Крыша на гараж двухскатная – Каркасный гараж своими руками: основные принципы строительства, плюс два варианта

Содержание

Двухскатная крыша для гаража своими руками

Во времена дефицита материалов надворные хозяйственные сооружения строили из остатков досок и всего того, что осталось после возведения дома. Конечно, от этого они не теряли функциональность, но существенно портили внешний вид участка. Тетерь гараж выполняется как часть архитектурного ансамбля, выполненного в одном стиле и цветовой гамме. В этой статье мы расскажем, как своими руками качественно сделать двухскатную крышу для гаража, разберемся, как составить проект и правильно осуществить монтаж.

Содержание статьи

Конструкция и преимущества

Двускатная крыша – несложная конструкция, состоящая и двух наклонной плоскостей, называемых кровельными скатами. Они опираются на внешние стены гаража и сходятся в коньковом соединении, являющемся высшей точкой кровли. Два ската и основание крыши образуют равнобедренный треугольник. Данный способ перекрытия гаража по сравнению с другими вариантами обладает следующими плюсами:

  1. Обеспечение самостоятельного схода снега и дождевой воды с крыши. Наклонная поверхность скатов двухскатной кровли способствует отводу воды и снеговых масс, благодаря чему нагрузка на стропильный каркас не увеличивается, а необходимость чистить крышу от снега возникает редко. В регионах с большим количеством осадков в зимнее время двускатная крыша гаража – реальная альтернатива односкатных конструкций, которые часто обрушиваются в снегопады.
  2. Экономичность. Чтобы своими руками сделать двухскатную крышу требуется немного строительных материалов. Пиломатериалы, из которых делают стропильный каркас и кровельные материалы имеют доступную цену, поэтому общая стоимость работ по перекрытию гаража не на много превысит затраты на возведение односкатных аналогов такой же площади.
  3. Простота сборки. Отдельной статьей экономии может стать отказ от привлечения к строительству кровли профессиональных работников, так как даже неопытный мастер может правильно сделать двухскатную крышу для гаража своими руками.
  4. Высокая энергоэффективность. Благодаря своей форме двухскатная крыша снижает энергопотери при отоплении помещений. Она считается самым энергоффективным способом перекрытия построек хозяйственного назначения. Потому, если проводить в гараж отопление, двускатная крыша, сделанная своими руками – самый правильный вариант.
  5. Организация хранения. Гараж, в первую очередь, отводится под содержания машин и иной техники, однако, в нем должно быть место для складирования сезонного инструмента, колес и запчастей. Двухскатная крыша позволяет организовать в чердачном помещении просторные стеллажи, они легко делаются своими руками в соответствии с нуждами хозяев.

Обратите внимание! Гараж с двухскатной крышей, в отличии от односкатных, выглядит как самостоятельное сооружение. Он может располагаться не только поблизости от дома, а в любом удобном месте участка. Опытные мастера рекомендуют сделать скаты с уклоном 20-30 градусов и использовать для покрытия кровельный материал, который использовался для дома, чтобы выдержать единый стиль в оформлении.

Проектирование

Первый шаг в строительстве двухскатной крыши для гаража своими руками – создание проекта, отражающие основные параметры конструкции. Чтобы преступить к работе, нужно определить три основные характеристики: высота конька, уклон скатов и вид кровельного. Расчеты при создании проекта выполняются с учетом нагрузок, ложащихся на элементы каркаса. Подсчитывается полный вес крыши, чтобы определить, насколько глубокий требуется фундамент. Чтобы набросать рабочую схему, нужно правильно сделать следующие расчеты:

  • Исходя из выбранного уклона скатов, вычисляют высоту конька кровли. Для этого используют геометрические формулы, так как фронтальная проекция двухскатной крыши представляет собой треугольник. Расстояние от основания крыши до конька вычисляется как величина высоты равнобедренного треугольника, образованного скатами и основанием крыши по формуле: h= 0,5*b/tg(α/2), где b – ширина гаража, α – уклон крыши. В большинстве случае для организации чердачного хранения и соблюдения уклона 20-30 градусов достаточно высоты конька 1,5 м. Вычисление высоты конька и длины стропил двухскатной крыши

    Вычисление высоты конька и длины стропил двухскатной крыши

  • Учитывая данные об уклоне скатов и высоте расположения конька, вычисляют длину стропильных ног. Для этого применяют другую формулу: l=0,5*b/sin(α/2), где b – ширина гаража, α – уклон крыши. Расчет длины стропильных ног выполняют, чтобы определить, какой вид стропильного каркаса подойдет, и для закупки необходимого количества пиломатериалов. Чтобы получить карнизный свес, защищающий стены от намокания, к рассчитанной длине прибавляют 0,3-0,5 м. Учитывайте, что стандартная длина пиломатериалов составляет 6 м, более длинные стропила приходится изготавливать из 2-3 частей, склеивая их или сращивая с помощью гвоздей.
Вычисление площади скатов

Вычисление площади скатов

Важно! От угла наклона скатов зависит выбор подходящего кровельного материала. Уклон в 20-30 градусов, который рекомендуют делать для крыши гаража большинство опытных кровельщиков, позволяет использовать в качестве покрытия мягкую черепицу, профнастил, шифер или рулонные материалы. А вот металлочерепица, популярная при строительстве своими руками, требует крутизны скатов 35 градусов и более.

Стропильная система двухскатной крыши

Стропильная система двухскатной крыши

Стропильный каркас

Основа каждой двухскатной кровли – стропильный каркас, совокупность элементов, которые обеспечивают устойчивость и стабильность кровельной конструкции. Крыша гаража строится на основе стропил, изготовленных из древесины хвойных пород, пропитанной антисептическими и огнеупорными веществами. В зависимости от планировки постройки, веса и площади покрытия кровельного материала используют 2 разных типа стропильных систем:

  • Висячая. Характерная особенность этого вида стропил, отличающая их от наслонных, заключается в том, что они имеют всего две точки опоры. Верхняя часть стропил опирается на коньковый прогон, а нижняя крепится к мауэрлату. Этот вариант используется для перекрытия гаражей на одно машинное место, где внутри нет несущих стен, которые можно использовать как дополнительную точку опоры. Висячие стропила не испытывают нагрузку на распирание, они работают только на прогиб, поэтому элементов в такой системе меньше. Для стабилизации каркаса монтируются затяжки, ригель, бабки и подкосы. С помощью висячих стропил можно своими руками перекрыть гараж шириной до 14 м. Висячие стропила

    Висячие стропила

  • Наслонная. Отличие наслонных строил от висячих в том, что они имеют дополнительную точку опоры – стойку, которая устанавливается на внутреннюю несущую стену, перераспределяя нагрузку и направляя ее на фундамент гаража. Из-за этого на каркас действует не только нагрузка на изгиб, но и распирающая. Чтобы уравновесить стропильную систему используются затяжки, коньковый прогон, стойки, ригель, лежень и подкосы. При наличии одной внутренней несущей стены можно перекрыть гараж шириной до 28 м, однако, этот способ организации каркаса сложнее для проектирования и монтажа своими руками. Наслонные стропила

    Наслонные стропила

Обратите внимание! При расчете стропильной системы учитывают вес ее элементов, так как он увеличивает нагрузку, ложащуюся на фундамент. Чтобы избежать перегрузки, приводящий к деформации основания постройки, следуют соблюдать баланс между толщиной сечения и количеством стропил. Размер пиломатериалов выбирают в соответствии с таблицами, учитывающими длину стропил и шаг между ними.

Монтаж

Самый ответственный момент, если вы строите крышу своими руками – непосредственно монтаж. Чтобы не допустить ошибок, лучше набросать схематичный рисунок, отражающий все размеры элементов каркаса, расстояние между ними, а также способ крепления.

Работы выполняют в следующем порядке:

  1. Укладывают и закрепляют на верхнем поясе стен, вдоль которых будут располагаться скаты, мауэрлат. Этим термином обозначают толстый брус, имеющий квадратное сечение, который равномерно распределяет нагрузку, передающуюся от стропил на несущую стену. На верхнюю часть стены кладут гидроизоляционный материал и фиксируют мауэрлат с помощью анкерных болтов.
  2. Устанавливают стропильный пары, соединяя в верхней части металлической накладкой, а в нижней – гвоздями или саморезами. Сначала устанавливают крайние ноги, натягивают между ними шнурку, а затем фиксируют остальные, проверяя расположение и угол между ними с помощью строительного уровня. Процесс монтажа

    Процесс монтажа

  3. После установки стропильных ног на них полосами укладывают гидроизоляционный материал, закрепляя с помощью строительного степлера. Вдоль стропил слой гидроизоляции фиксируют рейками контр-обрешетки.
  4. Поверх контр-обрешетки в перпендикулярно стропилам приколачивают обрешетку из досок или фанеры. Для мягких кровельных материалов оборудуют обрешетку в виде сплошного слоя, а для профлиста, металлочерпицы и ондулина – решетчатую, с шагом 15-20 см. Настил кровельного материала на обрешетку

    Настил кровельного материала на обрешетку

  5. Поверх обрешетки настилают кровельный материал, используя специальные кровельные саморезы. Покрытие укладывается внахлест, чтобы обеспечить герметичность соединительных швов. На заключительном этапе монтажа устанавливают водосток, зашивают и утепляют фронтоны.

Обратите внимание! Если помещения гаража будет отапливаемым, выполняется термоизоляции скатов, а также фронтонов крыши. Для этого используют негорючие волокнистые утеплители, к примеру, базальтовая вата или пенополистирол.

Схемы термоизоляции холодной и теплой крыши

Схемы термоизоляции холодной и теплой крыши

Видео-инструкция

Двухскатная крыша гаража: строим своими руками

Двухскатная крыша для гаража

Двухскатная крыша для гаража

Двухскатная крыша для гаража применяется довольно часто в строительстве. Сегодня мы расскажем, как сделать двухскатную крышу гаража.
Это не хитрая конструкция, цена которой достаточно демократическая. Так же в статье вы сможете посмотреть видео на котором увидите все этапы строительства. Так же на фото можно посмотреть отдельные моменты.

Типы двускатных кровель

Крыша двухскатная для гаража совмещает в себе экономичность и надежность. Самый оптимальный вариант это при угле наклона скатов в тридцать пять – сорок градусов.

Висящая двускатная крыша

Висящая двускатная крыша

Висячая системаПрименяется в строениях, где нет несущих конструкций в качестве внутренних стен.
  • В этом варианте стропила устанавливаются только на две несущие стены.
  • Здесь стропила работают только на изгиб.
  • Для усиления конструкции применяются затяжки в стропила, но только висячие.

 

 

Стропильная системаЭто наиболее часто применяемый вариант.
  • Установка стропил делается не только на две стены, но и на внутренние.
  • Этот вариант более надежен для применения и может выдержать значительные нагрузки.

 

Стропильная двускатная крыша

Стропильная двускатная крыша

Этапы при возведении стропильной системы

Строительство крыши гаража условно разделяют на несколько этапов:

  • Если за основу брать, что коробка гаража уже сделана, то на первом этаже необходимо подготовить основу, на которую в дальнейшем будет опираться вся система стропил. В качестве такой опоры может использоваться балка.
    Как правило, ее сечение составляет десять на десять сантиметров. Укладка балок обязательно производится на гидроизоляцию. В качестве изоляционного материала можно использовать рубероид.

Внимание: Необходимо заметить, что если стены гаража выполнены из дерева, то нет необходимости в укладке дополнительных балок, потому что верхний венет будет выполнять функции опоры для стропильных систем.

Схема установки двускатной крыши

Схема установки двускатной крыши

  • Вторым этапом в строительстве является возведение стойки. Их установка производится на верхний венец или же на балку.
  • Брус с сечением 10х10 сантиметров обычно используют для стоек. При их установке необходимо помнить о том, что максимальное расстояние между ними не должно превышать двух метров.
  • Оптимальным расстоянием принято считать девяноста сантиметров. Строительство подобных стропильных систем приведет к большим денежным затратам, но такое строение будет более надежным.

Внимание: Следите за тем, чтобы стойки были вертикальными. В этом на помощь придет уровень или же отвес. Именно данные элементы в дальнейшем будут каркасом стен.

  • Помимо всего этого, стойки должны располагаться в одной плоскости, для того, чтобы стена была ровной по всей своей длине и была вертикальной.
  • К балке стойки крепятся скобами из металла или же с помощью шипового соединения. Для того чтобы они постоянно находились в вертикальном положении во время возведения крыши, снизу их необходимо укреплять откосами, которые собственным основанием имеют балки перекрытия.
Система крепления в двускатной крыше

Система крепления в двускатной крыше

  • Следующим шагом будет изготовление поперечного бруса. Для этого используют брус 10 на 10 см. Крепится он к двум противолежащим и противоположным стоякам в верхней точке.
  • Крепеж производится любым способом, которые более удобен. В самом конце такой работы получится конструкция, которую называют подстропильной рамой. Эта рама и определяет размеры мансарды, то есть ее высоту, длину, а также ширину.
  • Следующим шагом является строительство мауэрлат. Данный элемент крыши похож на балку, являющейся опорой для стропил. Изготавливают мауэрлат из доски с толщиной в сорок миллиметров.
  • Монтаж производится к подстропильной раме по всей длине ската. Он играет роль опоры для стропил, а также придает большую жесткость всем подстропильным рамам, скрепляя их. Также они передают нагрузку, которую на стены оказывает стропильная система.
Схема проведения соединения

Схема проведения соединения

  • Для того чтобы предотвратить попадание влаги и намокание, под мауэрлат укладывает слой гидроизоляции(см.Гидроизоляция крыши гаража по всем правилам). Так как мауэрлат призван для придания жесткости всей стропильной системе, то для еще лучшей устойчивости, его крепят медной отожженной проволокой. Для проволоки будет вполне достаточно толщины в три – четыре миллиметра.
  • После того как вы подготовите основу для стропил, то можно начинать осуществлять ее монтаж. Чтобы все было сделано правильно, не забудьте нанести разметку. Ее наносят с двух сторон и она показывает шаг установки ног стропил.

Внимание: Как говорилось выше, самым оптимальным шагом является расстояние до ста двадцати см. Крайняя опора делается в первую очередь. Ее устанавливают таким образом, чтобы верхняя точка соприкосновения проецировалась на середину между соответствующими стояками. Данная точка при этом не должна быть за линией фронтона.

  • В качестве материала, из которого будут выполнены стропилы, можно взять брусья 10х15, при этом их установка осуществляется на ребро. Также можно использовать доску шириной в пятнадцать сантиметров и толщиной в пятьдесят миллиметров. При этом на ней не должно быть сучков.
  • После того как крайняя пара стропильных ног будет установлена, можно приступать к монтажу второй пары. Затем между ними натягивают шпагат, который обозначает плоскость ската. Это упрощает установку других пар ног.
    После того, как вы собственными руками установите всю стропильную систему, все пары соединяются в верхней точке, то есть возле конька. Для этого просто прибейте к ним доски.

Внимание: Необходимо отметить, что если длина стропил будет больше 8 метров, то сверху устанавливается коньковая балка, которая становится так называемой опорой для стропильных пар.

Устройство укреплений и отвесов

Устройство отвесов начинает после того, как стропильная система будет готова.
Кобылка — это кусок доски, который прибивают к ноге снизу, образуя тем самым козырек:

  • Также отвес можно сделать и другим способом, для этого стропильные ноги выдвигаются немного ниже. Но, если какая-либо стропила начнет гнить, то ее придется менять. Для этого придется выполнять снятие всего кровельного покрытия.
  • Если произошло загнивание кобылки, то проводится частичный демонтаж, а в некоторых случаях, можно обойтись вовсе без него. Их установка проводится по принципу стропил. Вначале крепятся крайние четыре штуки. Затем натягивают шпагат и устанавливаю все остальные детали.
  • На кобылки вдоль всей стены прибивают доску, которая и будет являться защитой от попадания снега, а также влаги во время плохих погодных условий.
  • Следующий шаг заключается в укрепление. Его следует делать там, где будут находиться окна.
  • Все стояки укрепляют поперечными брусьями, так и создается каркас окна. Такие брусья будут служить в качестве нижней и верхней опоры. На данном этапе скелет крыши считается полностью завершенным.
  • Теперь необходимо прибить доски обрешетки. Шаг подбирается исходя из покрытия для кровли(см.Кровля гаражей: выбираем материал). Так как под подобной крышей будет находиться гараж, то крышу лучше всего утеплить.

Утепление мансардных крыш гаража

Утепление необходимо начинать с устройства обрешетки, которая расположена снизу. Ее прибивают с шагом в пятнадцать – тридцать сантиметров. Лучше всего для утепления брать минеральную вату или же пенопласт.
Подобный материал продают в рулонах (вата) или плитах:

  • Утеплительный материал необходимо укладывать на нижнюю обрешетку сверху. Сделать своими руками теплоизоляцию не представляет труда. Но и здесь есть свои нюансы, которые стоит учитывать.
  • Во-первых, нужно обратить внимание на то, чтобы утеплитель прилегал к стропилам плотно. Если используют вату, то лучше следить за тем, чтобы она лежала внахлест.
  • Вату крепят с помощью степлера к обрещетке. Затем на утеплитель укладывают материал для гидроизоляции. Как правило, мембрана имеет несколько сторон: одна из них пропускает влагу, а вторая нет.

Внимание: Необходимо тщательно следить за тем, чтобы та сторона, которая пропускает влагу, располагалась на утеплителе. Влага, таким образом, уходит во внешнюю среду.

  • Гидроизоляцию крепят к стропилам скобами. Снизу монтируют пароизоляционный материал. Он не дает парам, который поступают от гаража, попадать внутрь утеплителя. Если в утеплитель наберется количество влаги, которое будет составлять даже пару процентов от своего веса, то эффективность утепления упадет на пятьдесят процентов.

Внутренняя отделка

После того, как выполнено утепление, приступают ко внутренней отделки:

  • Всю стропильную систему внутри можно обшить фанерой, а после этого отделочным декоративным материалом. Что же касается кровли, то для подобных стропил подойдет металлочерепица, а также шифер.
  • Как вы успели понять, строительство мансардной двухскатной крыши для своего гаража, который расположен на вашем дачном участке, занятия достаточно простое, хотя и требует некоторых навыков и времени. Главное, это последовательное соблюдение всех этапов работы и аккуратность, без которой никуда.
  • Также необходимо заметить, что для того, чтобы деревянные элементы крыши гаража прослужили долго, их заранее стоит пропитать специальным антисептиком.

Теперь есть инструкция и если ей следовать, то двухскатная крыша гаража своими руками будет надежной, она не будет пропускать влагу во время снегопадов или дождей, а также ветер, надежно защищая от других внешних факторов.

Крыша гаража – особенности монтажа своими руками + Видео

От качества монтажа крыши гаража напрямую зависит надежность постройки и требуемые условия для хранения транспортного средства.

Односкатная и двухскатная крыша – какую строить?

Все крыши для автодомиков принято подразделять на двух- и односкатные. Друг от друга они отличаются следующими факторами:

  • конструкцией;
  • возможностью обустройства полноценного чердачного помещения в гараже;
  • затратами на выполнение строительных работ и их сложностью.

Двухскатная кровля рекомендована для автодомиков, которые стоят отдельно от других гаражей и иных объектов. Такая крыша выполняется с точки зрения геометрии в виде равнобедренного треугольника. Ее можно построить над гаражом с любыми параметрами. Вам нужно будет лишь точно высчитать угол наклона кровли.

Устройство двухскатной конструкции относительно несложное. Крыша состоит из двух стропильных ног, формирующих единую стропильную конструкцию. Ноги в верхней точке соединяются друг с другом. Функцию опоры для стропил в этом случае выполняют несущие стены гаража.

Односкатная и двухскатная крыша – какую строить?Односкатная и двухскатная крыша – какую строить?

Устройство двухскатной конструкции

Односкатная кровля чаще монтируется тогда, когда строение для хранения автомобиля является частью какой-либо другой постройки либо примыкает к ней.

Такая крыша требует установки двух опор, на которые ставятся висячие наклонные стропила.

Сделать односкатную кровлю проще, чем двухскатную. Но при этом нужно учитывать геометрические размеры автодома. Когда его ширина составляет 4–4,5 м, стропила монтируются на опорные поверхности под специально рассчитанным углом. Если же ширина гаража равняется 4,6–6 м, требуется дополнительно монтировать подкосы. Они усилят конструкцию и обеспечат безаварийную эксплуатацию постройки.

Далее мы подробно поговорим о том, как возводится крыша гаража своими руками каждого из указанных типов. Сразу отметим, что подобные мероприятия необходимо выполнять с одним или двумя помощниками. Самостоятельно выполнить такую работу очень сложно – практически нереально.

Односкатная кровля – все тонкости монтажа

Угол наклона такой крыши зависит от типа покрытия, которое вы планируете использовать. Если вы решили сделать крышу из шифера, этот угол должен составлять не менее 20°. При укладке черепицы угол принимают 30 и более градусов, рубероида – около 10°. При таких углах наклона кровля будет полноценно освобождаться от снега и воды.

Строительство односкатной конструкции начинают с монтажа балок из древесины – так называемого мауэрлата. Опорные доски фиксируют большими по длине анкерными болтами в стенах гаража. Древесина, которую вы используете для монтажных работ, должна быть хорошо просушенной и покрытой особыми защитными составами, которые предохраняют балки от насекомых, плесневых грибков и гниения.

Односкатная кровля – все тонкости монтажаОдноскатная кровля – все тонкости монтажа

Строительство односкатной крыши гаража

Затем необходимо сделать укладку стропильной системы на балочную конструкцию. Устройство такой системы выполняется с учетом далее указанных требований:

  • крепление балок осуществляется 10-сантиметровыми кровельными гвоздями, все места соединения метизов с элементами конструкции обрабатывают противокоррозионной смесью;
  • наклонные балки размещают на дистанции около 80 см друг от друга;
  • обрешетку, которая является основой для монтажа выбранного вами кровельного покрытия, желательно сделать из деревянных квадратных брусков с параметрами 5х5 см;
  • рейки прибиваются к стропилам под 90-градусным углом, при этом кровельный материал должен выступать за реечные элементы на 20 и более сантиметров.

Само строительство односкатной кровли выполняется по такой схеме:

  1. Строго по горизонтали монтируете мауэрлат.
  2. Ставите в гнезда стропила.
  3. Поверх стропильной конструкции укладываете слой изоляции. Рекомендуется использовать мембранный пленочный материал. К стропилам его крепят степлером либо скотчем, обладающим влагозащитными свойствами.
  4. Настилаете планки из древесины.
  5. Обустраиваете обрешетку. При монтаже листовых материалов дистанция между рейками берется в пределах 40–50 см, рулонных – не более 1 см (по сути, нужно сделать сплошную обрешетку, чтобы односкатная кровля обладала требуемыми эксплуатационными характеристиками).

Теперь можно приступать непосредственно к монтажу кровельного покрытия. Ваша односкатная крыша для автодомика готова!

Двухскатная крыша – самостоятельный монтаж

Устройство кровли с двумя скатами более сложное. Такая система включает в себя:

  • стропильную конструкцию;
  • слой пароизоляции;
  • обрешетку;
  • кровельное покрытие.
Двухскатная крыша – самостоятельный монтажДвухскатная крыша – самостоятельный монтаж

Возведение кровли с двумя скатами

Двухскатная конструкция состоит из некоторого числа равнобедренных треугольников. Причем их геометрические параметры одинаковые. Сделать подобную крышу можно так:

  1. Устанавливаете мауэрлат. Лучше всего использовать для этих целей деревянные брусья с размерами 1,5х1,5 см. Профи советуют дополнительно устанавливать арматурные прутки, у которых на одной из сторон есть резьба. Арматуру следует забетонировать примерно на 100 см в стену.
  2. Крепите стропила с требуемым уклоном, а затем при помощи шурупов фиксируете их.
  3. Соединяете стропила друг с другом растяжками. Тем самым будет обеспечена хорошая жесткость системы.
  4. Укладываете слой пароизоляции и выбранный кровельный материал.

Важный момент! Между стеновой поверхностью и мауэрлатом желательно укладывать рубероид (в один слой). Этот материал существенно увеличит гидроизоляционные свойства конструкции.

Для двускатных крыш в качестве покрытия допускается применять металлочерепицу и кровельный профлист, разные виды шифера. При желании сэкономить, можно использовать и недорогой рубероид. Но помните, что такой материал служит не более 8 лет.

обустройства стропил крыши гаража (инструкции)

Если вы приобрели уютный домик для вашего автомобиля, или начали его строительство – у вас обязательно возникнет вопрос, что делать с крышей. Дело в том, что б/у гаражи нередко продаются с уже прохудившимся кровельным покрытием и хрупким перекрытием (часто из-за сырости), и такую крышу нужно менять полностью ради собственной же безопасности. А при строительстве нового вы непременно столкнетесь с вопросом, какие нужны стропила на гараж, как их крепить и чем обрабатывать.

Это уже посложнее быстрого возведения стен из тех же блоков! Но здесь важно проявить внимание и терпение: вам ведь не нужны в гараже ни сырость, ни потоки, ни тем более провалившийся потолок. А мы поможем во всем разобраться!

Вот хороший пример самостоятельного строительства крыши на гараже:

Для начала давайте разберемся, в чем особенности стропильной системы крыши гаража:

  • Крыша такой хозяйственной постройки возводится обычно простая, ведь к ней нет особых требований. Конечно, есть и исключения – но редко.
  • Часто ввиду простоты и минимума требований к качеству крыши владельцы гаражей настолько экономят, что в итоге тяжелые стропильные системы обваливаются прямо на их автомобили. И итоговый ремонт (если он вообще оказывается возможным) обходится дороже изначального строительства крыши.
  • Гаражи, как нежилые помещения, редко бывают отапливаемыми, а потому деревянные элементы в стропильной системе нуждаются в защите от гниения.
  • Минимальный чердак или его отсутствие: при строительстве гаража мало кто задумывается о полноценной внутренней вентиляции.
  • Никакой вычурноти и замысловатости.
  • Наличие или отсутствие потолка. Действительно, зачем?

А потому, исходя из таких особенностей, сделайте для себя такой вывод:

  1. Крышу гаража строить нужно прочной и надежной.
  2. Предпочтение лучше отдать простой конструкции, в которой легко будет заменить прогнившуюся часть.
  3. Деревянные стропила для гаража обязательно обрабатываем антисептиками и водоотталкивающими составами.

Поэтому наша задача – воплоить три главных принципа: простота, экономичность и надежность.

Виды крыш для гаражаВиды крыш для гаража

А теперь давайте определимся с видом крыши:

  • односкатная или двускатная;
  • с профнастилом или мягкой кровлей;
  • простая или с продолжением для дополнительного навеса.

Для строительства крыши гаража отлично подходят как деревянные, так и металлические стропила. Просто у каждого материала есть свои преимущества и недостатки, которые по-своему играют в плане требований такого помещения.

Деревянные стропила: классическое качество

Самый простой пример строительства крыши из таких стропил:

Простые стропила для гаражаПростые стропила для гаража

Итак, всего несколько требований, чтобы крыша вашего гаража однажды не оказалась на крыше вашего авто:

  • Из пород дерева предпочтение отдайте сосне и ели – это лучше сорта для строительства крыши. Они обладают достаточной гибкостью и прочностью, легки в обработке и обходятся недорого.
  • Минимум влажности: чем меньше, тем лучше, чтобы потом не покрутило всю крышу. Если деревянная конструкция крыши будет закрыта гипсокартонными плитами, тогда влажность не должна превышать 20% (чтобы не задохнулось), а есть какая-то часть элементов будет на улице, тогда 23%. Помните, что только что срезанная древесина имеет влажность 30%, а это понижает ее качества на 60% ниже, чем у просушенных стропил до 20%.
  • Минимум изъянов: берите ту древесину, где поменьше трещин и сучков.
  • Хорошая обработка: обязательно пропитайте готовые стропила огне- и биозищатой.
  • Высокий сорт. Для строительства крыши подходит только первый сорт, хотя для небольшого гаража можно, конечно, сделать исключение и купить 2-й или 3-й сорт. Но тогда обязательно еще более тщательно обработайте стропила.
  • Цельному брусу предпочтите клееный – он более прочен и меньше деформируется. Конечно, обходится дороже. Тогда отталкивайтесь от того, насколько дорого стоит ваше авто, которое будет стоять в гараже – стоит ли оно затрат? Ведь по своим качествам клееная древесина 3-го сорта такая же, как цельная, но 1-го.

Если у вас есть возможность и время, закажите лучше готовую древесину, которая предназначена специально для стропил. В заводских условиях она сушится в закрытых камерах при высокой температуре, где дополнительно стерилизуется. В итоге в такой крыше никогда не заведутся ни плесень, ни грибки, и насекомые, чем обычно грешат стропильные системы малоотапливаемых гаражей.

Обрабатывают специальными пропитками такую древесину методом импрегнирования. По сути, бруски попросту погружают в нужную смесь. Вы можете повторить то же в домашних условиях – просто сделайте небольшую кратковременную ванну для будущих элементов вашей крыши.

У готовых приобретенных стропил для гаража обязательно проверьте качество импрегнирования: распилите доску пополам и посмотрите, насколько глубоко пропитка проникала в древесину. Классический вариант стропильных ног для гаража – сечение 7х15 см.

Металлические стропила: высокая практичность

Эти стропила, несомненно, намного крепче и долговечнее деревянных. В условиях постоянного перепада температур и сырости, которые нередко бывают в обычном гараже, такие стропила более живучи. Достаточно только их покрасить антикоррозийной краской – и в вашем гараже еще ваши правнуки будут ставить свои футуристические авто на магнитной подушке.

Но есть одно но, которое важно учитывать: любые изделия из металла – тяжелые. А потому легкими каркасными стенами здесь не обойтись – придется строить солидную коробку. И необходимо все точно просчитать: нагрузки, конструкцию и максимальные точки давления.

Идеально, если вы вообще сможете сделать весь гаража изначально как прочную герметичную железную коробку:

Металлическая стропильная система для гаражаМеталлическая стропильная система для гаража

Но вы можете также соединить ценные качества дерева и металла. Достаточно прочной и долговечной, например, получается крыша из арболита, в которой первым слоем идет армированная стяжка, а поервх устанавливаются деревянные стропила и профнастил:

Стропила на гараж под стяжкуСтропила на гараж под стяжку

Такая крыша, как говорится, уже на века.

Односкатную крышу построить очень легко. Главная задача – сделать уклон, чтобы дождевая вода и снег безпрепятственно скатывались вниз и никуда не затекали.

Далее, обязательно нужно обеспечить надежную гидроизоляцию. Постоянная сырость в гараже не приносит пользы ни автомобилю, ни самой постройке. Вы наверняка не раз слышали этот неприятный запах в гаражах своих знакомых? Так знайте, что сырость не пахнет – это пахнет грибок. А если вы еще любите повозиться с машиной и в гараже проводите немало времени, позаботьтесь заранее о своем здоровье.

Односкатную крышу для гаража вы можете построить по двум проектам:

  • Установить два мауэрлата на стены и соединить их параллельными брусками. Очень просто и незатратно.
  • Заготовить несколько одинаковых прямоугольных треугольников с поперечным креплением. Для этого варианта вам не придется поднимать одну из несущих стен гаража, что тоже по-своему упрощает всю работу.

А угол уклона такой крыши вы рассчитаете легко: чем он больше, тем более крыша защищена от тяжелого снега, но и больше требуется расходных материалов. Чем меньше угол, тем более пологие скаты, больше скапливается снега, но меньше расхода той же древесины и большая сопротивляемость ветру. Еще этот параметр, конечно, зависит от выбранного вами кровельного материала: профлист и рубероид можно укладывать почти горизонтально, а вот почти все остальные покрытия требуют скаты не менее 45°.

Вот самый простой вариант гаража с односкатной крышей:

Односкатная крыша для гаражаОдноскатная крыша для гаража

А из профнастила и вовсе крышу можно делать практически плоской:

Как построить односкатную крышу для гаражаКак построить односкатную крышу для гаража Устройство плоской крыши для гаражаУстройство плоской крыши для гаража

Выбрали уклон? Материал? Тогда приступайте! Всего же для строительства крыши гаража вам нужно запастись такими материалами:

  • Доски 35-40 мм.
  • Брусья 50х50 для обрешетки.
  • Ветровые доски 25-30 мм для торцов.
  • Гидроизоляционная пленка.
  • Кровельный материал.
  • Топор, молоток, саморезы, острый нож, шуруповерт, бензопила и строительный степлер.

Итак, дальше все просто:

  • На обе несущие стены уложите брусья – мауэрлаты.
  • Обязательно проверьте их горизонтальность.
  • Закрепите мауэрлаты при помощи длинных гвоздей (200 мм) или металлических скоб.
  • При помощи металлических уголков или саморезов закрепите на мауэрлатах теперь стропила.

Но, если односкатная крыша у вашего гаража получится немаленькой и достаточно тяжелой, обязательно забетонируйте предварительно в стены стальные шпильки с резьбой или же скрученные проволоки. Это необходимое дополнительное крепление.

Более сложная крыша для гаража – двускатная. В ней определенно есть смысл, если в вашем регионе частые снегопады – простую плоскую или даже односкатную снег способен продавить до пола. Но не волнуйтесь: вы справитесь и с такой постройкой. Самое главное – сделать стропильные фермы и установить их на крыше.

Двускатную крышу для гаража можно построить по самой простой схеме – сделали замкнутые треугольники из брусьев, укрепили их одним поперечным ригелем – вот и все! Минимум необходимой древесины, минимум усилий.

Вот подробные примеры:

Стропильная система гаражаСтропильная система гаража Как сделать двускатную крышу на гаражКак сделать двускатную крышу на гараж

Такие замкнутые треугольники-фермы называются висячими стропилами. Причем висячие стропила не всегда бывают простыми – порой такие фермы приходится делать решетчатыми:

Решетчастые стропила для крыши гаражаРешетчастые стропила для крыши гаража

Естественно, чем больше будет элементов в стропильной ферме, тем меньше она будет передавать нагрузку на стены гаража.

Так, в самой простой конструкции висячих стропил два стропила сходятся в коньке и сращиваются в полдерева, а нижние опираются на горизонтальный брус. Ригель же помогает стропилам не прогибаться:

Как сделать стропила с ригелем для гаражаКак сделать стропила с ригелем для гаража

Если же ширина пролета вашего гаража превышает 7-9 метров, тогда в конструкцию стропильной фермы вам уже нужно добавить бабку и закрепить ее в коньке и затяжке. Соединяются все эти элементы также врубкой и дополнительными металлическими элементами. А вот сложные фермы с бабками и подкосами уже нужны при перекрытии пролета до 10 метров. Это уже не гараж – настоящий амбар!

Поэтому, если для вас важна практичность, тогда сделайте для крыши вашего гаража такой “золотой” вариант:

Как сделать стропильные фирмы для гаража?Как сделать стропильные фирмы для гаража?

А теперь поговорим о другом виде стропил – наслонных. Наслонные стропила делают в тех домах, где есть внутренние опорные стены. В итоге наслонные стропила упираются нижними концами в мауэрлат и, таким образом, передают распорное напряжение:

Крепление стропил к мауэрлатуКрепление стропил к мауэрлату

Причем эти нагрузки серьезные, почему и стены должны быть массивными. И оптимальное решение – армированный пояс в верхней части стен, в который устанавливаются анкерные болты или толстые шпильки. Располагаясь строго вертикально, они хорошо крепят на себе брус. Шаг крепления – не реже, чем через 1,5 метров.

Что же касается типичного гаража, в нем крайне редко бывает внутренняя стена (тогда это уже гараж на два автомобиля), и уж тем более крепкие стены. А потому в этом случае речь может идти только о висячих стропилах, которые на практике встречаются реже, потому что требуют большего терпения. В чем конкретно? Вам необходимо будет изготовить готовые стропильные фермы, где будут сделаны точные и качественные узлы.

Получатся полноценные треугольники, которые уже не будут передавать на стены горизонтальные нагрузки. А потому вы со спокойной душой можете ставить такую крышу на здания с легкими стенами. Кроме того, висячие стропила замечательно ведут себя при больших пролетах.

А теперь хорошо подумайте: вы действительно не будете использовать крышу гаража? Возможно, если стены уже стоят крепкие и надежные, есть смысл оборудовать мансарду? Например, под:

  • собственную мастерскую;
  • склад нужных и ненужных вещей;
  • летнюю комнату для гостей;
  • бильярдную;
  • мини-теплицу;
  • настоящую сауну.

Почему бы и нет? Многие на самом деле так поступают, а за границей и вовсе стараются использовать с пользой каждый горизонтальный и вертикальный метр:

Жилое помещение на гаражеЖилое помещение на гараже

А потому мы вам советуем, если фундамент и стены вашего гаража изначально строились солидными и рассчитанными на немалую нагрузку – сделайте аттиковые стропила:

Аттиковые стропила для гаражаАттиковые стропила для гаража

Далее, продумайте прочное перекрытие, по которому можно будет спокойно ходить и даже поставить не слишком тяжелую мебель:

Как сделать деревянный потолок в гараже?Как сделать деревянный потолок в гараже?

И организуйте кровельный пирог по такому принципу (со стороны улицы): кровельное покрытие, гидроизоляция, теплоизоляция, пароизоляция, внутренняя обшивка. Тогда это помещение над гаражом вы будете использовать с ранней весны по позднюю осень, а летом в нем никогда не будет жарко.

И, наконец, если вы хотите, чтобы всякая хозяйственная утварь не оставалась рядом с гаражом под дождем, просто сделайте в стропилах одну ногу длиннее другой – и получится отличный навес:

Стропилы крыши гаража с навесомСтропилы крыши гаража с навесом

Как видите, ничего сложного!

Как сделать кровлю гаража своими руками

Возведение гаража – сложный и ответственный процесс, который требует времени и материальных затрат. Одним из главных элементов такой постройки является кровля. Именно от ее качества зависит защита автомобиля от атмосферных осадков и влияния внешних факторов, поэтому к ее выбору и монтажу необходимо отнестись серьезно. Крыша гаража, выполненная с соблюдением правил и технологий поможет обезопасить помещение от природных явлений и сделает микроклимат внутри помещения комфортным.

Разновидности крыш для гаража

В зависимости от типа конструкции, кровля для гаража может быть:

  • Односкатная – самый простой и наиболее распространенный вариант, который обеспечивает меньшее количество материальных затрат и времени на возведение;
  • Двухскатная – это более сложная конструкция, но имеющая несомненные преимущества перед предыдущим вариантом. Она более ветроустойчива и может быть оборудована чердачным помещением, где можно хранить инструмент или лодку. Но на такую крышу потребуется гораздо больше строительного материала, а сечения для стропил придется выбирать большее, чем при варианте односкатной конструкции. Также при выборе такого варианта, следует учитывает ее вес и возможную нагрузку на фундамент постройки, и исходя из этих параметров выбирать материалы для ее перекрытия.

Внимание! При примыкании гаража к дому, необходимо отказаться от варианта строительства двухскатной крыши, так как она не даст возможности эффективно отводить осадки от здания. Отдельно стоящий гараж может быть оборудован любым из видов кровли.

Крышу на гараж может отличать и тип кровельного материала, в этом случае следует учитывать особенности монтажа в каждом конкретном случае. При этом также берется в расчет вес и срок эксплуатации материала, а также его теплоизоляционные и звукоизолирующие особенности. Чаще всего кровля гаража выполняется из таких материалов:

  • Шифер. Это дешевый и легко обрабатываемый материал, который доступен, а потому широко распространен в строительстве. С его помощью быстро выполняется как односкатная, так и двускатная крыша для гаража своими руками. Однако он имеет значительный вес и в зависимости от качества может отличаться хрупкостью и недостаточной долговечностью. Наличие на его поверхности шероховатости предполагает использование шифера для монтажа крыши только с углом наклона более 30 градусов;
  • Профнастил. Этот материал изготавливается из металлического профиля, сверху покрытого защитным слоем. Он может быть окрашен в любой цвет. Он менее тяжеловесен и может устанавливаться в качестве кровли даже под углом от 10 градусов, за счет меньшей, чем шифер, шероховатости. Но такое покрытие может не вынести сильных ветров и поэтому должно быть надежно скреплено. Кроме того, профнастил отличается низким качеством шумоизоляции, но достаточно долговечен, практичен, и прост в монтаже.
  • Металлочерепица. Это стальные оцинкованные листы, сверху на которые нанесено полимерное декоративное покрытие. Кровля из такого материала может иметь угол наклона, начиная от 15 градусов. Недостатками металлочерепицы является плохая звукоизоляция и неэкономичный расход материала. Но при этом, металлочерепица долговечна и прочна, а также проста в монтаже и легковесна.

Важно! Тип крыши материал для нее необходимо выбирать на этапе проектирования гаража, так как в данный расчетах должен быть учтен вес кровли, ее тип. Например, односкатная крыша предполагает строительство стен разной высоты, а двухскатная – одинаковой.

Расчет материалов для строительства

Производя расчеты, следует учитывать такие важные параметры, как:

  • Площадь. Крыша должна как минимум на 30- 40 см выходить за стены постройки, для надежной их защиты от намокания во время дождя или снега. Для односкатных конструкций, расчет выполняется путем деления ширины гаража на косинус угла наклона, потом полученное значение умножается на длину здания. Для двухскатных крыш площадь одного из двух скатов вычисляется путем деления половины ширины здания на косинус угла наклона, умноженный на длину постройки, потом полученный результат умножается на 2;
  • Угол наклона скатов. Выбирается в зависимости от типа материала от 25 до 45 градусов;
  • Вес покрытия.

Внимание! Угол наклона кровли следует выбирать с учетом климатических условий и среднегодовым уровнем осадков. При большом количестве осадков и выбранном малом углу наклона, длительно находящиеся на кровле скопления воды могут проломить ее.

Надежный фундамент и правильные расчеты помогут смонтировать долговечную и прочную защиту здания.

Строительство односкатной крыши

Если свой гараж предполагается сделать с односкатной кровлей, то необходимо учитывать такие факторы:

Монтаж односкатной конструкции начинают с установки деревянных балок (мауэрлата), которые крепят к стене анкерными болтами. Важным условием строительства стропильной системы является выбор качественного материала и его предварительная обработка антисептиком и противогрибковым составом. На мауэрлат устанавливают стропила. Для удобства работы и передвижения на высоте, на стропила в самом начале укладывают доски, по которым передвигаются.

Расстояние между устанавливаемыми балками должно составлять около 80 см. Для их закрепления на мауэрлате используют гвозди, длиной не менее 100 мм. Для крепления к бетону используют анкера. Для обрешетки выбирают бруски размером 50 на 50 см. При креплении кровельный материал должен выступать за стропила не менее чем на 20 см.

Внимание! Обрешетка – важная и нужная часть конструкции, придающая ей жесткость и являющаяся основой для качественного крепления кровельного материала.

Поверх стропил укладывается изоляционный слой из мембранной пленки, которая надежно закрепляется при помощи строительного степлера или специального скотча. Далее укладывается обрешетка, расстояние между планками которой зависит от типа кровли: для рулонных материалов шагом 10 см, для листовых – до 50 см.

Самый последний шаг – укладка кровельного материала. Этапы строительства односкатной крыши гаража можно посмотреть в видео:

Строительство двухскатной крыши

Строительство двухскатной крыши немного сложнее, чем односкатной, но правильные расчеты и последовательность выполнения работ помогут возвести хорошую и качественную кровлю.

Перед тем, как сделать двухскатную крышу, необходимо ознакомиться с последовательностью работ по ее монтажу:

  • Выполняется монтаж мауэрлата, для которого выбираются брусья с сечением не менее 15 на 15 мм. Для прочности конструкции выбирается арматура, оснащенная с одной стороны резьбой, вторая же ее сторона бетонируется прямо в стену;
  • При повышенном уровне влажности, между стеной и мауэрлатом устанавливается гидроизоляционный слой из рубероида;
  • Стропила крепятся под требуемым углом и фиксируются шурупами;
  • Между собой скрепление стропил выполняют растяжками;
  • После установки пароизоляционного слоя выполняется монтаж двух коньков.

Важно! В регионах с большим уровнем снега в зимнее время необходимо выбирать максимальный угол наклона, так как это предотвратит задержку снега на кровле.

На фото гараж с двухскатной крышей и большим углом наклона, который построен своими руками.

Особенности стропильной системы двускатной крыши

Стропильный каркас – важная основа кровли, которая обеспечивает ее устойчивость и прочность. В зависимости от проектного условия и площади кровли выбирается один из двух вариантов устройства стропильной системы:
  • Висячая. Для такого каркаса характерно наличие всего двух точек опоры. Верхней опорой служит коньковый прогон, а нижняя часть крепится к мауэрлату. Чаще всего такая конструкция стропил используется для гаражей небольшой площади, на одно машиноместо, или, когда внутри нет несущих стен, которые могут быть использованы в качестве опоры. Такие стропила не работают на распирание – они работают на прогиб. Стабилизацию каркаса выполняют такие элементы системы, как подкосы, бабки, ригель и затяжки. Такую систему используют для перекрытия гаража, ширина которого не превышает 14 метров.
  • Наслонная. Такая стропильная конструкция имеет дополнительную опору. Обычно эту роль выполняет дополнительная стойка, установленная на внутреннюю сторону несущей стены и перераспределяющая нагрузку, направляя ее основную часть на фундамент постройки. В результате такой каркас работает не только на распирание, а и на прогиб. Уравновешивание стропильной системы происходит за счет применения таких элементов, как стойки, коньковый прогон, ригель, лежень, подкосы и затяжки. За счет использования одной внутренней точки опоры такую стропильную систему можно использовать для перекрытия гаража, ширина которого достигает 28 метров.
    ​​

Внимание! При расчете стропильного каркаса обязательно необходимо учитывать вес его элементов, так как он также оказывает нагрузку на фундамент постройки.

Особенности монтажа и устройства стропильной системы двускатной крыши показаны в видео:

Особенности монтажа

Чтобы правильно выполнить монтаж двускатной крыши гаража, необходимо предварительно начертить для себя небольшой чертеж, в котором указать все размеры и основные параметры. Последовательность работ такова:

  • Мауэрлат фиксируется анкерными болтами, а поверх него устанавливается слой гидроизоляции;
  • Производят установку стропильной системы;
  • Сверху укладывается еще один слой гидроизоляции, а вдоль стропил его фиксируют специальными рейками контр- обрешетки;
  • Перпендикулярно к укладке стропил устанавливаются рейки или фанера обрешетки. Если кровельный материал будет мягкого типа, то обрешетка выполняется сплошным слоем, если листового – то слой обрешетки выполняется с шагом 50 см;
  • Следующий слой – кровельный материал, который укладывается внахлест, для обеспечения герметичности и изоляции швов.

После монтажа кровельного материала устанавливается водосток, утепляются и зашиваются фронтоны. Если помещение будет отапливаться, то производится термоизоляция фронтонов и скатов крыши. Чаще всего для этого используют такие материалы, как пенополистирол или базальтовую вату.

Собираясь строить гараж, необходимо очень внимательно отнестись не только к расчету материалов, а и к правильности расчетных работ при проектировании. Это поможет избежать неясностей и ошибок в работе. А при строительстве каждого из элементов строго придерживаться проектной документации, выполняя все четко по плану.

Обустроив крышу для гаража своими руками, можно не только значительно сэкономить семейный бюджет, а и построить надежную защитуную конструкцию, за качество которой можно не переживать. При этом соблюдение технологии и правил монтажа помогут сделать кровлю долговечной и прочной. А правильный выбор дизайна и цветовой гаммы, поможет создать постройку, гармонично дополняющую дом или коттедж, как по стилю, так и по типу используемых материалов, и делающую участок красивым и элегантным.

Что еще почитать по теме?

Автор статьи:

Сергей Новожилов — эксперт по кровельным материалам с 9-летним опытом практической работы в области инженерных решений в строительстве.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальных сетях:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *