Украшение конька крыши деревянного дома: Резные фронтоны из дерева – украшение на крышу дома – что это, фото, как сделать своими руками, размеры

Резные украшения на фасады и фронтоны на сайте «Светлица»

 Издревле резьба наносилась на элементы фасада дома: карнизы, декоротивные балясины, ставни, наличники, полотенца, столбы и опоры. Сегодня мало кто задумывается о символике резных украшений для домов. Однако красивые узоры, придуманные старинными мастерами, продолжают жить, обрастая новыми деталями. На помощь современным резчикам по дереву приходят новые технологии и высокоточное оборудование, благодаря которым можно создавать сложные и оригинальные изделия из дерева.

Каждый хозяин хочет, чтобы его дом выглядел гармонично и был красив. Чтобы добиться такого результата, во внешнем интерьере строения все детали должны быть качественными, как следует проработанными. Не только на отделку фасада здесь стоит обращать внимание – важную функцию выполняет дизайн окон, крыльца, входных дверей, фронтона.

Верхняя треугольная часть крыши (фронтон) в старину назывался очельем. Именно его украшали декоративной резьбой

особенно богато. Конек кровли. На самом верху деревянные дома часто украшаются деревянными элементами в виде скульптур коня, петуха или птицы. Фронтон крыши завершает фасадную стену строения и представляет собой торцевой участок кровли, образованный по бокам ее скатами, в основе которого располагается карниз.

 Причелины. Резные карнизные доски, расположенные на торцах бревен, которые удерживают крышу. Такие доски также называют ветровыми, они не только являются декоративным украшением фронтона, но и закрывают торцы бревен от осадков. Резьба для причелин может быть ажурной или рельефной.  Также нередко используются многослойные элементы, состоящие из нескольких рядов резных досок. Сверху, на месте пересечения причелин, располагается центральный декор, часто это символы солнца, сложные витиеватые

узоры или резные розетки и накладки.

Фриз. Резная доска, установленная на карнизе, обычно покрывается симметричным повторяющимся узором, который идентичен или перекликается с рисунком причелин.

 Полотенца. Другие названия – сережки, подкрылки. Представляют собой деревянные свесы по бокам карниза. Обычно опускаются ниже основной резной доски фриза и по виду действительно напоминают старинные праздничные полотенца.


В 19 веке украшение домов искусной деревянной резьбой стало повсеместным, и тогда же оформились традиционные стили резьбы. Резчики каждой местности имели свои излюбленные мотивы, которые постепенно стали их визитной карточкой.

Южные стили резьбы отличают более крупные элементы и просветы между ними, так как резные карнизы и наличники в большей степени служат для украшения. В условиях севера на декоративные элементы ложится большая нагрузка по защите несущих конструкций от воздействия дождя и снега, этим обусловлены меньшие просветы между декоративными элементами, затейливость резьбы, многослойность досок с декором.

 Резные функциональные  украшения для Вашего дома можно изготовить в различных стилях, их можно подобрать практически под любой интерьер. Это могут быть причудливые завитки, дивные  узоры, или классическая резьба в определенном стиле древнего зодчества, включая  обережную символику или её отдельные элементы.

Резные элементы могут быть скромными, ненавязчивыми или очень заметными и вычурными. Выбор за Вами.

 Вы можете проявить свою индивидуальность, выбрав из нашей базы, содержащей немалое  количество всевозможных форм и узоров, те из них, которые гармонично впишутся в Вашу жизнь. Или же, проявив творческий навык, Вы можете подобрать наиболее понравившиеся элементы и формы резьбы на бесконечных просторах интернета, и, поработав с ними, создать свое творение, подготовив образец.

 Выбор за Вами, определяйтесь — и пусть резьба на Вашем доме радует взгляд, и защищает от непогоды.

 

Наши изделия всегда уникальны в художественном плане, при их создании используем только качественные, максимально безопасные и экологичные материалы и компоненты, с соблюдением всех необходимых технологий.
По выбору заказчика изделие может поставляться в виде заготовки (резной панели без отделки), ошлифованным, загрунтованным, окрашенным (лакированным или тонированным под дорогие сорта дерева), с рамами из массива дерева или без них, с гравировкой отдельных элементов.
На цену влияют: объём и толщина материала, отделочные работы (покраска и т.п.), в отдельных случаях — наличие чертежей.


Работаем только под заказ, с физическими и юридическими лицами, Вы можете купить наши изделия за наличный и безналичный расчет, оптом и в розницу.

Доставка по России: Краснодар, Сочи, Новороссийск, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Республика Крым и др.
Доставка по Белоруссии: Минск, Гомель, Могилёв, Брест, Гродно, Витебск и др.

«коньки» на крышах русских изб отнюдь не случайны. Фигурный резной конек крыши дома

Естественная привлекательность и легкая обработка натуральной древесины позволяет создавать из нее прекрасные деревянные украшения для интерьера и дома. Этот созданный природой, экологичный материал проверен веками и продолжает пользоваться большим спросом в строительстве и быту.
Оригинальная резная шкатулка из дерева

Резные узоры на фасаде дома

Все чаще даже состоятельные граждане предпочитают более дорогим кирпичным строениям или бревна. И это не только дань моде, дерево — уникальный материал с живой энергетикой. Древесина прекрасно удерживает тепло и создает благоприятный микроклимат в помещении. Вместе с деревянными домами постепенно возвращается и интерес к .

В старину дома украшались резными элементами не только ради эстетики – каждый узор и орнамент имел свой смысл и служил защитой жилища и семьи от бед, нечисти и дурных людей.

Резьба наносилась на элементы фасада дома: карнизы, ставни, наличники, полотенца, столбы и опоры. Сегодня мало кто задумывается о символике резных украшений для домов.
Различные резные украшения на фасадах домов


Однако красивые узоры, придуманные старинными мастерами, продолжают жить, обрастая новыми деталями. На помощь современным резчикам по дереву приходят новые технологии и высокоточное оборудование, благодаря которым можно создавать сложные и оригинальные изделия из дерева.

Резной декор для кровли

Верхняя треугольная часть крыши (фронтон) в старину назывался очельем. Именно его украшали декоративной резьбой особенно богато:

Резьба на окнах

Не менее важным элементом украшения домов считаются . С из помощью не только достигается декоративный эффект, но и закрывается щель между оконной коробкой и стеной, а дом лучше защищен от шума и сквозняка.

Пример оригинальной резьбы на окнах
Резное оформление окон в старину также имело огромное защитное значение, ведь именно через окна и двери нечистая сила можно проникнуть в дом. Резные обереги со временем превращались в красивейшие орнаменты, которые дошли и до нас.

Резной наличник мог иметь достаточно простую конструкцию и состоять из трех, реже четырех досок, на которые наносился несложный повторяющийся узор или орнамент. Более сложное и декоративное обрамление окна включало различные элементы, многослойные резные накладки и детали:

Читайте также

Резьба деревянных наличников своими руками

Техника выполнения домовой резьбы

Стили и техники домовой резьбы соединили в себе множество школ, направлений и способов наносить резной орнамент . Деревянные украшения домов могут быть выполнены следующими способами:

Какую древесину использовать для домовой резьбы

Самой распространенной, а в северо-западных регионах лучшей, считается сосна. Достаточно прочная и удобная в обработке она хорошо подходит для изготовления резных украшений для фасада дома.
Украшение резными элементами фасада дома
Неокрашенная сосна со временем становится светло-желтой, почти медовой. Осина со с

Фигурный резной конек крыши дома

Подобные завершения отмечены у сельских жилых домов. Это традиция, которая тянется к нам из прошлых веков. Но она не устарела, так как не устарела и сама самцовая кровля. Крыша такой конструкции – двускатная. Обычно два фронтона из Рубленных бревен продолжают стены, сужаясь кверху треугольниками. Бревна этих треугольников называют самцами. Самцовые фронтоны соединяются длинными бревнами – слегами, которые образуют скаты крыши.

Далее по всей длине крыши в слеги с интервалами в метр-полтора врубаются деревянные крюки из молодых елей – курицы. В старину они действительно напоминали каких-то птиц. На эти крюки укладывались желоба – потоки. Они служили для отведения воды и для поддержания и крепления теса, которым покрывали скаты крыши. Стык тесин по верху закрепляли специальным бревном с пазом в нижней его части.

Шаблон составленной композиции полукруглой формы из контурных фигур птиц

Шаблоны составленных композиций из контурных фигур стилизованных рисунков птиц

Его насаживали сверху на тесины так, что они не двигались. Или, по старинному – не шелохнутся. Такое бревно называли охлупнем, шеломом или коньковой слегой.

Самцовые кровли в старину называли еще кровлями «по потокам» и «по курице», они бывали, как правило, безгвоздевые.

Шаблон составленной композиции полукруглой формы из контурных фигур птиц

В завершение коньковой слеги делался выступ, но чаще всего в виде какой-нибудь фигуры. Как обычно это была голова лошади, петуха, диск солнца или просто резная фигура любой формы.

Самцовые кровли в настоящее время выполняются из разнообразного строительного материала

Шаблоны для составления симметричных композиций полукруглых форм

и конструкции. Они бывают деревянные и металлические. Но по-прежнему, как и в старину, соответственно оформляется завершение крыши – конек. Такое завершение может быть разнообразным. Его можно выбрать из прилагаемых шаблонов. Выбрав один из них в соответствии с вашей крышей, контурных размеров, ее можно соответственно оформить, и тем самым украсить фасад дома (или иной постройки – бытовки, бани, сарая, гаража) – резным коньком.

Чаще всего это делают в виде резной доски, в этом; деле используется прорезная резьба.

Но чаще всего на коньке крыши устанавливался; вырезанный из деревянной доски петух, а то и це лых два.

Конек кровли старинного крестьянского дома, выполненный ажурной прорезной резьбой с использованием накладной и скульптурной резьбы

Шаблоны рисунков стилизованных птиц — петухов

Шаблоны рисунков стилизованных растений

Дань традициям

Наверх Перепланировки
  • Каталог домов
С чего начать ремонт О проекте Реклама Контакты Facebook Vkontakte Odnoklassniki Instagram Дизайн и декор
  • Квартира
  • Спальня
  • Кухня
  • Столовая
  • Гостиная
  • Ванная комната, санузел
  • Прихожая
  • Детская
  • Мансарда
  • Маленькие комнаты
  • Рабочее место
  • Гардеробная
  • Библиотека
  • Декорирование
  • Мебель
  • Аксессуары
  • Загородный дом
  • Ландшафт
  • Системы хранения
  • Коридор
  • Уборка
Строительство и ремонт
  • Фундамент
  • Кровля
  • Стены
  • Окна
  • Двери и перегородки
  • Потолок
  • Балконы и лоджии
  • Внутренние конструкции
  • Пол

Конек на крыше деревянного дома

Одно из ярких описаний коньков на крышах тоже принадлежит перу С. Есенина:
«…музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа , – заставляет нас думать об этом не как о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент.

Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях , голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека.

Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.

Деревянный дом севера строился конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому вращалось солнце, в своем ежедневном движении от востока к западу, через священную точку полдня на полотенце под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца . Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро,
плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца , будит своего хозяина».

Голубь на князьке крыльца есть знак осенений кротостью. Это слово пахаря входящему. «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего», — и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента.

Если б хоть кто-нибудь у нас понял в России это таинство, которое совершает наш бессловесный мужик, тот с глубокой болью почувствовал бы мерзкую клевету на эту мужичью правду всех наших кустарей и их приспешников. Он бы выгнал их, как торгующих из храма, как хулителей на св. духа…».

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтомучеловек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои «хоромы» и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и водежде был проведен последовательно один и тот же прин-цип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую „хороминуњ в недоступное для „навийњ убежище всех членов семьи», — пишет академик Б.А. Рыбаков (4, с. 464). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в своюочередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (2, с. 11).

Примером тому могут служить архитектурные ансамбли, находящиеся на территории музея «Тальцы». Если посмотреть на избы усадеб: Непомилуева (конец XVIII – начало XIX в., д. Гарманка Братского района), Серышева (вторая половина XIX в., д. Дубинино Нижне-Илимского района), Прокопьева (конец XIX в., д. Зырянова Нижне-Илимского района), усадьбы волостного села (конец XVIII – начало XX в.), то можно видеть одинаковой формы охлупень-конек, имеющий зубчатое строение. На всех избах охлупень четко выделяется на самомщипце крыши. Он массивен, форма его сильно стилизована. Не сразу можно увидеть в нем птицу или коня. Охлупень выполняет главное свое назначение. Для русского человекасамое главное было спасти свои «хоромы» от «мирового зла». Именно поэтому самую высшую точку дома защищают солнечный конь-охлупень и полуденное солнце на «полотенце»,спускающемся под охлупнем на избе усадьбы Прокопьева.

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни»

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Исключительно важным является наличие точно таких же причелин, с таким же струйчатым узором на избах усадеб, представленных на территории музея «Тальцы». Причелины с волнистым орнаментом мы можем видеть на избах усадеб Прокопьева (конец XIX в.), Зарубина (начало XX в.), дома-одноколка (середина XIX в.), на Спасской проезжей башне Илимского острога (1667), на Казанской церкви (1679), в усадьбе Сотой (конец XVIII – начало XIX в.). Семантика узоров этих причелин дает нам идеограмму воды в виде переплетающихся струй и более устойчивое, удерживающееся с середины XIX века, изображение «женских грудей» в виде повторяющихся простых волн, как на причелинах Казанской церкви и башни Илимского острога, или в виде парных изображений двух грудей, образующих в своей повторяемости волнистый узор, который изображен деревенским мастером на подзорах крыши ворот усадьбы псаломщика, на причелинах фриза домов усадьбы Прокопьева и Сотой.

Причелины усадеб музея «Тальцы» конца XVIII – начала XX века показывают оба воплощения идеи небесной воды — и ритмично расположенные по всей причелине «женскиегруди», и парные их изображения. «Домовая резьба XIX века содержит почти все элементы небесно-водяной символики (известные нам по Новгородской резьбе): схематическоеизображение пары женских грудей, зафиксированное находками XIII–XV веков, широко бытует в домовой резьбе Русского Севера» (1, рис. 73, 85, 88).

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набороморнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища;путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Такое «полотенце» можно увидеть в одной усадьбе музея — усадьбе Прокопьева. Оно находится точно под коньком охлупня, в месте нахождения полуденного солнца. «Полотенце» имеет простой «городковый» орнамент по нижнему краю, солярного знака на нем не изображено. Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Интересной формой выделяются повалы на всех избах усадеб, находящихся в экспозиции музея «Тальцы». Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Это мы можем увидеть на избах Непомилуева (конец XVIII – начало XIX в.), Московского (конец XVIII в.), Серышева (вторая половина XIX в.), Сотой (конец XVIII – начало XIX в.). На этих избах повалы имеют почти одинаковый вид стилизованных бегущих лошадок (коней). Не сразу можно увидеть форму коня. Морда коня совсем не натуралистична. Только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

В усадьбе Сотой повалы имеют форму не одного, а двух коней, расположенных друг над другом, как бы бегущих в табуне. В доме-одноколке (середина XIX в.) (усадьба псаломщика) повалы имеют совсем иную форму. В этой усадьбе все декоративное убранство выполнено в одном стиле. И конек, и повалы, и оформление наличников окон вырезаны в виде трехъярусных зубчатых линий. Весь декор избы-одноколка пронизан символикой «небесной влаги» — живоносной воды богини-матери.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стилебарокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Наличники изб усадеб музея «Тальцы» несколько выделяются из группы барочных наличников, распространенных по всей Западной и Восточной Сибири. Мы видим барочныеэлементы наличников только на двух избах — Непомилуева и Зарубина.

Усадьба Зарубина построена в начале XX века, когда художественная обработка дерева достигла расцвета. Поэтому из всех представленных в экспозиции музея наличников наличники избы Зарубина наиболее отражают характерные для сибирского барокко композиции и элементы.

На верхней доске видна архаичная система из трех солярных знаков-кругов, что вполне согласуется с семантическим значением трехчастной экспозиции из трех солнц (утреннее, вечернее, полуденное), описанной исследователями домовой резьбы (Б.А. Рыбаков и др.). Но в то же время по левому и правому краям имеются барочные завитки и верх-ний край доски обработан в виде барочной композиции. В центре доска напоминает «досчатое полотенце» под охлупнем крыши, по бокам сжатое «кудриной». Подоконная доска (нижний край наличника) украшена в виде волнистых линий, символизирующих «небесные хляби» или «грудие росное». В целом орнаментация наличника избы Зарубина не выделяется особо пышной резьбой, присущей избам севера России. Орнаментальные мотивы наличника очень скромны и немногочисленны.


Наличник окна дома Непомилуева, Фото А. Голендеева. 2006 г.

Если сравнивать наличники в усадьбах Зарубина (начало XX в.) и Непомилуева (конец XVIII – начало XIX в.), то можно сделать некоторые выводы. Композиции на верхней и нижних досках наличников имеют большое сходство. На наличниках окон избы Непомилуева также имеется трехчастная композиция из солярных знаков, средний круг более крупный, по бокам круги имеют «вытянутый хвост», похожий на архаичные «крины-ростки». По бокам верхней доски наличника тоже имеется два барочных элемента — прорезные дуги. Верхняя часть наличника — трехчастная композиция, напоминающая архаичную «женщину с птицами (конями)».

Из сказанного можно заключить, что, скорее всего, наличники избы Непомилуева — это новодел или время их бытования указано не совсем точно.


Коньки на постройках усадьбы Прокопьева, Фото В. Щербина. 2006 г.

Наличники других усадеб не имеют декоративной резьбы. Это усадьбы Сотая, Московского, Прокопьева, Серышева. На избах этих усадеб верхний край наличников ровный, прямой, без барочных элементов. Нижняя подоконная доска также прямая, без украшений.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

E-mail

Мой мир

Внешний декор бревенчатого дома своими руками

Мы продолжаем публикацию статей на тему «Бревенчатый дом своими руками«

Эту статью мы посвящаем внешнему декору дома из бревна, а именно такому способу украшения фасадов, окон и дверей как прорезная резьба! 

Прорезная резьба своими руками

После окончания строительства бревенчатого дома или бани возникает желание сделать его уникальным и неповторимым. Один из способов оформления сруба снаружи — прорезная резьба. Ничего сложного в изготовлении элементов отделки дома с фрагментами прорезной резьбы нет! Для выполнения работ Вам понадобится небольшой набор инструментов, наждачная бумага, лака красочные материалы и, конечно же, наличие свободного времени.

Для начала проведем небольшой экскурс по терминологии внешних отделочных элементов бревенчатого дома, бани.

Балясины это вертикальные фигурные стойки ограждений балконов, террас, лестничных маршей, лестничных площадок и т. д.  Балясины могут быть изготовлены как из дерева, так и из камня, металла, пластика, мдф …

 

 

 Кронштейны это элементы крепления к вертикальным плоскостям (стенам) карнизов, светильников, кашпо и многого другого.

 

 

 Очелье это резная верхняя часть наличника


Пилястры это вертикальные украшения имитирующие колонны поддерживающие какие либо верхние элементы архитектуры.

 

Подзор это резная нижняя часть наличника

 

 

Полотенцы это резные украшения свесов крыши, или декоративный свес конька крыши.

 

 

Розетты это элемент декоративной отделки сруба в стиле русской архитектуры, представляющий собой круглый орнамент 

 

Филенки это резные украшения вставляемые в раму, будь то двери, мебельные фасады или наружные украшения бревенчатых домов

 

 

Узоры это различные элементы орнамента, угловые украшения и т.д.

 

Орнаменты это узоры, повторяющееся в определенной последовательности. Используются для украшений свесов крыши, для длинных элементов отделки…

 

  Если Вы решились собственноручно украсить свой бревенчатый дом элементами прорезной резьбы, Вам понадобятся электроинструменты: электролобзик с пилкой для фигурной резки, дрель со сверлом, шлифмашинка и, если доска нестроганая, рубанок.

Материал

 В качестве материала следует брать сухую строганую доску подходящего размера толщиной 10-30 мм без сучков и синевы, лучше всего подойдет липа или осина, но подойдет и сосна.

Выбор рисунка

 Далее выбираем рисунок и делаем шаблон из плотной бумаги, картона, пластика. При выборе рисунка старайтесь избегать мелких узоров и тонких вытянутых элементов. Переносим рисунок на доску, обводя шаблон карандашом.

Процесс создания

Затем сверлом делаем отверстия в удаляемых элементах узора в середине доски, для запиливания. Теперь можно начинать работу лобзиком, стараясь не останавливаться на середине изгиба узора, во избежание неровностей и «ступенек».

 Когда все элементы будут выпилены, следует зашкурить все неровности, заусенцы и следы карандаша. После чего можно приступать к покраске.

 

 

Украшение конька крыши дома своими руками

Помимо красоты, которую дают украшения крыши на коньках, они являются полезными в конструктивном отношении, если крышу делают из теса — устраняется возможность протечки на коньках.

Для украшения крыши коньком необходимо: верхний стык закрывают продольной тесовой доской а вдоль всего конька так, чтобы шириной доски была закрыта вся щель. С другой стороны украшения крыши конька прибивают такую же доску б и ею закрывают щель между крышей и доской а. Верх доски б сострагивают, чтобы у нее получилась горизонтальная часть в виде кромки шириной около 2,5 см. Кромку полезно просмолить или проолифить, а уже потом на нее устанавливают в вертикальном положении ажурные порезки, которые с помощью двух нижних галтелей в плотно зажимаются снизу. Галтели прибивают гвоздями к доскам а и 6, а также к вертикальной доске г. Для получения дополнительной устойчивости доски г ее на некоторой высоте крепят на гвоздях еще двумя верхними галтелями.

Концы галтелей вдалбливают в шпили, устанавливаемые на концах украшения крыши конька.

Для украшения крыши шпили делают из сосновых брусков сечением от 11 х 11 до 13 х 13 см. Нижние их концы вдалбливают в стропильные ноги, а для придания жесткости соединения применяют согнутые нужным образом (по месту) железные полосы, которые крепят в вертикальном положении к стропильным ногам.

Снизу шпили также, как и коньковые порезки, обкладывают галтелями, чтобы они плотно закрывали щели между шпилем и примыкающими к нему досками кровли.

Нередко вместо шпиля ставят украшение в виде лошадиной головки или украшают короткий шпиль изображением петуха.

Коньковые украшения крыши шпаклюют, олифят, после чего красят масляной краской не менее двух раз.

  1. Фронтоны крыши дома: устройство, отделка
  2. Деревянные лестницы для дома и дачи: процесс изготовления своими руками
  3. Деревянные заборы для дачи своими руками — общие рекомендации
  4. Деревянные стеновые панели в интерьере: выбор и монтаж своими руками
  5. Шикарные деревянные ворота под старину своими руками
 Загрузка …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *