепления контробрешётки, закреплённой поверх гидроизоляционной мембраны, рекомендуется использовать уплотнительную самоклеящуюся ленту из вспененного полиэтилена.
Требование вентиляции подкровельного пространства проще соблюсти при наличии простой двухскатной крыши. В этом случае поток воздуха, попадающий туда, естественным образом проходит между соседними брусками контробрешётки снизу вверх.
Куда сложнее продумать и воплотить условия для качественной вентиляции подкровельного зазора на замысловатых крышах, характерных для большинства утеплённых мансард. Да ещё при наличии мансардных окон и других конструкций, проходящих сквозь кровельный пирог и полностью блокирующих вентзазор.
В подобных ситуациях монтаж контробрешётки осуществляют с разрывами. Воздушный поток идёт по более замысловатой траектории (змейкой). Однако при этом сохраняется возможность удалять из подкровельного пространства максимальное количество влаги.
Стоит также добавить, что различные дополнительные компоненты кровельной системы, элементы кровельной вентиляции (аэраторы, защитные ленты, вентиляционные выходы) — вовсе не модные аксессуары, а необходимые для её правильного функционирования изделия.
Карнизный свес как отправная точка крыши
Карниз отводит воду от стен дома и является важным архитектурным элементом здания. Кроме того, устройство карнизного свеса крайне важно с точки зрения обеспечения хорошей вентиляции подкровельного пространства. Можно сказать, что качество и долговечность утеплённой крыши в целом закладываются конструкцией карниза.
Что делать с гидроизоляционной мембраной на карнизной части крыши? Чуть ли не у каждого доморощенного мастера свои «решения», которых не найдешь ни в какой инструкции. И с большой долей вероятности этот узел, выполненный такими «универсальными» специалистами, будет обустроен неправильно.
Однако непродуманная конструкция карниза может привести к плачевному результату. Если вентиляционный зазор будет перекрыт скоплением снега или льда, крыша наверняка будет испытывать проблемы даже в том случае, когда остальные элементы окажутся выполнены безупречно.
Если постараться, то можно найти целый спектр возможных вариантов (над стеной, у лобовой доски, на лобовой доске, в водосточном желобе, где-то в карнизной подшивке). Однако стоит озадачиться вопросом, для чего это нужно — и всё встаёт на свои места.
Некоторые технические руководства рекомендуют заводить гидроизоляцию в водосточный жёлоб. Мало того, что эта попросту недостижима. Ведь жёлоб устанавливают с уклоном в 3 мм на погонный метр, то есть его положение по отношению к лобовой доске, над которой выпущена гидроизоляция, непостоянно.
Заправить полотно мембраны в водосток достаточно проблематично, а на начальном его отрезке и вовсе невозможно. Там жёлоб расположен выше уровня мембраны. В самой нижней своей точке водосток находится порой значительно ниже выхода мембраны. Придётся частично заправить мембрану в жёлоб где возможно, а где невозможно — просто обрезать по торцу лобовой доски?
Но и это ещё не всё. Такой вывод гидроизоляции попросту создаёт «ступеньку», которая уже сама по себе препятствует стоку конденсата, а самое главное — практически перекрывает вентиляционный зазор между утеплителем и кровельным покрытием.
Кроме того, водосток зимой вполне естественно забит снегом, а значит и вентзазор тоже будет перекрыт сугробом. К чему может привести такое закупоривание? Стекать конденсату будет некуда — на карнизе снег. Вскоре образуется ледяная пробка. И подкровельная вентиляция не работает, и до повреждения гидроизоляционной мембраны недалеко.
На самом деле оптимальное техническое решение следующее: необходим специальный металлический элемент — капельник конденсата на торце лобовой доски, на который и будет отводиться конденсат и талая вода с гидроизоляционной мембраны.
Однако здесь порой и начинается путаница, когда капельником называют карнизную планку, которая подытоживает укладку кровельного покрытия и обеспечивает сток воды в жёлоб. Главное же отличие и предназначение капельника в том, что на нём заканчивается гидроизоляция. Точнее, она к нему приклеивается герметизирующей лентой.
Правильная конструкция карниза с карнизной планкой и капельником представлена на схеме.
Невооруженным глазом видно, что данное решение обеспечивает беспрепятственный заход воздуха в вентилируемый зазор подкровельного пространства и оптимальным образом организует отвод талой воды, осадков и конденсата. Для защиты от птиц и насекомых его рекомендуется закрыть карнизной вентиляционной лентой.
Нельзя не упомянуть и про другой, «скандинавский» вариант устройства вывода гидроизоляции, когда подкровельная мембрана не доводится до карниза и обрывается где-то в области вентилируемой подшивки на расстоянии 200 мм от края стены. Капельник в этом случае не используется. Такой вариант внешне выглядит более эстетично и также хорошо обеспечит вентиляцию крыши.
При этом подшивка в данном случае должна обеспечивать свободный доступ воздуха и выполняться только обрезной доской с достаточным (не менее 10 мм) зазором между досками. А конденсат может капать из щелей и образовывать не особо эстетичного вида сосульки и из-под подшивной доски.
Конечно, капель или сосульки на капельнике также периодически наблюдаются — это показатель того, что конденсат из подкровельного пространства удаляется. Но при этом вода гарантированно отводится не только от стен дома, но и от подшивки карнизных свесов, а это не одно и тоже, что капель или сосулька на подшивке карниза.
Таким образом, именно схему с капельником можно уверенно назвать наиболее практичной и оправданной в нашем климате. При этом карнизная планка, которая крепится только под листом кровельного материала, обуславливает прямой вывод непосредственно в жёлоб только осадков и талой воды.
Она должна заходить в жёлоб в верхней точке примерно на одну треть. Для чего это нужно? Во-первых, вода с крыши будет течь в жёлоб даже при боковом ветре, а в зимнее время планка будет защищать вентиляционный зазор от снега. Само собой разумеется, что в нижней точке жёлоба карнизная планка может оказаться выше его края. Тогда под неё можно проложить полосу из того же металла. Видно её не будет, а польза несомненна.
Многие из перечисленных неприятностей могут быть исключены в случае использования готовых кровельных систем, которые разработаны специалистами и учитывают все детали технологии и особенности конструкции кровли из металлочерепицы.
При наличии всего необходимого знание задачи способствует интуитивному пониманию того, что и куда «цеплять», даже если отсутствовало изначальное представление о функциях того или иного элемента.
Начало: Правила качественного монтажа кровли из металлочерепицы
как правильно монтировать торцевую, ветровую конструкцию
При обустройстве металлочерепичного кровельного покрытия карнизная планка для металлочерепицы наряду с торцевой планкой отыгрывают значимую роль. И хотя данные элементы занимают совсем несущественную часть всей площади кровельного ковра, они несут в себе важную функцию по защите и сохранению целостности кровли.
Опишем, что собой представляют такие конструктивные элементы, и каким образом их можно смонтировать.
Торцевая планка для металлочерепицы
Особенности и предназначение торцевой и карнизной планки
Каждая из указанных планок изготавливается по аналогичной технологии, что и металлочерепичный лист, из которого формируется кровельный настил.
Производят планки из металлического профиля, состоящего в свою очередь из пассивированной и оцинкованной стали 0,4-0,5 мм в толщину.
Профиль также подлежит последующему покрытию полимерным защитным слоем – указанное покрытие может быть полиэстеровым либо пластизоловым, а что касается металлочерепицы композитного типа, то при ее изготовлении применяют базальтово-крошечное покрытие.
Если говорить о функциональной нагрузке, которую несут рассматриваемые элементы, то состоит она в следующем:
- Карнизная планка являет собой продолговатый элемент, состоящий из аналогичного остальному покрытию материала. Основной функцией карнизной планки служит защита лобовой карнизной доски от попадания на нее влаги при воздействии атмосферных осадков и, как следствие, оберегание от влаги всего пространства под кровлей.
-
Металлочерепица: планка торцевая формирует собой защитную боковую грань между коньком и карнизом крыши
Торцевая планка для металлочерепицы в свою очередь имеет идентичную конструкцию, что и карнизная, но подлежит креплению в отличие от второй на боковых торцах кровельных скатов, а не в карнизной части.
Перекрытием торца торцевая планка несет двойную функцию:
- Защищает обрешетку от промокания.
- Защищает кровельный настил от ветровой нагрузки (не дает сорвать крыши сильным порывам ветра).
Вследствие последнего торцевая планка и получила свое второе наименование – ветровая планка для металлочерепицы.
Устройство карнизной планки
Установка карнизной планки на кровлю из металлочерепицы выполняется в соответствии со следующими правилами:
- Начинают с устройства лобовой доски, которую прикрепляют к торцам стропильных ног посредством оцинкованных гвоздей. Заменой лобовой может стать карнизная доска, прикрепляемая в специальных стропильных пазах.
Совет!
Кроме того, практикуется и одновременная установка досок обоих типов, что позволяет укрепить данный кровельный узел.
- После этого карниз подлежит подшивке при помощи профнастила или шпунтованной доски.
К стене здания при этом крепят опорный брус, который будет служить в качестве второй опоры для подшивки кровельного карнизного свеса. - Прежде чем смонтировать карнизную планку, прикрепляют кронштейны для устройства водосточного желоба.
Они могут крепиться как на карнизной доске, так и непосредственно на стропилах. - Затем устраивают карнизную планку, монтаж которой должен предшествовать монтажу металлочерепицы.
Планка устанавливается в натяжку поверх кронштейнов для водостока и крепится при помощи саморезов к карнизной и/или лобовой доске. Расстояние между саморезами предполагается в районе 30-35 мм.
Крепление карнизной планки
Совет!
Наращивая карнизную планку, следует обеспечить нахлест не больше 100 мм.
Устройство торцевой планки.
По окончанию настила кровельного ковра, основным материалом которого служит металлочерепица – торцевая планка монтируется с тем, чтобы закрыть собой торцы кровли из металлочерепицы своими руками.
Устройство торцевой планки производится следующим образом:
- Ее устанавливают на высоту волны металлочерепицы выше относительно уровня обрешетки. При этом угол торца крыши должен быть полностью перекрыт.
- Крепят торцевую планку сверху и по бокам саморезами. Верхние саморезы крепят планку к гребням волн металлочерепицы.
- Нахлест при наращивании планки предусматривают до 50 мм.
- Стык между кровельным покрытием и планкой подлежит тщательной герметизации.
Если при формировании кровельного настила вами правильно были установлены как сам настил, так и пара карнизная + торцевая планка – металлочерепица, наверняка, будет служить очень долго. Защита подкровельных компонентов кровельного пирога под металлочерепицу планками отыгрывает при этом существенную роль.