Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): особенности, виды нарушений и образование

Кто такие дети с ОВЗ. Какие бывают виды нарушений у детей с ОВЗ. Как организовано образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов. Какие права и льготы есть у детей с ОВЗ.

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Такие недостатки препятствуют получению образования без создания специальных условий.

К категории детей с ОВЗ относятся дети с различными нарушениями:

  • нарушения слуха (глухие, слабослышащие)
  • нарушения зрения (слепые, слабовидящие)
  • нарушения речи
  • нарушения опорно-двигательного аппарата
  • задержка психического развития
  • умственная отсталость
  • расстройства аутистического спектра
  • множественные нарушения развития

Важно понимать, что ребенок с ОВЗ — это не обязательно ребенок-инвалид. Статус «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид» — это разные понятия.


Виды нарушений у детей с ОВЗ

Рассмотрим подробнее основные виды нарушений, которые могут быть у детей с ОВЗ:

Нарушения слуха

К этой категории относятся глухие и слабослышащие дети. Глухие дети имеют полное отсутствие слуха или остатки слуха, которые не позволяют самостоятельно овладеть речью. Слабослышащие дети имеют частичную потерю слуха, но могут воспринимать речь на близком расстоянии.

Нарушения зрения

Это слепые и слабовидящие дети. Слепые дети имеют полное отсутствие зрения или остаточное зрение, не позволяющее воспринимать визуальную информацию. Слабовидящие дети имеют существенное снижение остроты зрения.

Нарушения речи

К этой категории относятся дети с различными речевыми патологиями — алалией, дизартрией, заиканием, общим недоразвитием речи и др. Такие нарушения могут проявляться в трудностях произношения, понимания речи, построения связных высказываний.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Это дети с двигательными нарушениями различного происхождения — детским церебральным параличом, последствиями травм, врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата. Такие нарушения ограничивают двигательные возможности ребенка.


Особенности образования детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий для получения образования. Как организовано обучение таких детей?

Варианты получения образования

Существует несколько вариантов получения образования детьми с ОВЗ:

  • В общеобразовательной школе в обычном классе
  • В общеобразовательной школе в отдельном классе для детей с ОВЗ
  • В специальной (коррекционной) школе
  • На дому
  • В форме семейного образования

Выбор варианта обучения зависит от особенностей развития ребенка и рекомендаций ПМПК.

Адаптированные образовательные программы

Для детей с ОВЗ разрабатываются специальные адаптированные образовательные программы (АОП). Они учитывают особенности развития ребенка и обеспечивают коррекцию нарушений.

В АОП прописываются:

  • Специальные методы обучения
  • Особый режим занятий
  • Необходимые технические средства
  • Психолого-педагогическое сопровождение

Специальные условия обучения

Для детей с ОВЗ создаются специальные условия получения образования:


  • Использование специальных учебников и пособий
  • Применение технических средств (звукоусиливающая аппаратура, специальные клавиатуры и др.)
  • Предоставление услуг ассистента, тьютора
  • Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
  • Обеспечение доступа в здание образовательной организации

Чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов

Часто понятия «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид» путают. Однако это разные статусы, хотя они могут пересекаться. В чем же разница?

Кто присваивает статус

Статус «ребенок с ОВЗ» присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Статус «ребенок-инвалид» устанавливает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Критерии присвоения статуса

Статус ОВЗ присваивается, если у ребенка есть недостатки в физическом и/или психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инвалидность устанавливается при наличии стойких расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности.

Могут ли статусы сочетаться

Да, один и тот же ребенок может иметь оба статуса — и ОВЗ, и инвалидность. Но возможны варианты, когда есть только один из статусов. Например, ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных образовательных условий.


Права и льготы детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые права в сфере образования и ряд социальных льгот. Какие основные права и льготы есть у детей с ОВЗ?

Права в сфере образования

Основные права детей с ОВЗ в сфере образования:

  • Право на создание специальных условий обучения
  • Право на обучение по адаптированным образовательным программам
  • Право на бесплатное двухразовое питание в школе
  • Право на бесплатные специальные учебники и учебные пособия
  • Право на бесплатную психолого-педагогическую помощь

Социальные льготы

Детям с ОВЗ и их семьям предоставляются различные социальные льготы:

  • Льготы при поступлении в вузы
  • Бесплатный проезд к месту лечения и обратно
  • Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг
  • Право на получение технических средств реабилитации
  • Санаторно-курортное лечение

Конкретный перечень льгот зависит от вида нарушений и может различаться в разных регионах.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд психологических особенностей, которые необходимо учитывать при организации их обучения и воспитания. Какие психологические особенности характерны для детей с ОВЗ?


Особенности эмоционально-волевой сферы

У многих детей с ОВЗ наблюдаются следующие особенности эмоционально-волевой сферы:

  • Повышенная тревожность
  • Эмоциональная неустойчивость
  • Трудности саморегуляции
  • Сниженная мотивация к деятельности
  • Быстрая утомляемость

Особенности познавательной сферы

Часто у детей с ОВЗ отмечаются особенности познавательных процессов:

  • Сниженная познавательная активность
  • Трудности концентрации внимания
  • Нарушения памяти
  • Недостаточная сформированность мыслительных операций
  • Трудности восприятия и переработки информации

Особенности коммуникативной сферы

Многие дети с ОВЗ испытывают трудности в коммуникации:

  • Сложности в установлении контактов со сверстниками
  • Трудности понимания эмоций других людей
  • Нарушения речевого развития
  • Недостаточная сформированность навыков общения

Учет этих особенностей необходим для создания оптимальных условий обучения и развития детей с ОВЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *