Скатная кровля узлы. Устройство узла карниза скатной кровли
Любая кровля дома сопровождается . Даже плоская крыша, которая выполняется с использованием рулонных материалов, обустраивается карнизом. Его устройство необходимо для исключения попадания воды в подкровельное пространство во время дождя. Исключением могут стать крыши, которые оборудованы парапетом.
Карниз устанавливается для того, чтобы исключить попадание влаги в подкровельное пространство.
Помимо своих функциональных обязательств, карниз выступает в качестве завершающей отделки кровельной конструкции, так как после окончания подшивки закрываются внутренние составляющие стропильной системы. Для обеспечения более эффективной защиты стропила основания кровли дома выводятся за пределы стен на отрезок, составляющий 50 см. В некоторых случаях этот показатель может быть ненамного увеличен.
Свойства кровельных свесов
Внутреннее устройство карниза крыши. Для изготовления короба следует отобрать не витые ровные доски без коры и сучков в больших количествах.
В некоторых случаях конструкция стропильной системы не оборудуется выступами, выходящими за стены дома. При этом применяется способ, который подразумевает принудительное за счет специальных элементов, которые получили название кобылок.
Стоит отметить, что нельзя забывать о защите , которая обеспечивается за счет устройства карниза. Ширина свесов, обеспечивающих защиту , не должна быть менее чем 500 мм. При этом на край кровли устанавливается доска карнизного типа. Нижняя часть конструкции карнизов нуждается в обязательной обшивке. Узлы карниза чаще всего обшиваются доской.
Важно помнить, что конструкция скатного и фронтального карниза разительно отличается друг от друга.
Виды карнизных свесов
За всю историю строительства домов было придумано огромное количество разновидностей свесов, которые были успешно применены на практике. К основным видам относятся:
- Неподшитые свесы – используются при устройстве вальмовой кровли дома и для скатной, и для двускатной конструкции.
- Подшитые свесы – тоже чаще всего применяются на вальмовых крышах и широко востребованы при устройстве кровли двускатной конструкции.
- Коробчатые карнизные свесы – используются при обустройстве односкатной и ломаной кровли.
- Укороченные карнизные применяются абсолютно на каждом типе конструкции.
Датская крыша также будет хорошо смотреться с такими карнизами.
Разновидности карнизных свесов
Узлы карнизных свесов могут иметь несколько видов. Поэтому очень важно остановиться более подробно на особенностях их конструкции.
Карнизный свес, который выполняется заподлицо, устраивается в тех случаях, когда стропильная система не выводится за переднюю границу стены. Для этого требуется укрепление края стропил с помощью сливной доски, которая располагается в горизонтальном положении. Это делается для того, чтобы обеспечить защиту фронтона дома от проникновения влаги. При этом также обеспечивается крепление системы водосточных желобов. Помимо этого, такие конструктивные особенности придают ломаной
Свес кровли: подшивка кровельных свесов, узел
Свес кровли представляет собой конструкцию, выступающую за пределы стен здания. Некоторые называют данный конструктивный элемент коробочкой. Основной целью кровельного свеса является оберегание стен от разного рода осадков. Для более высокой эффективности такой защиты стропила основания кровли выводят за пределы стен на отрезок в 50-60 см. Данный показатель может быть незначительно увеличен.
В некоторых случаях стропильная система не предусматривает выступов за стены здания. При этом используют принудительное удлинение стропил посредством специальных элементов – кобылок.
Следует заметить, что и фронтальная часть стен здания нуждается в защите, которую также обеспечивают свесы. Обычно ширину фронтальных свесов выполняют не менее чем в 500мм длиной. На край кровли при этом монтируют доску карнизного типа.
Нижняя часть кровельных свесов подлежит обшивке. В качестве обшивочного материала при подшивке карниза крыши, как правило, используют шпунтованную доску.
Необходимо отметить, что конструкции скатного и фронтального свесов некоторым образом отличаются друг от друга.
Классификация кровельных свесов
За всю историю строительства было придумано и успешно применено на практике множество различных разновидностей свесов.
Рассмотрим основные из них:
- Неподшитые свесы – отлично подходят для вальмовых крыш, конструкций односкатного и двускатного типа.
- Подшитые свесы – также неплохо смотрятся на вальмовых крышах, широко применимы на двускатных кровлях.
- Коробчатые свесы – применимы на одно-, двускатных и вальмовых крышах.
- Укороченные свесы кровли – используют практически на каждом из основных типов конструкций.
Виды свесов
Совет! Свес всегда должен представлять собой продолжение крыши. Тип свеса, как и общую конструкцию кровли, подбирают согласно особенностям климата региона, в котором ведут строительство.
Остановимся более подробно на конструктивных особенностях кровельных свесов:
- Карнизный свес, выполненный заподлицо, образуется в том случае, когда стропила не выводят за фронтальную границу стен. При этом требуется крепление по краю стропил, так называемой, сливной доски в горизонтальном положении с целью защиты торцов от проникновения влаги и вместе с этим с целью обеспечения крепежа системы водосточных желобов. Кроме того, подобный конструктивный ход обеспечит крыше некоторую индивидуальность. Недостатком таких карнизных свесов является незащищенность верхних частей стен от влаги. Свес заподлицо в деревянных домах обычно выполняют в длину не менее чем 55см. Что касается кирпичных и панельных сооружений, то здесь допускается выступ свеса меньшей длины. Если за фронтальную линию стен выпущены затяжки, в которые врезаны стропильные ноги, в такой конструкции рекомендуется устройство карнизов, что позволит предотвратить образование на чердачном пространстве сооружения сквозняков и не допустить задувания в щели конструкции снега. При отсутствии выступов стропильных ног за линию стен, их удлиняют «кобылками», в качестве которых используют обрезки бруса, прикручиваемые или прибиваемые к стропильным торцам. Непосредственно к ним и крепят карнизную доску.
- Карнизные кровельные свесы открытого типа образуются при выступе основных стропил кровельной конструкции за пределы стен. В данном случае крепление системы водостока осуществляют либо к боковым частям стропил, либо к верхним кромкам. Данную систему весьма часто применяют при постройке частных домов.
- Карнизный свес закрытого (защитного) типа образуется при закрытии карнизом выступающих за фронтонную часть концов стропил, имеющим специальный паз с внутренней стороны. В этот паз впоследствии вставляют элементы обшивки.
Совет! Если чердак являет собой изолированное помещение, закрытый карнизный свес должен быть оснащен вентиляционными отверстиями.
- Фронтонный свес может быть устроен как заподлицо, так и с выступом за пределы стен. Способ зависит от идеи дизайнера, поскольку в любом случае выбор окажется верным. Тем не менее, при выступе свеса за пределы стен, следует обязательно обшить область кровли, которая незащищена.
Материалы для обшивки свесов и ее устройство
Обшивка кровельного свеса ПВХНаиболее распространенным материалом, используемым при обшивке свесов, служит доска. Хвойные породы дерева являются здесь наиболее предпочтительными (ель, лиственница, сосна).
Особое внимание требуется уделить влажности подбираемого материала. При слишком большой влажности материал может со временем деформироваться, что приведет к порче внешнего вида свеса.
Кроме того, важна и толщина деревянной обшивки. Согласно нормам толщина должна составлять не меньше 17 мм, при этом быть не толще 22 мм. Ширину и длину досок подбирают индивидуально.
Крепление дощатой обшивки осуществляют с двух сторон, что не касается досок длиной более 6 м – здесь крепеж выполняют с шагом в метр длины обшивочного материала.
Каждую используемую доску неизменно обрабатывают водонепроницаемым раствором непосредственно перед установкой.
При этом может быть использована специальная краска или лак для дерева. Деревянная подшивка свесов кровли требует обработки каждые несколько лет, тогда свес сможет радовать глаз в течение длительного времени.
Важным фактором является система вентиляции свеса. Ее устраивают независимо от типа конструкции. Впускные отверстия должны быть в диаметре, равном 1/600-1/400 от площади, которую предполагается вентилировать.
При правильном расчете и воплощении воздух будет проникать в данные отверстия и выходить сквозь отверстие кровельного конька. Впускные отверстия прикрывают сеткой, чтобы в чердачном помещении не проникали летучие мыши, птицы и насекомые.
Помимо досок, обшивку свесов производят также из следующих строительных материалов:
- Оцинкованных стальных листов. Обшивку кровельных свесов производят из стали толщиной не более 0,6-0,8мм. Помимо обычной листовой стали могут быть применены металлические листы с перфорацией. Высота волны при этом должна быть не более 20мм. Для обрезки такого материала до необходимых размеров применяют специальное оборудование. После подгонки листов в размер обрезанные кромки покрывают слоем краски для предотвращения коррозии.
- Алюминиевых листов, покрытых защитным слоем. Толщину листов выбирают в пределах 6мм, ширину – 10-30см. Длина листов должна составлять не более 6м. Крепят алюминиевую обшивку при помощи специальных защелок.
Помимо указанных материалов, производителями предлагается большой выбор других материалов и элементов, позволяющих повысить как функциональные, так и эстетические свойства свесов.
Укрепление и защита свесов
Неправильный монтаж и подшивка свесов крыши может приводить к их деформации, отвисанию и выходу из строя под действием ветра и снежной нагрузки. Для исключения подобных неприятностей необходимо чтобы и свес, и его обшивка были связаны со стропильной системой крыши.
Для более эффективной защиты свесов следует тщательно крепить «коробочки» и соединительные элементы стропил.
Помимо этого, для предотвращения закупоривания водосточных систем, выполняют установку нагревательных элементов на участке крыши, расположенном перед свесом, и в самой водосточной системе. Это позволяет организовать растопку налипшего снега и его спуск в сливную канализацию, тем самым снизив нагрузку на свес крыши.
Организация вентиляционных отверстий под кровельными свесами
Так выглядит готовый узел свеса кровли в разрезеУстройство вентиляции подкровельного пространства позволяет избежать таких неприятных последствий, как порча несущего стропильного каркаса и попросту плохой внутренний микроклимат чердачного помещения.
Вентиляционные отверстия, располагаемые на карнизном свесе крыши, бывают двух основных видов:
- Наиболее простым из подобного рода отверстий является небольшой зазор между софитом (пошивкой карниза) и несущей стеной здания.
- Также могут быть использованы специальные пластиковые вентиляционные решетки различных размеров, которые монтируют в софит.
Если же используется кровельное покрытие из натуральной черепицы, применяются специальные черепичные плиты, обладающие вентиляционными отверстиями. Эти плитки монтируют в 5 ряду, если начинать отсчет от карнизного свеса.
В случае дополнительного утепления карнизного свеса, также не следует забывать об устройстве вентиляционных отверстий, длину которых выбирают в зависимости от типа обустраиваемой вентиляции.
При укладке утеплителя для крыши данные отверстия оставляют открытыми, иначе качество воздушной вентиляции в пространстве под кровлей оставит желать лучшего.
В подшивке тоже должны быть предусмотрены отверстия для вентиляции в соответствующих местах. Иными словами, путь свежему воздуху должен оставаться свободным.
Помимо прочего, для достижения более качественной вентиляции чердака, имеющего достаточно большие габариты, может быть использовано вспомогательное вентиляционное оборудование.
Итогом всего выше сказанного является тот, факт, что грамотно смонтированный свес кровли позволит достичь не только визуально привлекательного эффекта частной постройки, но и значительным образом повысить долговечность как непосредственно самой кровли и ее основания, так и конструкции всего сооружения в целом.
Монтаж узлов кровли из металлочерепицы
Очень важно при монтаже металлочерепицы обратить внимание на узлы, т. к. от того, как они будут установлены, зависит прочность кровли, ее долговечность и герметичность.
Основные узлы кровли из металлочерепицы:
- Карнизные узлы.
- Ендовые узлы.
- Фронтонные узлы.
- Коньковые узлы.
- Пристенные узлы.
Инструменты для монтажа узлов крыши
До начала работ требуется приобрести следующие инструменты:
- ножовка;
- рулетка;
- молоток;
- карандаш;
- меловая веревка для выполнения разметки;
- нож;
- мастерок для нанесения клеящей смеси.
Устройство карнизных узлов
Схема устройства карнизного узла
Разные изготовители металлочерепицы выпускают карнизные планки разных форм. Но в любом случае главный принцип монтажа карнизного узла: ни в коем случае не закрывать поступление воздуха в подкровельное пространство. Карнизная планка может быть самой разной формы, но она должна быть установлена так, чтобы наружный воздух попадал в воздушный продух над мембраной. Если у вас используется утепление крыши с двумя продухами, то воздух должен попадать в оба вентиляционных зазора. Стекающий по пленке конденсат должен удаляться, чтобы не смачивать деревянные конструкции кровли. Если на крыше установлен водосбор, то карнизная планка устанавливается так, чтобы нижняя ее часть попадала в желоб водостока. Все карнизные элементы крепятся специальными кровельными гвоздями и располагаются с шагом примерно 300 мм, а нахлест элементов должен составлять не менее 100 мм.
Рассмотрим монтаж и устройство карнизных углов на примере двух фирм: «Metrotile» и «Roser». Обе фирмы используют разные карнизные планки, но принципиальные схемы их устройства после небольших доработок взаимозаменяемы и могут быть использованы для других видов кровли.
Начнем с устройства карнизного узла фирмы «Roser», используем карнизную планку профиля № 1. Верхний край лобовой доски свеса нужно сделать на 40 мм выше стропил. Отмерить 350 мм от передней части по обеим сторонам ската и в полученные метки вбить гвозди. Между гвоздями натянуть шнур и измерить расстояние от передней части лобовой доски и до шнура. Это нужно, чтобы убедиться в том, что доска прямая и везде расстояние равно 350 мм. Первую решетину устанавливают точно по шнуру и закрепляют на стропильной конструкции. Все последующие решетины будут устанавливаться с постоянным шагом в 370 мм до конька.
Варианты карнизов для крыши.
Далее расскажем, как делать монтаж карнизного узла с карнизной планкой профиля № 2 фирмы «Roser». Самый верхний край лобовой доски свеса нужно установить на одном уровне с верхним краем контрбруска, который удерживает антиконденсатную мембрану. От передней части лобовой доски на расстоянии 30 мм нужно установить первую решетину и прикрепить ее гвоздями. Далее устанавливаются другие слои решетины с шагом 370 мм. Под мембрану нужно монтировать капельник для отвода конденсированной воды. Если его не устанавливать, то вода будет смачивать деревянные конструкции кровли.
Далее рассмотрим монтаж карнизного узла профиля «Cleo» от фирмы «Roser». В зависимости от используемой карнизной планки устанавливается первая решетина и лобовая доска. Сверху карнизной планки устанавливается ограничитель для птиц и крепится к первой решетине. Далее устанавливаются остальные решетины с шагом 360 мм.
Далее рассмотрим монтаж карнизной планки фирмы «Metrotile». Сначала следует установить карнизную доску, ее толщина 40 мм. Крепим ее гвоздями к стропилам. Далее на карнизную доску устанавливаем кронштейны для водостока или капельник для конденсата. Далее, начиная от края карниза, устанавливается карнизный элемент.
Ендовые узлы крыши
Ендовые узлы металлочерепицы обычно самые сложные, т. к. именно здесь стыкуются разные поверхности крыши. Нельзя экономить на монтаже ендовых, иначе кровля не застрахована от протекания.
Распространенные виды узлов ендовых:
- начинается на карнизе и заканчивается на коньке;
- начинается и заканчивается на скате.
Самым сложным узловым элементом в металлочерепичной кровле считается ендовый узел.
Начнем с устройства ендовых, которые начинаются на карнизе и заканчиваются на коньке. Для начала нужно убедиться в правильности монтажа гидроизоляции. Вдоль ендовой контробрешетки должны быть оставлены пропуски для воды. Механические повреждения гидроизоляции должны отсутствовать. Далее необходимо усилить ендову дополнительной обрешеткой. На установленные капельники монтируются планки ендовых. Монтаж идет снизу вверх с нахлестом 20-30 см. Нижняя планка обрезается чуть ниже линии карниза и делается отбортовка. Далее монтируется уплотнитель под коньком и вдоль отбортовок планок.
Далее обрезаются листы металлочерепицы, граничащие с ендовой. В результате листы металлочерепицы должны лежать на планках ендовы, скрепляют их саморезами.
Нельзя закручивать саморезы на расстоянии от оси ендовы меньше 25 см.
При помощи резиновой киянки все зарезки выравниваются к основанию. Далее делаем монтаж обналичника ендовы. Сначала нужно смонтировать накладку, которая накладывается снизу-вверх нахлестом не менее 10 см. Закрепляем накладки ендовы к верхним точкам примыкающей металлочерепицы. Накладка уменьшает вероятность попадания снега и дождевой воды между металлочерепицей и планкой ендовы. Вода под накладкой ендовы стекает по осевой линии сгиба.
Схема устройства ендовы.
Рассмотрим правила монтажа ендов, которые начинаются на скате и заканчиваются на скате. Сначала нужно проверить качество гидроизоляции. Далее нужно смонтировать между досками шаговой обрешетки по дополнительной доске. Затем подводится металлочерепица к боковой стене слухового окна. Для этого нужно лист металлочерепицы, примыкающий к боковой стене слухового окна, обрезать так, чтобы линия реза была выше выхода ендовы не менее чем на 20 см. Далее нужно сделать вырезы по размерам слухового окна. Вдоль стенок слухового окна на лист металлочерепицы нужно смонтировать универсальный уплотнитель. На карнизный свес слухового окна устанавливается карнизная планка, монтируются планки ендовы. Нижняя часть планки ендовы обрезается по карнизу. Нижний лист металлочерепицы можно подрихтовать. В верхней части стыкуются листы правой и левой ендов при помощи саморезов. Вдоль отбортовок едовы монтируется универсальный уплотнитель.
Далее следует сделать монтаж листов металлочерепицы. Лист накладывается на ранее смонтированный лист ендовы с нахлестом не менее 20 см. Смонтируйте все листы, которые граничат с ендовой. Зазоры между листами и осевой линией ендовы должны составлять не более 6-10 см. Во время крепления обрезанных листов саморезы закручиваются в штатные места, которые располагаются на 11-16 мм ниже линии штамповки. Смонтируйте обналичную накладку снизу-вверх с нахлестом не менее 10 см. Нельзя монтировать уплотнитель между обналичной накладкой ендовы и листами металлочерепицы.
Фронтонные узлы кровли
Фронтонный узел черепицы не представляет сложностей в монтаже. Здесь укладка металлочерепицы происходит на обрешетку, а нижний выступающий край кровли подшивается вагонкой, сайдингом или деревянной доской. Фронтонные планки устанавливаются по фронтонам от карниза вверх с нахлестом, перекрывая торцовые края черепицы.
Монтаж коньковых узлов
Коньковые узлы монтируются на мансардных кровлях и на двухскатных крышах. Скаты кровли формируются по стропильной конструкции, которая состоит из обрешетки и стропильных ног. На обрешетку укладывают слой фанеры, которая закрывается паронепроницаемым подкладочным материалом. Этот материал обеспечивает вентиляцию, благодаря чему не возникает гниение деревянных конструкций. Также для вентиляции можно использовать брусья 50х50 мм. Они укладываются между стропильными ногами и фанерой. Так как коньковые узлы подвержены максимальному воздействию осадков и ветра, коньковые кровельные материалы обладают улучшенными прочностными свойствами. Такие узлы должны выдерживать большие нагрузки зимой от образовавшихся наледей и обладать хорошей герметичностью.
Коньковый узел крыши.
В самом простом случае коньковый узел формируется путем укладки и закрепления коньковой черепицы на скаты кровли. Но перед этим с нижней части нужно удалить защитную пленку. Черепица укладывается параллельно ребру, образованному скатами. При формировании конька коньковую черепицу кладут прямо на ребро таким образом, чтобы нахлест с уложенным кровельным материалом составлял как минимум 50 мм.
Более эффективным является узел, который выполняется с дополнительной вентиляцией. Здесь кровельный материал, брусья и фанера не соединяются в верхней точке, поэтому возникает необходимость монтажа каркаса конька. Он состоит из 6 брусьев 50х50мм. Они располагаются по всей длине кровли. Первый брус укладывается по верхней границе кровли, остальные параллельно ему через равные расстояния. Затем на них выполняется настил из специальной влагостойкой фанеры и листов кровли, которые соединяются в верхней точке. Далее коньковый узел закрывается специальной коньковой черепицей. Самые нижние концы каркаса закрываются карнизной планкой.
Пристенные узлы кровли
Пристенный узел кровли образуется там, где кровля примыкает в несущей стене. В этих местах герметизирующей лентой закрепляется гидроизоляционная пленка. Между стеной и пленкой следует соблюдать вентиляционный зазор. Оформляется примыкание специальным металлическим профилем с нахлестом 10 см. Затем между планкой и кровельным покрытием укладывается уплотнитель.
Насколько будет герметична крыша, зависит от качества исполнения узлов крыши. При монтаже важно соблюдать все нахлесты и закреплять саморезы на рекомендуемом расстоянии, а также проводить профилактический осмотр кровли.
Карнизный узел строительной крыши: инструкция и правила установки
Скаты крыши выполняют не только защитно-несущие функции, но и оказывают существенное влияние на формирование архитектурно-дизайнерского образа дома. В немалой степени визуальная корректировка пропорций крыши будет зависеть от характеристик свеса. Это карнизный узел, ширина и положение которого подчеркивают границы кровельных скатов. Также конструкция этого элемента может выполнять и практические задачи.
Структура карнизного свеса
Все элементы данной конструкции крыши можно условно разделить на две группы:
Для начала надо подчеркнуть, что карниз начинается в точке, где заканчивается стеновой каркас дома. Как правило, скат фиксируется в этой зоне на платформе мауэрлата – несущей балки, устанавливаемой на вершине наружной стены. Систему карнизного узла стропильной крыши продолжает «кровельный пирог» с обрешеткой и несущими планками. Это силовая конструкционная часть, которая выводит линию ската за периметр каркаса строения.
Что касается вспомогательных элементов, то их присутствие как раз и отличает скаты на стропах от карнизного свеса. Во-первых, это группа крепежных устройств с опорной доской, софитами и несущим фартуком. Во-вторых, это ряд функциональных компонентов наподобие изоляционных прослоек, водосточного желоба, системы вентиляции, капельника и других дополнений, которые включаются в конструкцию по необходимости.
Материалы для конструкции карниза
И вновь основа будет выполняться преимущественно по тем же правилам, что и стропильная система с кровлей. Чаще используются древесные элементы, металлические листы, пластиковые наборные компоненты и т. д. Например, доска будет хороша с точки зрения легкости обработки – податливая древесная структура позволит формировать самые сложные конструкционные варианты карниза. Металлические элементы обычно представляют собой стальные оцинкованные листы толщиной 0,8-1 мм. Иногда используют и алюминий толщиной 6 мм, но в плане характеристик прочности это не лучший вариант. И напротив, самым надежным будет кирпичный карнизный узел, сформированный выступающей кладкой. В частном домостроении обычно используют малую архитектурную форму – так называемый сандрик. Это небольшой кирпичный карниз, который может выполнять задачу водоотвода, визуальное разделение фасада по горизонтали и т. д. Исполнение сандрика по форме также имеет разные варианты. Так, практикуется сооружение прямоугольных, треугольных и даже криволинейных конструкций.
Нормативные параметры конструкции
Существует рекомендуемый формат организации свеса по ГОСТу, который определяет размеры карниза, выполненного из разных материалов. В частности, ширина свеса на основе волнистых асбоцементных листов составляет 250 мм, а из оцинкованной стали – не меньше 120 мм. В системах с гибкой кровлей следует делать небольшие выступы порядка 70 мм. Одна из самых распространенных схем предполагает сопряжение карнизного узла с металлочерепицей – ширина этой конструкции должна составлять 50-70 мм в зависимости от характеристик внутренних строп в подкровельном пространстве. Остальные параметры также не имеют строгой регламентации и в каждом случае их утверждает проектировщик стропильной системы.
Оптимальные пропорции свеса
Определяя конфигурацию карниза, будет нелишним руководствоваться несколькими правилами. В первую очередь, высота свеса относительно поверхности земли должна соответствовать уровню аттиковой стены. Если данная часть каркаса дома отсутствует, то карниз и вовсе может опираться на чердачное перекрытие. Имеет значение и расположение карниза относительно проемов и входных групп. В этой части следует учитывать степень затененности для окон, маскировочные свойства и органичность дизайна конструкции в единой композиции с другими элементами крыши. Например, чрезмерно узкий карнизный узел выглядит неестественно, а слишком большой может закрывать другие функциональные устройства наподобие светильников, водосточных систем и т.д.
Разумеется, как и для ската, для свеса важен правильно рассчитанный угол наклона. Эти два угла могут не совпадать между собой, так как линия карниза часто выполняется преломленной. И все же стандартом считается 45-градусный наклон, при котором можно равномерно распределить нагрузки по свесу, сохранив функциональное наполнение конструкции.
Варианты конструкционного исполнения
Принципиально форматы реализации карнизного свеса можно разделить на следующие виды:
- Неподшитые конструкции – применяются при устройстве вальмовой (четырехскатной) стропильной крыши, а также для некоторых двускатных систем. В сущности, это продолжения скатов с минимальным уклоном, но без нижних прикрывающих панелей.
- Подшитые – тоже часто используются при устройстве вальмовых и двускатных крыш, но с определенными нюансами. Дело в том, что карнизный узел стропильной крыши с подшивкой формирует техническое пространство, расширяющее функциональность конструкции. Чаще всего герметичные ниши свесов применяются в качестве скрывающей полости для электротехники – в нее встраиваются лампы, фонари и средства подсветки.
- Коробчатые свесы – разновидность карниза с подшивкой, который наилучшим образом раскрывает свои плюсы в односкатных и ломаных стропильных системах.
- Укороченные свесы – малозатратная и простая конструкция, которая дает минимальный набор функциональных возможностей, но зато меньше нагружает кровельный каркас.
Особенности карнизного узла в плоской крыше
Основные отличия данного карниза от свесов для скатных систем заключаются в отсутствии наклона и устройстве более надежной герметизации на верхней поверхности конструкции. Выступ может быть полностью горизонтальным – также продолжать линию плоской кровли, а может иметь небольшой уклон до 5 градусов. Наличие даже минимального ската облегчит процесс отвода атмосферных осадков. К слову, именно необходимостью защиты от дождевых вод и талого снега объясняются повышенные требования к изоляции карнизный узел плоской кровли и его стыков. Используется несколько слоев гидро- и теплоизоляторов, которые тщательно спаиваются, обрабатываются силиконовыми и битумными смесями. В основе карниза при этом могут быть как отдельные элементы кровельного настила, так и часть капитального каркаса в виде железобетонного перекрытия.
Вентиляционная система в карнизе
Технологически в конструкцию свеса может быть интегрирован патрубок для вывода продуктов сгорания или же обеспечения циркуляции воздуха. Кроме этого, если компоненты системы как таковые не имеют каналов проветривания, их следует создавать дополнительно, иначе в подкровельном пространстве будет образовываться конденсат. Простейшая система вентиляции предусматривает создание выпускных отверстий в той же подшивке. Обычно их формируют групповым образом с выдержкой диаметра порядка 5-10 мм. Опять же стоит отметить, что существуют доборные элементы карнизного узла, в которых уже есть готовые перфорации и отверстия для циркуляции воздушных потоков. Что касается вывода патрубков, то для них проделываются специальные отверстия крупного диаметра, которые могут выходить через стропильную систему, минуя перекрытие.
Инструмент для монтажа конструкции
Кровельные работы предполагают использование нескольких групп инструментов и расходных материалов. Так, в подготовительных мероприятиях может применяться комплекс измерительных и разметочных устройств наподобие дальномера, угломера, линейки, нивелира, маркера и т.д. Непосредственно монтажные операции выполняют следующими инструментами:
- Шуруповерт.
- Молоток.
- Киянка.
- Зубило.
- Инструмент для обработки материалов. Для металла и древесины используются разные устройства наподобие ножовки, лобзика, дисковой пилы и т.д.
В зависимости от требований проекта, подбираются и расходные материалы для карнизного свеса. Узел помимо основных сборных элементов будет формироваться монтажной фурнитурой. Это могут быть уголки, хомуты, скобы, профильные детали и стыковочные устройства.
Монтаж основы карниза
В типовой модели конструкция устраивается на основе карнизной обрешетки в нижней части ската, который, в свою очередь, или упирается в стропильное перекрытие, или же минует его, опускаясь еще ниже. Задача кровельщика заключается в соединении этих элементов посредством деревянных, металлических или пластиковых планок. Упомянутая выше кирпичная основа, как правило, устраивается на этапе возведения стеновой конструкции.
Итак, крепление карнизного узла из планок выполняется с помощью брусков или профильных металлических элементов, которые фиксируются к нижней стороне ската. Далее по установленным заготовкам формируется обрешетка, на которую в дальнейшем будет фиксироваться обшивка. Наружный край стыка обрешетки и ската необходимо также закрыть планкой, чтобы она не оставляла зазора с верхней стороны. Получается замкнутый наклонный свес без ниши в карнизном пространстве. Для его создания дополнительно потребуется установка обрешетки к стене, после чего к ее нижнему брусу от наружного края монтируется еще одна группа несущих планок.
Какой крепеж следует использовать?
В монтаже деревянных брусков, профильных компонентов и каркаса обрешетки в целом можно ограничиться гвоздями формата 0,8 мм, правильно соблюдая отступы. В случае с металлом по умолчанию применяются саморезы и болты, но массивные ответственные конструкции следует усаживать на более надежные метизы. Например, узлы крепления к карнизной плите из железобетона выполняются анкерными соединениями, а при наличии выдающейся наружу арматуры можно применять и сварку. Тяжелые металлические листы к деревянным планкам фиксируются через контробрешетку с помощью оцинкованных саморезов с уплотнителем.
Выполнение обшивки
Использовать обшивку с нижней стороны выгодно не только по причине образования замкнутого короба в подкарнизном пространстве. Сама отделка такого рода позволяет украсить конструкцию свеса, нередко устраняя его же дефекты. Собственно, решений данной задачи может быть несколько – к созданной несущей базе из обрешетки прибить ряд досок, облицевать всю площадь фанерой, или же применить сайдинговые панели, которые удобно встраивать в конструкции с разными формами и размерами. Также не стоит забывать о фронтонах, то есть боковых сторонах карнизного узла. От стропильной ноги до самой нижней точки свеса производится отделка тем же материалом, что и основная горизонтальная подшивка. Важно лишь учитывать иной характер внешних воздействий на эту сторону. Если нижняя подшивка практически не контактирует с лучами солнца, то фронтон будет принимать на себя и ультрафиолет, и различные механические нагрузки.
Заключение
Хорошо продуманная скатная система в связке с фасадом и стропильной конструкцией поможет организовать всестороннюю защиту подкровельного пространства и добиться эстетической ценности свесов. Еще на этапе проектирования важно продумать, какой еще может быть функциональная нагрузка на конкретные узлы карнизного свеса. Кровля позволяет выполнять отвод талой воды в удаленные от фундамента водосборники, но для этого потребуется соответствующий вылет свеса с элементами отправки стоков. Это же касается вентиляционной системы, которая может базироваться на аэрационных компонентах разной конфигурации. При этом каждая функция карниза должна просчитываться как по возможностям технической реализации, так и по декоративным свойствам.
узел и подшивка кровельного свеса
Свес кровли – конструкция, которая выступает за линии несущих стен дома на определенную длину (некоторые строители называют свесы коробочкой). Основной функцией свесов является их защита несущих конструкций от дождя, снега и талых вод, стекающих по крыше.
Общепринятыми нормами для длины свесов являются отрезки длиной в 500-600 мм, однако, эту величину, по желанию, можно увеличивать.
Как правило, кровельный свес устраивается за счет конструкции стропильной системы – но иногда стропила не предполагают устройства подобных выступов. В таких случаях кровельщики применяют так называемое «принудительное» продолжение стропильной конструкции. Элементы, которые образуют удлиненные стропила, называются «кобылками».
Поскольку фронтон также является незащищенной частью стены дома (или крыши), то его тоже необходимо защитить от негативного воздействия осадков в виде снега и дождя. Фронтальные свесы при этом должны иметь ширину от 500 мм и выше, а устройство подобной конструкции осуществляется с помощью доски карнизного типа.
Внизу свесы необходимо обшить для того, чтобы они дольше прослужили, а также для придания более эстетичного вида общей архитектуре дома или здания. В качестве обшивки подходит такой материал, как шпунтованная доска.
↑Интересно: фронтальные и скатные (кровельные) свесы отличаются друг от друга по своей конструкции.
Какие виды свесов существуют?
Подшитые. Их используют, в основном, на вальмовой крыше, а также на двускатных кровельных конструкциях.
Неподшитые. Самый распространенный вариант кровельных свесов, применяется практически в любой кровельной конструкции – и для односкатной, и для двускатной (вальмовой).
Укороченные. Их применяют так же, как и неподшитые – на каждой из основных кровельных конструкций.
Коробчатые. Подходят для вальмовых двускатных и односкатных кровель.
Поскольку карнизный свес кровли является своеобразным продолжением кровельного покрытия, то и тип свеса следует подбирать, учитывая и кровельную конструкцию («пирог»), и климатические особенности местности, в которой находится строительный участок.
↑Некоторые конструктивные особенности свесов кровли, выполненных заподлицо
Такие свесы применяются в тех случаях, когда стропильная конструкция не выводится за фронтальные границы несущих стен. Для «удлинения» стропил используют «кобылки», к которым будет крепиться карнизная доска.
В данном случае необходимо обязательное крепление «сливной» доски по краю стропильных ног. Это устраивается для того, чтобы предотвратить попадание влаги на торцы, а также для того, чтобы затем закрепить систему водостоков. Единственный недостаток – отсутствие защиты верхней части стены от попадания влаги.
Длина свесов в деревянном доме принимается от 550 мм, в кирпичных и панельных дома – до 550 мм. Однако, существует и минимальный свес кровли – его длина может быть и 400 мм, а вот в отдельных случаях размер достигает даже 1200 мм (вспомним постройки в Японии и Китае). Этот размер свеса может быть связан как раз с климатическими особенностями регионов.
Восточный домик с удлиненными свесами
Если же стропильные ноги «выходят» за фронтальные границы несущих стен, то устраиваются такие карнизы, с помощью которых осуществляется защита сооружения от ветра и снега. Подобная конструкция карнизной системы считается открытой, и крепление водосточных систем производится к верхним кромкам либо к боковой части стропил.
Закрытый же тип карнизного кровельного свеса образуется путем закрывания выступающих концов стропильных ног за фронтонную границу. Стропила имеют пазы с внутренней стороны, в которые вставляются детали обшивки свесов.
Другой тип свесов — фронтонный свес кровли – можно устраивать как с выступами, так и заподлицо. Тут на первое место выходит внешний вид архитектуры, а функциональная сторона обоих вариантов будет одинаково верной.
↑Какие материалы используются при обшивке свесов?
Самыми популярными материалами для обшивки свесов являются дерево и металл.
- Доски. Как правило, это материал хвойных пород, имеющий умеренную влажность древесины. Толщина такой обшивки по ГОСТу может приниматься равной 17-22 мм, а вот длина и ширина подбирается индивидуально для каждого конкретного случая.
Как крепить: с обеих сторон, с шагом до 1 м, предварительно обработав пропиткой из влагостойкого состава. В качестве пропитки можно использовать либо специальный защитный лак, либо влагостойкую краску.
Помните, что подшив свесов кровли из дерева требует постоянного ухода
Обрабатывать дерево придется периодически раз в 3-5 лет – в этом случае свесы прослужат вам дольше, и дольше сохранится их первоначальный вид.
Кроме защитного покрытия, конструкцию необходимо подвергать вентиляции. Для этого устраивают впускные отверстия из расчета 1:400 (1:600) от вентилируемой площади леса. Если правильно организовать вентиляцию, то воздухообмен будет проходить через просверленные отверстия и отверстие конька кровли. В качестве защиты от насекомых и птиц используются защитные сетки.
- Оцинкованная сталь. Эта подшивка свесов кровли представляет собой стальные листы толщиной до 0,8 мм – плоские либо перфорированные (с высотой «волн» до 20 мм). Края листов покрываются антикоррозийной краской.
- Алюминиевые листы. Их также покрывают защитным слоем, предотвращающим образование коррозии металла. Размеры листов могут находиться в пределах 6 мм (толщина), 100-300 мм (ширина), 6000 мм (длина). Крепить алюминиевые листы обшивки рекомендуют на специально предназначенные защелки.
Какая защита нужна свесам?
При монтаже карнизных свесов первое, что нужно усвоить – что неграмотный монтаж конструкции приведет к сокращению эксплуатационного срока всей кровли под негативным воздействием атмосферных явлений (сильных ветров, снега и дождя). Поэтому обшивку свеса и сам свес следует прочно связывать со стропильной конструкцией кровли.
Строители рекомендуют закреплять соединительные элементы стропильной конструкции с «коробочками».
В последнее время широко используются системы антиобледенения водостоков и карнизов крыши. Это позволяет, в первую очередь, избежать обрастания льдом водосточных труб в зимнее время. Греющие кабели прокидываются перед свесом и в водостоках. Благодаря такому «прогреванию», на карнизах никогда не скапливается лед, следовательно, не образуется ледяная корка на кровле, вес которой оказывает значительную нагрузку на свесы.
Кроме этого, любая кровельная конструкция «проживет» дольше при грамотно обустроенной вентиляции – при этом вентиляционные отверстия выполняют непосредственно в кровельном материале, а также в самой подшивке. К ним относятся вентрешетки, вмонтированные в подшивку карнизов, простые щели и зазоры между несущими стенами и подшивкой.
Интересно: для кровли из натуральной черепицы производят специальные плиты, в которых уже устроены вентиляционные отверстия.
Их, как правило, устанавливают в пятом по счету ряду от карнизных свесов.
Итак, делая вывод из вышеизложенного, следует отметить, что правильно смонтированные свесы на кровле надолго сохранят как внешний вид стен здания и самой кровли, так и их эксплуатационные характеристики.